Тай-и

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Тай-и
кит.) – «великий единственный» – верховный бог китайской мифологии. Т. -и главенствует над владыками пяти сторон света, повелевает шестнадцатью драконами, знает, когда будут ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В даосских источниках Т.-и – отец дао (философско-религиозное учение), предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте, вне шести мраков, он – первоначальное дыхание, дающее жизнь миру и всем существам. Несмотря на это, он описывается как существо с человечьей головой и телом петуха. Считалось, что Т.-и является повелителем всех частей тела и находится в человеческом мозге, а в определенные дни в году смешивается с божествами внутренних органов и находится в каком-либо из органов. По другой версии, Т.-и находится в некоем дворце киновари, имеющемся в теле человека, где его представляют в виде младенца в шелковой одежде с золотой вышивкой, сидящего на золотом троне с нефритовой отделкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, которая не имеет вещества, а состоит из красного света, ее звук слышен за 10 тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, в правой – Полярная звезда.

Источник: Мифологический словарь

Тай-и («великое единство»)
в китайской мифологии верховное небесное божество, первопричина мира. По наиболее ранним упоминаниям, Тай-и представляется небесным божеством, держащим в руках длинный меч, ножны которого украшены сверкающим нефритом. У него также были подвески из нефрита, которые мелодично позванивали от дуновения ветра. Позднее Тай-и стали воспринимать как звезду и духа этой звезды. Согласно другим источникам, Тай-и главенствует над 5 государями сторон света. По еще одной версии Тай-и повелевает 16 драконами, знает, когда будет ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В это же время появляется представление о Сань-и («Трех единственных»): Тян-и («небесном единственном»), Ди-и («земном единственном») и Тай-и («великом единственном»). В средневековых даосских сочинениях Тай-и воспринимается как прародитель мира и всего живого, предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами в великой чистоте. Это некое первоначальное дыхание, дающее жизнь миру и всем существам. Здесь Тай-и описывается как существо с телом петуха и человечьей головой. Считалось, что Тай-и находится в человеческом мозге. Несколько раз в году Тай-и и Трое единственных вместе с божествами пяти основных внутренних органов «смешиваются» и превращаются в одного большого бога. По другой версии, Тай-и находится в теле человека во дворце таинственной киновари. Он считается повелителем всех частей тела. Тай-и живет в пурпурной палате в голубом жилище, наполненном киноварным паром. Его описывают как новорожденного, сидящего на золотом троне, украшенном нефритом, в шелковой одежде с пурпурной вышивкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, представляющая собой только красный свет, и звук ее слышен за 10 тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, а в правой – Полярная звезда.

Источник: Словарь китайской мифологии

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Даосская утопия Тай пин: политические и этические аспекты

Мартынов Дмитрий Евгеньевич
Статья посвящена теоретическому осмыслению утопического идеала Великого Равновесия (Тай пин) одного из архетипов автохтонной китайской мысли. Исследование ведётся на материале одного из ранних даосских памятников Тай пин цзина.
Читать PDF
0.00 байт

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.

Похожие термины:

  • ТАЙ ЦЗИ

    Великий предел". Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий д
  • ТАЙ ПИН ЦЗИН

    Канон Великого равновесия») — один из ранних даосских текстов. Время составления и авторство неизвестны. Считается, что существовало по крайней мере три версии «Тай пин цзина», самая ранняя из кот
  • Тай-суй

    в китайской даосской мифологии бог времени и покровитель планеты Юпитер (Суй-син). Согласно старинным трактатам, Тай-суй очень своенравное божество. Противодействие ему, так же как и стремление об
  • ТАЙ-СУН

    В народной мифологии божество времени и дух планеты Суйсин (Юпитер).