Санскр.) Типы или зачатки пяти Стихий; тонкие сущности
последних, лишенные всех качеств и тождественные свойствам пяти
основных Стихий - земли, воды, огня, воздуха и эфира; т.е.
танматры, в одном из своих аспектов, суть: обоняние, вкус,
осязание, зрение и слух.
ТАНМАТРЫ
ТАНМАТРЫ
Источник: Теософский словарь
ТАНМАТРЫ
санскр. tanmatra, букв. — только то) — ноуменальные, «атомарные» звук, осязаемость, форма, вкус и запах, которые в качестве «непроявленных» объектов, обычным путем не воспринимаемых, содержат возможности манифестации соответствующих реально воспринимаемых объектов. Концепция танматр складывается в предклассический период истории санкхьи. В «Санкхья-карике» (ст. 38) они характеризуются как «недифференцированные» объекты восприятия, из которых эманируют «дифференцированные», взаимосвязанные — оказывающие на реципиента успокаивающее, возбуждающее и притупляющее воздействие (в соответствии с проявлениями трех гун) и идентифицируемые как материальные элементы (бхуты). Комментаторы Ишваракришны предложили две версии их происхождения из танматр: 1) из каждой танматры эманирует соответствующая стихия (из танматры звука — пространство, из танматры осязаемости — ветер и т. д.), 2) стихии рассматриваются как результат аккумуляции танматр (звук дает пространство, звук и осязаемость — ветер и т. д.).
В. К. Шохин
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия