санскр., букв. «таковость») — термин, используемый школой йогачара для обозначения подлинной и необусловленной природы всех вещей, т. е. абсолютной реальности; синоним термина «шунья» в философии мадхьямиков. Т..- это то, что содержится в каждой вещи, но что никак нельзя познать, определить и выразить.
ТАТХАТА
ТАТХАТА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ТАТХАТА
сс. Истинно сущее. Абсолют. Неповторимая и неописуемая собственная сущность. Таковость любой вещи, любого существа. Природа будды. Состояние будды, в котором сознание переходит на интуитивный способ мышления и постигает пустотность мира (шуньята). В учении виджнянавады татхата, выступая как единое сознание (экачитта), абсолют, творит мир через феноменальный аспект алаявиджняны. Синонимы: дхармакая, татхагатагарбха и др.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ТАТХАТА
(санскр. tathata–, тиб. de bzhin nyid, истинно сущее) — один из терминов Махаяны для обозначения абсолютной реальности, синоним Просветления. Особое развитие Т. получил в мадхьямаке, в связи с её трактовками «пустоты» (шуньята), как плода уничтожения в индивидуальном сознании ложных доктрин, понятий, категорий (и буддийских тоже). Реализация этого «плода» возможна лишь тогда, когда эпистемологические занятия подкрепляются йогическими, показывающими тождество Истинносущего (Татхагата) и мира, нирваны и сансары. На втором уровне буддийского знания мадхьямиковская пустота «наполнялась». Здесь Нагарджуна уже мог отождествлять шуньяту и Т., или «истинное Тело Будды» — дхарма-кайю. Чтобы постигнуть высшую и единственно реальную природу (Т.) Истинносущего (Татхагаты), мадхьямики рекомендуют воспринимать мир несуществующим, иллюзорным, пустым, никак не связанным с неявленной, но повсюду присутствующей сутью – космической плотью Будды. Следовательно, религиозное познание в этой школе состояло не в научении, а в разрушении опор сознания, отказе от рационального. В «Махаяна-вимщике» Нагарджуна признал: «Известно, что Благодатный Будда есть Воплощение истинно сущего (Т.)». Полный первод и комментарий см.: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны… С. 388–399.
ТАТХАТА
санскр. tathata, букв. — таковость) — термин махаянской буддийской философии и сотериологии, обозначающий подлинную, высшую реальность, которая присутствует во всех существах и вещах феноменального мира. Она несотворенная и вечная, недоступна обыденному сознанию, но открыта очищенному сознанию татхагат (просветленных), неопределима и невыразима; татхата — синоним термина «шунья» в философии мадхьямиков. Она обусловливает единство всех уровней бытия, объясняет связь каждого отдельного человека с Буддой (как персонифицированным, так и неперсонифицированным абсолютом), потому что является единой основой всего, стоит за мнимым существованием чувственных и ментальных объектов, за воображаемым противопоставлением познающего и познаваемого, воспринимающего и воспринимаемого, субъекта и объекта. И в то же время она не имеет ничего общего с иллюзорным феноменальным миром: она никак не детерминирует его чувственное разнообразие, и мир в свою очередь никак не влияет на ее характеристики своей загрязняющей энергией аффектов.
Татхата присутствует на всех уровнях индивидуального сознания: и в просветленном, и в непросветленном. Она является гарантом того, что все живые существа способны следовать по Пути буддийской доктрины, от нее же исходит импульс, направляющий на этот Путь. Ее называют истинным телом Будды (дхарма-кайя). Поскольку она внутренне присуща живым существам, буддисты утверждали, что все живущие уже пребывают в истине, но страдают из-за неспособности ее видеть.
Н. А. Панаева
Татхата присутствует на всех уровнях индивидуального сознания: и в просветленном, и в непросветленном. Она является гарантом того, что все живые существа способны следовать по Пути буддийской доктрины, от нее же исходит импульс, направляющий на этот Путь. Ее называют истинным телом Будды (дхарма-кайя). Поскольку она внутренне присуща живым существам, буддисты утверждали, что все живущие уже пребывают в истине, но страдают из-за неспособности ее видеть.
Н. А. Панаева
Источник: Новая философская энциклопедия