ТОР

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТОРА
общее наименование первых пяти книг Библии, приписываемых древнееврейскому пророку Моисею (Пятикнижие Моисея).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ТОР(Донар)
в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ.  

Источник: Религиоведческий словарь

ТОРА
сефер-тора - книга закона, учения) - др.-евр. наименование Пятикнижия. Для культовых целей используется только текст, написанным вручную на свитке пергамента.

Источник: Атеистический словарь

Тор
Могучий и воинственный бог грозы (из племени асов) у германцев, обладатель молота Мьеллнир, наводившего ужас на великанов. Покровитель карлов («свободных людей» — в противовес знатным ярлам).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ТОР
Бог из асов, сын Тора, божество грома и молнии, защитник Асгарда и Мидгарда, главный враг йотунов и змея Йормунганда. В битве перед концом света Тор сразится с Йормунгандом, убьет змея, но и сам погибнет.

Источник: Скандинавская мифология. Энциклопедия.

ТОРА
др.-евр. «закон»): общее наименование первых пяти книг Библии, приписываемых иудейской и христианской традицией древнееврейскому пророку Моисею (Пятикнижие Моисея). При богослужении приверженцы иудаизма используют рукописный текст Торы, выполненный на свитке пергамента.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ТОР
Сканд.) От Тонар - "греметь". Сын Одина и Фрейи, и владыка
всех Стихийных Духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг
(Thursday) назван так в честь Тора. У римлян четверг был днем
Юпитера, Jovis dies, Jeudi по-французски - пятый день недели,
также посвящен планете Юпитер.

Источник: Теософский словарь

ТОР
в сканд. мифологии - бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богиня земля Ерд, один из гл. асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьельнир, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Т. — гл. защитник богов и людей от исполинов я чудовищ. У континент, германцев Т. соответствовал Дрнар, у англосаксов - Тумор (Тонар).

Источник: Атеистический словарь

ТОРА
(др.-евр, - учение, закон; возможно, от цейер - камень) - иудейские свящ. свитки из кожи, на к-рых написано Пятикнижие; вместе с тем так называется и совокупность всех заповедей, будто бы данных богом евр. народу через мифич. Моисея, а также само Пятикнижие. Свиткам Т. иудаизм приписывает особое магич. значение. Уронивший их, как требуют раввины, должен соблюдать длит. пост. На протяжении мн. столетий Т. служила орудием насаждения идеологии покорности эксплуататорам и самых антинаучных представлений о природе и человеке. См. также Пятикнижие.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТОРА
Евр.) "Закон", записанный с перестановки букв еврейского
алфавита. О "сокровенной Торе" говорится, что перед тем, как
Ат-ти-ка ("Старец Старцев"), готовясь проявить Себя, облекся в
части (или члены), Он пожелал сотворить Тору; последняя, сразу
после сотворения, обратилась к Нему со следующими словами:
"Желающий упорядочить и учредить другие вещи, должен прежде всего
упорядочить Сам Себя в Своих надлежащих Формах". Другими словами,
Тора, Закон, с самого момента своего рождения, бранит своего
Создателя, согласно вышеприведенному отрывку, который является
вставкой какого-то более позднего талмудиста. Увеличиваясь и
развиваясь, мистический Закон раннего каббалиста был преображен и
приспособлен раввинами для замены его мертвой буквой любой
метафизической концепции; и, таким образом, раввинский и
талмудский Закон подчиняет себе Эйн-Софа и любой божественный
Принцип, не обращая внимания на истинные, эзотерические
толкования.

Источник: Теософский словарь

Тора
(евр. — учение) — первые пять книг Ветхого завета. Пятикнижие. Авторство этих книг иудейская и христ. традиция приписывает мифич. Моисею. В состав Т. входят книги Берешит (Бытие), Шемот (Исход), Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа) и Дебарим (Второзаконие). Содержание Т. составляют мифы о миросотворении, рассказы о потопе, разрушении Содома и Гоморры, легенды о том, как Яхве открылся Моисею, о вручении богом десяти заповедей, наставления о культе и т. п. Богословы выдают Т. за цельное произведение, написанное Моисеем непосредственно со слов Яхве. Научное исследование Т. решительно опровергло религ. версию о ее богодухновенности и убедительно раскрыло чисто земные источники составляющих ее книг. Основными источниками Т. являются Яхвист и Элохист (рассказ в Т. ведется от бога, именуемого то Яхве, то Элоха; в русском синодальном переводе Яхве передается словом «господь», Элоха — словом «бог»), а также Второзаконие и Жреческий кодекс. Яхвист — наиболее древн. элемент, восходящий, по-видимому, к 10 – 9 вв. до н. э. В религ. форме он отражает быт и традиции древнееврейских племен, завоевавших юг Палестины. Элохист сложился в 8 – 7 вв. до н. э. как плод религ. идеологии древнееврейских племен, закрепившихся на севере Палестины. Второзаконие было написано жрецами иерусалимского храма в 7 в. до н. э. и отражало стремление царской власти к установлению единого центра богослужения и культа. Жреческий кодекс, самая значительная по объему часть первых четырех книг Т., начал складываться в 6 в. до н. э. Кодекс включал основные предписания о жертвоприношениях, ритуальной чистоте, пищевых запретах, богослужении, орг-ции жречества и выражал интересы жрецов, претендовавших на гл. роль в возникшем рабовладельческом гомзе. К началу второй половины 5 в. до н. э. Т. уже сложилась примерно в том виде, какой она имеет ныне.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Тор
сканд.)  – бог грома, сын Одина и Ёрд, муж Сив. Имеет дочь Труд и сыновей Магни и Моди, причем Магни рожден от великанши Ярнсаксы. Т. изображают рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом Мьелльниром. Его жилище – Трудхейм, он ездит в повозке, запряженной двумя козлами, Тангниостром и Тангрисниром. Останавливаясь на ночлег, Т. убивает козлов и жарит их на ужин, оставляя нетронутыми кости, а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рескви, у которых Т. остановился на ночлег, ели это мясо, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел. Тьяльви с сестрой были вынуждены стать слугами Т. в качестве выкупа за ущерб. Т. защищает Мидгард и Асгард от великанов (етунов) и чудовищ, он – противник мирового змея Ёрмунганда. Большинство мифов о Т. связаны с его походами в страну великанов. После похищения великаном Трюмом молота Мьелльнира Т. отправился в страну великанов, наряженный богиней Фрейей, предназначенной в невесты Трюму, и в сопровождении Локи, одетого ее служанкой. На пиру «невеста» проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот, который приносят для освящения свадебного обряда, избивает великанов. Чтобы добыть у морского великана Хюмира котел для варки пива, Т. побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает мирового змея со дна океана. В мифе о великане Хрунгнире, который победил Одина в конном состязании и стал похваляться перед асами, что убьет их всех и уведет с собой богинь Фрейю и Сив, боги позвали Т., и тот вместе с Тьяльви отправился к Хрунгниру в Ётунхейм и убил великана в поединке. Однако сам он был ранен жерновом в голову, а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло. Ногу великана скинул с шеи отца сын Т. – богатырь Магни, а осколки жернова стала вынимать из головы Т. волшебница Гроа. Узнав о том, что скоро вернется ее муж, которого Т. вынес из страны великанов, Гроа на радостях перестала читать заклинания, и осколки жернова так и остались в голове Т. В последней битве перед концом света (Рагнарек) Т. убивает Ёрмунганда, но тут же сам умирает от его ядовитых укусов.

Источник: Мифологический словарь