Управление

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УПРАВЛЕНИЕ
искусство соотнесения целей деятельности со средствами с позиции ее эффективности. (См. менеджмент, управленческие науки).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

УПРАВЛЕНИЕ
сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Управление
процесс упорядочивания (обеспечения порядка) относительно какой-либо цели или качества.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 349-352.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Управление
функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программ.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

УПРАВЛЕНИЕ
функция организованных систем любого характера (материальных, культурных, политических и пр.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима оптимальной деятельности, реализацию их программ и поставленных задач и целей.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

УПРАВЛЕНИЕ
любое изменение состояния некоторого объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели; особая функция сложных систем, непосредственно направленная на упорядочение, сохранение и повышение целостности системы, ее организации.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Управление
в биологии) — одна из важнейших функций системы (см. Система). Обеспечение ее целостности и определенной структуры, поддержание режима деятельности, включая обменные процессы, рост и развитие, реализацию генетически и экологически заложенных программ и целей с помощью эволюционно закрепленных физико-химических и психолого-поведенческих реакций внутреннего и популяционного взаимодействия и отношений с внешней средой. Управление в биологии осуществляется с помощью специализированных механизмов, прежде всего нервной и гуморальной систем (через жидкие среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость), а также поведенческих особенностей, выражающихся, в частности, в этологическом доминировании, других внутривидовых и межвидовых взаимосвязях. Управление и самоуправление — необходимые свойства всех, биологических систем — от макромолекулы до экосистемы биосферы. (См. Система(ы) биологическая(ие)).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Управление
неотъемлемый элемент организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), функция этих систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание обменных процессов, режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное У. есть воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранение качественной специфики, совершенствования и развития либо, напротив, с целью его разрушения. Есть множество форм управления - через государственные средства массовой информации и через "агентов влияния", в качестве которых могут быть люди, организации, средства печати и каналы телевидения, оплачиваемые зарубежными государствами и проводящие стратегии, разрушающие культуру народа и исторические традиции этноса. Известно, что культуру уничтожить невозможно, но можно разложить ее изнутри. Именно такую ориентацию и держат различные деструктивные силы в "открытом обществе" на постсоветском пространстве.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Управление
функция организованных систем (см. Система) различной природы: биологических, технических, социальных, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ. В 20 в. управление стало предметом исследования кибернетики. Современные исследования обнаружили информационную природу управления (см. Информация, Кибернетика). Условием реализации управления является наличие цели; необходимого отклонения параметров функционирования сложной системы от нормы в границах диапазона, характерного для данной конкретной системы; наличие быстрой обратной связи (от объекта управления к управляющему субъекту); постоянного обмена веществом, энергией и информацией с внешней средой. Самым сложным является управление в социальных системах, так как представляет собой комплекс управленческих структур взаимосвязанных по вертикали (государственное управление) и по горизонтали (управление в рыночных условиях).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

УПРАВЛЕНИЕ
Термин «управление» имеет русскую этимологию, определяемую древнерусским словом «праведный» и старославянским «право».
Управление – 1) «элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности [127, С. 704]». Управление – «воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения» [77, С. 11]; 2) наука управления; 3) объект – аппарат управления, структура (например, подразделение), включающая субъектов, осуществляющих управление.
Управление, осуществляемое субъектом, может рассматриваться как элемент, функция, система, воздействие, способность, деятельность, процесс, результат, выбор и т.п. Объединяет эти описания рассмотрение управления как вида практической деятельности (управленческой деятельности) [73]: если управление – это деятельность управляющего органа, то осуществление этой деятельности является его функцией, процесс управления соответствует процессу его деятельности (управленческой), управляющее воздействие – ее результату и т.д.
Литература: [69, 73, 77, 127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

УПРАВЛЕНИЕ
(Steuerung) — преднамеренная направленность действия; категория, получившая завершенный характер лишь в XX в. Тесно связанная с категориями движения и действия, она не анализируется ни Аристотелем, ни более поздней онтологией или учением о категориях. Хотя движению и действию присущи определенное направление или цель, процесс придания преднамеренной направленности ни в явлениях природы, ни в сфере человеческих действий не истолковывался раньше как принцип возможности управления. Вплоть до возникновения кибернетики он относился прежде всего к техническим конструкциям. В противоположность причинно-направленным механическим процессам мы рассматриваем закономерно протекающие, повторяющиеся процессы в сложных — преимущественно органических — структурах как обусловленные устройством (конституцией) самих этих структур и связываем управление этими процессами с глубинно заложенными в них «механизмами». Подобным выводам способствуют сегодня знания, достигнутые в молекулярной биологии. Таким образом, как современные электронные устройства, так и органические структуры и основанные на взаимодействующих потоках информации процессы в социальной сфере способны к автоматическому самоуправлению, что не имеет ничего общего с причинно-механическим процессом. Их дальнейший прогресс в решающей степени зависит от ускорения обработки информации. В этом аспекте и человеческие действия интерпретируются как управляемые волей, что не может не сказаться на дальнейшем развитии учения о сознании.
Лит. см. Кибернетика.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Управление
В толковых словарях русского языка под управлением, как правило, понимается руководство, направление, распоряжение кемлибо или чем-либо. Там же говорится, что управлять, это значит: 1) пользуясь какими-нибудь приборами и приемами, приводить в движение, направлять ход чего-либо; 2) руководить, распоряжаться деятельностью, направлять работу кого-либо или чего-либо; 3) направлять чьи-нибудь поступки, быть побудительной причиной, руководящим началом чего-либо. В более узком контексте оптимальное управление техноценозом (ТЦоптимизация) представляет собой обязательное для исполнения организационно-техническое воздействие на объекты посредством взаимосвязанных процедур рангового анализа: параметрического нормирования, интервального оценивания, прогнозирования, а также нормирования потребления ресурсов с учетом ТЦ-критерия, основанного на законе оптимального построения техноценозов. В техноценозе одновременно должны реализовываться методы управления двух системных уровней: 1) функциональное управление техническими изделиями в составе пространственнотехнологических кластеров; 2) оптимальное управление техноценозом в целом. Суть оптимального управления техноценозом (речь идет о втором уровне) в значительной степени сводится к управлению процессом потребления ресурсов с целью получения максимального положительного эффекта при минимальных затратах на всестороннее обеспечение. Отдельные процедуры оптимального управления техноценозом на определенных этапах общего алгоритма направлены на изменение номенклатуры функционирующих технических изделий.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

УПРАВЛЕНИЕ
функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное У.— целенаправленное воздействие на об-во для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой об-ва, общественным характером труда, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности. У. как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой-то цели. Осн. этапы процесса У.: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление на этой основе цели (целеполагание); выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. На практике наблюдаются два типа социального У.: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на об-во происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи и т. п.), второе предполагает наличие специальных органов У., действующих по заданной программе. Из социального У. как особые его отрасли выделяются У. государственное, У. производством, У. в технике и др. Новые проблемы, связанные с совершенствованием У. при социализме, возникли в связи с осуществлением в нашей стране радикальных реформ во всех сферах общественной жизни.

Источник: Философский энциклопедический словарь

УПРАВЛЕНИЕ
рефлективная форма воспроизводственной деятельности, имеющей предметом саму деятельность, соответствующие социальные отношения. У.
нацелено на совершенствование способности преодолевать противоречия воспроизводственной деятельности в процессе соизмерения субъекта У.
выступает как рефлективный уровень дуальной оппозиции, как деятельность формирования меры развития воспроизводственного процесса, соответствующих социальных отношений. У. существует как ряд дуальных оппозиций, прежде всего: личность как субъект У. - целостное сообщество (общество в целом, община, патриархальная семья, предприятие, ведомство и т.д.) как субъект У.
У. всегда существует как диалог между разными уровнями общества. Для традиционной цивилизации характерна низшая форма У., т. е. регулирование.
Оно функционирует в рамках сложившихся, неизменных социальных отношений.
Собственно У. выходит на первый план в результате победы организационной революции.
Развитие У. - важнейший аспект человеческой истории. Оно включает способность осваивать все новые специфические формы социальных отношений; отношений, связанных с личностным развитием, воспитанием, технологических отношений, организационных отношений, отношений, связанных с собственностью и т. д., превращать их в предмет управления развитием.
Каждый нравственный идеал дает свою интерпретацию У., например дуальная оппозиция: авторитарный соборный нравственный идеал совпадает с оппозицией: централизованное - децентрализованное У.
Нравственная оппозиция: традиционный - либеральный идеал связана с оппозицией: регулирование - управление и т. д.
У. всегда выступает как преодоление противоречия между исторически сложившимися потребностями субъекта и предметными возможностями. Это противоречие разрешается рефлективной деятельностью, по крайней мере в тенденции способной разрешать противоречие между ними, изменяя потребности и социальные отношения, находя между ними меру, следуя социокультурному закону.
У. не следует путать с манипулированием, стремлением подчинить принимаемые управленческие решения случайному сочетанию случайных потребностей и элементов ситуации.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

УПРАВЛЕНИЕ
способность биологических и социальных систем посредством накопления, преобразования и передачи информации направлять и корректировать разнообразные проявления их внутренней и внешней активности. Основное назначение управленческих структур заключается в обеспечении планомерного характера функционирования и развития биологических и социальных систем. При этом конкретная направленность к вид планомерного процесса могут быть самыми разными. В конечном же счете управление, будучи специфической формой накопления и использования полезной информации, выступает в качестве антиэнтропийного фактора, обеспечивающего сохранение и повышение уровня организации живых систем в ходе эволюционного процесса на Земле. Бытие любой системы управления предполагает наличие управляемого объекта, управляющего устройства, каналов прямой и обратной связи. Функционирование системы управления носит циклический характер. Обобщая, можно выделить следующие стадии единичного цикла управления: I) получение управляющей системой информации; 2) переработка информации (формирование информационных моделей, направляющих и корректирующих активность систем); 3) передача информации исполнительным органам; 4) обратная связь. Важно учитывать весьма сложный и своеобразный характер выражения систем управления в биологическом и социальном мире, способы формирования которых могут варьировать от структурных, с явно выраженными каналами управленческой связи, до статистических, в которых обмен информацией происходит в случайном режиме. До кибернетики в науке имелись в основном следственные (функциональные) объяснения управления. Оно определялось посредством указания на его функции: координация, упорядочение, регулирование и др. С возникновением в 40-х гг. XX столетия кибернетики - науки об управлении - были открыты общие закономерности управления, обоснована информационная природа этого феномена. С этого момента стало возможным использование законов управления для создания автоматизированных технологий, робототехники и в других целях. В этой связи постиндустриальную, информационную стадию цивилизации правомерно рассматривать и как эпоху широкого применения в различных сферах И областях Общественной жизни разнообразных искусственно созданных управляющих устройств.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Управление
(Stewardship).
Греч. oikonomia  "управление домом". Управление чьимлибо имуществом и/или делами. Человек, осуществляющий подобную деятельность, называется управляющим, управителем (oikonomos  "закон дома") или надзирателем (epitropos). Функции управляющего восходят к институту рабства, когда хозяин назначал раба управлять домашними делами; в его обязанности также могло входить обучение и наказание домашних, особенно других рабов и детей. Классический пример управляющего  Иосиф в доме Потифара (Быт 39:46). Концепция управления делами получила выражение в нескольких местах НЗ, особенно в рассказе о неверном управителе (Лк 16:18; ср. Мф 20:8; Лк 12:42). В древних папирусах чаще всего "попечителем" или "домоправителем" назывались лица, приставленные к маленьким детям (Гал 4:3). Государственных чиновников тоже могли называть "управителями" (oikonomos , Рим 16:23; в синод, пер.: "казнохранитель") или "надзирателями" (epitropos ,  Лк 8:3; в синод, пер.: "домоправитель").
Представление о том, что Бог поставил человека управлять миром, вытекает из рассказа о сотворении мира (Быт 13): человеку дается право господствовать над всем творением, за исключением самого себя. В НЗ слово oikonomia, когда оно не используется в своем обычном смысле, подразумевает обязанности управлять дарами Божьими, особенно применительно к проповеди Евангелия. Метонимически "управление делами" может относиться к приуготовлению Богом будущего христианского мироздания (Еф 1:10; 3:9); из контекста здесь ясно, что согласно замыслу Божьему человек наделяется правом благовествовать. Эта идея прямо выражена в 1 Кор 9:17; Еф 3:2; Кол 1:25; 1 Кор 4:12; Тит 1:7. В широком смысле сфера "управления " включает всех христиан и все благодатные дары Бога (1 Пет 4:10). Необычное употребление слова oikonomia обнаруживается в 1 Тим 1:4, где оно, по всей видимости, относится к наставлению христиан в вере. К управителям, поставленным Богом, как и к управителям на службе человека, предъявляется требование верности, т.е. точного исполнения порученного.
Современный акцент на "управлении делами" вполне оправдан, но может заслонить тот факт, что у христианина оно связано в первую очередь с Евангелием, к-ром у должны служить и деньги христианина, и вся его жизнь.
EL. Fisher (пер. Ю.Т.) Библиография: J. Goetzmann, NIDNTT, II, 247 ff.; J. Reumann, "Oikomonia  Terms in Paul in Comparison with Lucan Heilsgeschichte", NTS 13:147 ff.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

УПРАВЛЕНИЕ
способность материальной системы сохранять свою качественную определенность, поддерживать динамическое равновесие со средой, совершенствоваться. Процессы У. присущи не всем материальным образованиям, а лишь сложным подвижным (динамическим) системам — биологического, социального порядка, а также созданным человеком автоматическим устройствам. Эти системы обладают свойством сохранять свои основные параметры в условиях изменяющейся среды, способны к самовоспроизведению, самосовершенствованию, целенаправленному (целесообразному) поведению (в искусственно созданные устройства эти свойства заложены, запрограммированы человеком). У., противодействие дезорганизующему влиянию среды осуществляется самой системой, внутренне присущими ей механизмами. Следовательно, У. выступает как самоуправление. Понятие «У.» в таких науках, как биология, социология, сформировалось уже давно, однако наиболее общее представление о нем было выработано кибернетикой. Вместе с тем кибернетика изучает процессы У. с формальной, структурной, главным образом количественной стороны, безотносительно к специфике, содержанию системы, в к-рой они происходят. Поэтому кибернетический анализ У. должен быть углублен содержательным анализом, основанным на методологии диалектического материализма. Особую важность такой анализ приобретает в теории и практике У. обществом, представляющим исключительно сложную, многоплановую систему. У. внутренне присуще обществу на любой ступени его развития, оно вытекает из общественного характера труда людей, из необходимости общаться в процессе трудовой деятельности, обмениваться ее продуктами. У. подвержено социальное поведение людей, поскольку они всегда действуют в условиях общественных систем, коллективов (формации, класса, группы), предъявляющих к ним определенные требования (правового, этического и т. п. порядка). В обществе существуют два типа У.— стихийное и сознательное. Примером первого типа У. может служить регулирование общественного разделения труда, установление хозяйственных пропорций через действие закона стоимости, рыночной стихии при капитализме, в этом случае конкретные цели и действия отдельных людей не совпадают с тенденцией движения системы в целом. Сознательное У. связано с активной целенаправленной деятельностью людей, осуществляется обычно через специфические социальные институты (государство, партии и т. д.). Оно носит конкретно-исторический характер, определяется социально экономической природой общественного строя. При социализме в силу господства общественной собственности на средства производства впервые делается возможным сознательное У. производством, обществом в целом, опирающееся на научное познание закономерностей общественного развития. Общая цель У. при социализме — оптимальное использование этих закономерностей, мобилизация всех ресурсов для решения задач коммунистического строительства.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

УПРАВЛЕНИЕ
связь, открывающая социальные аспекты существования культуры. В своем общенаучном определении У. обозначается как универсальное сущностное отношение, которое присуще любым функционирующим системам (биологическим, техническим, социальным), а также взаимоотношениям людей практически во всех сферах их деятельности. Теоретические и прикладные проблемы У. разработаны в кибернетике, теории информации и менеджменте. В то же время понятие У. в его социокультурном и гуманитарном измерении изучается в социологии и социальной культурологии. Мировоззренческое значение У. непосредственно связано с проблемами развития социальной сферы и человеческой деятельности, их организованности, саморегулируемости и взаимодействия всех составных частей и структур. В любой системе У. представляет собой целенаправленный процесс, сопровождающийся упорядочением и самоорганизацией существующих и возникновением новых отношений и их форм при обязательном наличии прямой и обратной связей между объектами этой системы. Значение У. в области культуры зависит от того, в какой степени она, будучи одним из главенствующих видов человеческой деятельности, является в своем развитии и основных функциях той составной частью социальной системы, которая должна подвергаться регулированию, упорядочению и нормированию. В то же время связь с проблемами У. объясняется важнейшей общественной ролью культуры: через мораль, образование, религию, художественную культуру, воспитание, исторически сложившиеся традиции и обычаи она активно участвует в процессах социализации и адаптации человека к определенному типу общества. В целом понятие У. указывает на базовое соотношение между цивилизацией как организационной формой развития общественно-экономических и технологических процессов и культурой, преимущественно связанной с ценностными, духовными и гуманитарными сторонами жизнедеятельности людей. Недаром наиболее разработанными являются вопросы У. в различных областях цивилизации: в промышленности, технологических процессах, информационно-коммуникационных системах, административно-хозяйственной сфере и деятельности социальных институтов. Особую специфику получает У. в сфере духовной культуры, где решающее значение имеет свободная идеально-проективная, творческая деятельность человека, как правило, тесно связанная с гуманитарными и эстетическими ценностями. В этих условиях свои организационные и рациональные функции по отношению к культуре цивилизация осуществляет через государство, которое в современном мире остается основным органом, регулирующим культурные процессы. Общими целями государственного У. духовной культурой являются формирование мировоззрения, поддержка позитивных ценностных, моральных и социальных ориентиров, развитие общественной активности, формирование общественного мнения, системы образования и воспитания. Как отмечается в отечественной культурологии, по своим формам государственное У. культурой может быть централизованным, территориальноадминистративным и функционально-ведомственным, что дополняется деятельностью общественных творческих организаций и практикой добровольной финансовой поддержки отдельных культурных направлений и мероприятий (Б.С. Ерасов). Основными стилями государственного управления принято считать административно-командный, бюрократический, административно-правовой, правовой и демократический, что сочетается в современном обществе с развитием системы местного самоуправления и сотрудничеством различных общественных культурных организаций.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

УПРАВЛЕНИЕ
функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими функциями управления считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.
Интерес к проблемам управления возник езде в период Античности (Аристотель, Платон), когда отдельные аспекты управления начали изучать применительно к социально-политическим системам, прежде всего к государству. Но только с началом промышленной революции в 18—19 вв., когда действительно встал вопрос о плановой научной организации труда и администрации, началось бурное развитие научного управления.
При философском анализе проблемы управления основное внимание отводится категориям субъекта и объекта (управление как субъект-объектное взаимодействие), цели и средств (управление как целеполагание), сознательного и бессознательного и пр.
Операциональный анализ проблемы управления развивается в русле кибернетики, теории систем, теории автоматического регулирования. Разработано строгое математическое доказательство того, что заданная цель управления достижима не при любых начальных условиях. Согласно «принципу необходимого разнообразия» (У. Р. Эшби), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на нее. Доказано также, что принципиальной особенностью любых креационных систем является существенно более низкий уровень разнообразия по сравнению с аналогичными естественными, эволюционными. В создании искусственных систем всегда участвует принцип «отсечения лишнего». Человек упрощает окружающий мир, чтобы получить возможность овладеть, управлять им. Поэтому в искусственных системах порядок и разнообразие противостоят друг другу. Управление в кибернетике построено на этой противоположности. Как только машина начинает работать, в ней появляется упорядоченность, которая начинает уничтожать царящую неопределенность. Эта особенность — появление информации — и позволяет нам управлять кибернетическими системами. Уменьшение разнообразия посредством информации является одним из основных методов регулирования, потому что поведение системы становится более предсказуемым.
Для биологических систем характерно действие других принципов управления. Эволюционное развитие в отличие от технического прогресса сопровождается приумножением не только порядка, но и разнообразия. Упорядоченность возникает как некая надстройка, дополнение к хаотическому движению. Выделяют два уровня управления биологической системой: организменный и поведенческий, первый из которых воспроизводится наследственно и ориентирован на самосохранение вида или экосистемы, второй — обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой, В социальных системах развивается особый уровень управления — культуры как системы инструментальных и символических средств, среди которых особую роль играют нормы, ценности, традиции и институты. В примитивных обществах социализация индивидов, формируя достаточно жесткую систему ценностей и социальных ролей, выполняет основные функции управления. Хранителем культурного наследия при этом выступает традиционное групповое сознание.
В феодальных обществах такой традиционный механизм управления в основном сохраняется, но при этом возникают новые специфицированные системы управления — церковные, правовые, политические и пр. Культура управления при этом носит сугубо элитарный характер, поскольку вертикальная и горизонтальная дифференциация ролей передается в основном по наследству.
С возникновением товарного производства и началом промышленной революции получают самостоятельное значение не только правовые формы регуляции социальных процессов, но и конкурентные механизмы управления (особенно в среде экономики и политики). За этим следует все более детальная регламентация режима управляющей деятельности (административная и техническая регламентация). В современных высокоразвитых обществах сложилась многоуровневая система управления, которая включает: 1) традиционные личностные отношения (семья); 2) профессиональные отношения; 3) рыночные (конкурентные) отношения; 4) государственное регулирование; 5) идеологические отношения и средства массовой информации.
В кон. 20 в. наука утратила оптимистическую веру в возможности социального управления упорядочить мир человеческих отношений, заложенную в эпоху Просвещения. Две мировые войны, унесшие миллионы жизней, кровавые диктатуры всех образцов — от нацизма до большевизма, ядерные испытания, аварии на атомных станциях — вот далеко не полный перечень «управленческих катастроф 20 в.».
В научных анализах и экспертных оценках стали преобладать идеи тотального кризиса управления, потери управления, стратегической нестабильности. На смену оптимистическим взглядам на управляемое социальное развитие и историческую эволюцию пришла «теория катастроф».
Многие ученые сделали вывод, что «...весь разработанный концептуальный арсенал классической общей теории систем и кибернетики оказался достаточным только для того, чтобы описать системы, не изменяющиеся во времени, линейные по структуре (организации) и жестко детерминированные» (Новик И. Б., АбдуллаевА. Ш. Введение в информационный мир. М„ 1991, с. 4).
В современной науке идет активный поиск новых, альтернативных подходов к управлению, призванный вывести общество из кризиса, преодолеть стратегическую нестабильность. Лит.: АтаевА.А. Управленческая деятельность. М,, 1990; Бачило И. Л. Организация государственного управления. М., 1991; Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада. М., 1998.
И. А. Василенко

Источник: Новая философская энциклопедия

УПРАВЛЕНИЕ
элемент, функция организов. систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определ. структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У. как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качеств. специфики, совершенствования и развития есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, обществ. характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.
Труд, материальное и духовное произ-во, распределение и потребление невозможны без определ. организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью У. У. с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Каждое общество всегда предъявляет определ. требования к человеку, социальным коллективам. В обществе сложились два типа механизма У.- стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; его воздействие автоматично но своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, напр., рынок - осн. регулятор капиталистич. экономики, гл. управляющая сила произ-ва и определяемой им всей системы обществ.отношений. Под влиянием совр. нроизва и науч.-технич. революции в капиталистич. странах широко распространены гос.-монополистич. программирование, регулирование экономики, обществ. отношений и духовной жизни, к-рые способны ослабить рыночную стихию, однако не в состоянии отменить ее.
Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознат. факторы У., постепенно формируются специфич. обществ. институты - субъекты У., т. е. система орг-ций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.
Факторы У. в ходе истории претерпели глубокие изменения - от У. посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе до У. обществом на науч. основе в условиях социализма.
Границы У., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономич. отношений, характера социально-политич. строя. В классовом обществе сознат. У. приобретает классовый характер и осуществляется в интересах господствующего класса (или группы классов).
В бурж. обществе У. основано на частной капиталистич. собственности, а гл. целью буржуазии, управляющей обществом посредством гос-ва и др. орг-ций, является упрочение собств. господства. В социалистич. обществе У. основано на обществ. собственности, а его целью является развитие и совершенствование произ-ва, всех обществ. отношений, культуры для все более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся. Управляют обществом, непосредственно или через представит. органы, сами трудящиеся. В условиях социализма У. приобретает науч. характер. «Только социализм, - писал В. И. Ленин, - даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния» (ПСС, т. 36, с. 381). Социализм - общество, создаваемое планомерно усилиями нар. масс под руководством Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва на основе науч. познания и практич. использования объективных закономерностей. Управлять обществом научно - это значит познавать обществ. закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия обществ. развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способности преодолевать или нейтрализовать внутр. и внеш. негативные воздействия; проводить реалистич. политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения социальных сил. Т. о., науч. У. обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на обществ. систему в целом или на ее звенья (сферы обществ. жизни, отрасли экономики и т. п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистич. общества и достижения поставленных целей - решения задач коммунистического строительства. Науч. У. предполагает активный процесс познания обществ. закономерностей, тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности. По мере развития социализма объем и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а объем и значение стихийных регуляторов сокращаются. При совр. уровне развития техники и науки неуправляемыми остаются нек-рые стихийные силы природы, оказывающие заметное влияние на развитие ряда отраслей экономики, в особенности с. х-ва. Не поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колх. рынке, бракосочетания, вкусы и потребности людей и т. п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом случайно, в массе своей они носят статистич. характер и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена. Это создает возможность учета и влияния на них.
Ленин придавал огромное значение вопросам науч. У., рассматривая его организацию как одну из осн. задач социалистич. и коммунистич. строительства. Коммунистич. партия, Ленин на основе марксистско-ленинской теории разработали осн. принципы социалистич. У.: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеологич. проблем; единство хоз. и политич. руководства; демократич. централизм - сочетание планового централизов. начала с широкой демократией, использованием инициативы масс; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфич. проявления в конкретных историч. условиях; принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс вопросов У.; терр.-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-терр. подход с отраслевым, и др. Партия, Ленин разработали вопрос о субъекте У. социалистич. обществом как системе гос. и негос. орг-ций и учреждений, руководимых Коммунистич. партией; осн. требования к работе аппарата У.: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание науч. и адм. сторон, системность, организованность и др.; пути подготовки и совершенствования кадров У. Принципы У. находят конкретное выражение в гос. У., У. экономикой и т. д.
У. предполагает осуществление субъектом У. ряда последоват. операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематич. обмена информацией между компонентами обществ. системы, а также данной системы с окружающей ее средой. Информация позволяет субъекту У. иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленч. решения.
В результате науч. У. обществом сов. страна добилась огромных успехов во всех областях жизни. Усилиями народа под руководством Коммунистич. партии в СССР построен развитой социализм, к-рый требует и позволяет обеспечить гармонич. развитие всех сфер обществ. жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономич., социально-политич. и идеологич. проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких науч.-технич. и экономич. преобразований, сочетать экономич. рост с решением широких социальных задач - повышением благосостояния трудящихся, ускорением движения общества от классовой дифференциации к социальной однородности, дальнейшим подъемом культуры. Все это выводит вопросы У. за рамки компетенции только специфич. органов У., руководителей и циалистов, вызывает необходимость участия в их решении всех парт., сов., хоз. орг-ций, всех коллективов трудящихся.
В развитом социалистич. обществе значительно возросли возможности У. в связи с резким повышением уровня знаний и проф. подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. Значит. развитие получила наука и технич. средства У., в особенности электронно-вычислит. техника, создаются автоматизиров. системы управления (АСУ). КПСС, отмечая успехи в совершенствовании У., в то же время постоянно подчеркивает необходимость выработки новых организац. форм, методов и средств У. Задача науч. У. обществом состоит в том, чтобы полнее использовать преимущества и возможности социалистич. общества, обеспечить его эффективное функционирование и развитие, успешное движение к коммунизму.

Источник: Советский философский словарь

УПРАВЛЕНИЕ
функциональный элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая а) сохранение их определ. структуры, б) поддержание установленного режима деятельности и в) реализацию явно или латентно заданной программы этой деятельности (достижение цели). В науч. и филос. лит-ре по проблемам У. выделяются такие его аспекты, как создание разнообразия – применительно к У. в кибернетич. системах (У. Эшби), сознат. воздействие на социальные процессы – применительно к обществ. экономич. системам. Отд. аспекты У., первоначально лишь в применении к социальным (политич.) системам, рассматривались начиная с античности (Платон), в особенности же с 18–19 вв. Особенно серьезное стимулирующее воздействие на научную разработку проблем У. оказала пром. революция и возникшие на ее основе постановки вопроса о плановой организации общества (социальный утопизм) или отд. его элементов (науч. организация труда и администрации и т.д.). Проблемы У. обществом были впервые научно разработаны марксизмом. Развитие абстрактных, логич. и математич., концепций и схем У. происходит в последние годы в русле кибернетики, теории систем, теории автоматич. регулирования и др.; ряд выработанных в этой связи понятий (система У., обратная связь, информация, датчики, контур регулирования и др.) получил определ. методологич. значение. Важную роль сыграли также исследования биологич. регулятивных систем и конструирование сложных автоматов в технике. Практически- операциональный угол зрения на У. ("управленческий" в технико-организационном или административном смысле) обычно рассматривает проблемы эффективности заранее определ. механизма У. при заданных условиях его функционирования; У. при этом сводится к намеренному воздействию на соответствующий процесс. При философском анализе проблемы У. в центре внимания оказываются категории субъекта и объекта, цели и средств, сознательного и бессознательного и т.д.; в последнее время в науч. лит-ре существует тенденция представить упомянутые общеметодологич. категории и схемы У. в качестве элементов филос. знания. Специфическим для социологич. а н а л и з а является рассмотрение как функций, так и природы механизмов У. в социальных системах различного уровня. Для живых (биологич.) систем характерно обособление двух уровней У. системы: организменной и поведенческой, первая из к-рых воспроизводится наследственно, ориентирована на самосохранение вида или экосистемы; вторая обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой. В определ. ситуациях можно рассматривать управляющие системы организма, популяции, или биоценоза как ориентированные на повышение эффективности соответств. деятельности; в применении к биосфере или виду в целом такая т. зр. неоправданно телеологична. Специфич. особенностью социальных систем является развитие еще одного уровня У. – культуры как системы инструментальных и символических средств (знаний, норм, ценностей, воплощенных в социальных институтах, орудиях, сооружениях и пр.). Существенно различение трех подсистем У., относящихся соответственно к 1) о р г а н и з а ц и и связей и отношений данной системы, задающих ее структуру (тип разделения труда для общества, межличностные отношения для малой группы, система ценностных ориентаций для личности и т.д.); 2) поддержанию установленного р е ж и м а деятельности данной системы (задача социального контроля, функциональными элементами к-рого выступают нормы социальные, образцы, санкции; подсистема в целом действует по принципу обратной связи, поскольку определ. отклонения от установленного режима приводят в действие соответствующие механизмы); 3) реализации программы достижения определ. цели – наиболее общей функции У., включающей в себя обе отмеченные выше. Этич. дилемма "цели и средств" (постановка к-рой возможна благодаря типичной для практич. сознания фиксации отд. узлов деятельности, причем цель предполагается как бы заранее существующей) в социологич. анализе У. выступает как сопоставление вариативных программ действия, в к-рых "цель" задана в виде нек-рой последовательности действий. Различаются универсальные, направленные и диффузные системы У. Первая из них ориентирована на "всех и каждого" (напр., юридич. закон), вторая – на определ. адресата, к-рым могут быть отд. личности и организованные группы (директива), третья же не имеет конкретного адресата и обращена "ко всем, кого это касается", т.е. определ. информация может использоваться различными адресатами в соответствии с их интересами, способностями и т.д. В сложной социальной системе направленное У. обычно организовано иерархически (напр., адм. система), универсальные и диффузные же процессы У. не обязательно иерархичны (право, система массовой коммуникации). Различие в способах ориентации определяет и характер "емкости" соответств. канала У.: только направленные процессы У. способны обеспечить передачу "команд", диктующих содержание отд. актов или приводящих в движение ранее фиксированные программы, в то время как диффузные (и "универсальные") каналы служат для трансляции семиотич. средств У. (мировоззренч. системы, ценностные ориентации, эмоциональные состояния). Передача подобных средств создает предпосылки для восприятия, интерпретации, реализации определ. команд. Система У., действующая в условиях определенности, является жестко (ригидно) детерминированной, поскольку управляющее воздействие однозначно определяет реакцию "адресата", или статистически детерминированной, если специально задается относительно широкий спектр возможных реакций. Напр., если в совр. обществах рабочее время распределено весьма жестко, то формы использования досуга определяются решениями отд. индивидов, причем социальные и культурные рамки этих решений заданы с силой статистич. закономерности. В условиях неопределенности (поскольку не может быть известен результат отд. воздействия) формируются системы опосредованного У. – напр., в сферах рыночных отношений, применительно к распространению культурных стандартов (познавательных, оценочных и др.). Воздействие на такую систему может осуществляться через факторы среды (напр., установление монополии на определ. продукты) и через изменение универсального средства (напр., регуляция цен, воздействие на массовый спрос при помощи средств коммуникации). При определ. допущениях отношения управляющих и управляемых структур могут рассматриваться как отношения субъекта и объекта У., в реальной же обществ. системе ввиду иерархичности системы У., взаимообусловлен-ности ролевых ожиданий, отношений поддержки и т.д. "субъект" выступает в качестве оператора У., исполняющего определ. функции в его системе и обладающего нек-рой степенью свободы выбора решений. В качестве оператора могут выступать личности (отд. индивиды, групповые и культурные лидеры), организации, социальные ин-ты, в т.ч. персонализованные (монарх, лидер). Если в первобытном обществе носители социального авторитета непосредственно выступают представителями "общей воли", то в классово дифференцированных обществах в механизм У. входят как иерархически организованные и специализированные системы принятия решений, так и не менее разветвленные системы массовой поддержки (представит. органы, средства идеологич. воздействия). Согласно "принципу необходимого разнообразия" (У. Эшби), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на нее. В социальных системах это требование реализуется благодаря: а) иерархизации системы У., уменьшающей разнообразие в управляемых структурах на каждом уровне; ту же задачу попутно решает и функциональная специализация; б) упрощению самих показателей разнообразия. В качестве критериев эффективности У. могут выступать либо оптимизация заданного параметра управляющей системы (быстродействие, масштабы, устойчивость и т.д.), либо адаптация к меняющимся условиям внешних систем (среды), позволяющая обеспечить самосохранение и достижение соответств. целей. Историч. типы обществ. систем могут рассматриваться под углом зрения характерных для них механизмов У. В примитивных обществ, формах социализация индивидов, задающая жесткую ценностную структуру личности, соответствующую столь же ригидной структуре социальных ее ролей, выполняет осн. функции У.; оперативные его формы сравнительно просты и "естественны", поэтому роли операторов У. мало специфичны. Универсальным хранилищем культурного наследия являются традиционное групповое сознание; с этим связан непосредственно коллективный и ритуально-практич. характер действующих в обществе семиотич. систем ("языков культуры" – морального, юридического, философского). В "азиатских" и феод. социальных формах этот традиционный механизм У. почти полностью сохранен, но над ним надстраиваются б. или м. дифференцированные системы У. (политические, правовые, нравственные, церковные и пр.), призванные обеспечить "предел. режим деятельности индивидов и групп в масштабах общества, отвечающий интересам господствующих классов. Наследственно воспроизводимая вертикальная и горизонтальная дифференциация ролей обусловливает элитарный характер культуры, т.е. передачу по наследству определ. специализации, специфич. групповых норм и пр. (в этом смысле элитарна не только политич. и художеств., но и земледельч. культура; собственность здесь тоже выступает в качестве наследств. привилегии). С развитием обособленных от культового действия символич. систем (правовых, политич., моральных) формируются семиотич. средства фиксации соответств. нормативных и ценностных стандартов. Оперативные же формы У., как правило, не подлежат специальной фиксации. В период капиталистич. развития получают самостоят. значение правовые формы регуляции режима социального действия, конкурентные механизмы У. в социальных процессах различной природы (экономич., политич., культурных), все более формально регламентированные системы оперативного, технич. и адм. У. (на предприятии, в политич. механизме, армии). Целенаправленное У. выступает здесь на первый план первоначально на уровне личности и семьи (ориентация на личный успех, максимизацию прибыли), в дальнейшем получают определ. развитие элементы целенаправленного У. в монополизированной сфере гос. регулирования. Это, в свою очередь, требует все более детальной регламентации режима деятельности (адм. и технич. регламентация). Механизм передачи культуры максимально институционализируется, деперсонализируется, как и механизм социального контроля. Дальнейшие изменения в типах социального У., связанные с эпохой гос.-монополистич. капитализма, характери-зуются тенденцией к распространению целенаправленных оперативных (админи-стративно-технич.) форм У. на мн. сферы социальной жизни, на деятельность гос-ва и др. институтов; параллельно происходит развитие системы массовой коммуникации и соответствующая "массификация" социальной организации и культуры. Отсюда, с одной стороны, колоссальный рост масштабов и специализации "оперативного" У. (экономич. планирование, технизация и сциентификация систем У.), с другой – приобщение масс к пассивному, "потребительскому" соучастию в У. (через механизмы потребит. спроса и буржуазной политической демократии). Традиционное разделение авторитетов (включая сложную дифференциацию власти и контроля, а также различение светских и священных, правовых и нравственных, устойчивых и мобильных нормативных систем) предельно рационализируется и упрощается. Тем самым создаются условия для возникновения в определ. ситуациях (см. Фашизм) систем "тотального" У., исключающих автономию отд. уровней, сфер и субъектов У. в обществе. В бурж. обществе складывается "многоэтажная" система У., включающая след. уровни: а) традиционных личностных отношений (семья); б) проф. и культурных групп; в) "менеджериальных" практически – рациональных отношений в рамках предприятия; г) "рыночных" (конкурентных) регулятивных систем У. в условиях неопределенности; д) принятия решений в масштабах общества (гос-во и его органы); е) идеологич. отношений, воздействие на к-рые осуществляется через систему пропаганды и массовой коммуникации. Социализм придает принципиально новое содержание и значение механизмам У. социальными процессами. Ликвидируя связь механизма У. с какими бы то ни было наследственно привилегированными классами, социализм превращает У. в явную функцию обществ. системы, привлекая широкие массы к участию в различных его механизмах. Система У. социалистич. обществом включает в себя механизмы правовой, адм., нравств. регуляции обществ. отношений, планово-директивные и экономич. рычаги воздействия на народнохоз. сферу, органы политич. и нравств. воспитания. Решающей особенностью системы У. социалистич. обществом является подчинение всех ее элементов и уровней руководству Коммунистич. партии, к-рая определяет программу и критерии обществ. развития, соотношение ближайших и перспективных задач, направляет деятельность гос. учреждений, обществ. орг-ций и масс трудящихся на их реализацию. Коммунистич. обществ. формация выступает в качестве чрезвычайно сложной целенаправленной управляемой системы, в к-рой все механизмы поддержания и изменения наличной структуры и нормативной регуляции обществ. деятельности прямо или косвенно определяются программой социалистич. и коммунистич. строительства. Формулировка конкретных положений этой программы в соответствии с реальными условиями развития, потребностями и возможностями общества, непрестанное совершенствование всех механизмов У. является при социализме предметом постоянного внимания парт. и гос. органов, научной и социальной мысли. В совр. условиях наиболее существенными звеньями в совершенствовании У. социалистич. обществом стали повышение науч. уровня планирования, внедрение наиболее эффективных методов организации труда во всех областях, развитие системы учета и контроля, широкое использование электронно-вычислит. машин в сфере У. Одна из важнейших составных частей этого процесса – повышение роли науки в У. обществом, в частности науч. обоснования гос. решений и анализа социальных аспектов экономич. и технич. изменений (экспертные функции науки в системе социального У.). Другая особенность совр. развития системы У. социалистич. обществом – внедрение новых методов экономич. стимулирования в нар. х-ве и соответств. изменения в стиле руководства различными сферами обществ. жизни. Мероприятия, осуществляемые в рамках экономич. реформы, призваны более эффективно использовать заинтересованность, инициативу и самодеятельность предприятий, коллективов и масс трудящихся в дальнейшем развитии нар. х-ва и У. обществом. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2–3, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24–25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Соч., 4 изд., т. 27; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 33; Винер Н., Кибернетика, пер. с англ., 2 изд., М., 1968; Бир С., Кибернетика и управление произ-вом, пер. с англ., М., 1963; Эшби У., Конструкция мозга, пер. с англ., М., 1964; Бернштейн ?. ?., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Каценелинбойген А. И., Овсиенко Ю. В., Фаерман Е. Ю., Методологич. вопросы оптимального планирования социалистич. экономики, М., 1966; Проблемы научной организации управления соц. промышленностью, М., 1966; Наука – техника – управление, пер. с англ., М., 1966; Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Шмальгаузен И. И., Кибернетич. вопросы биологии, Новосибирск, 1968; Афанасьев В. Г., Научное управление обществом, М., 1968: Ланге О., Оптимальные решения, пер. с польск., М., 1967; Weber M., Theory of social and economic organization, N. Y., 1947; Parsons T., The social system, 2 ed., Glencoe (Ill), [1952]; Beer S., Decision and control, N. Y., 1966; Deutsch К. W., The nerves of government, N. Y., [1966]. См. также лит-ру при ст. Кибернетика, Система. Ю. Левада. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
375.81 кб

Управление в социально-философском и социологическом понимании

Гелих Олег Яковлевич
Популярность термина «управление» и исключительная широта его понимания, к сожалению, не всегда позволяет увидеть сущность и собственно рационально-человеческую природу этого великого явления.
Читать PDF
153.29 кб

Философско-социальные проблемы техники: управление рисками в социотехнических системах

Курочкина Л. Я., Иванов Д. В., Куликов С. С.
В статье рассматриваются вопросы неоднозначного всестороннего развития техники, ее влияния на естественную среду обитания человека.
Читать PDF
311.64 кб

Дискурсивное управление социальной динамикой глобальных процессов: социально-политическая сфера

Орлов Михаил Олегович
В наше время все более стала заметна тенденция различных государств к взаимному сотрудничеству или противостоянию. Межгосударственные контакты и связи выходят на иной качественный уровень.
Читать PDF
92.88 кб

Традиция и управление

Дворянов Сергей Викторович, Тимощук Алексей Станиславович
Раскрываются проблемы управления российским обществом с точки зрения национального менталитета, традиционных архетипов
Читать PDF
166.92 кб

Управление свободой

Вязова Екатерина Валерьевна
Читать PDF
306.45 кб

Управление коммуникацией. Критические замечания к теории коммуникации

Белоусов А. Б.
Читать PDF
256.20 кб

Управление и бюрократия

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
217.22 кб

2011. 02. 008. Орланов Г. Б. Социальное управление и социология власти // социология власти. - М. ,

Читать PDF
102.06 кб

Маркетинговое управление продажами в условиях развития рыночной конкуренции

Поповский Сергей Николаевич, Кукаева Людмила Ивановна
В статье рассмотрены особенности маркетингового управления продажами в конкурентных условиях.
Читать PDF
177.43 кб

Организация и управление как антропологическая и социально-философская проблема

Семенова С. А.
Предметом рассмотрения в статье выступают организация и управление как антропологический и социально-философский феномен. Особое внимание уделяется взаимосвязи управления и культуры.
Читать PDF
175.60 кб

Динамическое децентрализованное управление параллельным вычислительным процессом

Малашонок Геннадий Иванович, Добычин Александр Михайлович
Обсуждается схема децентрализованного управления параллельным вычислительным процессом для рекурсивных древовидных алгоритмов.
Читать PDF
327.73 кб

Социальное управление в контексте проблемы типологии обществ

Григоренко Дмитрий Евгеньевич
Выявлены критерии адекватности социального управления жизни обществ различного типа.
Читать PDF
696.14 кб

Проектирование и управление нравственно-ориентироваными ситуациями

Клепиков Валерий Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Идеология и государственное управление в условиях формирования российского гражданского общества

А. В. Громов
Читать PDF
0.00 байт

Управление как категория и многоаспектное явление

Елкина Ольга Сергеевна
В статье рассматривается понятие «управление» как многоаспектное явление. Управление это теория и практика жизни общества.

Похожие термины:

  • Центральное духовное управление буддистов России

    Было создано в 1922; существовало до 30-х гг.; возобновило свою деятельность в 1946. Имеет свой устав. ЦДУБРФ избирается Духовным собором, являющимся высшим органом буддийских общин в России. В марте 1996 Ц
  • ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БУДДИСТОВ СССР

    верховный орган, осуществляющий руководство всей деятельностью сов. буддистов. В 1922 на первом съезде буддистов бурят-монгольских автономных областей ДВР и РСФСР был организован Центральный Духо
  • Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран CHI’

    Учреждено указом императрицы Екатерины II от 22 сент. 1788 как Оренбургское магометанское духовное собрание. Открыто в Уфе 4 дек. 1789. Глава Духовного собрания муфтий избирался мусульманским обществом
  • Управление церковью

    (Church Government). Существует три формы церковного управления  епископальная, пресвитерианская и конгрегационалистская, причем каждая имеет черты, сближающие ее с двумя другими. Напр., в епископальных ц
  • ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    в менеджменте науки и образования: осуществление управления, управляющих воздействий т.о., чтобы ориентировать деятельность управляемого объекта на достижение определенных ранее поставленных ц
  • ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    управление на расстоянии объектами (аппаратами, машинами, техническими системами) посредством сигналов, передаваемых на каждый объект по индивидуальным линиям связи.
  • НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    управление, опирающееся на научную организацию труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия решений. Научный подход к управлению сформировался в начале XX в., его прародителем счит
  • Духовное управление мусульман Европейской части России

    выборный орган, осуществляющий руководство деятельностью исламских религ. орг-ций, находящихся на территории Московской, Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Вологодско
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

    совокупность целенаправленных действий государства, обеспечивающих баланс интересов участников инновационного процесса, включая авторов созданных на средства государственного бюджета объект
  • Управление, государственное

    (Government). Свидетельство Библии. С точки зрения Библии государственное управление одно из средств, учрежденных Богом, чтобы править тварным миром при посредстве человека. В этом смысле государствен
  • Научное управление обществом 

    сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики, производственные объединения, предприят
  • ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль.
  • Оптимальное управление

    управление, позволяющее достичь требуемого результата наилучшим образом в соответствии с критерием.
  • ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    управление режимом работы объекта по заранее заданной программе, напр. программное управление космическими аппаратами реализует требуемую траекторию их полета. Программное управление технолог
  • УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ

    совокупность мер, направленных на организацию научной деятельности, повышение ее продуктивности и эффективности. Различают управление наукой на уровне отдельной научной организации (научный ме
  • УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

    1) воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Это свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественн
  • управление восприятием

    Единого общепринятого способа работать со стимулами, с которыми придется столкнуться органам чувств не существует, тем более при уровне и сложности данных, подлежащих анализу, тем более без упрощ
  • УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

    широко распространенный в управленческой среде термин, представляющий собой кальку с английского «Time-management» и обозначающий элемент управленческой культуры, связанный с умением рационально орга
  • АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    управление техническим объектом (процессом, прибором, машиной, системой) в соответствии с заданной программой без непосредственного участия человека. Осуществляется с помощью технических средст
  • УПРАВЛЕНИЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ

    управление, при котором управляющее лицо, орган управления фиксирует отклонения от заранее намеченного плана, программы и принимает меры к устранению отклонений.