ТАТТВА
ТАТТВЫ
девять осн. онтологических и экзистенциальных категорий джайнизма: джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара и мокша (см. ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА).
А. Дюранов
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ТАТТВА
(от основы указательного местоимения "то " + суффикс абстракции) — род сущего, признаваемый в той или иной онтологии. Особенно употребителен термин в джайнской философии и в санкхье, где в канонической версии признается 25 Т.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ТАТТВА
(санскр. tattva, тиб. de kho na nyid, высшая реальность, сущность) — доктринально-философский термин буддизма, передающий: 1) понятие некоего основания духовной и материальной действительности, 2) отвлечённое название сущностных категорий буддийской догматики и философии.
ТАТТВА
Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в
Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по
философии Санкхья, приписываемый самому Капиле.
Также, абстрактные принципы существования или категории,
физические и метафизические. Тонкие элементы - пять
экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с
пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства
все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух
коренных расах.
Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по
философии Санкхья, приписываемый самому Капиле.
Также, абстрактные принципы существования или категории,
физические и метафизические. Тонкие элементы - пять
экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с
пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства
все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух
коренных расах.
Источник: Теософский словарь
ТАТТВА
сс. Категория бытия. Реальность. Истина. Коренная сущность данного вида бытия, и только его. Истинная реальность. То главное, что отличает его от других видов. Упоминается до тридцати шести таттв. К высшим таттвам относят то, что не поддается определению (чистые таттвы), в том числе бога, точку, содержащую все потенции мира (Махабинду), абсолют, великую пустоту. Таттвы развертываются в мир, порождая танматры, бхуты и все проявленные вещи. Развертывание таттв рассматривается как эволюционный процесс творения. К таттвам относят гуны, индрии, танматры, бхуты, психические способности (психические таттвы) и др. В буддизме термин «таттва» трактуется как неповторимая сущность вещи, сс. таковость, собственная природа. Таттваджняна, таттвавидья — знание истинной сущности вещей. Ишвара-таттва означает сущность бога-творца, творческого аспекта бога. Таттвика — истинный, реальный.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ТАТТВА
санскр. tattva — той-ность) — многозначный термин индийской философии, означающий 1) истину; 2) реальную природу вещей (чаще всего термин «таттва» допускает обе интерпретации); 3) начала мира, перечень которых составляет космологическую «константу» некоторых школ. Наиболее известен список 25 таттв доклассической (с основными вариациями 24 и 26) и классической санкхьи. Нормативный перечень включает Первоматерию-йрд^иоив, тпеллекг-буддха, этотязм-аханкару. ум-манас, 10 перцептивных и деятельных способностей-индрий, 5 ноуменов воспринимаемости-таяматр и 5 материальных элементов-йут, а также «чистый су6ъ&К1»-Пуруи1у. В «Санкхья-карике» обыгрываются все три значения термина, когда утверждается, что медитативная интериоризация таттвы ведет к полному, чистому и абсолютному знанию (ст. 64). Шиваиты дополняют список таттв санкхьяиков еще 11 началами мира (начиная с Шивы и завершая «необходимостью»). В джайнской философии «таттва» иногда замещает термин, означающий категории (падартха).
В. К. Шохин
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия
ТАТТВА
фундаментальный принцип природы, соответствующий какому-то одному физическому чувству. Экзотерически существует пять таттв, а эзотерически — семь, две из них в человеческой расе еще латентны, т. е. скрыты. Экзотерические пять таттв так описаны в Шри Калика-ставопанишад «Упанишада восхваления Шри Калики, сочиненной Шри Гуптаватарой Бабаджи» (перевод Арджуны Тарадасы): «Качества первой таттвы: это великий Нектар для живущих, устраняющий несчастья и порождающий Блаженство. Качества второй таттвы: она дает удивительную силу и процветание [обитателям] деревень, воздуха и лесов и просветляет интеллект и сознание. Качества третьей таттвы: она приносит благо, порождена из воды, прекрасна, дарует счастье и преумножает народ. Качества четвертой таттвы: она легкодоступна, рождена из земли, это — жизнь для живых существ, корень здоровья трех миров. Качества особой таттвы: она дает Великое Блаженство и является причиной творения живых существ, безначальным и бесконечным основанием мира». Иными словами, первая таттва — огонь, вторая — воздух, третья — вода, четвертая — земля, пятая — пространство, «основа мира». Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия