см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Источник: Новейший философский словарь
Стратификация социальная
термин, который в социологии обозначает 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определённую дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Социальная стратификация
социологическое понятие и понятие социальной философии, обозначающее структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социального расслоения, неравенства. В западной философии понятие страты употребляется для структурирования общества на социальные слои, причем принадлежность к той или иной страте определяется по различным критериям: образованию, бытовым условиям, доходам, по отношению к религии и т. д. Общество делится на высшие, средние и низшие страты (например, «белые воротники» и «синие воротники» и др.). Перемещение людей между стратами (см. Социальная мобильность) обеспечивает устойчивость общества и предупреждает, по мнению представителей теории стратификации, «классовую борьбу». Возможность мобильности, перехода из одной страты в другую объясняется старательностью, способностями, активностью человека и т. д.
Стратификация социальная
—буржуазное социологическое учение о структуре об-ва. Согласно теории «социальной стратификации», об-во делится на социальные слои, или «страты». За основу деления принимаются различные признаки: экономические, политические, биологические, расовые, религиозные и др., причем среди буржуазных социологов нет единства в выборе критериев стратификации. Понятие «С. с.» включает и деление об-ва на классы, но в основу этого деления положены произвольные, несущественные критерии (напр., род занятий, тип жилища, район проживания, размер дохода и т. п.). По учению буржуазных социологов, С. с. характеризуется подвижностью, изменчивостью, т. к. она зависит от социальной мобильности, т. е. перемещения людей из одной страты или класса в др. Теория «социальной стратификации» порочна и антинаучна. Она фальсифицирует классовую структуру совр. буржуазного об-ва и тем самым оправдывает и увековечивает
классовое неравенство, эксплуатацию в капиталистическом об-ве, стремится устранить идею классовой борьбы. Объективное содержание теории «социальной стратификации» состоит в стремлении скрыть, замаскировать решающий критерий классового деления, гл. источник эксплуатации. Только марксизм-ленинизм, установивший подлинный критерий классового деления — отношение людей к средствам производства, дает единственно правильную, научную теорию классовой структуры об-ва.
классовое неравенство, эксплуатацию в капиталистическом об-ве, стремится устранить идею классовой борьбы. Объективное содержание теории «социальной стратификации» состоит в стремлении скрыть, замаскировать решающий критерий классового деления, гл. источник эксплуатации. Только марксизм-ленинизм, установивший подлинный критерий классового деления — отношение людей к средствам производства, дает единственно правильную, научную теорию классовой структуры об-ва.
Источник: Философский словарь. 1963
СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(лат. stratum — настил, слой, facere — делать) — понятие социологии, характеризующее структуру общества в целом, отдельных социальных групп — их расчленение на социальные слои, расположенные обычно по иерархии (одни выше, другие ниже) в зависимости от самых различных признаков: уровня доходов, квалификации, образования и т. д. Объединение людей по различным стратификационным признакам широко используется в конкретных социологических исследованиях. Буржуазные социологи применяют понятие «С. с.» для того, чтобы, выпятив на первый план всевозможные несущественные критерии группировки людей, затушевать деление общества на классы в зависимости от отношения людей к средствам производства. Стремясь завуалировать объективные классовые различия, буржуазные социологи прибегают и к принципу социальной мобильности, согласно к-рому происходит постоянное перемещение людей из одного социального строя в другой. С ростом богатства капиталистического общества, по их мнению, будет происходить постепенное перекачивание населения в более высокие слои, близкие по уровню доходов и по другим признакам к буржуазии. Стремление людей к продвижению вверх по социальной лестнице они считают движущей силой общественного развития, рассматривают его как средство разрешения противоречий капитализма. Буржуазная теория С. с., следовательно, фальсифицирует классовую структуру буржуазного общества, отрицает необходимость классовой борьбы и социальной революции. Именно поэтому она взята на вооружение оппортунистами и реформистами. Действительную структуру буржуазного общества и закономерности его развития раскрывает лишь марксистская социология.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
от лат. stratum - слой и facio - делаю), одно из осн. понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии. Теории С. с. возникли в противовес марксистсколенинской теории классов и классовой борьбы. Бурж. социологи игнорируют место социальных групп в системе обществ. произ-ва и прежде всего отношения собственности как гл. признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т. п. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе к.-л. одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупностью признаков.
Большинство бурж. теорий С. с. отрицает раскол капиталистич. общества на антагонистич. классы - буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число к-рых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории С. с. тесно связаны с бурж. концепциями социальной мобильности, согласно к-рым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе С. с. в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу. Исследования по С. с. имеют классовую, апологетич. направленность. Вместе с тем они содержат важный фактич. материал о многообразных социальных различиях в капиталистич. странах.
Марксизм-ленинизм придает важное значение изучению всей сложной системы социальной дифференциации (внутриклассовой, между различными социальными группами), рассматривая классовое деление общества как центральное.
Большинство бурж. теорий С. с. отрицает раскол капиталистич. общества на антагонистич. классы - буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число к-рых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории С. с. тесно связаны с бурж. концепциями социальной мобильности, согласно к-рым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе С. с. в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу. Исследования по С. с. имеют классовую, апологетич. направленность. Вместе с тем они содержат важный фактич. материал о многообразных социальных различиях в капиталистич. странах.
Марксизм-ленинизм придает важное значение изучению всей сложной системы социальной дифференциации (внутриклассовой, между различными социальными группами), рассматривая классовое деление общества как центральное.
Источник: Советский философский словарь
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
понятие, посредством которого в социологии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами (см. Страта) в современном индустриальном обществе, обусловленное особенностями функционирования последнего. По мнению К. Дэвиса и В. Мура, могущих претендовать на приоритет в трактовке С.С подобным образом, - "...общество, как функционирующий механизм, должно каким-то образом распределить своих членов по различным социальным позициям и склонить их к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Поэтому оно должно заняться проблемой мотивации на двух уровнях: сначала привить соответствующим индивидам желание занять определенные социальные позиции, а затем закрепить желание выполнить обязанности, связанные с этими позициями... Если обязанности, связанные с различными позициями, были бы одинаково приятными, одинаково важными для существования общества и требовали бы одинаковых способностей или талантов, то было бы безразлично, кто занимает эти позиции. Однако в действительности дело обстоит иначе. Некоторые позиции не только более приятны, чем другие, но и требуют специфических способностей и подготовки, а также функционально более важны, чем другие. Поэтому общество должно, во-первых, иметь в своем распоряжении определенные выгоды, которые оно может использовать в качестве стимулов, и, во-вторых, иметь в своем распоряжении определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Выгоды и их распределение становятся частью общественной системы и порождают стратификацию... Социальное неравенство является, таким образом, неосознанно формирующимся (unconsciously evolved) средством, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц. Поэтому каждое общество независимо от того, является ли оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институционализированного неравенства". В обществах, потенциально защищенных от социальных потрясений, диапазон С.С. в известной степени ограничен. Как избыточные мера и степень С.С, провоцирующие общественную агрессивность социальных групп-аутсайдеров, так и доминирование принципов и ценностей социального равенства, нивелирующего людей независимо от их способностей и готовности к интенсивным трудовым либо интеллектуальным усилиям, сокращают потенциал социума к динамичному самообновлению.
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
от лат. stratum, здесь – слой и facio – делаю) – одно из основных понятий бурж. социологии, обозначающее существование в обществе системы социального неравенства, разделение его на страты (слои), выделяемые на основании к.-л. одного или ряда признаков (экономических, национальных, этнических, религиозных, психологических), однако не учитывающее коренных критериев классового деления. В бурж. социологии С. с. в целом включает: 1) систему признаков и критериев социального расслоения в обществе; 2) теории социального расслоения и структуры; 3) социальную структуру общества; 4) перемещение людей в системе социального расслоения – социальную мобильность. В 19 – нач. 20 вв. бурж. социологи объясняли природу обществ. дифференциации различиями биологич. признаков, различиями в идеях и психологии, сознании и мотивах, духовной культуре и образовании, образе жизни людей (Конт, Спенсер, Л. Уорд и др.). Важная роль в разработке теорий С. с. принадлежит М. Веберу, к-рый, в значит. мере под влиянием Маркса, связывал существование классов с экономич. сферой общества, но трактовал ее лишь с т. зр. распределения доходов. Однако, утверждая, что якобы марксистское понятие класса не отражает сложной структуры общества, наряду с классами Вебер выделял статусы и соответствующие статусные группы, связанные с обладанием престижем, и партии, существование к-рых основано на распределении власти. Эти структурные подразделения, по Веберу, имеют автономные источники существования и оказывают влияние друг на друга. Теория Вебера послужила источником взглядов мн. бурж. социологов, хотя его критерии выделения классов и статусов были подвергнуты критике в связи с трудностью их измерения. Широкое распространение в бурж. социологии получила функционалистская концепция С. с., основы к-рой заложены Дюркгеймом (Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур и др.), выводящая существование иерархии социальных слоев, осуществляющих различные обществ. функции из необходимости мотивирования индивидов для их выполнения. Неравенство трактуется как черта любого общества, оправданная существованием социальных функций, требующих различных способностей и усилий и по-разному вознаграждаемых. Большинство совр. буржуазных социологов (Л. Уорнер, П. Сорокин, Б. Барбер, Р. Бендикс, С. Липсет, Д. Гласс, Р. Дарендорф и др.) придерживается концепции "многоизмеримой стратификации", по к-рой классы и слои выделяются на основе многих критериев (занятость, доход, образование, тип жилища, район проживания и др.). Науч. несостоятельность этих трактовок в том, что среди критериев не выделяются определяющие и определяемые, типичные и случайные; анализируемые, признаки, характеризуя позицию человека, не раскрывают фундаментального основания социального деления общества – производственных отношений, отношения к средствам производства, в конечном счете определяющего позицию людей в системе обществ. дифференциации. Для бурж. концепций социальной структуры капиталистич. общества в целом характерно (при наличии нек-рых расхождений между ними): 1) отрицание раскола капиталистич. общества на антагонистич. классы – буржуазию и пролетариат; взамен этого выдвигается деление общества на "высшие" и "низшие" классы, элиту и массы; 2) выделение в качестве центрального и главного т.н. "среднего класса"; 3) произвольное число выделяемых классов или слоев в одной и той же стране (напр., в США – 2, 3, 4, 5, 6 и более классов и слоев); 4) произвольное наименование выделяемых социальных групп ("рабочий класс", "средний класс", "низший класс", "высший низший класс", классы I, II и т.д.). С принципиально иных позиций подходит к проблеме социальной дифференциации марксистская теория социального расчленения. Марксизм рассматривает дифференциацию общества как важнейшую черту обществ. жизни, учитывая, что "самое понятие "дифференциации", "разнородности" и т.п. получает совершенно различное значение, смотря по тому, к какой именно социальной обстановке применить его" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 392). Марксизм вычленяет естественные и обществ. различия. Естеств. дифференциация проявляется в возрастной, половой, расовой дифференциации. Социальная дифференциация является продуктом конкретно-историч. производств. отношений. Различия людей, вытекающие из их неравного положения в системе производств. отношений, и выступают как социальное неравенство. Когда в обществе существует социальное неравенство, естеств. дифференциация также становится его выражением (напр., неравенство мужчины и женщины, черного и белого и т.п.). В результате различия положения людей в системе производств. отношений общество расчленяется на классы, социальные слои и социальные группы. Напр., внутри буржуазии имеются слои мелких, средних и крупных капиталистов; внутри слоя средних крестьян – группы крестьян, пользующиеся или не пользующиеся наемной рабочей силой. Социальные слои и группы выражают более дробную характеристику общества по сравнению с обществ. классами, выражающими наиболее существ. черты, присущие всем входящим в него слоям и группам. В социалистич. странах система социального расчленения носит сложный характер. Она включает классовое деление (рабочий класс и крестьянство), деление на слои (внутри рабочего класса и крестьянства, слой интеллигенции и служащих), разграничение на социальные группы (как внутри классов, так и внутри слоя интеллигенции). Конкретное изучение системы социального деления в социалистич. странах и происходящих в ней изменений требует разработки критериев для измерения социальной принадлежности индивида к тому или иному классу, слою, группе. В социологич. лит-ре стран социализма обсуждаются проблемы социального расчленения, методов, приемов и техники ее изучения. Лит.: Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге Г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1; Андреева Г. М., Критика совр. бурж. и ревизионистских теорий классов, М., 1959; Беккер Г., Босков А. (сост.), Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, М., 1961, гл. 10, 12; Чернеа С., Против бурж. измышлений о классах, М., 1963; Городские средние слои совр. капиталистич. общества, M., 19G3; Социология сегодня. Проблемы и перспективы, М., 1965, разд. 3 и 4; Рабочий класс и технич. прогресс. Исследование изменений в социальной структуре рабочего класса, М., 1965; Социология в СССР, т. 1–2, М., 1966 (т. 1, разд. 3 и 4; т. 2, разд. 6); Строительство коммунизма и развитие обществ. отношений, М., 1966; Проблемы изменения социальной структуры сов. общества, М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Сох О. С., Caste, class and race. A study in social dynamics, N. Y., 1948; Warner W. L., Keeker M. and Esels К., Social class in America, a manual of procedure for the measurement of social status, Chi., 1949; Gordon M. M., A system of social class analysis, Madison, 1951; Warner W. L. and Warner M. H., What you should know about social class, Chi., 1953; Cuber J. F. and Kenkel W. F., Social stratification in the United States, N. Y., 1954; Соle G. D. H., Studies in class structure, L., 1955; Transactions of the Third world congress of sociology, v. 3, Amst., 1956; Barber В., Social stratification. A comparative analysis of structure and process, N. Y., 1957; Kahl J. ?., The American class structure, N. Y., 1957; Centers R., The psychology of social classes, N. Y., 1961; Aron R., Dix-huit le?ons sur la soci?t?s industrielle, P., 1962; его жe, La lutte des classes. Nouvelles le?ons sur les soci?t?s industrielles, P., 1964; Dahrendorf R., Class and class conflict in industrial society, L., 1965; Вendix R. and Lipset S. M. [eds], Class, status and power. Social stratification in comparative perspective, 2 ed., ?. ?., 1966; Soci?lni strukture socialistick? spole?nosti, Praha, 1966; Wesоlоwski W., Klasy, warstwy i w?adza, Warsz., 1966. См. также лит. при ст. Социальная мобильность, Классы. В. Семенов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.