СУРЫ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУРЫ
Санскр.) Общее название богов, то же, что и дэвы;
противоположность асуров, или "не-богов".

Источник: Теософский словарь

СУРА
Глава Корана. Текст Корана разделен на 114 сур различной длины. Первую суру «ал-Фатиха» обязан знать наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин.

Источник: Ислам классический. Энциклопедия.

СУРЬЯ
У индийцев бог солнца, «всевидящее око богов», локапала юго-востока. Сурье принадлежит небесный конь Уччайхшравас, вышедший из амриты при пахтанье океана.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

СУРА
(арабок.) - глава Корана, п к-ром насчитывается 114 сур, весьма неравномерных по объему: от 286 до 3 стихов. Каждая С. имеет особое название: «Корова», «Пещера», «Мухаммед», «Лицемеры», и т. п. Ранние С. называются мекканскими, более поздние - мединскими.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Сура
др. – инд.) – «хмельной напиток» – 1. Богиня, олицетворение хмельного напитка суры, а также название самого напитка. По преданию о пахтанье океана богами и асурами С. появилась из океана и была принята богами, но отвергнута сыновьями Дити и Дану, которые с тех пор стали называться асурами. 2. Эпитет богов как противопоставление асурам.

Источник: Мифологический словарь

СУРЬЯ
Санскр.) Солнце, которому поклонялись в "Ведах". Отпрыск
Адити (Пространства), матери богов. Супруг Санджны, или духовного
сознания. Великий бог, которого Вишвакарман, его тесть, создатель
богов и людей, и их "плотник", распинает на верстаке, укорачивает
на восьмую часть его лучи, лишает его голову лучезарности,
образуя вокруг нее темный ореол. Тайна последнего посвящения и
аллегорическое ее представление.

Источник: Теософский словарь

Сурья
др. – инд.) – «солнце» – 1. Бог солнца, сын Дьяуса (вариант: Сомы) и Адити, муж Ушас, отец богини Сурьи. С. нередко называют глазом богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. С. – всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, он появляется на востоке, выходит из небесных врат и в течение дня обходит землю и небо. Он движется по небу без коней и упряжи, хотя имеет семь коней, колесницу и небесного коня Уччайшраваса, вышедшего из амриты при пахтанье океана. Он разгоняет тьму, болезни, врагов, его просят о богатстве, здоровье, процветании, потомстве. В мифе о злобном демоне Раху, преследующем его, С. в гневе пригрозил испепелить весь мир. Тогда Брахма приказал Гаруде взять своего брата Аруну и отнести на колесницу С, чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей С. Аруна стал колесничим С. и богом утренней зари. Один из персонажей «Махабхараты» – Карна – был сыном Кунти от С. 2. Дочь бога Сурьи (или Савитара), жена Ашвинов.

Источник: Мифологический словарь

СУРЬЯ

        (Солнце) — бог солнца. В "Ригведе" его образ малозначителен и слабо антропоморфизован. В послеведийском пантеоне объединяет функции др. солярных божеств (Савитара, Вивасвата и др.). Включается в группу 8 локапалов. В сер. I тыс. н. э. культ С. переживает расцвет, значение его возрастает, в чем сказывается влияние пришедшего из Ирана солнечного культа бога Митры, с к-рым С. идентифицируется; это влияние сказывается также во введении в Индии храмового культа, ранее индуизму не свойственного; в этот период в стране воздвигаются мн. храмы С , из к-рых особенно известен был большой храм в Мултане, в ср. века неоднократно разграбленный завоевателями. Всемирно известен храм С. в Конараке. Статуи С. изображали его в скифском платье, с ногами в сапогах или скрытыми передком колесницы, с серьгами и диадемой на голове и лотосами в руках. По поверью, также пришедшему из Ирана, почитание бога солнца даровало исцеление от проказы. Земными сыновьями С. считаются Карна в "Махабхарате" и царь обезьян Сугрива в "Рамаяне".
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

СУРЬО
Souriau), Этьенн (26 апр. 1892) – франц. философ и эстетик. Проф., президент Франц. об-ва эстетики, редактор журн. "Revue d´esth?tique". Эстетич. концепция С. связана с нем. "Наукой об искусстве" и в целом носит позитивистский характер. В своем гл. соч. "Будущность эстетики" ("L´avenir de l´esth?tique", P., 1929) С. в противоположность нем. классич. "метафизической" эстетике выдвигает идею "науч. эстетики" как "объективной", позитивной науки о формах, не имеющей дело с оценками, к-рые всегда "субъективны". С. считает, что созерцание и интуиция не могут быть положены в основу эстетики. Научная эстетика занимается описанием, классификацией художеств. форм и формальных структур как продукта человеческой деятельности, формотворчества. С. различает четыре раздела эстетики: пифагорейскую, изучающую идеальную, геометрич. и математич. форму; динамическую, изучающую последовательность форм; скеулогическую, изучающую форму вещей как они есть, и психологическую, изучающую форму психики. Форму С. понимает как закономерность исследуемого духовного бытия, а иск-во – как бессознат. воссоздание сущности вещей, с к-рыми имеет дело художник. Соч.: Pens?e vivante et perfection formelle, P., 1925; L´abstraction sentimentale, P., 1925; La correspondance des arts, P., [1947]; Les deux cent mille situations dramatiques, P., 1950. И. Маца. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.