ТЕХНОЛОГИЯ
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
- специально выбранные и обусловленные состоянием знания методы человеческой деятельности;
- подчиняется ценностным доминантам, характерным для данной культуры;
- создается и существует как организующее ядро общественной жизнедеятельности.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Технология - совокупность действий по достижению поставленной цели; применительно к различным областям человеческой деятельности можно выделить:
- технологию производства материальных ценностей (средств производства, промышленных и сельскохозяйственных продуктов потребления); можно сказать "технологию производства товаров";
- технологию производства услуг (помощь выгодная, взаимовыгодная, навязываемая и т.п.);
- технологию достижения власти (политической, экономической, концептуальной);
- технологию ведения войны и т.д.
В настоящее время говорят о передовых технологиях, тонких технологиях, высоких технологиях, высокоэффективных технологиях и т.п., что стало возможным в результате проникновения науки практически во все сферы человеческой деятельности. Из области производства материальной продукции (в том числе, товаров) известно, что нарушение технологии обычно ведет к заметному снижению ее качества (к браку), аналогичные, но гораздо менее заметные, явления наблюдаются и в других, "нематериальных" областях человеческой деятельности: судопроизводстве, управлении государством, войнах и т.п.
По [10], термин происходит от греческого techne - искусство, мастерство, умение и ...логия - наука и определяет совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов
Технология, понимаемая в более широком смысле, связана не только с техникой, но и с цивилизационными завоеваниями. Когда говорят, напр., о компьютерной или информационной технологиях, то имеют в виду открываемые ими новые возможности или научно-техническую революцию, которую они несут с собой. В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой, но и с новыми формами кооперации, организации производства и деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и т. д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (т. е. является механизмом новаций и развития), а по существу представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.), существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов.
Осознание технологии как специфического феномена складывается в кон. 19 — нач. 20 в. Однако ретроспективно о технологии и технологических революциях можно говорить чуть ли не с неолита. С философской точки зрения особенно важен вопрос о возможностях управления технологией и обретения свободы в условиях тотальной технологической обусловленности человеческого бытия. Эту проблему первым поставил Хайдеггер, показав, что вся наша цивилизация работает на «постав», т. е. осуществляется в форме воспроизводства технологических поставляющих цепочек и процессов. Ж. Эллюль усилил этот тезис, утверждая абсурдность современной технологии. Учитывая, однако, что за технологией стоит такая сложная реальность, как социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картины мира и пр., вопрос о свободе в условиях тотальной технологической обусловленности можно переформулировать в проблему целенаправленного воздействия на указанные компоненты цивилизации и культуры.
В. М. Разин
Источник: Новая философская энциклопедия
Вслед за этим понятие «технология» стало применяться в более широком смысле – как связанная не только с техникой, но и с другими завоеваниями цивилизации. Когда говорят, например, о компьютерной или информационной технологии, то имеют в виду открываемые ими новые возможности, которые они несут с собой. В этом смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой. Но и с новыми формами кооперации, организации производства, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства и т.д. Постепенно под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.).
Другое, более узкое понимание технологии (для производственной сферы): технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
В промышленности и сельском хозяйстве описание технологии выполняется в документах, именуемых карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов, … описывается сценарием. Применительно к политике с 70-х годов прошлого столетия установился термин дорожная карта (дословный перевод англоязычного термина Road map). В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How.
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, нанотехнологии, микробиологическая промышленность. В сфере услуг к высоким технологиям относят образование, здравоохранение и финансовые технологии.
Информационные технологии – технологии, использующие совокупности средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Инновационные технологии – комплексы (системы) методов, средств, и условий, поддерживающих реализацию нововведений.
Литература: [69].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Термин впервые ввел в 1772 г. профессор Геттингенского университета И.Бекманн (1739-1811) для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные навыки и эмпирические представления об орудиях труда и трудовых операциях. Современное понимание технологии имеет несколько смыслов:
-технологическая форма движения материи – глобальная совокупность материальных процессов вещественно – энергетического взаимодействия обществаи природы, протекающих в системах техники и в целом формирующих техносферу;
-технологический процесс – материальные воздействия на предмет, вызывающие в нем целесообразные качественные и количественные изменения свойств пространственно-временного положения. Обобщенный предмет технологических изменений – различные формы вещества, энергии и информации (все множество технологических процессов может быть выражено технологической матрицей);
-технологические науки – класс технических наук, изучающих проблемы превращения природных предметов и процессов в искусственные целесообразные формы. Базис технологических наук – технологические теории, целостно описывающие законы и закономерности технологических взаимодействий, параметры и условия протекания процессов преобразования вещества, энергии и информации;
-технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых инженерными дисциплинами для создания и регулирования технологических процессов получения, трансформации, передачи и хранения предметов;
-применение любого научного знания для решения практических задач: такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной.
Под технологиями также понимается целостная динамическая система, включающая аппаратно-орудийные средства, операции и процедуры, правила, стандарты, эталоны и нормы технологической деятельности, управление технологическим процессом, необходимые для этого информацию и знания, энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы, а также совокупность ее экономических, социальных, экологических и иных последствий, определенным образом влияющих и изменяющих социальную и природную «среду обитания» данной системы. В структуру любой технологии органично вплетены информация и знания. Они могут составлять основу управленческих процедур, последовательностей и качества операций по изготовлению артефактов или услуг, являющихся конечным результатом технологической цепочки. Они также присутствуют в довольно сложном виде, напр., в форме математических моделей, статистических расчетов, социальных теорий и экологической информации, в оценке последствий реализации технологии, а также циркулируют в технологическом процессе в виде ноу-хау. Наличие знания и информации в структуре любой технологии можно считать бесспорным фактом.
Современные технологии изначально создаются на научной основе, а когнитивный компонент привносится в них из высокоразвитых научных дисциплин. В случае же высоких технологий, если измерять вес того или иного компонента в технологической системе финансовыми затратами, научная составляющая является одной из самых дорогих или даже максимально дорогостоящих. Т.о., современные научные знания все чаще оказываются источником создания новых технологий, происходит обоюдный процесс: быстрая технологизация наук, включая науки социально-гуманитарные, и вместе с тем повышение наукоемкости технологий – т.е. технологичности. Академические исследования все чаще облекаются в форму проектов, с самого начала рассчитанных на технологическую реализацию и создание наукоемких продуктов или услуг.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Отождествление Т. и техники типично для современной литературы и обыденного языка. Единственное общепринятое в настоящее время различие состоит в том, что материально-вещные средства деятельности принято называть техникой, но не Т. Поэтому под Т. можно понимать сферу создания и применения технических средств. В узко производственном значении Т. - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Ее фиксирует и закрепляет "технологическая карта" - форма технической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников. Оборудование описывается лишь в той мере, в какой это необходимо для выполнения соответствующей операции. Т. о., Т. в этом смысле совпадает с техникой в ее первоначальном понимании (умение, искусство). В качестве особого искусства, основанного на специально разработанных приемах деятельности, Т. присутствует не только в производстве, но в любой деятельности. Широко распространены термины "информационная технология" (совокупность методов сбора, хранения и переработки информации), "педагогическая технология" (совокупность методов обучения) и др.
В производственной сфере различаются антропоморфные и неантропоморфные Т. Первые (независимо от числа операций, работников, совершенства применяемых технических средств) воспроизводят действия человека, вооруженного инструментами. Вторые основаны на взаимодействии природных процесса (физических, химических, биологических) и построены так, что превращение сырого материала в продукцию осуществляется как бы естественным образом, аналогично природным процессам. Иногда употребляют крайне нестрогое понятие "высокие технологии". Под таковыми понимают антропоморфные Т., в которых достигнута предельная простота отдельных операций, исключающая потребность в высококвалифицированном труде, а также неантропоморфные Т.
В англоязычной литературе отсутствует понятие технического знания. Оно замещается термином "Т.", обозначающим одновременно сферу деятельности человека и совокупности знаний, обслуживающих ее. Т. и наука разграничиваются как различные сферы деятельности, связанные друг с другом, но имеющие в то же время свои самостоятельные пути развития. Т. связана в первую очередь со стремлением к эффективности, которая может быть достигнута и на основе истинного научного знания, и без него. Возможность достижения практических успехов при отсутствии научно-теоретического объяснения используемых для деятельности явлений означает, что она обслуживается особым "практическим" знанием - "как сделать что-либо" (know-how), тогда как научное знание есть в первую очередь знание о том, "что есть некий объект" (know-what). "Знание как" обеспечивает эффективность действий, тогда как основной характеристикой "знания что" является истинность или ложность. В то же время знание об эффективности есть также знание истины, даже если оно представлено в необычной логической форме. Оно есть истинное знание о том, что является эффективным. Предметное же знание (если таковое имеется), обосновывающее ту или иную Т., может быть как истинным, так и ложным.
Если Т. в собственном смысле слова есть деятельность, соотнесенная с техническими средствами, подкрепленная соответствующим "знанием как", то в более широком смысле под Т. понимается общая характеристика совокупности трудовых действий, типичных для того или иного социума, подчиненных некоторым вполне конкретным социальным ориентирам. Специфика Т. определяется природными условиями, особенностями исторического развития, формирующими национальный тип. Попытка самой общей классификации Т. была предпринята в 1988 г. Г. С. Гудожником. Активное отношение человека к природе может быть направлено на господство, покорение сил природы. Соответствующая Т. называется интенсивной. Второй вариант состоит в подчинении природе, использовании ее сил в почти неизменной форме, - экстенсивная Т. Эти виды различаются степенью усилия, которое общество должно прикладывать в ходе трудовой деятельности, а также тем, какими сторонами природы оно при этом овладевает. При интенсивной Т. производственная деятельность направлена на овладение глубинными, сущностными сторонами природы, при экстенсивной - на использование "явления" - внешней стороны природных процессов. Активное отношение к природе может принимать и средние формы, сочетающие господство и подчинение в более или менее одинаковой мере. Соответствующая Т. называется экстенсивно-интенсивной. Экстенсивная Т. характерна для азиатского способа производства. Она способствовала формированию "созерцательного" типа цивилизации. Интенсивная присуща античному миру, являвшему собой "деятельный" тип цивилизации. Смешанная форма отличала трудовую деятельность древних германцев. Каждому типу Т. адекватна особая форма собственности.
Для каждой исторической эпохи характерна своя особая Т., но, поскольку современная эпоха отличается чрезвычайной практической активностью, именно о ней говорят как о технологической. В работах Дж. П. Гранта, Г. Кана и др. проводится тезис, согласно которому специфика современной эпохи не ограничивается одним лишь количественным увеличением технологической активности. Под ее влиянием произошла перемена в западной идее блага. В изначальном понимании благо есть то, что предъявляет нам непререкаемое нравственное требование. Развитие Т. исключило из слова "следует" значение безусловного обязательства. Поскольку сегодня Т. открывает перед человеком практически неограниченные и многообразные возможности, он волен желать какого угодно хода событий и находить средства для реализации своего ведения. Природа переходит в распоряжение человека и становится просто сырым материалом, и больше ничем. В этом смысле Т. отличает современную эпоху, тогда как раньше имела место "просто" техника. Т. становится типом отношения человека к миру, включающем деятельностные и рефрексивные составляющие. Понятие Т. превращается в некий универсальный термин, характеризующий дух эпохи.
Д. М. Федяев
Источник: Современный философский словарь