(tegimenology; от лат. tegimen – покров, оболочка). Философская дисциплина, которая рассматривает мир *тегименов – покрытий, оболочек, упаковок – в отношении того, что они скрывают собой.
Эволюция от неживой к живой природе и далее к материальной и духовной культуре обнаруживает растущее несоответствие между внешним и внутренним. В ходе эволюции не только тайное становится явным, но и явное все глубже погружает и скрывает в себе тайное. В камне, земле, песке, воде практически нет разницы между наружным и внутренним слоем. Дерево уже имеет грубую, шероховатую кору, которая отличается от более светлых, влажных волокон. Тем более это различие «шкуры» и «нутра» очевидно в царстве животных. Чем выше форма жизни, тем более хрупким, уязвимым становится ее «нутро» и тем более значим ее наружный, защитный слой, про который уже нельзя сказать, что он «являет», – скорее, наоборот, скрывает свое содержимое.
Главный интерес тегименологии – человек как наиболее «сокровенное» существо. Человек не ограничивается покровом, данным ему от природы, но создает многослойную систему «покрывающих друг друга покровов», называемую цивилизацией. Сюда входят покровы первого уровня – одежда; второго – жилище; третьего – искусственная среда обитания, поселение, деревня, город… Тайна растет в прямой пропорции к числу скрывающих ее облачений, их многослойности и многозначности. Наибольшее количество одеяний – у служителя «тайного тайных», священника. «Вот с чем должен входить Аарон во святилище… Священный льняной хитон должен одевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняный кидар надевает: это священные одежды. И пусть омывает он тело свое водою, и надевает их» (Левит, 16: 3–4).
Рассматривая многослойность человеческих облачений, можно так сформулировать правило тегименальности: нет ничего явного, что не хранило бы свою тайну. Если есть покров, то есть и сокровенное. Все, что способно являть себя, способно и утаивать.
Как известно, М. Хайдеггер положил в основу метафизики вопрос: «почему бытие, а не ничто?». В основу тегименологии кладется следующий по порядку вопрос: почему не полное бытие, а половинное? Почему всякое бытие существует лишь отчасти для себя и отчасти для других, разделяясь на внешнее и внутреннее? Мое внутреннее не дано знать никому, кроме меня, а внешнее дано знать всем, кроме меня. Почему все сущее существует иначе для других, чем для себя? Почему покров, а не нагота? Почему тайна, а не полная явленность? Почему явленность, а не полная тайна? Почему семя нуждается в кожуре или косточке? Почему яйцо нуждается в скорлупе? Почему душа нуждается в теле?
На эти вопросы можно давать метафизические, мистические, теологические ответы… Ответ тегименологии состоит в том, что скрытость, завернутость бытия составляют его неотъемлемое свойство. Можно следовать за этим вопрошанием, но нельзя вернуться с ответом. Свернутое нельзя развернуть до конца. Можно вывернуть наружу морскую или ушную раковину – но тогда погибнут улитка или слух. Живое не может существовать без покровов. Абсолютная проницаемость и беспокровность свойственны только вакууму.
Тегименология не только изучает многообразные виды и функции покровов, фильтров, оболочек, но и устанавливает их эстетическую, этическую, социальную ценность. Каково оптимальное число покровов для того или иного объекта в той или иной ситуации? Как совместить защитные и пропускные свойства оболочек, чтобы они оберегали и одновременно не подавляли свое содержимое? Какие тактики сокрытия и раскрытия приняты в разных обществах? Как строить защитно-пропускные системы на уровне индивидуального поведения и профессиональных сообществ? Все эти вопросы составляют практическое применение тегименологии. Она изучает не только разнообразные социальные и национальные формы покрытий, но также их дисфункции и патологии, например социальное вырождение и физическое утолщение оболочек, теряющих тонкую многослойность и расчлененность, деформирующих то, что они должны хранить и облекать (тегименопатия, tegimenopathy).
Специфика тегименологии как философской дисциплины проясняется ее сопоставлением с феноменологией и мистологией (мистикой как наукой о тайнах и таинствах). Феномен и *тегимен – обратимые понятия; то, что феномен являет, то тегимен скрывает собой. Тегименология и феноменология (в гуссерлевском смысле) – взаимодополнительные способы мироописания. Феноменология интересуется явленностью сущности, данной здесь и сейчас, возможностью постижения вещей «как они есть», непосредственно даны сознанию. Тегименология, напротив, интересуется структурой и функцией покрытий в их принципиальном отличии от того, что они скрывают собой. Мы всматриваемся в вещи, потому что высматриваем нечто за их поверхностью. Сознанию присуща не только интенциональность, направленность «на» предмет, но и трансцендентность, движение «за» предмет, по ту его сторону. Это не обязательно предполагает наличие «иного мира», хотя его возможность также включена в тегименальную интуицию: весь этот мир – как покров иного. Двигатель сознания – интуиция обманчивости и неполноты явления, за которым скрывается нечто отличное от него: «не то, не то, не то». Тегименология – внутренний двигатель феноменологии, поскольку последняя движется от одного феномена к другому именно через множество тегименов, через стадии сокрытия, и каждый следующий слой «кажет себя» лишь постольку, поскольку «искажается» предыдущим.
Понятие «тегимена» перекликается не только с «феноменом», но и с понятием «тайны», центральным для мистологии. Тегименология отличается от мистологии тем, что не исследует тайн самих по себе и даже не предполагает возможность их полного раскрытия, – она лишь исходит из возможности их сокрытия и исследует формы, фасоны, складки их облачений. При том что мистология, как наука о тайнах и таинствах, противоположна феноменологии, как науке о явлениях, они обе исходят из возможного отождествления явного и тайного, полного раскрытия одного в другом. Тегименология, напротив, подчеркивает их несоответствие – но именно поэтому и необходимость движения вглубь, то есть такого проникновения, которое повторяет все шаги сокровения, «преследует» его, хотя и не «настигает». Тегименология имеет дело и с поверхностью-означающим (объектом феноменологии), и с тем, что оно скрывает, *глубиной, означаемым (объектом мистологии), а главное – с самими способами раздвоения-расхождения явного и тайного, наружного и внутреннего.
Таким образом, схематически вырисовывается следующая типология трех дисциплин или методов, рассматривающих отношение явления и сущности:
– мистология: сущность может быть явлена (тайна и ее откровение);
– феноменология: сущностно само явление и способ его явленности (феноменальность, эйдетичность);
– тегименология: раздвоенность явления и сущности, явленность как способ сокрытия (покрытие и его отношение к сокрытому).
*Глубина, Самоочищение, Тегимен, Трасосфера, Упаковка
Мистика упаковки, или Введение в тегименологию // Комментарии. № 20. 2001. С. 249–261.
Знак. С. 461–484.
ТЕГИМЕНОЛОГИЯ
ТЕГИМЕНОЛОГИЯ
Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.
ТЕГИМЕНОЛОГИЯ
tegimenology, от лат. tegimen - покров, оболочка) - дисциплина, которая рассматривает мир тегименов (см.) - покрытий, оболочек, упаковок - в отношении того, что они скрывают собой.
Между "вещью-для-нас" и "вещью-в-себе" - этими крайними пределами кантовского дуализма - развертывается множество слоев, одновременно скрывающих и являющих друг друга. Область тегименологии простирается именно на эту совокупность сокрытий, обманов, искажений, которые отделяют "тайное тайных" вещи от ее же "явного явных". Чем многослойнее и "уклончивее" та или иная вещь, тем более она "тегименальна".
Эволюция от неживой к живой природе, и далее к материальной и духовной культуре обнаруживает растущее несоответствие между внешним и внутренним. В ходе эволюции не столько тайное становится явным, сколько явное все глубже погружает и скрывает в себе тайное. В камне, земле, песке, воде практически нет разницы между наружным и внутренним слоем. Камень снаружи такой же, как и внутри, и расколов его на части, мы получим ряд таких же камней. Дерево уже имеет наружный слой, грубую, шероховатую кору, которая отличается от более светлых, влажных, живых волокон. Тем более это различие очевидно в царстве животных. Чем выше форма жизни, тем более хрупким, уязвимым становится ее "нутро" и тем более значим ее наружный, защитный слой, про который уже никак нельзя сказать, что он "являет", - скорее, наоборот, утаивает свое содержимое.
Главный интерес тегименологии - человек, как наиболее "сокровенное" существо. Человек не ограничивается покровом, данным ему от природы, но создает многослойную систему "покрывающих друг друга покровов",
которую мы называем цивилизацией. Сюда входят покровы первого уровня - одежда; второго - жилище; третьего - искусственная среда обитания, деревня, город... Наслоение оболочек свидетельствует об углублении тех слоев, которые под ними скрываются. Тайна растет в прямой пропорции к пышности скрывающих ее облачений, их многослойности и многозначности. Наибольшее количество одеяний - у служителя "тайного тайных", священника. "Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцем в жертву за грех и с овном во всесожжение. Священный льняной хитон должен одевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняный кидар надевает: это священные одежды. И пусть омывает он тело свое водою, и надевает их" (Левит, 16:3-4).
Рассматривая многослойность человеческих облачений, можно так сформулировать основное правило тегименальности: Нет ничего явного, что не хранило бы тайну. Если есть явное, то есть и тайное. Если есть покрытие, то есть и сокровенное. Если есть тело, то есть и душа.
У человека есть много разных определений: homo sapiens, homo politicus, homo ludens, homo faber, - человек "мыслящий", "общественный", "играющий", "создающий орудия труда". К ним можно добавить и homo
tegens, "человек облекающий", набрасывающий покровы на все, в том числе и на самого себя. Первым тегименальным актом, отделяющим человека от его естественно- сверхъестественного бытия в Эдеме, было его облачение в "одежды кожаные", под которыми часто понимается человеческая плоть, облекшая душу, как знак ее греховного уплотнения и изгнания в чуждый мир.
Видимо, не случайно и то, что первый город - "одежда каменная" – был построен Каином, первенцем первородного греха, который в свою очередь совершил первый грех человекоубийства и братоубийства ("и построил он город" - Бытие, 4:17). Грех отделяет человека от мироздания, вызывая цепную реакцию укрытий и облачений, начиная с кожи и кончая городом и государством.
Как только возникает интуиция наготы и покрова, различия содержимого и оболочки, так это отношение начинает множиться и воспроизводиться на все новых уровнях цивилизации. Эта почти маниакальная страсть человека все заключать в оболочку, футляр – универсальная "беликовщина" (по имени чеховского персонажа) - становится важным мотивом современного искусства (см. Упаковка). Постмодерн и такие его представители, как художник- упаковщик Христо Джавачев, имеют дело с предельным выражением homo tegens - с теми последними оболочками, которые за тысячелетия цивилизации наросли на "одежды кожаные", первую оболочку Адама.
Мартин Хайдеггер кладет в основу метафизики вопрос: "почему бытие, а не ничто?" Почему вообще нечто есть, хотя могло бы и не быть? В основу тегименологии кладется следующий вопрос: почему не полное
бытие, а половинное? Почему всякое бытие существует лишь наполовину для себя и наполовину для других, разделяясь на внешнее и внутреннее? Внутреннее не дано знать никому, кроме меня, а внешнее дано знать всем, кроме меня. Почему все сущее существует иначе для других, чем для себя? Почему покров, а не нагота? Почему тайна, а не полная явленность? Почему явленность, а не полная тайна?
Почему семя нуждается в кожуре или косточке? Почему яйцо нуждается в скорлупе? Почему устрица нуждается в раковине? Почему душа нуждается в теле? Если человеческая душа заключена в тело за свой первородный грех, то какой грех совершило семечко или яичко? Или все эти оболочки даны не в наказание, а во благо - чтобы облекать, защищать, лелеять?
На эти вопросы можно давать метафизические, мистические, теологические ответы... Ответ тегименологии состоит в том, что свернутость и завернутость бытия составляют его неотъемлемое свойство. Можно
следовать за этим вопрошанием, но нельзя вернуться с ответом. Свернутое нельзя развернуть до конца. Можно вывернуть наружу морскую или ушную раковину - но тогда погибнут улитка или слух.
Выделяются три основных типа покрытий:
1) Естественные, находимые в природе. Таковы скорлупа ореха, кора дерева, раковина моллюска, шкура и череп млекопитающего.
2). Искусственные, созданные человеком для самого себя. Одежда, жилище, деревня, город и прочие искусственные средства укрытия и среды обитания. Сюда относятся также: транспортные средства - вагон, каюта, автомобиль, самолет; покрытия для умерших - саван, гроб, могила.
3). Искусственные, созданные человеком для предметов своего культурного обихода. Человек разработал систему искусственных покрытий и для своей вторичной материальной среды, и здесь наблюдается огромное разнообразие оболочек, соответствующих форме, консистенции, функции предмета: чехол, конверт, обложка, банка, коробка и т.д. Эта последняя, третья категория покрытий объединяется понятием
упаковки (см.).
Тегименология не только изучает многообразные виды и функции покровов, фильтров, оболочек, но и устанавливает их эстетическую, этическую, социальную ценность. Мир не может существовать без покровов: абсолютная проницаемость и беспокровность свойственны только вакууму.
Каково оптимальное число покровов для того или иного объекта в той или иной ситуации? Как совместить защитные и пропускные свойства оболочек, чтобы они оберегали и одновременно не теснили свое содержимое? Какие тактики сокрытия и раскрытия приняты в данном обществе? Как строить защитно-пропускные системы на уровне индивидуального поведения, профессионального общения? Все эти вопросы составляют практическое применение тегименологии. Она изучает не только разнообразные социальные и национальные формы покрытий, но также их дисфункции и патологии, например, социальное вырождение и физическое утолщение оболочек, теряющих тонкую многослойность и расчлененность, давящих и деформирующих то, что они должны хранить и облекать (тегименопатия).
Специфика тегименологии как философской дисциплины выясняется из ее сопоставления с феноменологией, деконструкцией и мистологией (мистикой как наукой о тайнах и таинствах). Феномен и тегимен - обратимые понятия; то, что феномен являет, то тегимен (см.) скрывает собой. Тегименология и феноменология (в гуссерлевском смысле) - взаимодополнительные способы мироописания. Феноменология интересуется явленностью сущности, данной здесь и сейчас, возможностью постижения вещей "как они есть", как они непосредственно даны сознанию. Тегименология интересуется структурой и функцией покрытий в их принципиальном отличии от того, что они покрывают и скрывают собой. Все, что способно являть себя, способно и утаивать. Мы всматриваемся в вещи, потому что высматриваем нечто за их поверхностью. Все, что попадает в поле сознания, оказывается "не таким", каким оно созерцается снаружи. Сознанию присуща не только интенциональность, направленность "на" предмет, но и трансцендентность, движение "за" предмет, по ту его сторону. Двигатель сознания - интуиция обманчивости и неполноты явления, за которым скрыто нечто отличное от него: "не то, не то, не то". Тегименология и есть наука о "нетости", обо всем том, что находится между оболочкой и изнанкой вещей. Тегименология есть внутренний двигатель феноменологии, поскольку последняя движется от одного феномена к другому именно через стадию сокрытия, и каждый следующий слой "кажет себя" лишь постольку, поскольку "искажается" предыдущим.
Понятие "тегимена" перекликается не только с "феноменом", но и с понятиями "следа" и "тайны", как центральными для деконструкции и мистологии. Тегименология отличается от этих дисциплин, поскольку она имеет дело и с поверхностью-покрытием-означающим (обьектом деконструкции), и с тем, что оно скрывает, глубиной, означаемым (объектом мистологии), а главное - с самими способами раздвоения-расхождения явного и тайного, наружного и внутреннего. Если феноменология мыслит проницаемым отношение явления и сущности, то деконструкция, напротив, отрицает саму двойственность явления/сущности или означающего/означаемого, полагая, что "сзади" или "внутри" ничего нет, а есть лишь условно-знаковая конструкция, которая создает эту иллюзию "задника" или "нутра". Перед нами только испещренная следами поверхность, которая ничего не покрывает и не скрывает. Знаки отсылают друг к другу, а не к мнимым означаемым. Явления не являют ничего, кроме самих себя. Тегименология, в отличие от деконструкции, имеет волю движения вглубь, снимая один слой явления, чтобы обнаружить другой, скрытый слой. Сама природа покрытия предполагает скрываемое, хотя, с другой стороны, оно и лишено той непосредственной постижимости в актах слияния и экстаза, которые предполагаются мистологией - учением о тайнах и таинствах.
Тегименология отличается от мистологии, поскольку не исследует тайн самих по себе и даже не предполагает возможность их полного раскрытия, - она лишь исходит из возможности их сокрытия и исследует формы,фасоны, складки их облачений.
При том, что мистология, как наука о тайнах, противоположна феноменологии, как науке о явлениях, они обе исходят из возможного отождествления явного и тайного, полного раскрытия одного в другом.
Тегименология, напротив, устанавливает неодолимость их несоответствия - но именно поэтому и необходимость движения вглубь, т.е. такого проникновения, которое повторяет все шаги сокровения, "преследует" его, хотя и не "настигает".
Таким образом, схематически вырисовывается следующая типология четырех дисциплин или методов, рассматривающих отношение явления и сущности:
Мистология: сущность может быть явлена (тайна и ее откровение).
Феноменология: сущностно само явление и способ его явленности (феноменальность, эйдетичность).
Деконструкция: явленность в отсутствии сущности (след как означающее без означаемого)
Тегименология: раздвоенность явления и сущности, явленность как способ сокрытия (покрытие и его отношение к сокрытому).
-------------------------------------------------------
М. Эпштейн. Мистика упаковки, или Введение в тегименологию. "Комментарии" (М.-Ст.-Петербург), #20, 2001, 249-261.
Михаил Эпштейн
Между "вещью-для-нас" и "вещью-в-себе" - этими крайними пределами кантовского дуализма - развертывается множество слоев, одновременно скрывающих и являющих друг друга. Область тегименологии простирается именно на эту совокупность сокрытий, обманов, искажений, которые отделяют "тайное тайных" вещи от ее же "явного явных". Чем многослойнее и "уклончивее" та или иная вещь, тем более она "тегименальна".
Эволюция от неживой к живой природе, и далее к материальной и духовной культуре обнаруживает растущее несоответствие между внешним и внутренним. В ходе эволюции не столько тайное становится явным, сколько явное все глубже погружает и скрывает в себе тайное. В камне, земле, песке, воде практически нет разницы между наружным и внутренним слоем. Камень снаружи такой же, как и внутри, и расколов его на части, мы получим ряд таких же камней. Дерево уже имеет наружный слой, грубую, шероховатую кору, которая отличается от более светлых, влажных, живых волокон. Тем более это различие очевидно в царстве животных. Чем выше форма жизни, тем более хрупким, уязвимым становится ее "нутро" и тем более значим ее наружный, защитный слой, про который уже никак нельзя сказать, что он "являет", - скорее, наоборот, утаивает свое содержимое.
Главный интерес тегименологии - человек, как наиболее "сокровенное" существо. Человек не ограничивается покровом, данным ему от природы, но создает многослойную систему "покрывающих друг друга покровов",
которую мы называем цивилизацией. Сюда входят покровы первого уровня - одежда; второго - жилище; третьего - искусственная среда обитания, деревня, город... Наслоение оболочек свидетельствует об углублении тех слоев, которые под ними скрываются. Тайна растет в прямой пропорции к пышности скрывающих ее облачений, их многослойности и многозначности. Наибольшее количество одеяний - у служителя "тайного тайных", священника. "Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцем в жертву за грех и с овном во всесожжение. Священный льняной хитон должен одевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняный кидар надевает: это священные одежды. И пусть омывает он тело свое водою, и надевает их" (Левит, 16:3-4).
Рассматривая многослойность человеческих облачений, можно так сформулировать основное правило тегименальности: Нет ничего явного, что не хранило бы тайну. Если есть явное, то есть и тайное. Если есть покрытие, то есть и сокровенное. Если есть тело, то есть и душа.
У человека есть много разных определений: homo sapiens, homo politicus, homo ludens, homo faber, - человек "мыслящий", "общественный", "играющий", "создающий орудия труда". К ним можно добавить и homo
tegens, "человек облекающий", набрасывающий покровы на все, в том числе и на самого себя. Первым тегименальным актом, отделяющим человека от его естественно- сверхъестественного бытия в Эдеме, было его облачение в "одежды кожаные", под которыми часто понимается человеческая плоть, облекшая душу, как знак ее греховного уплотнения и изгнания в чуждый мир.
Видимо, не случайно и то, что первый город - "одежда каменная" – был построен Каином, первенцем первородного греха, который в свою очередь совершил первый грех человекоубийства и братоубийства ("и построил он город" - Бытие, 4:17). Грех отделяет человека от мироздания, вызывая цепную реакцию укрытий и облачений, начиная с кожи и кончая городом и государством.
Как только возникает интуиция наготы и покрова, различия содержимого и оболочки, так это отношение начинает множиться и воспроизводиться на все новых уровнях цивилизации. Эта почти маниакальная страсть человека все заключать в оболочку, футляр – универсальная "беликовщина" (по имени чеховского персонажа) - становится важным мотивом современного искусства (см. Упаковка). Постмодерн и такие его представители, как художник- упаковщик Христо Джавачев, имеют дело с предельным выражением homo tegens - с теми последними оболочками, которые за тысячелетия цивилизации наросли на "одежды кожаные", первую оболочку Адама.
Мартин Хайдеггер кладет в основу метафизики вопрос: "почему бытие, а не ничто?" Почему вообще нечто есть, хотя могло бы и не быть? В основу тегименологии кладется следующий вопрос: почему не полное
бытие, а половинное? Почему всякое бытие существует лишь наполовину для себя и наполовину для других, разделяясь на внешнее и внутреннее? Внутреннее не дано знать никому, кроме меня, а внешнее дано знать всем, кроме меня. Почему все сущее существует иначе для других, чем для себя? Почему покров, а не нагота? Почему тайна, а не полная явленность? Почему явленность, а не полная тайна?
Почему семя нуждается в кожуре или косточке? Почему яйцо нуждается в скорлупе? Почему устрица нуждается в раковине? Почему душа нуждается в теле? Если человеческая душа заключена в тело за свой первородный грех, то какой грех совершило семечко или яичко? Или все эти оболочки даны не в наказание, а во благо - чтобы облекать, защищать, лелеять?
На эти вопросы можно давать метафизические, мистические, теологические ответы... Ответ тегименологии состоит в том, что свернутость и завернутость бытия составляют его неотъемлемое свойство. Можно
следовать за этим вопрошанием, но нельзя вернуться с ответом. Свернутое нельзя развернуть до конца. Можно вывернуть наружу морскую или ушную раковину - но тогда погибнут улитка или слух.
Выделяются три основных типа покрытий:
1) Естественные, находимые в природе. Таковы скорлупа ореха, кора дерева, раковина моллюска, шкура и череп млекопитающего.
2). Искусственные, созданные человеком для самого себя. Одежда, жилище, деревня, город и прочие искусственные средства укрытия и среды обитания. Сюда относятся также: транспортные средства - вагон, каюта, автомобиль, самолет; покрытия для умерших - саван, гроб, могила.
3). Искусственные, созданные человеком для предметов своего культурного обихода. Человек разработал систему искусственных покрытий и для своей вторичной материальной среды, и здесь наблюдается огромное разнообразие оболочек, соответствующих форме, консистенции, функции предмета: чехол, конверт, обложка, банка, коробка и т.д. Эта последняя, третья категория покрытий объединяется понятием
упаковки (см.).
Тегименология не только изучает многообразные виды и функции покровов, фильтров, оболочек, но и устанавливает их эстетическую, этическую, социальную ценность. Мир не может существовать без покровов: абсолютная проницаемость и беспокровность свойственны только вакууму.
Каково оптимальное число покровов для того или иного объекта в той или иной ситуации? Как совместить защитные и пропускные свойства оболочек, чтобы они оберегали и одновременно не теснили свое содержимое? Какие тактики сокрытия и раскрытия приняты в данном обществе? Как строить защитно-пропускные системы на уровне индивидуального поведения, профессионального общения? Все эти вопросы составляют практическое применение тегименологии. Она изучает не только разнообразные социальные и национальные формы покрытий, но также их дисфункции и патологии, например, социальное вырождение и физическое утолщение оболочек, теряющих тонкую многослойность и расчлененность, давящих и деформирующих то, что они должны хранить и облекать (тегименопатия).
Специфика тегименологии как философской дисциплины выясняется из ее сопоставления с феноменологией, деконструкцией и мистологией (мистикой как наукой о тайнах и таинствах). Феномен и тегимен - обратимые понятия; то, что феномен являет, то тегимен (см.) скрывает собой. Тегименология и феноменология (в гуссерлевском смысле) - взаимодополнительные способы мироописания. Феноменология интересуется явленностью сущности, данной здесь и сейчас, возможностью постижения вещей "как они есть", как они непосредственно даны сознанию. Тегименология интересуется структурой и функцией покрытий в их принципиальном отличии от того, что они покрывают и скрывают собой. Все, что способно являть себя, способно и утаивать. Мы всматриваемся в вещи, потому что высматриваем нечто за их поверхностью. Все, что попадает в поле сознания, оказывается "не таким", каким оно созерцается снаружи. Сознанию присуща не только интенциональность, направленность "на" предмет, но и трансцендентность, движение "за" предмет, по ту его сторону. Двигатель сознания - интуиция обманчивости и неполноты явления, за которым скрыто нечто отличное от него: "не то, не то, не то". Тегименология и есть наука о "нетости", обо всем том, что находится между оболочкой и изнанкой вещей. Тегименология есть внутренний двигатель феноменологии, поскольку последняя движется от одного феномена к другому именно через стадию сокрытия, и каждый следующий слой "кажет себя" лишь постольку, поскольку "искажается" предыдущим.
Понятие "тегимена" перекликается не только с "феноменом", но и с понятиями "следа" и "тайны", как центральными для деконструкции и мистологии. Тегименология отличается от этих дисциплин, поскольку она имеет дело и с поверхностью-покрытием-означающим (обьектом деконструкции), и с тем, что оно скрывает, глубиной, означаемым (объектом мистологии), а главное - с самими способами раздвоения-расхождения явного и тайного, наружного и внутреннего. Если феноменология мыслит проницаемым отношение явления и сущности, то деконструкция, напротив, отрицает саму двойственность явления/сущности или означающего/означаемого, полагая, что "сзади" или "внутри" ничего нет, а есть лишь условно-знаковая конструкция, которая создает эту иллюзию "задника" или "нутра". Перед нами только испещренная следами поверхность, которая ничего не покрывает и не скрывает. Знаки отсылают друг к другу, а не к мнимым означаемым. Явления не являют ничего, кроме самих себя. Тегименология, в отличие от деконструкции, имеет волю движения вглубь, снимая один слой явления, чтобы обнаружить другой, скрытый слой. Сама природа покрытия предполагает скрываемое, хотя, с другой стороны, оно и лишено той непосредственной постижимости в актах слияния и экстаза, которые предполагаются мистологией - учением о тайнах и таинствах.
Тегименология отличается от мистологии, поскольку не исследует тайн самих по себе и даже не предполагает возможность их полного раскрытия, - она лишь исходит из возможности их сокрытия и исследует формы,фасоны, складки их облачений.
При том, что мистология, как наука о тайнах, противоположна феноменологии, как науке о явлениях, они обе исходят из возможного отождествления явного и тайного, полного раскрытия одного в другом.
Тегименология, напротив, устанавливает неодолимость их несоответствия - но именно поэтому и необходимость движения вглубь, т.е. такого проникновения, которое повторяет все шаги сокровения, "преследует" его, хотя и не "настигает".
Таким образом, схематически вырисовывается следующая типология четырех дисциплин или методов, рассматривающих отношение явления и сущности:
Мистология: сущность может быть явлена (тайна и ее откровение).
Феноменология: сущностно само явление и способ его явленности (феноменальность, эйдетичность).
Деконструкция: явленность в отсутствии сущности (след как означающее без означаемого)
Тегименология: раздвоенность явления и сущности, явленность как способ сокрытия (покрытие и его отношение к сокрытому).
-------------------------------------------------------
М. Эпштейн. Мистика упаковки, или Введение в тегименологию. "Комментарии" (М.-Ст.-Петербург), #20, 2001, 249-261.
Михаил Эпштейн
Источник: Проективный философский словарь