ТАЙНА
Тайна
Что‑то, чего мы не в состоянии понять, но во что верим. Тем самым отличается от задачи (чего‑то, что мы пока не понимаем) и апории (того, во что необязательно верить). Например, происхождение жизни является задачей. Происхождение бытия («почему скорее есть что‑то, чем ничто»?) – апорией. Бог – тайной.
Источник: Философский словарь.
ТАЙНА
все, чапо недоступно человеческому разуму. Марсель установил многозначительное различие между проблемой, означающей объективную непонятность, которую можно проанализировать и преодолеть, и тайной, непонятность которой носит «всеобъемлющий» характер и является необъяснимой. Проблему мы определяем, а тайну предчувствуем. Это противостояние из того же ряда, что и противостояние необъясненного и необъяснимого.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ТАЙНА
(греч. mysterion) - "Тайны не существует", - заявлял Л.Витгенштейн, но многие свидетельствуют о тайне, охватывающей наше существование в мире; ею невозможно овладеть через знание. Тайна не тождественна полному мраку, она внутренне безгранична (в отличие от проблем как ограниченных задач для разума), она постоянно присутствует в реальности, пребывает в средоточии бытия, и дух человека, если он открыт к реальности, открыт к таинственному. Тайна может частично открываться, оставаясь прикровенной, может призывать войти в себя, оставаясь в существе своем непостижимой. Будучи сверхразумной, она приоткрывается сердцу и ориентирует познание, она предлагает человеческой мысли и свободе достичь большей духовной глубины. Тайна - не секрет, который разгадывают, чтобы овладеть для себя, она "может открываться только существу, способному к сосредоточению" (Г.Марсель), и не следует ее полностью отождествлять с непознаваемым. Укоренение в онтологической тайне открывает путь к пониманию бытия. Р.Отто писал о священном как о тайне, перед которой человек испытывает благоговейный страх и трепет и которая вдохновляет, восхищает и влечет к себе. В христианстве источником и средоточием всякой тайны является Бог, явивший себя во Христе, благодаря чему приоткрывается таинственная внутренняя глубина в самом человеке. В Новом Завете тайна трактуется как пища разума, а не как источник запретов, налагаемых на разум: "Mysterion есть нечто столь богатое познаваемых содержанием, столь неисчерпаемое для услады разума, что созерцание никогда не достигнет его последних глубин и будет наслаждаться им вечно" (К.Тресмонтан) (См. также: НЕПОСТИЖИМОЕ).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ТАЙНА
На религиозном и близких ему языках тайнами называются положения двоякого рода: те, которые мы не можем объяснить (понять, почему все происходит так, как возвещает тайна), и те, которые содержат непонятные слова. В то время как тайны первого рода не вызывают никаких трудностей, с тайнами второго рода связано широко распространенное суеверие. Суть его в том, что человек может всерьез относиться к положениям, смысла которых он не понимает. Например, кто-то говорит: «Я верю, что фокус-покус горпякум». Если человек действительно в это верит, не понимая смысла слов «фокус-покус», мы имеем дело с верой, достойной попугая, но никак не человека. Человек не вправе считать истиной, признавать или принимать на веру положения, смысл которых ему неизвестен.
Этот предрассудок обнаруживается в истории философии, когда речь заходит о Боге, которого многие философы считали «невыразимым»; они утверждали, что «Бог» — это тайна или бессмыслица. И так думали не только средневековые еврейские мыслители; уже в XX веке Ясперс сообщает, что о Боге нельзя ничего сказать, после чего пишет о Нем толстую книгу. Можно, конечно, кое-что высказать о предмете, о котором нельзя ничего высказать, наделяя его именно таким (семантическим) свойством, как «невыразимость». Остается неясным, почему таким предметом не может быть дьявол и почему сторонники такого понимания тайны отпускают в его адрес философские комплименты. Все это не что иное, как предрассудок.
Причина его распространения связана с тем, что о Боге (как, возможно, и о других предметах) нельзя говорить так же, как о телах и духовных объектах, существующих в мире. Но во избежание суеверия даже самые таинственные термины должны быть объяснены.
См.: невнятица, религия.
Этот предрассудок обнаруживается в истории философии, когда речь заходит о Боге, которого многие философы считали «невыразимым»; они утверждали, что «Бог» — это тайна или бессмыслица. И так думали не только средневековые еврейские мыслители; уже в XX веке Ясперс сообщает, что о Боге нельзя ничего сказать, после чего пишет о Нем толстую книгу. Можно, конечно, кое-что высказать о предмете, о котором нельзя ничего высказать, наделяя его именно таким (семантическим) свойством, как «невыразимость». Остается неясным, почему таким предметом не может быть дьявол и почему сторонники такого понимания тайны отпускают в его адрес философские комплименты. Все это не что иное, как предрассудок.
Причина его распространения связана с тем, что о Боге (как, возможно, и о других предметах) нельзя говорить так же, как о телах и духовных объектах, существующих в мире. Но во избежание суеверия даже самые таинственные термины должны быть объяснены.
См.: невнятица, религия.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
ТАИНА
это то, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать. Например, тайна рождения и смерти. «Без тайны нет жизни. Узнать тайну человека — значит понять его смысл, смысл жизни, существования самого человека» — утверждение, заслуживающее внимания, хотя и не бесспорное. Различают вечные тайны (жизни и смерти) и тайны природы, тайны ремесла и тайны власти, тайны духа и, наконец, тайны причастия или тайны банковских вкладов. Так называемые «вечные тайны» служат загадкой для всех поколений человечества, и лишь иногда удается сделать какие-либо открытия в этой сфере, позволяющие объяснить один из многочисленных аспектов возникновения жизни или скоропостижной смерти; но полной картины эти открытия не дают, и формула «жизнь — смерть» так и остается неразгаданной. Тайны природы — явления несколько иного порядка. Природе сложнее устоять перед натиском человеческого разума, однако свои позиции она тоже не сдает без боя, преподнося любознательному человечеству один сюрприз за другим. И лишь врожденное упорство людей дает возможность не отступать, отвоевывая у природы жизненное пространство. Тайны ремесла известны узкому кругу людей, объединенных принадлежностью к той или иной профессии, той или иной сфере труда. Здесь тайны передаются из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику. Однако тайны эти тщательно сберегаются от чужих глаз, от настойчивых конкурентов и просто от людей, не способных на создание шедевра. Тайны власти существуют для того, чтобы удерживать власть. Как правило, они не являются секретом для большинства приближенных к власти, но при этом искусно поддерживаются ими, дабы ни у кого не зародилось сомнения в существовании этих тайн. Тайны духа сохраняют «сокровенную мудрость», т. е. способность влиять на человеческое сознание и управлять обществом. Отсюда и такое явление, как эзотеризм. Тайны причастия или тайны банковских вкладов в чем-то близки между собой, по крайней мере, они связаны обязательствами не разглашать имеющейся у них информации. Тем самым, тайны эти порой сохраняют человеческую жизнь. Но тайны не только сохраняют прошлое или настоящее, но еще и распространяются на будущее: никому не дано знать, что случится с человеком завтра, через неделю, месяц или год. Никто не в состоянии предсказать время собственной смерти, поскольку все существующие гороскопы есть результат обыкновенной рефлексии, а не средство проникать в вечные тайны бытия. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Тайна
(Mystery).
Понятие тайны играет важную роль в христианской теологии. Крупнейшие теологи всегда подчеркивали, что известное должно быть уравновешено неизвестным, что Бог, mysterium tremendum et fascinans ("тайна ужасающая и притягивающая "), вызывая в душе верующего священный трепет, влечет его к себе, но при этом остается в конечном счете недосягаемым для человеческого разума и воображения. Мистическая традиция, использующая все доступные средства для приближения к Богу (разум, молитва, медитация,духовное созерцание,таинства), прослеживается и в Библии, особенно в текстах апокалиптического характера. В НЗ ап. Павел выражает надежду на то, что его слушатели и читатели обретут "богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол 2:23).
Термин "тайна" имеет важное значение для ап. Павла. Из 28 случаев употребления этого слова в НЗ 21 раз оно встречается в его посланиях. Одно время было принято считать, что это обусловлено его связями с языческим миром и что контакты с приверженцами религиозных мистерий и экстатических культов (их целью было личное приобщение к божеству посредством обретения тайных знаний) якобы оказали сильное влияние на его мысль. Однако теперь доказано, что существуют фундаментальные расхождения между теологией ап. Павла и языческими представлениями и что термин "тайна" он употреблял в особом смысле. В его посланиях этот термин часто связан с понятием откровения (ср. Рим 16:25; Еф 3:39). На этом основании некрые исследователи сделали вывод, что парадоксальным образом "тайна" для ап. Павла уже не имеет таинственного характера, но есть нечто явное благодаря откровению. Это справедливо по отношению к некрым отрывкам (Еф 1:9; Кол 1:2627) и объясняет, почему "тайна" нередко отождествляется с "благовествованием" (1 Кор 2:1; Еф 6:19; 1 Тим 3:9). Однако, по мнению других ученых, подобное словоупотребление должно означать, что неявленность и сокрытостьтайного в определенной степени сохраняется, даже если само понятие "тайна" уап. Павласвязано с ее откровением. По всей видимости, апостол, пользуясь этим понятием, подразумевает абсолютную недосягаемость (напр., 1 Кор2:7; 13:2; Еф5:32; Кол 2:2), или непостижимость в настоящем (Рим 11:25; 1 Кор 14:2), или то, что имеет эсхатологический характер и превосходит возможности нашего разумения и опыта (1 Кор 15:51; 2 Фес 2:7). Эти две стороны явленное и сокрытое не противоречат друг другу, ибо соответствуют двум аспектам всякого нашего знания о Боге, чьи судьбы непостижимы, а пути неисследимы (Рим 11:33), хотя Он и открыл нам "тайну Своей воли по Своему благоволению" (Еф 1:9).
S. Motyer (пер. В. Р.)
Библиография: F. F. Bruce, Paul and Jesus; W. D. Davies, Paul and Rabbinic Judaism; C.F.D. Moule, 1DB, III, 47981; G.Bornkamm, TDNT, IV, 80228; R E. Brown, The Semitic Background of the Term "Mystery" in the NT; G. FinkcnrMh.NIDNTT, 111,5016
Понятие тайны играет важную роль в христианской теологии. Крупнейшие теологи всегда подчеркивали, что известное должно быть уравновешено неизвестным, что Бог, mysterium tremendum et fascinans ("тайна ужасающая и притягивающая "), вызывая в душе верующего священный трепет, влечет его к себе, но при этом остается в конечном счете недосягаемым для человеческого разума и воображения. Мистическая традиция, использующая все доступные средства для приближения к Богу (разум, молитва, медитация,духовное созерцание,таинства), прослеживается и в Библии, особенно в текстах апокалиптического характера. В НЗ ап. Павел выражает надежду на то, что его слушатели и читатели обретут "богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол 2:23).
Термин "тайна" имеет важное значение для ап. Павла. Из 28 случаев употребления этого слова в НЗ 21 раз оно встречается в его посланиях. Одно время было принято считать, что это обусловлено его связями с языческим миром и что контакты с приверженцами религиозных мистерий и экстатических культов (их целью было личное приобщение к божеству посредством обретения тайных знаний) якобы оказали сильное влияние на его мысль. Однако теперь доказано, что существуют фундаментальные расхождения между теологией ап. Павла и языческими представлениями и что термин "тайна" он употреблял в особом смысле. В его посланиях этот термин часто связан с понятием откровения (ср. Рим 16:25; Еф 3:39). На этом основании некрые исследователи сделали вывод, что парадоксальным образом "тайна" для ап. Павла уже не имеет таинственного характера, но есть нечто явное благодаря откровению. Это справедливо по отношению к некрым отрывкам (Еф 1:9; Кол 1:2627) и объясняет, почему "тайна" нередко отождествляется с "благовествованием" (1 Кор 2:1; Еф 6:19; 1 Тим 3:9). Однако, по мнению других ученых, подобное словоупотребление должно означать, что неявленность и сокрытостьтайного в определенной степени сохраняется, даже если само понятие "тайна" уап. Павласвязано с ее откровением. По всей видимости, апостол, пользуясь этим понятием, подразумевает абсолютную недосягаемость (напр., 1 Кор2:7; 13:2; Еф5:32; Кол 2:2), или непостижимость в настоящем (Рим 11:25; 1 Кор 14:2), или то, что имеет эсхатологический характер и превосходит возможности нашего разумения и опыта (1 Кор 15:51; 2 Фес 2:7). Эти две стороны явленное и сокрытое не противоречат друг другу, ибо соответствуют двум аспектам всякого нашего знания о Боге, чьи судьбы непостижимы, а пути неисследимы (Рим 11:33), хотя Он и открыл нам "тайну Своей воли по Своему благоволению" (Еф 1:9).
S. Motyer (пер. В. Р.)
Библиография: F. F. Bruce, Paul and Jesus; W. D. Davies, Paul and Rabbinic Judaism; C.F.D. Moule, 1DB, III, 47981; G.Bornkamm, TDNT, IV, 80228; R E. Brown, The Semitic Background of the Term "Mystery" in the NT; G. FinkcnrMh.NIDNTT, 111,5016
Источник: Теологический энциклопедический словарь
тайна
ТАЙНА — нечто неизвестное и запретное, являющееся объектом познавательного интереса. Понятие «Т.» содержит в себе парадокс, поскольку, для того чтобы проявлять интерес, надо иметь представление об объекте интереса. Разрешение данного парадокса в человеческой культуре происходит, как правило, благодаря тому, что Т. связывается с чем-либо известным как его подоплека или объяснение. Этот принцип находит свое выражение в традиционном словоупотреблении: слово «Т.» (а также близкие по значению слова — «загадка», «секрет» и т.п.) употребляется вместе с обозначением феномена, объяснением которого должна служить разгадка Т. («Т. материи», «Т. Бытия», «Т. смерти Александра I» и т.д.). В сфере естественных наук понятие «Т.» фактически применимо к любому объекту исследования, в то время как задачей гуманитарных наук иногда является модификация либо перекомпоновка информации, уже известной социуму и потому не могущей считаться таинственной. Многовековые размышления о причинах существования и степени доступности таинственного привели к формированию трех основных подходов к пониманию Т.: 1) как еще непознанного, т.е. являющегося предметом возможных будущих исследований для прогрессивно развивающейся науки, дальней перспективы познания; 2) как непознаваемого, т.е. принципиально находящегося за пределами возможностей человеческого познания, как превосходящего потенциал человеческого разума в силу чрезмерной сложности, принципиальной абсурдности, либо отделенности непреодолимыми препятствиями. 3) как сокрытого, т.е. в принципе (кому-то) известного, но сознательно скрытого, засекреченного, зашифрованного. Представления о Т. как еще непознанном стали обыденными в Новое время, как составная часть концепции позитивного прогресса знания. Современные традиционные взгляды на перспективы естественных наук содержат в себе сочетание представлений о непознанном и непознаваемом. Хотя любой имеющийся во Вселенной порядок бытия является в принципе познаваемым, вся Вселенная в целом, будучи бесконечной, принципиально непознаваема. Классическим примером представлений о принципиально непознаваемом можно считать средневековые христианские представления о непознаваемости Бога, следствием которых стали философский и мистический иррационализм, апофатическое богословие (как обходной путь познания непознаваемого), концепция «ученого незнания» Николая Кузанского и т.д. Проблематика «сокрытого» исторически связана с представлениями об эзотеризме, т.е. о знаниях, специально скрываемых избранным меньшинством от вульгаризации или неподобающего использования профанным большинством. В Средневековье иногда высказывалось мнение о намеренном сокрытии Богом некоторых природных или духовных Т. (аргументация Церкви против анатомического исследования трупов). В современном обществе аналогичная проблематика «сокрытого» присутствует, прежде всего, в форме юридически охраняемых секретов — государственной, военной, коммерческой Т. и т.п. Сложная терминология философии и некоторых др. наук отчасти является результатом сознательной политики сообщества специалистов, пытающихся превратить свою отрасль знания в «эзотерическую» и тем самым воспрепятствовать деятельности не входящих в сообщество «независимых» исследователей. Теория М. Хайдеггера об истине как «потаенности», которая с помощью феноменологического исследования выводится в «несокрытость», одновременно содержит в себе элементы представлений о таинственном и как о «еще непознанном», и как о «сокрытом». Таинственное образует горизонт познания, являясь одновременно его пределом, и указанием на дальнейшие направления развития. От интерпретации таинственного как предела познания зависит общая оценка перспектив последнего; способность к бесконечному прогрессивному развитию и к адекватному схватыванию может быть приписана познанию только при условии понимания Т. как подвижной границы, отодвигающейся и преодолеваемой по мере исследования бытия познающим разумом. Абсолютизация Т. как космологического, когнитивного либо социального предела обрекает познание на замкнутость в регионах, не расширяющихся далее заданных границ, а в силу этого — на заведомую неадекватность бытию. К. Г. Фрумкин