УНИТАРИИ
Унитарии
Унитариями иногда называют еретиков, близких к арианству. Они отвергали троичность лиц в Боге, и в Христе Спасителе признавали только человеческую личность. Унитариями называют еще особенную секту, возникшую в XVII веке. В настоящее время она очень малочисленна. Эта секта также отступает от учения христианской церкви о Пресвятой Троице и составляет, можно сказать, особый вид и продолжение протестантства. Можно даже сказать, что в религиозной доктрине унитариев выразились рационалистические стремления.
УНИТАРИИ
от лат. unitas - единство) - течение в протестантизме, отстаивающее идею единого бога в противоположность догмату о троице. С отрицанием троицы связано отрицание У. божественности Христа, учения о грехопадении и искуплении, христ. таинств (в т. ч. крещения и причащения). У. допускают свободное толкование св. писания, выступают за веротерпимость. В 16-18 вв. У. преследовались католич. церковью и ортодокс, протестантизмом. В 19 в. центр движения У. переместился в США. В широком смысле У. называют вообще приверженцев всех христ. течений, не признающих догмат троицы.
Источник: Атеистический словарь
Унитарии
(от лат. unitas — единство) — сторонники христ. учения, отрицающего догмат о триединстве божества. Учение зародилось в период формирования основного догмата христианства — троицы (2 – 4 вв.). Его сторонники первоначально назывались антитринитариями (от греч. anti — против и лат. trinitas — троица). Они считали Христа и «святого духа» не равными богу-отцу, а лишь его проявлением. Учение антитринитариев возродилось в Европе в годы Реформации среди наиболее радикальных сторонников протестантизма: сначала в Италии и Польше (здесь У. называли социнианами), затем в Англии и Америке, где в наст. вр. существуют церк. орг-ции У. Социальный состав движения У. был разнороден. Его сторонники преследовались как со стороны католической, так и протестантской церквей.
УНИТАРИИ
(от л-ат. unitas - единство; от греч. anti - против и лат. trinitas - троица) - сторонники христ. учения, отвергающего осн. догмат христианства—догмат «триединства бога» (см. Троица) - и утверждающего «единство бога». С отрицанием троицы у У. связано и отрицание божественности Христа. Признаваемого же ими бога они иногда представляют как «мировой разум» и отождествляют с природой. В этом унитаризм соприкасается с деизмом и пантеизмом. Возникновение унитаризма относится ко времени раннего христианства. В продолжение ср. веков он существовал в виде рационалистич. ереси, а в период Реформации стал одним из радик. бурж. направлений в протестантизме, близким к анабаптизму. Разновидностью унитаризма того периода были учения Ф. Социна в Польше и Феодосия Косого в Русском гос-во. У. протестанты отвергли вместе с догматом о «триединство» церк. учение о грехопадении, говорили о прирожд. доброте человека, отстаивали свободу научного исследования и религ. терпимость, видели основу нравственности не в религии, а в совести и разуме. За эти идеи на У. обрушились гонения, в к-рых активно участвовали не только католич. церковники, но и большинство церковников-протестантов. Крупный естествоиспытатель М. Сереет (ок. 1511—1553) был за унитаризм сожжен на медленном огне по приказу Кальвина.
В Англии «Акт о веротерпимости» (1689) долгов время не распространялся на У. и только в 1813 был отменен закон о смертной казни У. Англ. ученый Дж. Пристли (1733—1804), являвшийся унитарием-деистом, из-за преследований вынужден был переехать в Америку (1791; распространение У. в США связано с деятельностью последователей Пристли - У. Чаннинга, Т. Паркера, Р. Эмерсона). В XIX в. унитаризм питал течения т. н. либерализма и модернизма в протестантизме. В наст. вр. У. немногочисленны (ок. 100 тыс. в США, примерно 25 тыс. в Англии). Их деятельность уже давно утратила ск.-н. прогрессивные элементы, ныне она служит лишь целям распространения фидеизма.
В Англии «Акт о веротерпимости» (1689) долгов время не распространялся на У. и только в 1813 был отменен закон о смертной казни У. Англ. ученый Дж. Пристли (1733—1804), являвшийся унитарием-деистом, из-за преследований вынужден был переехать в Америку (1791; распространение У. в США связано с деятельностью последователей Пристли - У. Чаннинга, Т. Паркера, Р. Эмерсона). В XIX в. унитаризм питал течения т. н. либерализма и модернизма в протестантизме. В наст. вр. У. немногочисленны (ок. 100 тыс. в США, примерно 25 тыс. в Англии). Их деятельность уже давно утратила ск.-н. прогрессивные элементы, ныне она служит лишь целям распространения фидеизма.