Санскр.) Конусообразный памятник, в Индии и на Цейлоне,
воздвигаемый над останками Будды, Архатов и других великих людей.
СТУПА
СТУПА
Источник: Теософский словарь
СТУПА
Искусственный холм, покрывающий останки Будды или
какого-либо другого великого Архата. Ступы также называют
дагобами.
какого-либо другого великого Архата. Ступы также называют
дагобами.
Источник: Теософский словарь
Ступа
Святилище, где хранятся реликвии Будды и других значительных фигур изначального буддизма. Места поклонения, вокруг которого формируются буддийские секты.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
СТУПА
санскр.) - в буддизме - вид сооружений, восходящий к могильным курганам. В раннем буддизме С. выступали в роли хранилищ «святынь», напр. первые 8 С., по преданию, были хранилищами мощей Будды. В позднем буддизме более характерны С. — мемориалы в честь к.-л. событий истории буддизма. Архитектурные особенности С. в каждой стране определяются местными традициями, однако наличие круга или квадрата в плане - обязат. элемент. В системе будд. символики С. рассматривается как символ Вселенной.
Источник: Атеистический словарь
СТУПА
(санскр. - вершина) - род будд. памятных сооружений, строившихся для хранения «реликвий» или для обозначения «свящ.» мест. Называется также дагобой. Как тип сооружения С. восходит к холмообразной могильной насыпи. Развитие будд. культа превратило ступы в объект поклонения и паломничества, и уже в древности они стали строиться из камня, на фундаменте, с навершиями в виде зонтиков в неск. ярусов, и украшаться статуями Будды. Зачастую их окружали оградой. Внешний вид. С. построенных за пределами Индии, в большой мере определялся местными религ. и архитект. влияниями.
СТУПА
на санскр. «макушка, куча камней, земляной холм») — представленное в буддийской архитектуре Юго-Восточной и Центральной Азии культовое каменное или облицованное камнем мемориальное сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего пространства. Ранние ступы — хранилища буддийских реликвий, поздние воздвигнуты в честь событий, связанных с буддизмом. Ступа символически воплощает структуру Вселенной. Верхушку ступы венчает хранилище реликвий — Священная гора, центр Вселенной, — со шпилем, унизанным дисками — символами ступеней, ведущих к небу. Ступа возводилась на круглой или квадратной основе, под открытым небом, с четырьмя воротами, так называемыми «торанами», означающими выходы во Вселенную. Существуют различные типы ступ: пагода, дагобо, пранг, субурган. Вокруг ступ совершаются торжественные процессии. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
СТУПА
санскр., дословно — вершина, верхушка, тиб. чортен,монг. сувраг, яп. сутоба) - в буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам. Согл. преданию, первые 8 ступ были воздвигнуты после сожжения тела Будды для хранения его пепла, поделенного на 8 частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи (С.— реликварии). Позднее стали воздвигать С. в честь к.-л. событий в истории буддизма (С.— мемориалы). В странах сев. буддизма С.— реликварии часто воздвигались на месте сожжения высоких духовных лиц, иногда в них замуровывался не пепел, а само тело умершего, мумифицированное с помощью соли или прожаривания в масле. Такие С. могли находиться как на территории монастырей, так и далеко за их пределами. Оба типа С.— объекты самостоят. культа в буддизме. Архитектурные особенности С. в каждой стране определяются местными традициями, однако в плане она должна быть обязательно круглой или квадратной. В системе будд. символики С. рассматривается как вертикальная модель Вселенной. Н. Л. Жуковская
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
СТУПА
(санскр. stupa, тиб. mchod rten, макушка головы)1) мемориальный памятник Будде, представляющий собой насыпной курган, укреплённый каменными, зачастую декорированными плитами, который является одним из основных видов буддийской культовой архитектуры и ваяния. Такие памятники воздвигались не только над священными реликвиями (мощами, текстами) Будды, но и на местах, где он действовал; 2) символ Дхарма-кайи. С. знаменует ум Просветлённого, является самым священным сооружением и символизирует вертикальную модель духовного мироздания, в отличие от мандалы горизонтальной модели. С. обычно состоит из основания, корпуса, полусферы, шпиля с уменьшающимися вверх зонтиками. Ранние С. были полукруглыми в плане, самым знаменитым образцом таковых является С. в Санчи. Она была воздвигнута во времена Ашоки, около 250 г. до н. э. Круглые в плане С. сооружались и внутри скальных храмов, и во многих наземных буддийских сооружениях. В первые века н. э. развиваются новые типы С., которые распространяются и за пределами Индии, в частности С. с прямоугольным и прямоугольно-ступенчатым основанием. Появляются также С. башенного типа, они распространяются в Центральной Азии, в Китае и Вьетнаме, где на их основе создаётся пагода. Имелись и другие типы, например полые внутри. Ещё один архитектурный тип — колокообразные С. (Бирма, Таиланд, Кампучия Индонезия). Существуют также бутылеобразные С. в Монголии, Китае, России. Большие С. часто находились в кольце малых. Со С. связаны различные культовые представления, например они отождествляются с просветлённым умом Будды. Буддисты наделяют С. чудотворной силой. Чтобы получить эту силу, С. обходят по часовой стрелке (кора), молитвенно сложив руки и повторяя мантры. С. играла важную роль в буддийских празднованиях и церемониях. В Тибете существует восемь канонических архитектурных форм С., связанных с событиями из жизни Будды. Здесь же сложились многообразные толкования пятичастной структуры С. Так, это пять великих элементов (снизу вверх): земля, огонь, ветер, вода, пространство. Пять энергетических центров (чакра) тела Будды. Пять символических соответствий с фигурой сидящего Будды: основание С. есть трон, поднимающиеся от него ступени — его скрещённые ноги, полусфера — торс, башенка под шпилем — его лицо со всевидящими глазами, а самая верхушка С. — выпуклость на темени (ушниша). Кроме того, ступени трактуются как способы углубляющихся созерцаний (дхьяна). Название «С.» свойственно для Индии, Непала и западных стран, в других странах буддийского мира существуют такие названия: «дагоба» в Шри-Ланке, «зеди» и «пато» — в Мьянме (Бирме), «чеди» и «пранн» — в Таиланде, «тхат» — в Лаосе, «бао та» и «пагода» — в Китае и Вьтнаме, «чортен» — в Тибете и Гималаях, «субурган» — в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.