(Aging, Christian View of)•
Население земли стареет, но еще быстрее увеличивается средний возраст членов большинства церквей. Приложение библейских ценностей к современным условиям открывает большие возможности для христианской работы с пожилыми людьми и служения им.
Демографические данные. Исследования, проводимые Организацией Объединенных Наций, показывают, что количество пожилых людей в мире растет все быстрее. В 1975 г. в возрасте старше 60 лет находилось 343 151 ООО человек, или 8,5% населения планеты. Ожидается, что к 2000 г. это число достигнет 579 995 ООО человек, или 9,4%. В Африке, Лат. Америке и Юж. Азии такое увеличение будет значительно больше, а в Европе и Сев. Америке, где доля тех, кому за 60, уже сильно выросла, она составит примерно 1/5 всего населения.
В Соединенных Штатах количество людей старше 65 лет с 1970 по 1980 г. увеличилось на 27,9%, тогда как тех, кому меньше 65, только на 9,7% . В 1980 г. старше 65 лет, т.е. за принятой в статистике границей старости, находилось 25 544 000 человек (11,3%, или каждый девятый). Их доля сильно меняется от 2,3% на Аляске до 17,3% во Флориде, но еще больше различия между отдельными общинами. В некрых из них людей старше 65 больше четверти. В 1900 г. старше 65 был только 41 человек на тысячу населения США, в 1980 г. их число составило 113 человек, а к 2000 г., как ожидается, оно достигнет 122, причем быстрее всего будет увеличиваться доля тех, кто старше 85. Если рождаемость останется низкой, эти числа окажутся еще больше.
Как правило, доля тех, кто старше 65, среди членов церквей выше. Это объясняется несколькими причинами. Многие церкви не включают в число своих членов маленьких детей. К-ром е того, пожилые обычно более постоянны, чем молодые люди. К тому же, по многим критериям, они "самая набожная" часть населения. Во многих приходах седина и морщины отличают почти всех активных членов.
В 1900 г. в США ожидаемая при рождении продолжительность жизни составляла47,3 года. К 1978 г. она достигла 73,3 лет. Для женщин 77,2 года, а для мужчин 69,5 лет, причем для белых эти цифры примерно на восемь месяцев больше, а для других рас на четыре года меньше. Поскольку с каждым прожитым человеком десятилетием его ожидаемая продолжительность жизни растет, белый мужчина, достигший в 1978 г. 75 лет, может рассчитывать прожить в среднем еще 8,6 лет, белая женщина 11,5 лет, а мужчины и женщины других рас, как ни странно, 9,9 и 12,5 лет соответственно.
В 1980 г. на каждые 100 мужчин в возрастной группе 6574летних приходилась 131 женщина, а среди тех, кто старше 85 лет, 223 женщины. Среди пожилых мужчин более 3/4 (78%) были женаты, а среди женщин больше половины (51%) были вдовами, причем для женщин старше 75 лет этот показатель достигал примерно 70% . Вдовцов старше 65 лет в 1980г. было 1 333 000, а вдов 7 121 000. Среди пожилых людей разведенных и не состоявших в браке женщин значительно больше, чем мужчин.
Эти различия оказывают глубокое влияние на церковную жизнь. Некрые верующие связывают все увеличивающийся возрастной разрыв с библейским пророчеством о том, что семь женщин будут бороться за каждого мужчину (Ис 4:1). Как правило, мужчины умирают раньше, женятся на женщинах моложе себя и им гораздо легче вступить в новый брак после того, как они овдовели или развелись.
Социальные условия. В домах престарелых, больницах и других подобных заведениях живет менее одного из каждых 20 пожилых людей. Т.о., церкви, крые уделяют внимание только этим людям, упускают из виду 95% . В 1980 г. люди старше 65 лет возглавляли 1/5 (20,3%) семей в США. Хотя домовладельцев среди них больше, чем среди более молодых, у 1/3 жилищные уеловия неблагополучны (у 12,3% жилье неудовлетворительно, у 0,5% удовлетворительно, но перенаселено, а 19,2% вынуждены тратить на жилье более 30% своего дохода). Среди тех, кто арендовал жилье, соответствующие показатели значительно выше (19,2%, 0,5% и 48,3%).
Доход хозяйств, состоящих из людей старшего возраста, составляет примерно половину от дохода более молодых хозяйств. Обычно при выходе на пенсию поступления уменьшаются в 23 раза. Поэтому многие представители среднего класса оказываются в лучшем случае на грани нищеты. На 1980 г. в семьях, находящихся за официальной чертой бедности,жило 12,7% населения,недостигшего 65 лет, и 15,7% людей старше этого возраста. Эти показатели были намного выше для черного (38,1 %) и латиноамериканского (30,8%) населения. В любой категории они были значительно выше у женщин, чем у мужчин. Средний доход семей, возглавляемых пожилыми людьми, составил 12 881 доллар против 22 548 долларов в семьях, возглавляемых людьми моложе 65 лет.
Бедность среди пожилых людей в значительной мере скрыта. Такие люди часто стремятся сохранять привычки среднего класса и экономическую независимость; им настолько удается поддерживать видимость прежнего стиля жизни,что другие ничего не замечают. Покупательную способность их сбережений уничтожает инфляция, большая часть их доходов, за исключением пособий по социальному страхованию, не увеличивается изза роста цен. Бедность среди молодых взрослых людей можно рассматривать как временное явление, у пожилых она становится постоянной и безысходной.
Экономические проблемы сказываются на отношении человека к себе. У многих уход на пенсию не только приводит к снижению доходов, но и подрывает самоидентификацию ("кто я такой без своей рабочей должности? "), вызывает ощущение приниженности и жалость к себе.
Необходимость существовать на меньшие, чем раньше, доходы влияет и на другие виды деятельности. Обычно у пенсионеров больше свободного времени, крым они могут распоряжаться по своему усмотрению, однако величина членских взносов в различные объединения, взносов на совместные ланчи, расходов на транспорт и других затрат может оказаться такой, что участие в общественной жизни станет невозможным. Чтобы уменьшить стоимость жизни, некрые экономят на еде, что, в свою очередь, увеличивает риск заболеваний. Другие отказываются от домашнего телефона или пользуются ограниченным набором услуг, что сокращает возможность общения. К-ром е того, пожилые избегают обращаться к врачам они опасаются, что расходы превысят страховое возмещение, или просто боятся неблагоприятного диагноза.
Более 2/3 (68%) обследованных в 1979 г. пожилых людей, живущих вне специальных заведений, сказали, что они здоровее сверстников, и только 9% признали, что со здоровьем у них плохо. Однако почти у половины (45%) было то или иное хроническое заболевание (17% вообще не могли работать, 22% приходилось ограничивать объем или виды деятельности, 6% были ограничены в других областях). Самыми распространенными хроническими болезнями были артрит (44,3%), гипертония (38,5%), расстройства слуха (28,2%), сердечные заболевания (27,4%), артериосклероз (12,0%), расстройства зрения (11,9%) и диабет (8,0%). Чем к более старшей группе принадлежали обследуемые, тем больше была доля инвалидов. 3/4 смертей пожилых людей вызваны сердечными заболеваниями, инсультами и раком.
В программах обязательного увольнения на пенсию, в предпочтении, оказываемом более молодым при назначении на различные должности, втом, как ценится молодость, и в том, что работоспособных пожилых людей увольняют с руководящих должностей, проявляется "возрастной шовинизм", дискриминация людей только изза их возраста. В значительной степени это обусловлено геронтофобией предрассудком, коренящимся во внутреннем, часто бессознательном беспокойстве или страхе перед тем, что произойдет в будущем с самим человеком, дискриминирующим пожилых. Этот предрассудок связан и с мыслью о том, что поздние годы жизни часто оказываются временем материальных, телесных и социальных утрат.
Поэтому многие проблемы пожилого возраста обусловлены не столько самим старением, сколько реакцией на него. Когда люди страдают от "возрастного шовинизма" и геронтофобии, они оказываются в ситуации самоосуществляющегося пророчества некрые из ожидаемых последствий старения наступают в значительной степени благодаря самим этим ожиданиям.
Библейские ценности. Пожилые люди и старение многократно упоминаются в Библии. В Быт долгая жизнь воепринимается как нечто нормальное и желательное; стариков почитают, но долголетие не отождествляется автоматически с добродетелью, мудростью или опытом. Сокращение срока жизни до 120 лет (Быт 6:3) приписывается греховности человека, а не свойствам, заложенным в него при сотворении, или его природе.
Десять заповедей требуют почитать родителей (Исх 20:12; Втор 5:16), а закон Моисеев предписывает оказывать уважение старшим (Лев 19:32). Некрые христиане толкуют эти и другие связанные с этим места (напр., Еф 6:13; 1 Тим 5:316) в том смысле, что обязанность удовлетворять все нужды стариков полностью лежит на их собственных детях. Однако у многих нет детей, по крайней мере таких, крые могли бы о них заботиться. Около 6% пожилых никогда не состояло в браке, а из тех, кто состоял, у 1/10 нет детей. Даже у тех, у кого они были, они могли умереть, обеднеть или состариться.
Стареют все; каждый должен понять, насколько коротка жизнь, и мудро, как разумный домоправитель, тратить отведенные ему годы (Пс 89). Мы должны помнить своего Творца в дни нашей юноети, пока не настали "тяжелые дни" (Еккл 12). Но даже в старости человек может родиться свыше (Ин 3:4). Те, кто состоит в должных отношениях с Богом, будут плодоносить (Пс 91:1316). Они будут служить другим до конца своей земной жизни, пожиная благословение для себя и других. Духовный рост продолжается долго после того, как начались потери и упадок в других областях жизни.
Царский закон "возлюби ближнего твоего, как себя самого" (Иак 2:8)содержит все этическое учение Св. Писания, а оно относится к любому возрасту. Закон этот подразумевает двусторонние отношения. "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян 20:35). Поэтому мы должны помогать пожилым, чтобы они легче нашли возможности для служения, и испытывать ту радость, крую человек испытывает, когда дает другим. Библейская этика подразумевает, что христиане должны работать с пожилыми, а не просто служить им. К-ром е того, требование поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами (Мф 7:12), подразумевает уважение к их неповторимым индивидуальностям, автономии их личностей, к их взаимоотношениям и способностям. Нет единого подхода, применимого ко всем пожилым людям. Если предоставить им возможность выбора, они сами выберут то, что лучше всего соответствует их стремлениям и потребностям.
Работа с пожилыми и служение им. Круг дел, относящихся к церковному служению пожилым людям, чрезвычайно широк. К-ром е тех видов служения, крые предназначены для людей всех возрастов, Церковь организует дома и больницы, где обеспечивает уход разного уровня. Хорошо было бы расширить и выбор услуг по уходу на дому. Большинство геронтологов советует давать людям возможность как можно дольше оставаться в своем доме; это поддерживает в них ощущение благополучия и снижает общие затраты. Удовлетворить такую потребность могут добровольцы и общества взаимопомощи. Ежедневные звонки и регулярная помощь в стирке, уборке, мытье, да и в передвижении многим дали бы возможность подольше жить дома.
Многие физические, материальные, образовательные, социальные, психологические и духовные нужды пожилых помогает удовлетворить та или иная программа помощи пожилым гражданам, если она разумно спланирована и разумно осуществляется. Дают они пожилым людям и возможность служить другим. Услуги по дневному уходу могут обеспечивать дневные потребности тех, кто нуждается в помощи, когда члены семьи на работе или в школе. Церкви способны дополнить общественные программы социальной помощи, давая пожилым людям возможность помогать другим и тем самым помогатьсебе.
Тщательно изучая положение пожилых членов общины, можно обнаружить недостатки социальных учреждений. Проблемы эти обычно связаны с несправедливостью правил и положений системы социального обеспечения, с недостатками медицинского страхования, с тем, как выполняются программы обслуживания, функционируют дома престарелых или осуществляется федеральная политика, но христиане если они, вслед за Христом, думают о человеческой личности как целом должны участвовать в их решении. Христос заботился и об отдельных людях, и обо всех вместе, т.е. иоличных нуждах, иоструктурных проблемах общества (Мф 9:36).
За обучением, советом и другой помощью можно обратиться к опубликованным материалам, крых становится все больше, или в ту или иную из многочисленных организаций. Большинство крупных деноминаций предоставляет такие материалы. Могут оказаться полезными и местные органы социального обеспечения. Свои материалы в помощь церквям и пастырям предоставляют некрые теологические учебные заведения.
О пожилых людях надо помнить в любом церковном служении. Не следует забывать о них, и проповедуя Евангелие. Они ценное приобретение для Церкви. Их присутствие живое свидетельство верности Божьей. Их молитвы поддерживают пастора и других предводителей общины. Активное служение "нестарых стариков" может значительно увеличить круг служения Церкви. Когда удовлетворяются их духовные нужды, пожилые люди, в свою очередь, удовлетворяют нужды других.
D.О. M0BERG (пер. Д. Э.) Библиография: Н.В. Brotman, Every Ninth American; W. ?. Clements, ed., Ministry with the Aging; D.F. Clingan ,Aging Persons in theCommunity of Faith; Т. C. Cook, Jr., and D. L. McGinty, eds., Spiritual and Ethical Values and National Policy on Aging; C.B. Freeman, The Senior Adult Years; R. M. Gray and D.O. Moberg, The Church and the Older Person; S. Hiltner, ed., Toward a Theology of Aging; C. and P. LeFevre, eds.,Aging and the Human Spirit; J.M. Mason, The Fourth Generation; R.W. McClellan, Claiming a Frontier: Ministry and Older People; D.O. Moberg, Spiritual WellBeing: Background and Issues; T.R.Smith, In Favor of Growing Older; F. Stagg, The Bible Speaks on Aging; J. A. Thorson and Т. C. Cook, Jr., eds., Spiritual WeilBeing of the Elderly; С. W. Tilberg, ed., The Fullness of Life; J. H. Ziegler, ed, "Education for Ministry in Aging: Gerontology in Seminary Training", TheolEd 16,3.
0.00 байт
Пресыщенность как фактор старения общества
В статье рассматриваются изменения этических норм в развитых странах и пресыщенность как фактор старения общества.