УНИТАРИАНСТВО
УНИТАРИАНСТВО
(от лат. uniter - воедино) - религиозно-философское течение, появившееся в Западной Европе в XVII в.; оно отвергало церковное учение о Св.Троице и божественности Иисуса Христа и признавало Бога одним Лицом. Высокий духовный статус Иисуса при этом не отрицался, допускалось известное Его почитание. Его основная миссия связывалась с провозглашением учения, а не с искупительной жертвой на кресте. Отдавалась дань уважения послушанию Иисуса до смерти и не отрицались его Воскресение и Вознесение. Есть в этом близость к деизму Нового времени, а также к древним монархианству и арианству, отвергнутым Церковью как ереси. И.Ньютон и Дж.Пристли - наиболее известные из унитариев XVIII в., оба ученые-естественники и теологи.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Унитарианство
современное религиозное движение, характерные признаки которого - отказ от доктрины о Троице и непризнание божественности Христа. Движение зародилось среди анабаптистов Польши и Венгрии в годы Протестантской Реформации, однако не было активным до 1785г., когда в Бостоне появилась первая конгрегация американских унитарианцев. Ее богословие быстро распространилось среди конгрегационалистских церквей восточного Массачусетса и обрело поддержку Гарвардской богословской школы, ставшей его центром. Унитарианство представляет собой рационалистское движение без вероучения; движение отвергает ортодоксальные христианские представления об авторитетности Библии, взамен этого делая акцент на множественности форм божественного откровения, а также на доброте, как на врожденном человеческом качестве.
Источник: Новые религиозные движения.
Унитарианство
(Unitarianism). Эта древняя ересь, иногда именуемая также антитринитарианством, восходит к нач. IVв. времени арианских споров. Арий, пресвитер Александрийской церкви, создал теологическую систему, получившую его имя и отвергавшую ортодоксальное учение о Троице. Арий утверждал, что было время, когда Бог не был Отцом, а Иисус Христос Сыном. Бог, предвидевший заслуги человека Иисуса, даровал Христу некую форму божественности, но Он, хотя и достоин поклонения, все же отнюдь не единосущен Отцу. Эту раннюю и довольно глубокую разновидность унитарианства осудил Никейский собор (325) и Константинопольский собор (381). На протяжении Средних веков ересью считалась любая форма унитарианства. Вновь уже в несколько ином обличье оно проявилось в работах Мигеля Сервета и в вероучении некрых из наиболее радикальных групп анабаптистов.
Социнианское учение, созданное Лелием и Фаустом Социном, и особенно Ракувский катехизис (1605) дали унитарианству новый импульс и новое теологическое обоснование. Хотя социниане отрицали божественность Христа и не признавали ортодоксального учения о Троице, они считали Его сверхъестественной и даже божественной личностью, достойной поклонения,верили в Его воскресение из мертвых и вознесение. Но божественная природа Христа была следствием Его совершенного послушания. Социниане отвергали ортодоксальный взгляд на грехопадение человека и полагали, что человек попрежнему обладает всей полнотой свободы воли. Т.о., Христос спас людей в первую очередь своей жизнью и проповедью, а не искупительной смертью на кресте.
С наступлением эпохи Просвещения и распространением деизма Дж. Пристли и другие сторонники унитарианства придали ему более рационалистический облик. Сверхъестественное для них играло намного меньшую роль, чем раньше. Место НЗ как главной основы религиозного учения заняли природа и разум. Какое значение при этом сохраняло Св. Писание, зависело от того, насколько его свидетельства согласовались с доводами рассудка.
В Новой Англии унитарианство появилось еще в 1710г. К 1750г. большинство пасторовконгрегационалистов в Бостоне и его окрестностях уже не считали учение о Троице одной из основных частей христианского вероучения. В 1788 г. откровенно унитарианской стала первая англиканская церковь Новой Англии, "Кингз Чэпл". Ее ректор, с согласия общины, исключил из литургии все упоминания о Троице. Когда кафедру теологии в Гарварде занял такой известный противник тринитарного учения, как Г.Уэйр, победа унитарианства среди конгрегационалистов Новой Англии казалась окончательной.
В XIX в. под влиянием трансцендентализма унитарианство становилось все более радикальным. Позднейшие из его ведущих сторонников такие, как Р.У. Эмерсон и Т. Паркер, отвергли даже те последние элементы сверхъестественного, крые считал необходимым сохранитьУ.Э. Чаннинг. В современном унитарианстве все сильнее проявляются черты гуманизма. Многие из членов основанной в 1825 г. Американской унитарианской ассоциации пришли к выводу, что их движение не принадлежит к христианской Церкви. В1961 г. они объединились с универсалистами.
C.G.Singer (пер.д.Э.)
Библиография: S.H. Fritchman, Together We Advance; J. Orr, English Deism: Its Roots and Fruits; E.M.Wilbur, History of Unitarianism, 2 vols.; C. Wright, Beginnings of Unitarianism in America.
См. также: Арианство; Социн, Фауст; Ракувский катехизис; Чаннинг, Уильям Эллери; Трансцендентализм.
Социнианское учение, созданное Лелием и Фаустом Социном, и особенно Ракувский катехизис (1605) дали унитарианству новый импульс и новое теологическое обоснование. Хотя социниане отрицали божественность Христа и не признавали ортодоксального учения о Троице, они считали Его сверхъестественной и даже божественной личностью, достойной поклонения,верили в Его воскресение из мертвых и вознесение. Но божественная природа Христа была следствием Его совершенного послушания. Социниане отвергали ортодоксальный взгляд на грехопадение человека и полагали, что человек попрежнему обладает всей полнотой свободы воли. Т.о., Христос спас людей в первую очередь своей жизнью и проповедью, а не искупительной смертью на кресте.
С наступлением эпохи Просвещения и распространением деизма Дж. Пристли и другие сторонники унитарианства придали ему более рационалистический облик. Сверхъестественное для них играло намного меньшую роль, чем раньше. Место НЗ как главной основы религиозного учения заняли природа и разум. Какое значение при этом сохраняло Св. Писание, зависело от того, насколько его свидетельства согласовались с доводами рассудка.
В Новой Англии унитарианство появилось еще в 1710г. К 1750г. большинство пасторовконгрегационалистов в Бостоне и его окрестностях уже не считали учение о Троице одной из основных частей христианского вероучения. В 1788 г. откровенно унитарианской стала первая англиканская церковь Новой Англии, "Кингз Чэпл". Ее ректор, с согласия общины, исключил из литургии все упоминания о Троице. Когда кафедру теологии в Гарварде занял такой известный противник тринитарного учения, как Г.Уэйр, победа унитарианства среди конгрегационалистов Новой Англии казалась окончательной.
В XIX в. под влиянием трансцендентализма унитарианство становилось все более радикальным. Позднейшие из его ведущих сторонников такие, как Р.У. Эмерсон и Т. Паркер, отвергли даже те последние элементы сверхъестественного, крые считал необходимым сохранитьУ.Э. Чаннинг. В современном унитарианстве все сильнее проявляются черты гуманизма. Многие из членов основанной в 1825 г. Американской унитарианской ассоциации пришли к выводу, что их движение не принадлежит к христианской Церкви. В1961 г. они объединились с универсалистами.
C.G.Singer (пер.д.Э.)
Библиография: S.H. Fritchman, Together We Advance; J. Orr, English Deism: Its Roots and Fruits; E.M.Wilbur, History of Unitarianism, 2 vols.; C. Wright, Beginnings of Unitarianism in America.
См. также: Арианство; Социн, Фауст; Ракувский катехизис; Чаннинг, Уильям Эллери; Трансцендентализм.
Источник: Теологический энциклопедический словарь