УПАНИШАДЫ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Упанишады
санскрит), древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутреннего смысла; гл. источник религиозно-философской системы веданты.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

УПАНИШАДЫ
древнеиндийские произведения религиозно-философе ко го характера, примыкающее к Ведам и определявшие исключительное воздействие на развитие индийской духовной традиции. Являются источником самых разных религиозных и философских направлений.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Упанишады
санскр. – сокровенное знание) – заключительная часть вед, их окончание; основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. Разнообразное содержание упанишад подчинено практическим целям достижения духовного «освобождения».

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

УПАНИШАДЫ
с санскрита – "учение, полученное у ног учителя") – сборник древнеиндийских текстов религиозно-философского характера, примыкающее к Ведам – первоначальным древнеиндийским источникам. Упанишады являлись источником брахманизма и индуизма в целом. Наибольшее влияние имели в период IX-V вв. до н.э.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

УПАНИШАДЫ
один из разделов вед, древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП - Ш вв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений. ЦИ - основное понятие китайской философии, первоначально означающее воздух, дыхание, а затем - первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци поднимается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная - опускается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля.

Источник: Тематический философский словарь

УПАНИШАДЫ
санскр. - сокровенное знание) - религ.-филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с 7—3 вв. до н. э., кончая 14-15 вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. - обоснование брахманизма и ряда идей, легших в основу буддизма .(учение об ахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии атмана (индивид, души) и брахмана (божеств, души) составило догмат мокша - освобождение от цепи индивид, рождений.

Источник: Атеистический словарь

Упанишады
индусские писания. Это название означает «сидеть рядом» или «сидение рядом» и может употребляться для обозначения тайной мистической доктрины, учения или собрания текстов, которые с VIIIв. до Р.Х. стали называться «последние из Вед» (См.: Веды). И содержание, и доктрины Упанишад разнообразны: от трактатов по атеизму до благочестивого теизма, представляющих, таким образом, широчайший спектр философских школ и представлений. Тринадцать классических Упанишад были составлены между VIII и IVвв. до P. X.; однако многие более поздние произведения называются так же, хотя некоторые из них датируются XVв.

Источник: Новые религиозные движения.

УПАНИШАДЫ
от санскр. ира - рядом и sad - сидеть с учителем) - древнеинд. произв. религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры приблизительно с 800 до 500 до Р. X. Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т. д.), Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и - в отличие от Вед - переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие инд. мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений. См. Индийская философия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

УПАНИШАДЫ
(от инд. upa — «рядом» и sad — «сидеть» — букв, «сидеть рядом с учителем») — значительные в философском плане тексты «тайных учений» в рамках Вед, определяющие духовное развитие древнеиндийской культуры с 800 по 500 до н. э. Упанишады сменили старые сборники предписаний жрецов, брахманов, которые не удовлетворяли больше пытливый индийский дух. Основная идея периода упанишад, в отличие от периода гимнов древневедийского времени, носящих жизнеутверждающий характер, сводится к оценке всего бытия как страдания (см. Индийская философия).
W. Ruben, Die Philosophie der U., 1947; E. Hanefeld. Philos. Haupttexte der älteren U., 1976; B. Singh. The Philosophy of the Upanishads. New Delhi, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

УПАНИШАДЫ
(санскр. - тайное учение) - общее «наименование разл. религ.-филос. трактатов, относящихся преим. к эпохе образования классового общества и кастового строя в Др. Индии. Количество У. доходит до 250. Наиболее древние из них были созданы в первой пол. I тысячелетия до п. э. У. комментируют Беды, разбирают вопросы происхождения мира, отношения материи и «души», сущности «богов» и т. д. Осн. задача У. - обоснование гл. догматич. положений брахманизма. Вместе с тем, в У. встречаются и изложения атеистич. и материалистич. взглядов, - напр., учения, по к-рому первоосновой мира считалось одно из материальных начал - вода, огонь, воздух и т. п. В нек-рых У. говорится, что после смерти человека его «душа» и сознание прекращают существование. Т. о., У. служат одним из источников изучения атеизма и материализма в Индии, хотя в целом они и направлены к противоположной цели. В. И. Кочнев

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

УПАНИШАДЫ
один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении мн. вв. Наиболее древн. У. относятся к 7—3 вв. до н. э. Ведические боги и обряды наделяются в У. философским содержанием, истолковываются как аллегорические изображения человека и вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер. На вопрос о природе высшей реальности, с познанием к-рой все остальное становится известным, в У. дается идеалистический ответ: это то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти; это брахман — духовная основа мира, к-рой тождественна духовная сущность человека — атман. Чтобы избавиться от круговорота новых рождений на земле, человек, по учению У., должен отдаться размышлению о единстве своей души (атмана) с брахманом. В У. получили отражение и материалистические идеи, с к-рыми приходилось бороться их авторам. Это были идеи, считавшие первоосновой мира одно из материальных начал — воду, огонь, воздух, свет, пространство или время — и отрицавшие существование души после смерти человека. Комментарии к У., написанные Бадараяной (2 в. н. э.) и затем Шанкарой (8 в.), стали основой Веданты.

Источник: Философский энциклопедический словарь

УПАНИШАДЫ
сс. Произведения, продолжающие традицию вед, содержащие толкования смысла вед. Предполагают, что они были созданы в период VIII в. до н.э. — XVI в. н.э. Наиболее древними считаются «Чхандогья», «Брихадараньяка», «Тайттирия», «Айтарея», «Каушитаки», «Кена». Учение считалось тайным, название означает сокровенную передачу знаний ученику, «подсевшему к ногам учителя». Известны некоторые имена авторов — составителей упанишад: Аджаташастру, Аруна, Джанака, Уддалака, Шандилья, Шетакету, Яджнявалкья и др. Каноническими признаются 108 текстов, тринадцать из которых считаются откровениями (шрути), полученными свыше и записанными в 700—500 гг. до н.э. К упанишадам восходит множество учений, сюжетов, идей, развитых в различных направлениях, эпохах, жанрах, странах. Они были известны в античном мире и переведены на многие язы ки. В упанишадах впервые представлены сведения из области космологии, теологии, сотериологии, онтологии, гносеологии. Раскрыты такие понятия, как карма, мокша, сансара, авидья, джняна. Некоторые тексты имеют двойное прочтение, одно — буквальное, на мирском уровне, и другое — на более высоком, философском. В современную литературу из упанишад вошли такие выражения, как «Тат твам аси» («То есть ты»), открывающее человеку его единство со всем миром, «Ахам Брахмасми» («Брахман — это я»), открывающее ему его божественную сущность, и др.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

УПАНИШАДЫ
(букв, сидение у ног учителя) — древнеиндийские религиозно-философские тексты, входящие в разряд литературы вед. У. считаются сутью ведической мудрости, таинственными, глубокими сочинениями. Традиционно насчитывается 108 У., но в реальности их больше 200. В основном У. создавались после I в. н. э. Самые ранние У. — «Брихадараньяка» и «Чхандогья» (ок. VIII—VII вв. до н. э.). В список наиболее авторитетных У. также входят «Тайттирия», «Айтарея», «Кена», «Катха», «Иша», «Мундака», «Прашна», «Мандукья», «Каушитаки», «Шветашватара», «Маханараяния» и «Майтри». Они неоднократно комментировались индуистскими мыслителями. Основой мироздания У. признают Брахман — совершенную, вечную сущность, невыразимую в слове, источник всех вещей. Брахман тождествен Атману, сокровенному духовному началу, носителю индивидуальных свойств. Тезис о тождестве Атмана и Брахмана — основное учение У. Постижение этого тождества приносит знающему освобождение (мокша), что выражается в выходе за пределы круговорота рождений-и-смертей (сансара). У. противопоставляют внешней ритуальной деятельности внутренний ритуал — познание: знание освобождает, тогда как действие (карма) способствует только вовлечению в мир сансары. Высшее знание обретается в особом, запредельном состоянии сознания. Благодаря незнанию Брахмана (авидья) индивид терзается различными страстями, привязывающими его к изменчивому миру. Незнание не снимается рациональным путем, и для его преодоления У. чаще всего обращаются к методикам йоги. Ряд поздних упанишад («Дхьянабинду», «Атмабинду» и др.) целиком посвящены разработке йогических тем: система чакр феномен кундалини, йогические позы (асана), пранаяма, медитация и другие. Кришнаизм почитает У. как священные произведения (особенно «Ишу»). Высоко оцениваются У. и в тантризме, который заимствует из них много философских и практических идей. Некоторые тантрические тексты по форме являются У. (например, «Каула», «Трипура»).

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

УПАНИШАДЫ
санскр. упанишад, букв. - сидение около, т. е. вокруг учителя с целью познания истины, отсюда позже - сокровенное знание, тайное учение), др.-инд. произведения религ.-филос. характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного внутр. смысла; гл. источник религ.-филос. системы веданты. Корпус У. составляют 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к 6-3 вв. до н. э., а позднейшие к 14-15 вв. н. э. Наиболее ранний слой У. образуют «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Таиттирия», «Айтарея», «Каушитаки» и «Кена». Неск. позже были составлены «Катха», «Иша», «Шветашватара», «Мундака», «Маханаряна», к-рым придана метрич. форма. След. группу образуют более поздние У.: «Прашна», «Майтри», «Мандукья».
Развивая темы и понятия Вед (космология, тема ика, идея единства всего сущего, концепция пуруши, отчасти атмана и брахмана и т. п.), У. вводят их в рамки более последоват. монистич. системы и - в отличие от Вед - переносят центр тяжести с внешней на внутр. сторону явлений. Место ритуала и обрядности занимает в У. внутр. ритуал, связанный с «путем знания» (в противоположность «пути действия»), повышенным интересом к человеку, к нравств. аспекту жизни, к проблеме освобождения от мира объектов и страстей, достигаемого растворением индивидуальной души в мировой, познанием тождества с высшей реальностью - брахманом. Именно в эпоху У. формируются первые филос. проблемы; У. изобилуют вопросами типа: «Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется пуруша, человек, представляющий собой верховный дух?» («ШветашватараУ.»). В центре У.- учение о природе мировой души, о единстве брахмана и атмана, о выборе пути к освобождению (мокша); все конечное, согласно У., имеет ценность лишь как отражение вечного. В У. уже намечается акцент на самопознании как высшей форме познания, ибо познание атмана («Я») есть путь к познанию брахмана.
У. оказали исключит. влияние на развитие инд. мысли, явившись - помимо веданты - источником идей для самых разных религ. и филос. направлений. Велико влияние У. на учение «Бхагаватгиты»; мн. черты объединяют с У. санкхью, йогу, отчасти мимансу. Буддизм разделяет с У. учение о карме, о соотношении бытия и небытия. Идеи У. были впервые систематизированы Бадараяной в «Брахмасутре»; особое развитие они получили в веданте, прежде всего у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось во взглядах Раммохан Рая, Ганди и др. Идеи У. оставили значит. след и в европ. философии, начиная с Шопенгауэра.

Источник: Советский философский словарь

УПАНИШАДА
Санскр.) Переводится как "эзотерическая доктрина", или
толкование "Вед" с помощью методов "Веданты". Третье
подразделение "Вед", добавленное к "Брахманам" и рассматриваемое
как часть Шрути, или "открытого" слова. Все же, как записи, они
намного старше "Брахман" - за исключением двух, все еще
сохранившихся, приложенных к "Риг-Веде" айтарейинов. Индусские
пандиты объясняют термин Упанишада как "то, что уничтожает
невежество, и таким образом производит освобождение" духа, путем
познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на
что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: "И вы будете
знать истину, и истина освободит вас" ("От Иоанна", XIII, 32).
Именно из этих трактатов "Упанишад" - которые сами суть отголоски
первичной Религии Мудрости - и выросла система философии Веданты.
(См. "Веданта".) Все же, сколь бы древними "Упанишады" ни были,
востоковеды не признают за старейший из них происхождении ранее
600 г. до Р.Х. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне
приблизительно не более двадцати остались неискаженными. Они
касаются очень глубоких, метафизических вопросов, таких как
происхождение Вселенной; природа и сущность Непроявленного
Божества и проявленных богов; связь, основная и первичная, духа и
материи; универсальность ума и природа человеческой Души и Эго.
"Упанишады" должны быть намного древнее времен Буддизма, так как
они ни высказывают предпочтения, ни отстаивают превосходство
браминов как касты. Напротив, в наиболее древних из них
возвышается именно (теперь) вторая каста, Кшатрии, класс воинов.
Как утверждает профессор Коуэлл в "History of India" Эльфинстона:
"от них веет свободою духа, чуждой всем ранним трудам, за
исключением "Риг-Веды". ...Великие учителя высшего знания и
брамины постоянно изображаются, как идущие к Царям Кшатриям,
чтобы стать их учениками". "Цари-Кшатрии" в древности, подобно
Царям-Иерофантам Египта, были хранителями высочайшего
божественного знания и мудрости, Избранными и инкарнациями
первичных божественных Наставников - Дхиани Будд и Кумар. Было
время, эоны до того, как брамины стали кастой, или даже были
написаны "Упанишады" - когда на земле были лишь одни "уста", одна
религия и одна наука, а именно, речь богов, Религия Мудрости и
Истина. Это было до того, как прекрасные просторы последней,
опустошенные народами, говорящими на многих языках, заросли
сорняками умышленного обмана, а народные верования, порожденные
самолюбием, жестокостью и самостью, разбили единую священную
Истину на тысячи осколков.

Источник: Теософский словарь

УПАНИШАДЫ
санскр. upa-ni-sad - сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда - сокровенное знание, тайное учение) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла. В толковании Шанкары, У. происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. иногда называются ведантой ("конец Вед"), т.к. составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti -освобождение). Древнейшие из У. записаны, видимо, около 6 в. до н.э. (добуддийский период). Последние - в 14-15 вв. Из основных У. наиболее ранний слой образуют: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены "Катха", "Ища", "Шветашвара", "Мундука". Более поздние У.: "Прашна", "Майтри", "Ман-дукья". Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость, У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "души" и "Эго" (Атмана). Одна из центральных мыслей У. - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивидуального начала, "огненного зерна" человека). У. развивают учение о Пуру-ше (Вселенском Человеке, ср. каббалистический Адам-Кадмон); излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир; дают понятие "праны" (ргапа) - "жизненного дыхания", наполняющего весь мир; раскрывают учение о четырех состояниях человека: 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновидений, 4) трансцендентальное, невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью. У. формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений. Важное место в У. занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека, согласно У., - единение с Брахманом. На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др. индийскими даршанами (школами). Значительное влияние У. прослеживается в "Бхагават-Гите". Идеи У. впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре". Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось на взглядах Р. М. Роя, Вивекананды, Ганди и др. Значительный след в европейской философии У. оставили, начиная с Шопенгауэра.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

УПАНИШАДЫ
санскр. upa-ni-?ad, букв. – сидеть около; имеется в виду пребывание в обществе учителя с целью познания истины, отсюда в дальнейшем – сокровенное знание, тайное учение) – серия др.-инд. филос.-религ. произведений, традиционно примыкающих к к.-л. из четырех вед и образующих заключит. часть ведийской лит-ры – веданту ("конец вед"). Обычно к У. причисляют 108 произведений (всего их известно более 200). Древнейшие из У. созданы, видимо, ок. 6–3 вв. до н.э., хронологически продолжая период брахман. У. появлялись и позже, вплоть до 14–15 вв. Наиболее старый слой У. образуют Брихадараньяка, Чхандогья, Таиттирия, Айтарея, Каушитаки (две последние примыкают к Ригведе) и Кена; эти произв. составляют наиболее интересную и авторитетную часть У. За ними следуют созданные несколько позже Катха, Иша, Шветашватара, Мундака, Маханараяна, к-рым придана метрич. форма. След. группу образуют более поздние Прашна, Майтри и Мандукья. Наиболее обширна последняя по времени группа У., относимых большей частью к Атхарваведе. Развивая многие важные темы и идеи, восходящие к ведийской эпохе (ряд космологич. представлений, идею единства всего сущего и др.), У. часто совершенно по-новому истолковывают их. Принимая ведийскую религию, ранние У. усиленно подчеркивают ее монистич. идеи. В то же время, в отличие от вед и особенно брахман, пафос У. заключался в перенесении центра тяжести с явлений внешнего мира на углубление во внутр. жизнь; отсюда – уменьшение роли ритуала и обрядности, подчеркивание внутр. ритуала и "пути знания" (в отличие от "пути действия"), повыш. интерес к человеку в связи с проблемами морали; целью становится не достижение земного благополучия, а освобождение от мирского существования, растворение индивидуальной души в мировой. В этом отношении У. отражают те идейные тенденции, о к-рых косвенно можно судить по раннему буддизму, джайнизму и отчасти по Бхагавадгите; правда, протест У. против догм предыдущего периода более умозрителен, чем в буддизме и джайнизме, полностью порывающих с ведийской традицией. Ранние У. послужили источником создания самостоят. филос. школы веданты, с к-рой, однако, не следует смешивать философию У. У. являются первыми в истории Индии источниками, в к-рых ставятся филос. проблемы: "откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся..., по чьему повелению существуем мы здесь то в страданьях, то в удовольствиях? будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, представляющий собой Верховный Дух?" (Шветашватара-У.). Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них – о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. понятия философии У. – брахман и атман. Брахман – безличное абс. начало, наполняющее Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он – "ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира..., без запаха и вкуса, без глаз и ушей, голоса и ума... нет ничего впереди его, сзади или внутри..." (Брихадараньяка-У.). В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. синонимичен брахману (что находит выражение в системе характерных отождествлений типа "этот атман есть брахман"), хотя в нек-рых контекстах истолковывается более определенно, как личное начало, душа, Я. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно – средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана – атмана к миру, к-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У., мнимы, они результат незнания, иллюзии (майя), произведенной брахманом. Общефилос. идеи У. определяют их этич. концепцию, подчеркивающую необходимость само-сознающего поведения, отказа от эгоистич. устремлений к конечному, освобождения (мокша) от зла и поисков духовной свободы и высшего блаженства (ананда); все конечное и смертное имеет ценность лишь постольку, поскольку в нем отражается вечное. У. оказали огромное влияние на развитие философии в Индии, являясь неисчерпаемым источником идей для самых различных филос. и религ. направлений. Общеизвестно влияние У. на Бхагавадгиту; мн. черты объединяют философию У. с направлениями санкхьи и йоги, отчасти мимансы и др. С буддизмом У. разделяют интерес к учению о карме, о соотношении бытия и небытия. Идеи У. были собраны и интерпретированы уже в Брахма-сутре Бадараяны, а затем в трудах Шанкары, Рамануджи и др. выдающихся философов веданты. Влияние У. явственно ощутимо во взглядах Раммохан Рая, Ганди и др. В Европе с У. познакомились в нач. 19 в. в пер. Анкетиль-Дюперрона с перс. переделки. Идеи У. оставили значит. след в европ. философии, особенно в соч. Шопенгауэра, у рус. философов нач. 20 в. и др. Осн. изд.: Les Upanishad, publ. et trad, par L. Renou, t. 1–17, P., 1943–59; Upanishads, transl., introduction, commentary by S. Nikhilananda, v. 1–4, N. Y., 1949–59; Upanishads. The principal Upanishads, ed., introduction text, transl, by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. – Брихадараньяка У., пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья У., пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965 (имеется библ.); Упанишады, М., 1967. Лит.: Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Сыркин А. Я., О нек-рых закономерностях в содержании ранних У., в сб.: Индия в древности, М., 1964; его же, Система отождествлений в Чхандогья У., "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та", 1965, вып. 181; Jacob G. ?., A concordance to the principal Upanishads and Bhagavadgita, Bombay, 1891; Deussen P., Die Philosophie der Opanishad´s, 3 Aufl., Lpz., 1919; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1–5, Camb., 1922–55; Haans G. G. О.. Recurrent and parallel passages in the principal Upanishads and the Bhagavad-Gita, "Amer. Oriental Soc. J.", 1922, v. 42; Oldenberg H., Die Lehre der Upanishaden und die Anf?nge des Buddhismus, 2 Aufl., G?tt., 1923; Masson-Oursel P., Esquisse d´une histoire de la philosophie indienne, P.. 1923; Кeith A. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, [v.] 2, Camb. (Mass.), 1925; Heiler F., Die Mystik in den Upanishaden, M?nch., 1925; Ranade R. D., A constructive survey of Upanishadic philosophy, being a systematic introduction to Indian metaphysics, Poona, 1926; Schayer S., ?ber die Bedeutung des Wortes Upanisad, "Rocznik Orjentalistyczny", 1927, t. 3; ?dgerton F., Upanishads: what do they seek and why?, "Amer. Oriental Soc. J. ", 1929, v. 49; Harrison M. H., Hindu monism and pluralism; as found in the Upanishads and in the philosophies dependent upon them, N. Y., 1932; Chakravarti S. Ch., The philosophy of the Upanishads, Calc, 1935; Falk M., Upasana et Upanisad, "Rocznik Orjentalistyczny", 1937, t. 13; Ruben W., Die Philosophen der Upanishaden, Bern, 1947; Gajendragadkar K. V., Neo-Upanishadic philosophy, Bombay, 1959; Mс ?villy W., Kant, Heidegger and the Upanishads, "Philosophy East and West", 1963, v. 12, No 4. Библ.: Renou L., Bibliographie v?dique, P., 1931; Dandekar R. N., V?dic bibliography, Bombay, 1946; то жe, v. 2, Poona, 1961. В. Топоров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

УПАНИШАДЫ

        произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII—VI вв. до н. э.; объединяется с араньяками названием Веданта. Слово "упанишад" означает "сокровенное учение" (букв, подсаживание (ученика к учителю)), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаич. У.: "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Каушитаки" и "Кена" (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные "Катхака", "Иша", "Шветашватара", "Мундака" и "Маха-Нараяна", еще позднее — прозаич. "Прашна", "Майтраяния" и "Мандукья". Название У. носит еще около 200 произведений, но они создавались много позже (на всем протяжении ср. веков) в подражание древним У. Формально У. продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается ритуальными, мифологич. и космогонич. темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные ритуальные толкования брахман и развивая их, они проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении "внешнему" ритуалу "внутреннего", отвечающего "должному почитанию" (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символике обряда, и У. посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мироздания и человеч. бытия. С У. начинается развитие философской и научной мысли древней Индии. Центральными в учениях У. становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюционирует от ранних текстов Вед, где оно означает "свящ. слово", до отвлеченного понятия "божественной сущности мироздания", первопричины бытия, в У. приобретая значение, близкое философскому понятию Абсолюта. В "Брихадараньяке" Брахман определяется как высшая реальность, неописуемая в позитивных выражениях, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира, в к-рых оно выражается. С ним сопоставляется в У. Атман ("душа", в санскрите также возвратное местоимение, означающее "себя", собственное существо в противопоставлении внешнему миру); это — сокровенная сущность человека, к-рая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств. Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения У. — идея тождества Брахмана с Атманом; в "Чхандогье" она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки Аруни: "ты еси то " (тат твам аси), т. е. все, что тебя окружает, едино с тобою. С этим положением тесно связано в У. учение о карме, к-рое составляет впоследствии самую характерную черту инд. религий. Карма (букв, деяние) — то, что остается от человека после смерти и физического исчезновения.
        В У. развивается восходящее к "Ригведе" представление о двух путях после смерти. Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти "путем богов" (дэваяна) в мир вечного блаженства (мир Брахмана, Брахмалока), откуда нет возврата. Ограничивающиеся предписанной обрядностью идут "путем предков" (питрияна) и после ряда превращений возвращаются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить новую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается необретенной высшая истина. Новое рождение на более высокой или более низкой ступени в иерархии мирского существования (в нее кроме людей включаются и небожители и животные) зависит от кармы — итога добрых и дурных деяний в предшествующей жизни. Новые учения У. еще связаны в своем становлении с древними мифологич. представлениями. К ним восходит получающее развитие в У. магическое учение о дыхании-ветре (прана) как единственном божественном начале, дающем жизнь и движение природе; в дальнейшем это животворное начало рассматривается как один из аспектов Атмана. С Атманом отождествляется также переосмысляемое в У. понятие пуруши, к-рый рассматривается как некая всепроникающая субстанция, одушевляющий живые существа принцип (также отождествляется с праной). Важное место занимает в У. неразрывно связанное с ритуальной символикой учение Праваханы Джайвали о "пяти огнях" (панча-агни-видья), сакрализующее рождение человека и объединяющее его с природными процессами. Учение Уддалаки о карме в "Чхандогье" основывается на космогонич. теории, утверждающей начало вещей в "Сущем" (cam), к-рому противопоставляется "He-сущее" (асат), возвращение к "Сущему" и заключает в себе тайну посмертной судьбы человека. В У. исследователи отмечают и отражение наивно-материалистич. или гилозоистических представлений о мироздании, восходящих к древнейшей эпохе. В "Чхандогье" приводится материалистич. толкование понятия Атмана; в "Шветашватаре" упоминается космогонич. теория, согласно к-рой мир возник в силу "собственной природы" (свабхава), в чем усматривают зарождение концепции "естественного закона". С др. стороны, утверждение тождества Атмана Брахману породило опасность отрыва познающей мысли от реальности окружающего мира. Атман как чистое сознание провозглашается в У. единственной реальностью и единственным объектом познания; Брахман, с ним отождествляемый, признается между тем непознаваемым в конечном итоге. В "Брихадараньяке" Яджнавалкья отрицает возможность позитивного познания Атмана, поскольку она предполагает "двойственность", к-рая исключается признанием единственной реальности познающего духа. Мудрец обращается к мистич. формам познания и ищет освобождение от власти вселенского неведения (авидья) в сновидениях; здесь усматривают предпосылки к развитию позднее учения о йоге. Учения У. окончательно подрывают архаический политеизм ранних Вед и дают основание для развития идеи единого бога, к-рый понимается как персонифицированный аспект Брахмана. В "Шветашватаре" Брахман отождествляется с богом Рудрой (Ишварой, см. ШИВА), к-рый признается творцом мира, всеведущим и всемогущим, охраняющим целостность вселенной. В нек-рых текстах У. высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего существующего (Хиранъягарбха) и творческое начало (Ишвара, букв. Владыка) мыслится одновр. как безличный принцип и как божественная личность. После изжившей себя обрядовой схоластики брахман У. знаменуют определенный подъем в развитии духовной культуры в новую историческую эпоху, когда доминирование жреческой идеологии преодолевается более свободным поиском мысли, проникающей в тайны мироздания. Тексты У. отмечены яркой образностью языка, подчиненной проповедническому пафосу внушения новых идей и провозглашения высшей ценности знания. Средствами выражения этих идей служат многочисл. метафоры и сравнения, переходящие в отождествления, звуковая символика; широко используются параллелизмы и повторы. Догматич. тексты объединяются повествовательным обрамлением. Живости и выразительности изложения этих учений часто способствует характерная диалогическая форма, к-рая впоследствии утверждается в индийской религ.-философской лит-ре. Беседа состоит обычно из вопросов и ответов: один, ведающий истину, проповедует, другой внимает и поучается, вопрошая. Употребителен прием риторич. вопросов; нек-рые проблемы предлагаются в форме загадок (загадочность и неоднозначность нек-рых текстов, допускающих разл. толкования на "сакральном" и "мирском" уровнях, также характерна для У.). Участниками философских диалогов в У. выступают представители разных сословий: иногда — безродные бедняки и даже женщины, также боги или иные мифич. существа; в именах нек-рых участников предполагают имена историч. личностей, древних мыслителей и философов; но определение индивидуального авторства отдельных текстов У. теперь невозможно. На учения У. опираются сложившиеся позднее классические философские школы древней Индии (даршаны). На прямую преемственность от них претендует учение школы веданты или уттара-мимансы, крупнейшему философу к-рой Шанкарачаръе (IX в.) принадлежит наиб, авторитетный комментарий к циклу У. Их влияние обнаруживается в ранней буддийской лит-ре, позднее — во мн. направлениях средневековой инд. философии. Оно распространяется и за пределы Индии. Идеи У. находят отражение в учениях иранских суфиев, у ранних христианских богословов, с XIX в. — в западной философии нового времени (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона и др.).
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Онтологические схемы Упанишад и адвайта-веданты в аспекте субъект-объектной парадигмы

Пастухова Элиза Роллексовна
Статья касается некоторых вопросов, связанных с учением о тождестве Атмана и Брахмана в Упанишадах и философии адвайта-веданты.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие сознания в упанишадах и ранней адвайта-веданте

Бурмистров Сергей Леонидович
Рассматривается природа сознания в адвайта-веданте и упанишадах. Понимание природы сознания в адвайта-веданте обусловлено религиозными представлениями, зафиксированными в Ведах и упанишадах.
Читать PDF
0.00 байт

Секты и течения индуизма в «Апта-ваджрасучи-упанишаде»

Бурмистров Сергей Леонидович
Рассматриваются воззрения различных сект и течений индуизма, представленные в рукописи «Апта-ваджрасучи-упанишады» из Индийского фонда Института восточных рукописей РАН.
Читать PDF
0.00 байт

Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к

Предтеченская Юлия Владимировна
В статье анализируются проблемы понимания природы ананды-блаженста как атрибута Брахмана, а также статус катафатических определений Абсолюта в Упанишадах и в комментариях Шанкары и его ученика Сурешвары к «Тайттирия упанишаде».
Читать PDF
0.00 байт

Об онтологическом статусе божественной реальности в ведах и упанишадах

Аникеева Елена Николаевна
Божественная реальность в ведах и упанишадах характеризуется диалектически как безличное Оно (Брахман среднего рода), проявляющееся в личный божествах.

Похожие термины:

  • МУНДАКЬЯ УПАНИШАДА

    Санскр.) Букв., "эзотерическое учение Мундаки", сочинение огромной древности. Оно было переведено Раджа Рамохан Роем.