лат. tegimen - покров, покрытие, покрывало, одежда, броня, оболочка, кожура, кровля, навес, прикрытие, защита) - бытие в аспекте своей сокрытости, облаченности, прикровенности. Существительное "тегимен" образовано посредством суффикса "мен" (как и в слове "феномен") от глагола "tego, tegere" - "крыть, покрывать, скрывать, укрывать, хранить, защищать, окутывать, прятать, хранить в тайне".
Явление столь же раскрывает, сколь и скрывает свое содержимое. То, что мы называем явлением, можно назвать и "таением", утаиванием, сокрытием. Феномен и тегимен - обратимые понятия; то, что феномен являет, то тегимен скрывает собой. Глаза как зеркало души могут считаться феноменом, а как занавес души - тегименом. Скорлупа - тегимен ореха. Маска - тегимен лица. Одежда - тегимен тела. Тело - тегимен того, что называют душой. Тегимен - общий класс таких объектов, как покрытие, поверхность, упаковка, оболочка, обертка, одежда, футляр, чехол, декорация, маска...
У феноменологии и тегименологии много общих предметов, рассматриваемых, однако, в разной перспективе. Феноменология интересуется явленностью сущности, данной здесь и сейчас, - так сказать, прозрачностью и проницаемостью оболочек, возможностью опытного постижения вещей "как они есть", как они являют себя для нас, как они непосредственно даны ощущениям или сознанию. Тегименология (см.), напротив, интересуется структурой и функцией покрытий в их принципиальном отличии от того, что они покрывают и скрывают собой.
----------------------------------------------------
М. Эпштейн. Мистика упаковки, или Введение в тегименологию. "Комментарии" (М.-Ст.-Петербург), #20, 2001, 249-261.
Михаил Эпштейн
ТЕГИМЕН
ТЕГИМЕН
Источник: Проективный философский словарь
ТЕГИМЕН
(лат. tegimen, покров, покрытие, покрывало, одежда, броня, оболочка, кожура, кровля, навес, прикрытие, защита; от лат. tego, tegere, покрывать, хранить, защищать, прятать, хранить в тайне + суффикс men, как в слове «феномен»). Философская категория, соотносительная с феноменом и указывающая на бытие в аспекте его сокрытости. Между «вещью-для-нас» и «вещью-в-себе» – этими крайними пределами кантовского дуализма – развертывается множество слоев, одновременно скрывающих и являющих друг друга. Область тегименов простирается именно на эту совокупность покрытий, облачений, искажений, которые отделяют «тайное тайных» вещи от ее же «явного явных».
Тегименальность всех предметов обусловлена их *глубиной как мерой простирания внутрь себя. Явление столь же раскрывает, сколь и скрывает свое содержимое. То, что мы считаем явлением, можно считать и утаиванием, сокрытием. Феномен и тегимен – обратимые понятия; то, что феномен являет, то тегимен скрывает. Глаза как зеркало души могут считаться феноменом, а как занавес души – тегименом. Скорлупа – тегимен ореха. Маска – тегимен лица. Одежда – тегимен тела. Тело – тегимен того, что называют душой. Тегимен – общий класс таких объектов, как декорация, маска, обертка, оболочка, одежда, поверхность, покрытие, *упаковка, футляр, чехол.
Выделяются три основных типа покрытий.
1. Естественные, природные. Кора дерева, раковина моллюска, шкура и череп млекопитающего.
2. Искусственные, созданные человеком для себя. Одежда, жилище, деревня, город и прочие искусственные средства укрытия и среды обитания. Сюда относятся также: транспортные средства – вагон, каюта, автомобиль, самолет; покрытия для умерших – саван, гроб, могила.
3. Искусственные, созданные человеком для предметов своего потребления. Наблюдается огромное разнообразие оболочек, соответствующих форме, консистенции, функции разных предметов: банка, коробка, конверт, обложка, чехол и т. д. Эта последняя, третья категория покрытий объединяется понятием *упаковки.
У человека есть много разных родовых определений: homo sapiens, homo politicus, homo ludens, homo faber – человек «мыслящий», «общественный», «играющий», «создающий орудия труда». К ним можно добавить и homo tegens, «человек облекающий(ся)», набрасывающий покровы на все, в том числе и на самого себя.
Первым тегименальным актом, отделяющим человека от его «естественного» бытия в Эдеме, было облачение в «одежды кожаные» (Бытие, 3: 21), под которыми часто понимается человеческая плоть, облекшая душу, как знак ее греховного уплотнения и изгнания в чуждый мир. Видимо, не случайно и то, что первый город – «одежда каменная» – был построен Каином, первенцем первородного греха, который в свою очередь совершил первый грех человекоубийства и братоубийства («и построил он город» – Бытие, 4: 17). Грех отделяет человека от мироздания, вызывая цепную реакцию укрытий и облачений, начиная с кожи и кончая городом и государством.
Как только возникает интуиция наготы и покрова, различие облекаемого и оболочки, так это отношение начинает множиться и воспроизводиться на все новых уровнях цивилизации. Различия культур отчасти определяются количеством и толщиной тех покровов, которые считаются в них оптимальными для тела, для жилища и т. д. (ср. «закутанность» исламской цивилизации и «оголенность» современной западной). Потребность человека все заключать в оболочку, иногда доходящая до мании, «беликовщины» (по имени чеховского «человека в футляре»), становится важным мотивом современного искусства. Постмодерн и такие его представители, как художник-упаковщик Христо Джавачев, имеют дело с антропологией homo tegens – с теми множественными оболочками, которые за тысячелетия цивилизации наросли на первую оболочку Адама.
*Глубина, Тегименология, Упаковка
Мистика упаковки, или Введение в тегименологию // Комментарии. № 20. 2001. С. 249–261.
Знак. С. 461–484.
Тегименальность всех предметов обусловлена их *глубиной как мерой простирания внутрь себя. Явление столь же раскрывает, сколь и скрывает свое содержимое. То, что мы считаем явлением, можно считать и утаиванием, сокрытием. Феномен и тегимен – обратимые понятия; то, что феномен являет, то тегимен скрывает. Глаза как зеркало души могут считаться феноменом, а как занавес души – тегименом. Скорлупа – тегимен ореха. Маска – тегимен лица. Одежда – тегимен тела. Тело – тегимен того, что называют душой. Тегимен – общий класс таких объектов, как декорация, маска, обертка, оболочка, одежда, поверхность, покрытие, *упаковка, футляр, чехол.
Выделяются три основных типа покрытий.
1. Естественные, природные. Кора дерева, раковина моллюска, шкура и череп млекопитающего.
2. Искусственные, созданные человеком для себя. Одежда, жилище, деревня, город и прочие искусственные средства укрытия и среды обитания. Сюда относятся также: транспортные средства – вагон, каюта, автомобиль, самолет; покрытия для умерших – саван, гроб, могила.
3. Искусственные, созданные человеком для предметов своего потребления. Наблюдается огромное разнообразие оболочек, соответствующих форме, консистенции, функции разных предметов: банка, коробка, конверт, обложка, чехол и т. д. Эта последняя, третья категория покрытий объединяется понятием *упаковки.
У человека есть много разных родовых определений: homo sapiens, homo politicus, homo ludens, homo faber – человек «мыслящий», «общественный», «играющий», «создающий орудия труда». К ним можно добавить и homo tegens, «человек облекающий(ся)», набрасывающий покровы на все, в том числе и на самого себя.
Первым тегименальным актом, отделяющим человека от его «естественного» бытия в Эдеме, было облачение в «одежды кожаные» (Бытие, 3: 21), под которыми часто понимается человеческая плоть, облекшая душу, как знак ее греховного уплотнения и изгнания в чуждый мир. Видимо, не случайно и то, что первый город – «одежда каменная» – был построен Каином, первенцем первородного греха, который в свою очередь совершил первый грех человекоубийства и братоубийства («и построил он город» – Бытие, 4: 17). Грех отделяет человека от мироздания, вызывая цепную реакцию укрытий и облачений, начиная с кожи и кончая городом и государством.
Как только возникает интуиция наготы и покрова, различие облекаемого и оболочки, так это отношение начинает множиться и воспроизводиться на все новых уровнях цивилизации. Различия культур отчасти определяются количеством и толщиной тех покровов, которые считаются в них оптимальными для тела, для жилища и т. д. (ср. «закутанность» исламской цивилизации и «оголенность» современной западной). Потребность человека все заключать в оболочку, иногда доходящая до мании, «беликовщины» (по имени чеховского «человека в футляре»), становится важным мотивом современного искусства. Постмодерн и такие его представители, как художник-упаковщик Христо Джавачев, имеют дело с антропологией homo tegens – с теми множественными оболочками, которые за тысячелетия цивилизации наросли на первую оболочку Адама.
*Глубина, Тегименология, Упаковка
Мистика упаковки, или Введение в тегименологию // Комментарии. № 20. 2001. С. 249–261.
Знак. С. 461–484.
Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.