ТРИМУРТИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРИМУРТИ
(Trimurti; санскр. — «имеющий три формы») — проповедуемое с первых веков нашей эры учение брахманов о том, что божество проявляет себя как Брахма (творец), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТРИМУРТИ
(санскр. - триада, тройка) – божеств. троица в брахманизме и индуизме: Брахма, Шива и Вишну. Брахма рассматривается как высшее творч. начало Т., Шива—как разрушающее и созидающее, а Вишну - как охраняющее.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТРИМУРТИ
У индийцев божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, которые выступают как творец мира, хранитель и разрушитель. На скульптурных изображениях члены Тримурти или стоят рядом друг с другом, или тела их как бы вырастают одно из другого.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ТРИМУРТИ
от санскр. - 3 образа, лица) — в индуизме и брахманизме 3 ипостаси единого и безличного космич. духовного начала — брахмана, выражающие 3 его осн. функции: Брахма - бог -созидатель Вселенной, Вишну - сохранитель всех миров и Шива — их разрушитель.

Источник: Атеистический словарь

ТРИМУРТИ

        ((имеющий) три образа) — божественная триада Брахма, Вишну и Шива, выполняющая в мифологии функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной и мыслимая как единое целое. Воплощает в себе др. идею троичности и триединства божеств, сил. Разл. секты и учения толкуют Т. по-разному, исходя из своих осн. постулатов. В иконографии изображается в виде трех божеств или стоящих рядом, или словно вырастающих один из другого.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Тримурти
индуист.) – «тройственный образ» – божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, мыслимых в функциональном единстве. В этой триаде Брахма – творец мира, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. В философской системе санкхья три бога провозглашаются проявлениями единой сути (пракрита), причем каждый из богов воплощает одну из гун (качеств): Брахма – раджас (страстность, активность), Вишну – саттва (сознательность, уравновешенность), Шива – тамас (бессознательность, инертность).

Источник: Мифологический словарь

ТРИМУРТИ
Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" -
Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель;
Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя
мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и
ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как
объяснено в "Нирукте", из земного огня, атмосферного (или
воздушного), и небесного огня, так как Агни есть бог огня, Вайю -
воздуха, а Сурья есть солнце. Как сказано в "Падма Пуране": "В
начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным
создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир,
Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как
Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего
тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего
тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие -
Вишну, третьи - Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный,
создает, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают
разницы между этими тремя". По существу, все эти три "личности"
Тримурти, являются просто тремя характерными гунами или
атрибутами этой вселенной дифференцированного Духа-Материи,
само-создающейся, само-хранящейся и само-разрушающейся, с целью
возрождения и усовершенствования. Это есть правильное значение; и
это являет Брама как олицетворение Раджогуны, атрибута или
свойства активности, желания порождать потомство, того желания,
благодаря которому вся вселенная и все в ней вызвано к жизни.
Вишну есть олицетворение Саттва-гуны, того качества сохранения,
возникающего из спокойствия и мирного покоя наслаждения, которое
характеризует промежуточный период между полной зрелостью и
началом упадка; тогда как Шива - олицетворение Тамогуны - что
есть качество застоя и конечного разложения - конечно, становится
разрушителем. Это является настолько же высоко философским под
своей маской антропоморфизма, насколько нефилософично и абсурдно
держаться за мертвую букву первоначальной концепции и навязывать
ее миру.

Источник: Теософский словарь

ТРИМУРТИ
санскр. trimurti — три формы) — индуистская модель отражения Абсолюта в трех взаимодополнительных формах, соотносимых с космогоническими функциями создания, сохранения и разрушения мира и с соответствующими тремя верховными божествами пантеона — Брахмой, Вишну и Шивой.
Предпосылки тримурти можно видеть уже в триадических формах некоторых ведийских богов, напр. в образе Агни, присутствующего в виде солнца на небе, в виде молнии в атмосфере и в виде обычного огня на земле (Ригведа 1.144.4, П.4.5, Х.4.5 и т. д.), или трех богинь, связанных с жертвоприношениями животных (там же, V5.8). Но лишь в сравнительно поздней «Майтри-упанишаде» Брахман как абсолютное начало сущего представлен в трех «образах владычества» — Брахмы, Рудры (Шива) и Вишну, подобно тому как женское, мужское и среднее суть образы его рода, а огонь, ветер и солнце — образы его сияния (VI.4—5). Дальнейшие этапы формирования конструкции тримурти засвидетельствованы в эпических текстах, в поздних Упанишадах (Рамоттаратапания-уп. 1.16), а также в поэзии Калидасы (Кумарасамбхава 11.14). На этих этапах можно предположить и косвенное влияние буддизма махаяны, где разрабатывалась идея трех тел Будды (трикайя), хотя концептуально буддийская и индуистская триады различны.
Модель тримурти была освоена преимущественно шиваитами. В «Линга-пуране» (1.18.12) Абсолют, соответствующий «вечному Шиве» (Садашива), представлен в трех эманациях — Брахмы, созидателя мира, Вишну — его хранителя и Шивы (Бхава) — разрушителя, благодаря чему Шива как бы раздваивается, чем нарушается теоретически предполагаемая «нейтральность» Абсолюта, но зато укрепляются приоритеты «сектантского божества». И у шиваитов, и у вишнуитов три космологические функции соотносятся с тремя гунами философии санкхыг. в тримурти Вишну олицетворяет действие «просветляющего» начала саттвы, Брахма — «энергетического» раджаса, Шива — «деструктивного» тамаса. Модель тримурти под углом зрения концепции трех гун присутствует в «сектантских» вишнуитских классификациях Пуран. Так, в «Падма-пуране» (1.62) утверждается, что все они вышли из тела Вишну, что подразумевает вишнуитскую интерпретацию их происхождения. В том же тексте (263.81 и т. д.) они распределяются по трем гунам. А именно вишнуитские «Вишну-», «Нарада-», «Бхагавата-», «Гаруда-», сама «Падма-» и «Вараха-пурана» пронизаны гуной просветленности, саттвой, и ведут к «освобождению»; посвященные Брахме «Брахманда-», «Брахмавайварта-», «Маркандея-», «Бхавишья-», «Вамана-» и «Брахма-пурана» — раджасом и могут обеспечить только небо; шиваитские же «Матсья-», «Курма-», «Линга-», «Вайю-», «Сканда-» и «Агни-пурана» — тамасом и ведут в ад. В течениях поздней вишнуитской бхакги, напр. у Нимбарки (13 в.), воспроизводится конфигурация «Линга-пураны» в вишнуитском контексте: Абсолют-Вишну представлен в трех формах, одна из которых соответствует «малому Вишну». Основная философема, реконструируемая из этой корреляции, состоит в идее онтологической внеположенности Брахмана как абсолютного и неизменного начала мира, всей активности в космосе, которая передается в ведомство «относительных» в сравнении с ним (хотя с «народной точки зрения» и верховных) божеств.
Эти соотношения получили и графические отражения: в шиваитских изображениях тримурти над тремя рядоположенными скульптурными ликами возвышается четвертая голова «вечного Шивы», у вишнуитов Непала за тремя фигурами помещается колонна, соответствующая четвертому лицу — Вишну. Эти изображения появляются поздно, и популярности, ввиду своего выраженного «философического» подтекста, в народном индуизме не получают. Одно из наиболее известных изображений, датируемое 8 в., находится в южноиндийском ансамбле пещерной и наземной архитектуры Эллоры, в грандиозном скальном шиваитском храме Кайласанатхи. Среди основных задач, которые ставили перед собой создатели абстрактного культа тримурти, была унификация верховных божеств индуизма перед лицом джайнов и буддистов, а также попытка гармонизации вишнуизма и шиваизма.
Несмотря на желание неоиндуистов представить тримурти в качестве ближайшего аналога христианскому тринитарному догмату, их сопоставление выявляет скорее глубинные различия. Уже один из первых исследователей «Бхагавата-пураны», французский индолог Ж. Руссель, отмечал нераздельность в тримурти божественной манифестации и мистификации, справедливо подчеркивая, что здесь речь идет о трех функциональных масках Анонима, но никоим образом не о единстве Трех Лиц. Лит.: Искусство Индии. Сб. статей. М., 1969.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 1