ТОРО ГЕНРИ ДЭВИД

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Торо Генри Дэвид
американский философ трансцендентализма. Рассуждения Торо о самодостаточности, изложенные в книге «Вальден» (Walden, 1854), а также его мысли о вере оказали огромное влияние на развитие позитивного мышления.

Источник: Новые религиозные движения.

Торо Генри Дэвид
 (1817—62) — амер. философ-идеалист и писатель; окончил Гарвардский ун-т (1837). Входил в кружок трансцендентали-стов, возглавляемых Эмерсоном. Взгляды Т. сложились под влиянием европейских романтиков (особенно Карлейля) и Руссо. С мелкобуржуазных позиций критиковал капитализм и его культуру. «Роскошь одного класса уравновешивается нищетой другого. С одной стороны — дворец, с другой — приют для нищих...» — писал Т. в своей гл. работе — «Уолден, или Жизнь в лесах» (1854). Пантеистическое мировоззрение Т. несет оттенок мистицизма: законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, к-рой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью, т. е. природой. Активно выступал против рабства в США.

Источник: Философский словарь. 1963

ТОРО Генри Дэвид (1817—62)
амер. философ-идеалист и писатель; входил в кружок трансценденталистов, возглавляемых Эмерсоном. Взгляды Т. сложились под воздействием европейских романтиков (особенно Карлейля) и Руссо, идей протестантизма и вост. мысли. С индивидуалистских позиций критиковал эксплуататорскую сущность капитализма, его пронизанную мещанством и практицизмом культуру. “Роскошь одного класса уравновешивается нищетой другого. С одной стороны — дворец, с другой — приют для нищих...” — писал Т. в своем гл. произв. “Уолден, или Жизнь в лесу” (1854). Любое государство, полагает Т., “страдает слабоумием” и является злом; о государстве США он говорил: “Всякое сотрудничество с ним покрывает человека позором”. Романтически .окрашенный социально-этический идеал мыслителя — свободная, гармоничная, независимая от об-ва, поклоняющаяся природе личность — был следствием его отрицательного отношения к буржуазному строю и порожденному им разделению труда. Философские взгляды Т.— пантеизм с заметным оттенком мистицизма; законы природы и всемирного разума (включая нравственный порядок) совпадают. Цель познания — истина, к-рой мы достигаем, проникаясь окружающей нас божественной реальностью, т.е. природой. Боролся против рабства в США, один из первых выдвинул идею гражданского неповиновения (эссе “О долге гражданского неповиновения”, 1848); выступление Джона Брауна в защиту негров назвал “благородным подвигом”. Демократическая Америка высоко ценит наследие Т.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТОРО (Thoreau) Генри Дэвид
12.2.1817, Конкорд, Щт. Массачусетс,- 6.5.1862, Уолден, близ Конкорда. Философ-трасценденталист, писатель. На формировании филос. взглядов Т. сказались, в части., интерпретации вост., в т.ч. кит., мысли. Разработал пантеистич. филос. систему, основанную на идее совпадения законов природы и всемирного разума. Достижение истины, по Т., возможно посредством соединения с природой - окружающей божеств, реальностью. Познание ее через общение с ней формирует независимую, обожествляющую природу личность. Подвергал критике утилитаризм зап. культуры, считал любое гос-во злом. Разработал концепцию одиночества как нравственно очищающего сосредоточения на переживании природной гармонии. Его этико-политич. доктрина ненасильственной революции в виде серии актов гражданского неповиновения, выявляющих индивид, внутр. нравственный переворот ("революция одного человека"), оказала влияние на мировоззрение Л.Н. Толстого. Идея Т. "лучшее пр-во то, к-рое правит как можно меньше" и даже "не правит вовсе" ("О гражданском неповиновении") перекликается с учением "Дао дэ цзина". В работе "Кит. Четверокнижие", представляющей собой подборку материалов по истории конфуцианства и коммент. к ним, интерпретировал учения Конфуция и его последователей в подтверждение своих филос. взглядов. Однако больше параллелей трансцендентальной философии Т. находил в Упанишадах. *Уолден, или Жизнь в лесу. 2-е изд. М., 1979; The Writings. Vol. 1 - 20. Boston - N.Y., 1906; **Аникин Г.В, Л. Толстой и Г.Т. Совр. значение проблемы // Филол. науки. Науч. доклады высшей школы. 1978. №3; Покровский Н.Е. Генри Т. М., 1983; Осипова Э.Ф. Генри Т.: очерк творчества. Л., 1985; Foerster N. The Intellectual of Thoreau. Folcroft, 1974.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТОРО ГЕНРИ ДЭВИД

12.7.1817, Конкорд, шт. Массачусетс -6.5.1862, Уолден, близ Конкорда), амер. философ-романтик, писатель, натуралист. Т. был близок к участникам «Трансцендентального клуба» и его основателю Эмерсону. Исходный пункт философии Т.- критич. неприятие нравств. принципов совр. ему амер. общества. Действенную альтернативу стяжательству, роскоши, бездуховности он видел в «добровольной трудовой бедности». Стремясь реализовать этот принцип на практике, Т. более двух лет жил в одиночестве на берегу Уолденского озера и обеспечивал свое существование физич. трудом, рыбной ловлей, собирательством. В трактате «Уолден, или Жизнь в лесу» (опубл. 1854, рус. пер. 1910, 1962) Т. утверждал, что нравств. очищение возможно лишь после глубокого осознания личностью своего отчуждения от несправедливого обществ. уклада и при условии постоянного контакта человека с природой, воплощающей трансцендентный идеал, чистоту, красоту и «непорочность». Приближение к природе способствует, согласно Т., установлению связи личности с «космическим порядком». Эти идеи легли в основу концепции одиночества, понимаемого Т. как сосредоточение человека на переживании природной гармоничности, отраженной в душе.
Филос. индивидуализм сочетался у Т. (особенно В последний период его жизни) с активной жизненной позицией, наполненной искренним демократизмом. В программном эссе «О гражд. неповиновении» (1849, рус. пер. 1977) Т. дал моральное обоснование ненасильственной революции - серии мирных обществ. кампаний (демонстрации, отказ от призыва на военную службу, саботаж гос. учреждений и т. д.), толкуемых, однако, как внеш. проявление внутр. нравств. переворота («революция одного человека»). Накануне Гражд. войны 1861-65 Т. открыто призывал к борьбе с рабовладением. Идея гражд. неповиновения пр-ву рабовладельцев впоследствии оказала влияние на формирование взглядов М. Ганди и М. Л. Кинга. Социально-нравств. идеи Т. высоко ценил Л. Н. Толстой. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. 20 в. идеи Т. получили широкую известность в кругах леворадикальной студенч. молодежи США, идеологи к-рой (напр., Т. Розак) рассматривают Т. как одного из предшественников совр. зап. контркультуры.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
396.67 кб

Рецепция творчества Генри Дэвида Торо в русском литературном сознании

Соломатина Светлана Юрьевна
Статья посвящена анализу рецепции натурфилософской эссеистики Генри Дэвида Торо (1817– 1862) – одного из наиболее интересных и наименее изученных в России представителей американского романтизма – в русском литературном сознании и
Читать PDF
407.91 кб

Мотив земного рая в американской прозе XIX века (Генри Дэвид Торо, Вашингтон ирвинг, Натаниэль Готор

Петрушина А. А.
В данной статье рассматривается концепция Америки как земного рая в творчестве американских писателей XIX в. В качестве примера используются произведения таких авторов, как Генри Дэвид Торо, Вашингтон Ирвинг, Натаниэль Готорн.