СУЩЕЕ
Сущее
все, о чем мы говорим, что имеем ввиду, к чему имеем отношение. Более или менее эквивалентно может быть заменено терминами “вещь”, “элемент мира”, “сущность”.
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
СУЩЕЕ
истинное, настоящее. В философском смысле — сущее — это то, что есть; совокупность многообразных проявлений 6ытия\ любая вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию.
СУЩЕЕ
абсолютное первоначало, субъект всякого бытия; не зависит ни от реальности внешнего мира, ни от мышления; придает миру его реальность, а мышлению – его предметность, его идеальное содержание.
Сущее
(древ.‑рус. сущий – существующий, пребывающий) – совокупность многообразных проявлений материальных и духовных объектов, причинно‑следственных связей и условий, открывающихся человеку в представлении; любая вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
СУЩЕЕ
(Seiendes) — многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе. «Сущее и бытие различаются так же, как различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом многом одно и то же... Действительное многообразно, но в нем одна действительность, идентичный модус бытия» (N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1948). Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, так как охватывает также и неданное.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СУЩЕЕ
категория онтологии, обозначающая:1) совокупность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности бытию; 3) онтологический абсолют. Последнее значение характерно, в частности, для философии И. А. Бердяева, который противопоставляет «бытие», как логическую абстракцию, «сущему», как адекватному обозначению абсолюта в единстве объективности и субъективности. Хайдеггер же, напротив, противопоставляет в своей философии сущее (вещи и люди) бытию как основе сущего. Отождествление сущего и бытия является, с точки зрения Хайдеггера, проявлением неподлинного способа философствования.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Сущее
Бытие в процессе бытия; бытие в настоящем времени и только в нем. Сущее (на латыни ens) от бытия (esse) отличали уже схоласты. Первое обозначает то, что есть; второе – тот факт, что это что‑то есть. Хайдеггер и последователи его школы также отличают сущее (этот стол, это дерево, вы или я) от бытия, формулируя свой знаменитый тезис об их «онтологическом различии». Впрочем, глубокого развития эта тема у Хайдеггера не получает. То, что дерево это дерево, и даже вот это конкретное дерево, есть его банальное сущее. Но то, что вообще есть такая вещь, как дерево, – уже бытие. Таким образом, сущее это и есть бытие, когда мы задаемся вопросом, что оно такое, вместо того чтобы поражаться, что оно вообще есть. И наоборот: бытие есть сущее, когда мы удивляемся, что оно есть, вместо того чтобы просто установить, что оно такое и для чего нужно.
Источник: Философский словарь.
Сущее
все, что так или иначе существует, обладает бытием независимо от категориального статуса или формы существования. Это может быть предмет, явление, возможность, ставшее, становящееся, материальное, идеальное, вещь, свойство, отношение и т.д. В истории философии известно противопоставление С. бытию, причем порой в прямо противоположных смыслах. Так, для Хайдеггера подлинная глубинная реальность присуща не сущему, но бытию, а для В.С. Соловьева наоборот. Коррелятивная онтология принципиально отрицает раздвоение бытия на «профанный» и «метафизический» уровни. Все, что так или иначе существует, дано в каком-то соотношении, наделено всеми всеобщими атрибутами.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антрпокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 42; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную нтологию). СПб. 2006. С. 65-66.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антрпокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 42; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную нтологию). СПб. 2006. С. 65-66.
СУЩЕЕ
- 1) все существующее в его единстве, множественности и полноте. Нередко сущее просто отождествляют с бытием и говорят о сущем как "истинном бытии", хотя встречаются трактовки сущего как того, что лишь приоткрыто нашему познанию в бытии. Иногда термин "сущее" относят к отдельной вещи, взятой не автономно, а в ее соотнесенности с бытием в целом, в ее "причастности бытию". 2) М.Хайдеггер противопоставил сущее бытию и настаивал, что смысл бытия невозможно найти в сущем. Это не было принято многими другими философами. Хайдеггера корректировали, напр., так: бытие следует считать "озаряющим", а "сущее" - "озаряемым" (П.Рикер). 3) В русской философии, напр., у Вл.Соловьева: сущее - Всеединство, совпадающее с бытием. С.Булгаков, однако, соотносил сущее и бытие как подлежащее со сказуемым: сущее более полнокровно, чем бытие, а бытие - это актуализация сущего: "Сущее полагает существование, бытие есть актуальность сущего, которое в своей актуальности остается выше бытия".
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
СУЩЕЕ
категория онтологии, означающая многообразие, в к-ром сохраняется идентичность бытия, а также аспект причастности вещи или субъекта к бытию. Бытие и С. различаются так же, как материя и материальное, ложь и ложное. В ряде идеалист. концепций понятие С. употребляется как синоним бытия. В нек-рых учениях отеч. философов (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев) С. употребляется как более адекватное обозначение абсолюта (живого единства объективности и субъективности), чем понятие «бытие». В философии Хайдеггера С. вещи, люди противопоставляются бытию, лежащему в основе и за пределами С. Соотвенно выделяются разные сферы исследования: онтическая (занимающаяся С.) и онтологич. (направленная на бытие). По Хайдеггеру, попытки истолковать бытие посредством отождествления его с С. явл. неподлинным способом философствования и — в широком смысле — способом существования целой эпохи — «метафизической». Представление о С. как о наличном, актуальном бытии в его отличие от должного (идеального, абсолютного бытия) явл. универсальным стимулом филос. познания. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
СУЩЕЕ
категория онтологии, обозначающая 1) совокупность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3) онтологич. абсолют. В ряде идеалистич. концепций понятие С. употребляется как синоним бытия.
В нек-рых учениях рус. идеалистич. философии кон. 19 - нач. 20 вв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев) С. употребляется как более адекватное обозначение абсолюта, чем понятие «бытие» (толкуемое как логич. абстракция, превращающая абсолют в идеальный объект). Считая, что категория С. позволяет избежать объективации и отождествления высшего бытия с мыслью, представители этих учений пытаются представить абсолют как живое единство объективности и субъективности.
В философии Хайдеггера С. (вещи и люди) противопоставляется бытию, лежащему в основе и за пределами С. Соответственно выделяются разные сферы исследования: оптическая (занимающаяся С.) и онтологическая (направленная на бытие). По Хайдеггеру, попытки истолковать бытие через отождествление его с С. являются неподлинным способом философствования и - в широком смысле - способом существования целой эпохи - «метафизической». В марксистско-ленинской философии понятие С. не употребляется. См. ст. Бытие и лит. к ней.
В нек-рых учениях рус. идеалистич. философии кон. 19 - нач. 20 вв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев) С. употребляется как более адекватное обозначение абсолюта, чем понятие «бытие» (толкуемое как логич. абстракция, превращающая абсолют в идеальный объект). Считая, что категория С. позволяет избежать объективации и отождествления высшего бытия с мыслью, представители этих учений пытаются представить абсолют как живое единство объективности и субъективности.
В философии Хайдеггера С. (вещи и люди) противопоставляется бытию, лежащему в основе и за пределами С. Соответственно выделяются разные сферы исследования: оптическая (занимающаяся С.) и онтологическая (направленная на бытие). По Хайдеггеру, попытки истолковать бытие через отождествление его с С. являются неподлинным способом философствования и - в широком смысле - способом существования целой эпохи - «метафизической». В марксистско-ленинской философии понятие С. не употребляется. См. ст. Бытие и лит. к ней.
Источник: Советский философский словарь
СУЩЕЕ
одна из фундаментальных категорий философского дискурса, смысл которой изменялся в истории философии, характеризуя либо все существующее, либо способ существования, либо бытие связки, поскольку любому сущему независимо от способа его бытия можно приписать связку «есть». Уже в античной философии, ориентирующейся на космоонтологическую проблематику, началось онтологическое различение сущего и бытия, обусловленное поисками оснований истины и лжи (сущее как истина, не-сущее как ложное). Для Платона сущее причастно бытию и не-бытию, связано с тождеством самому себе, являясь наряду с движением и покоем родом. Аристотель в противовес Платону подчеркивает, что иного по отношению к сущему нет, что сущее не может быть родом для вещей (Met. Ill 3, 998b20-25; IX 10, 1051 b5) и, рассматривая различные значения имени «сущее», переводит это различение из онтологического в полисемичность языка, коль скоро нет единого рода «сущее», обусловливающего однозначность имени. Сущее сказывается различными способами: 1) в соответствии со способами предикации, или «видами категорий», когда смысл сущего выражен в различных формах высказывания и сущее оказывается сутью вещи, качеством, количеством, отношением, местом, временем, действием и претерпеванием; 2) сущее в возможности и сущее в действительности (связь сущего с энтелехией); 3) «в самом основном смысле сущее — это истинное и ложное, что имеет место у вещей через связывание и разъединение» (Met. IX 10,1051 b 5). Сущее и единое тождественны (Met. IV 2, 1003 b 22). Для неоплатоников эманацией сверхсущего Единого предстает сущее (Плотин, Епп.1118,10).
В средневековой схоластике развивается онтотеологическая интерпретация сущего, для которой характерно различение между бытием, сущим и существованием. Полнота бытия присуща Богу (essentia), который создает сущее (ens) — тварный мир, наделяет сущее бытием (esse). Познать его можно либо апофатически, либо в соответствии с аналогией между Богом и вещами (аналогия сущего). Тем самым сущее — это то, что осуществляет акт бытия (actus essendi). Творение — не чистый акт мысли, а чистый акт существования. Сущее трактуется как имеющее бытие (esse habens) и дар существования, полученный от Бога в акте творения по Слову В философии Нового времени различение сущего, бытия и существования приобрело принципиально иной характер: речь идет о фундаментальных способах бытия — бытия природы (res extensa) и бытия духа (res cogitans), об отождествлении сущего с натуралистически трактуемой совокупностью вещей (res), существование которых достоверно представлено в перцептивном или мыслительно конструктивном опыте. Для E Декарта исходным является то сущее, существование которого достоверно и самоочевидно в акте мысли, — Я. Лейбниц, ставя вопрос о том, почему существуют вещи так, а не иначе, усматривает достаточное основание их существования в Боге как последней причине (Соч., т. 1. М., 1982, с. 408). Он связывает сущее с тем, что «может Сыть нами понято» (Соч., т. 3. M., 1984, с. 110), выражено в отчетливом понятии в отличие от существования, которое может быть выражено в отчетливом восприятии. В трансцендентализме, начиная с философии Канта и кончая феноменологией Э. Гуссерля, бытие не трактуется как реальный предикат, мышление понимается как инстанция, конституирующая сущее. Истинно сущий предмет предполагает возможное сознание, трансцендентальный субъект полагает интенциональные объекты как сущие вещи. Тем самым возникает вопрос о бытии трансцендентального субъекта, который по-разному осмысляется в трансцендентализме — от чистого Я до монадологии. Бытие, отождествляемое с сущим, трактуется как волевое действие (А. Шопенгауэр), как продукт самодеятельности духа (Р. Эйкен), как результат синтетической деятельности категорий (Г Коген, П. Наторп). Ф. Брентано связывает существование с утвердительными суждениями, а не-существование — с отрицательными, проводя различие между модусами бытия сущего — объектов ума и природных вещей. Для Г. Риккерта бытие включает в себя сущее и долженствование, тем самым область бытия была расширена и стала включать в себя также ценности. Для Г. Зиммеля бытие — это комплекс сущего как бесконечного многообразия того, что «есть». Н. Гартман связывает сущее с многообразной действительностью, идентичным модусом которой является бытие, подчеркивая, что сущее не совпадает с данным, а включает в себя неданное. М. Хайдеггер видит в истории европейской метафизики различные способы сокрытия бытия, забвение бытия, проистекающее как из отождествления бытия с сущим, так и из непонимания историчности самого вопроса о бытии, коренящегося в самоинтерпретации человеческого существования.
А. П. Огурцов
В средневековой схоластике развивается онтотеологическая интерпретация сущего, для которой характерно различение между бытием, сущим и существованием. Полнота бытия присуща Богу (essentia), который создает сущее (ens) — тварный мир, наделяет сущее бытием (esse). Познать его можно либо апофатически, либо в соответствии с аналогией между Богом и вещами (аналогия сущего). Тем самым сущее — это то, что осуществляет акт бытия (actus essendi). Творение — не чистый акт мысли, а чистый акт существования. Сущее трактуется как имеющее бытие (esse habens) и дар существования, полученный от Бога в акте творения по Слову В философии Нового времени различение сущего, бытия и существования приобрело принципиально иной характер: речь идет о фундаментальных способах бытия — бытия природы (res extensa) и бытия духа (res cogitans), об отождествлении сущего с натуралистически трактуемой совокупностью вещей (res), существование которых достоверно представлено в перцептивном или мыслительно конструктивном опыте. Для E Декарта исходным является то сущее, существование которого достоверно и самоочевидно в акте мысли, — Я. Лейбниц, ставя вопрос о том, почему существуют вещи так, а не иначе, усматривает достаточное основание их существования в Боге как последней причине (Соч., т. 1. М., 1982, с. 408). Он связывает сущее с тем, что «может Сыть нами понято» (Соч., т. 3. M., 1984, с. 110), выражено в отчетливом понятии в отличие от существования, которое может быть выражено в отчетливом восприятии. В трансцендентализме, начиная с философии Канта и кончая феноменологией Э. Гуссерля, бытие не трактуется как реальный предикат, мышление понимается как инстанция, конституирующая сущее. Истинно сущий предмет предполагает возможное сознание, трансцендентальный субъект полагает интенциональные объекты как сущие вещи. Тем самым возникает вопрос о бытии трансцендентального субъекта, который по-разному осмысляется в трансцендентализме — от чистого Я до монадологии. Бытие, отождествляемое с сущим, трактуется как волевое действие (А. Шопенгауэр), как продукт самодеятельности духа (Р. Эйкен), как результат синтетической деятельности категорий (Г Коген, П. Наторп). Ф. Брентано связывает существование с утвердительными суждениями, а не-существование — с отрицательными, проводя различие между модусами бытия сущего — объектов ума и природных вещей. Для Г. Риккерта бытие включает в себя сущее и долженствование, тем самым область бытия была расширена и стала включать в себя также ценности. Для Г. Зиммеля бытие — это комплекс сущего как бесконечного многообразия того, что «есть». Н. Гартман связывает сущее с многообразной действительностью, идентичным модусом которой является бытие, подчеркивая, что сущее не совпадает с данным, а включает в себя неданное. М. Хайдеггер видит в истории европейской метафизики различные способы сокрытия бытия, забвение бытия, проистекающее как из отождествления бытия с сущим, так и из непонимания историчности самого вопроса о бытии, коренящегося в самоинтерпретации человеческого существования.
А. П. Огурцов
Источник: Новая философская энциклопедия