Стратификация
СТРАТИФИКАЦИЯ
[лат. stratum настил + facere делать] – дифференцированное расположение рассматриваемых явлений, предметов, процессов, групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в применимых категориях.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Стратификация
расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство (лат. Stratum – слой + Facio – делаю).
Источник: Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография
СТРАТИФИКАЦИЯ
социальная – дифференциация членов общества . Страта (слой, пласт) – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. «Страта» отличается от понятия «класс» в марксистском понимании, поскольку не претендует на роль субъекта глобальных социальных преобразований: в ней фиксируется только состояние социального неравенства.
Классы, с точки зрения теории марксизма, – это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, прежде всего по своему отношению к средствам производства, по формам и размеру получаемого дохода, по участию в общественном разделении труда и т. п. В социально-классовой концепции марксизма такие социальные общности, как семья, класс, нация, включены в многообразные отношения на всех «этажах» социальной системы. И в экономике, и в политике, и в идеологии класс имеет «свой» интерес, связанный либо с необходимостью стабилизации всей социальной системы, либо с потребностью в ее разрушении. Соответственно классовые конфликты неизбежны. Более того, они должны легко распространяться на всё общество и вести к его изменению на всех уровнях. Включенность группы во все многообразные социальные отношения ведет к социальной неустойчивости, к постоянному нарушению социального равновесия.
Существует иной подход к социальной структуре – «капсулизация» социальных групп на определенном этаже социальной системы. Профессиональные занятия и социальные интересы полностью совпадают. Такова платоновская теория государства. В XX в. сходный образ общества рисует немецкий философ и писатель Э. Юнгер (1895–1990). В его обществе каждый мобилизован для выполнения определенного вида работы. «Работа» – это труд, искусство, политика, любовь, война… Такое общество «тотальной мобилизации» вообще не предполагает каких-либо социальных изменений.
Основа и сущность социальной С. – в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния. М. Вебер ввел экономический критерий принадлежности к определенной страте, которую в этом случае можно назвать классом (уровень доходов); политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальный в узком смысле (статус и престиж). Статус – это положение в обществе, определяемое соотношением прав и обязанностей. Престиж – оценка места определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.
П. Сорокин выделил три стратификационные структуры: экономическую, политическую, профессиональную. Одновременно он отметил невозможность «привязать» человека к определенной страте, выделить ту совокупность признаков, которая позволяет однозначно оценить положение человека в социальной иерархии. В современном обществе человек может одновременно принадлежать к различным стратам, социальная С. многомерна. Многомерность С. делает общество достаточно устойчивым, поскольку изменение положения определенной страты в обществе не разрушает всей социальной структуры. В обществе с многомерной стратификационной структурой нет никого, кто был бы «никем», поэтому никто не стремится стать «всем», но обязательно – кем-то определенным.
Социальные различия между представителями различных страт объективны. Однако С. может быть действенным средством регуляции общественных отношений только в случае осознания социального неравенства, признания его неизбежности в целом и одновременно – стремления каждого индивида повысить свое положение в социальной иерархии. Социальная С. – это обязательная характеристика любого общества. По словам П. Сорокина, общества без расслоения представляют собой миф.
В традиционных обществах различия между социальными слоями (кастами, сословиями) закреплены с помощью законов, нравственных норм, религиозных верований, традиций. В современных обществах существуют иные механизмы поддержания неравенства. Большинство современных обществ характеризует социальная мобильность – способность перемещаться из одной страты в другую. При «нормальном», стабильном состоянии общества индивидом признаётся вся существующая социальная иерархия, неудовлетворительным представляется только его личное положение в обществе. Кризисное состояние общества вызывает в массовом сознании представления о неудовлетворительности самих принципов социальной С.
Реальный процесс мобильности достаточно затруднен. «Если бы мобильность была абсолютно свободной, – писал Сорокин, – то в обществе, которое бы получилось в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот».
Классы, с точки зрения теории марксизма, – это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, прежде всего по своему отношению к средствам производства, по формам и размеру получаемого дохода, по участию в общественном разделении труда и т. п. В социально-классовой концепции марксизма такие социальные общности, как семья, класс, нация, включены в многообразные отношения на всех «этажах» социальной системы. И в экономике, и в политике, и в идеологии класс имеет «свой» интерес, связанный либо с необходимостью стабилизации всей социальной системы, либо с потребностью в ее разрушении. Соответственно классовые конфликты неизбежны. Более того, они должны легко распространяться на всё общество и вести к его изменению на всех уровнях. Включенность группы во все многообразные социальные отношения ведет к социальной неустойчивости, к постоянному нарушению социального равновесия.
Существует иной подход к социальной структуре – «капсулизация» социальных групп на определенном этаже социальной системы. Профессиональные занятия и социальные интересы полностью совпадают. Такова платоновская теория государства. В XX в. сходный образ общества рисует немецкий философ и писатель Э. Юнгер (1895–1990). В его обществе каждый мобилизован для выполнения определенного вида работы. «Работа» – это труд, искусство, политика, любовь, война… Такое общество «тотальной мобилизации» вообще не предполагает каких-либо социальных изменений.
Основа и сущность социальной С. – в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния. М. Вебер ввел экономический критерий принадлежности к определенной страте, которую в этом случае можно назвать классом (уровень доходов); политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальный в узком смысле (статус и престиж). Статус – это положение в обществе, определяемое соотношением прав и обязанностей. Престиж – оценка места определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.
П. Сорокин выделил три стратификационные структуры: экономическую, политическую, профессиональную. Одновременно он отметил невозможность «привязать» человека к определенной страте, выделить ту совокупность признаков, которая позволяет однозначно оценить положение человека в социальной иерархии. В современном обществе человек может одновременно принадлежать к различным стратам, социальная С. многомерна. Многомерность С. делает общество достаточно устойчивым, поскольку изменение положения определенной страты в обществе не разрушает всей социальной структуры. В обществе с многомерной стратификационной структурой нет никого, кто был бы «никем», поэтому никто не стремится стать «всем», но обязательно – кем-то определенным.
Социальные различия между представителями различных страт объективны. Однако С. может быть действенным средством регуляции общественных отношений только в случае осознания социального неравенства, признания его неизбежности в целом и одновременно – стремления каждого индивида повысить свое положение в социальной иерархии. Социальная С. – это обязательная характеристика любого общества. По словам П. Сорокина, общества без расслоения представляют собой миф.
В традиционных обществах различия между социальными слоями (кастами, сословиями) закреплены с помощью законов, нравственных норм, религиозных верований, традиций. В современных обществах существуют иные механизмы поддержания неравенства. Большинство современных обществ характеризует социальная мобильность – способность перемещаться из одной страты в другую. При «нормальном», стабильном состоянии общества индивидом признаётся вся существующая социальная иерархия, неудовлетворительным представляется только его личное положение в обществе. Кризисное состояние общества вызывает в массовом сознании представления о неудовлетворительности самих принципов социальной С.
Реальный процесс мобильности достаточно затруднен. «Если бы мобильность была абсолютно свободной, – писал Сорокин, – то в обществе, которое бы получилось в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот».
Источник: Краткий философский словарь.