в др.-греч. мифологии - сын Посейдона и Амфитриты, живет с ними в залогом дворце на дне моря. Изображался морским кентавром. ^^ f
ТРИТОН
ТРИТОН
Источник: Атеистический словарь
ТРИТОН
Греческое божество моря, сын Посейдона. Он обитает в глубинах моря в золотом доме.
Известны также тритоны — морские жители, составляющие свиту бога Посейдона. Они обычно ведут себя очень шумно, непрерывно резвятся и дуют в раковины.
Известны также тритоны — морские жители, составляющие свиту бога Посейдона. Они обычно ведут себя очень шумно, непрерывно резвятся и дуют в раковины.
ТРИТОН
(Triton) - в др.лгроч. мифологии - морское божество, сын Посейдона. Дуя в раковину, Т., по приказу Посейдона, подымает или усмиряет бурю на море. Позже тритонами стали называть многочисл. морских божеств с рыбьими хвостами, иногда с конской грудью и ногами (морской кентавр).
ТРИТОН
Морское божество, сын Посейдона и одной из нереид Амфитриты. Он обитает в глубинах моря в золотом доме. Сестра Т. – нимфа Рода, супруга Гелиоса. Существуют мифы о Т. как божестве Тритонийского озера в Ливии, куда буря отнесла корабль аргонавтов; Т. помог аргонавтам выплыть в море и подарил ком земли, из которого в дальнейшем появился остров Каллиста (Фера). Т. также называются морские существа, резвящиеся и дующие в раковины, сопровождая Амфитриту и Посейдона.
Источник: Словарь греческой мифологии
ТРИТОН
Греч.) Сын Посейдона и Амфитриты, тело которого от
поясницы и выше было человеческим, а внизу - телом дельфина. В
эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб
- таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и Pisces, как
принято в христианском символизме. Дельфин есть созвездие,
которое греки называют Козерогом, и последний является индийским
Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и
его толкование является полностью оккультным и мистическим, и
известно лишь продвинутым изучающим Эзотерическую Философию.
Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим,
сколь духовным и мистическим. (См. "Тайная Доктрина", II, с.
724-729.)
поясницы и выше было человеческим, а внизу - телом дельфина. В
эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб
- таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и Pisces, как
принято в христианском символизме. Дельфин есть созвездие,
которое греки называют Козерогом, и последний является индийским
Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и
его толкование является полностью оккультным и мистическим, и
известно лишь продвинутым изучающим Эзотерическую Философию.
Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим,
сколь духовным и мистическим. (См. "Тайная Доктрина", II, с.
724-729.)
Источник: Теософский словарь
Тритон
греч.) – морской бог, сын Посейдона и нереиды Амфитриты, живущий с ними на дне моря в золотом дворце. Сестра Т. – нимфа Рода, супруга Гелиоса. Как бог Тритонийского озера в Ливии, Т. упоминается в мифе об аргонавтах, которым он помог найти путь к морю. Т. изображали с человеческим носом, с широким ртом и звериными зубами, с зелеными волосами, с жабрами у ушей, с жесткой и шершавой кожей на руках, с дельфиньим хвостом вместо ног. В руках у Т. раковина, трубя в которую, он по приказу Посейдона успокаивает или волнует море. От звука этой раковины бежали гиганты, а трубач Энея, пытавшийся состязаться с Т., погиб. Тритонами также называются многочисленные подводные существа, олицетворявшие морскую стихию. Подобно сатирам и кентаврам на суше, тритоны стали второстепенными божествами, прислуживающими главным морским богам. Т. и тритонов обычно изображали вместе с Посейдоном, Амфитритой и нереидами.
Источник: Мифологический словарь
Тритон
В древнегреческой мифологии Тритон (Τρίτων, Triton) – в греческой мифологии сын Посейдона и Амфитриты, с которыми он живет в золотом дворце на дне моря, близ Эг. На материке главным местом его пребывания считались окрестности Алалкомен в Беотии, близ Копаидского озера, где находилась река Тритон.
Здесь, по местному сказанию, произошло состязание Т. с Гераклом. Существует еще танагрское сказание о единоборстве Т. с Дионисом.
По другому преданию, танагрийцы, скот которых похищал Т., отрубили ему голову, когда он, опьянев, заснул. Кроме беотийской реки Т., существовала река Т., с мифическим Тритоновым озером, в Ливии. Сюда, по преданию, был занесен бурею Язон и, лишь благодаря содействию Т., избавился от беды. Обыкновенно Т. называется морским старцем (άλιος γέρον), но наружность его, судя по памятникам искусства, изображалась различно. По Павзанию, у Тритона вместо ног хвост, как у дельфинов. В цветущую пору искусства греческие художники нередко прикрывали одеждой нижнюю часть тела Тритона; позднее она была изображаема в виде двух рыбьих хвостов, а спереди к туловищу придавались конские грудь и ноги, так что получалось чудовище тройной породы, – так назыв. морской кентавр. Атрибутами Тритона были дельфин, рог для вина, витая раковина. С помощью последней он извлекает то бурные, то нежные звуки, смотря по тому, поднимает ли он бурю или успокаивает расходившуюся водную стихию. Мизен, знаменитый трубач Энея, погиб оттого, что дерзнул вызвать Тритона на состязание в игре на роге. Даже гиганты обратились в бегство при зычном звуке Тритоновой раковины.
В поэзии мы встречаем Тритона в различных положениях: то он преследует своими любезностями морских нимф, то, подобно Посейдону, ударяет в скалы трезубцем, то носится по волнам на великолепных конях, то показывается на берегу, где подкарауливает людей и пожирает их.
С IV в. до Р. Х. Т. мало-помалу утрачивает индивидуальность и, подобно Силену, Пану и друг., становится мифологическим родовым понятием. Как Сатиры, Паниски, Кентавры на суше, так тритоны на море представляют собою однородную семью божества: они влюбчивы, задорны, капризны, носятся с шумом по морю и трубят в свои раковины, олицетворяя шумный, переменчивый, капризный характер водной стихии, с таинственною жизнью ее глубины. В художественных изображениях из жизни морских божеств тритоны – необходимые фигуры. Одним из замечательных произведений искусства была большая группа Скопаса, которую Плиний видел в Риме: в числе морских божеств были изображены в ней Нептун, Фетида, нереиды, дельфины, киты, гиппокампы (морские кони), хор Форка, Тритон и проч. В позднейшем декоративном искусстве Тритоны – любимые сюжеты; об этом свидетельствуют вазовая живопись, фрески, мозаики, серебряная утварь, рельефы из терракоты, саркофаги и проч. Н. О.
Ср. Escher, «Triton und seine Bekampfung durch Heracles»; Dressler, с Triton und die Tritonen» (гимназич. программа, Вурцен. 1892): Preller, «Griechische Mythologie» (I т., 4 изд., стр. 598 и сл., Б., 1894).
Здесь, по местному сказанию, произошло состязание Т. с Гераклом. Существует еще танагрское сказание о единоборстве Т. с Дионисом.
По другому преданию, танагрийцы, скот которых похищал Т., отрубили ему голову, когда он, опьянев, заснул. Кроме беотийской реки Т., существовала река Т., с мифическим Тритоновым озером, в Ливии. Сюда, по преданию, был занесен бурею Язон и, лишь благодаря содействию Т., избавился от беды. Обыкновенно Т. называется морским старцем (άλιος γέρον), но наружность его, судя по памятникам искусства, изображалась различно. По Павзанию, у Тритона вместо ног хвост, как у дельфинов. В цветущую пору искусства греческие художники нередко прикрывали одеждой нижнюю часть тела Тритона; позднее она была изображаема в виде двух рыбьих хвостов, а спереди к туловищу придавались конские грудь и ноги, так что получалось чудовище тройной породы, – так назыв. морской кентавр. Атрибутами Тритона были дельфин, рог для вина, витая раковина. С помощью последней он извлекает то бурные, то нежные звуки, смотря по тому, поднимает ли он бурю или успокаивает расходившуюся водную стихию. Мизен, знаменитый трубач Энея, погиб оттого, что дерзнул вызвать Тритона на состязание в игре на роге. Даже гиганты обратились в бегство при зычном звуке Тритоновой раковины.
В поэзии мы встречаем Тритона в различных положениях: то он преследует своими любезностями морских нимф, то, подобно Посейдону, ударяет в скалы трезубцем, то носится по волнам на великолепных конях, то показывается на берегу, где подкарауливает людей и пожирает их.
С IV в. до Р. Х. Т. мало-помалу утрачивает индивидуальность и, подобно Силену, Пану и друг., становится мифологическим родовым понятием. Как Сатиры, Паниски, Кентавры на суше, так тритоны на море представляют собою однородную семью божества: они влюбчивы, задорны, капризны, носятся с шумом по морю и трубят в свои раковины, олицетворяя шумный, переменчивый, капризный характер водной стихии, с таинственною жизнью ее глубины. В художественных изображениях из жизни морских божеств тритоны – необходимые фигуры. Одним из замечательных произведений искусства была большая группа Скопаса, которую Плиний видел в Риме: в числе морских божеств были изображены в ней Нептун, Фетида, нереиды, дельфины, киты, гиппокампы (морские кони), хор Форка, Тритон и проч. В позднейшем декоративном искусстве Тритоны – любимые сюжеты; об этом свидетельствуют вазовая живопись, фрески, мозаики, серебряная утварь, рельефы из терракоты, саркофаги и проч. Н. О.
Ср. Escher, «Triton und seine Bekampfung durch Heracles»; Dressler, с Triton und die Tritonen» (гимназич. программа, Вурцен. 1892): Preller, «Griechische Mythologie» (I т., 4 изд., стр. 598 и сл., Б., 1894).
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.