СТАНОВЛЕНИЕ
возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Становление
переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Становление
1. Синоним изменения. 2. Внутренняя континуальная сторона изменения, схватываемая переживанием («алогическое становление» по А.Ф. Лосеву).
Ист.: Сагатовский В.Н. Диалектическая логика или алогическое становление? / Creo new/2011. № 2. См.также: http://vasagatovskij.narod.ru
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
СТАНОВЛЕНИЕ
категория философии в целом и диалектики в частности. Характеризует процесс перехода от возникновения предмета к его развитому состоянию. Чаще понимается как наполнение первоначальной "пустоты" и бессодержательности объекта каким-то содержанием и превращением его во что-то определенное. В процессе становления первоначальное "ничто" превращается в "нечто": становление мира, становление общества, становление личности и т.д.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
СТАНОВЛЕНИЕ
категория, выражающая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним категории развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляющий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется переход от старого к новому, его рост, упрочение и превращение в целостную развитую систему.
Источник: Тематический философский словарь
Становление
Изменение, рассматриваемое как глобальное явление. Следовательно, это само бытие, поскольку оно пребывает в постоянной изменчивости. «Panta rhei» («Все течет»), – сказал Гераклит. Действительно, все течет, все изменяется, все проходит и ничто не стоит на месте. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; мало того, как уточняет Кратил, в одну и ту же реку нельзя войти даже единожды: пока ты в нее входишь, она уже становится другой.
В философии Гегеля становлением называется единство бытия и ничто; переход первого во второе и второго в первое. Вот почему становление – первое конкретное выражение мысли (тогда как бытие и ничто суть пустые абстракции), а следовательно, и первичная истина. Гегель верен Гераклиту и реальности. Истинное, пишет он, есть то, что является становлением самого себя.
Источник: Философский словарь.
СТАНОВЛЕНИЕ
момент, сторона всеобщего изменения, развития явлений, промежуточное состояние между возможностью и действительностью. Как всеобщий принцип бытия С. выступило еще у древнегреческого философа Гераклита, к-рый представлял действительность в виде вечного, никогда не останавливающегося потока. В философии Гегеля категория С. рассматривается в качестве первого определения развивающейся идеи, мысли, к-рое характеризует нераздельность бытия и небытия, когда явление лишь направляется к бытию и его еще нет и вместе с тем, начавшись, оно уже есть. Как одна из простейших основных категорий С. входит в материалистическую диалектику. Выражая такой момент всякого развития, когда явление уже возникает, но еще полностью не развилось, эта категория помогает понять процесс формирования и утверждения нового, обогащения его содержания, усложнения структуры, процесс зарождения ряда возможностей и превращения одной из них в действительность.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
СТАНОВЛЕНИЕ
постоянное, охватывающее все изменение, возникновение или исчезновение. Противопоставление С. бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в антич. философии. Гераклит растворял бытие в С. и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал С. кажимостью и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир идей является парадигмой для вечно становящегося чувственно воспринимаемого мира. Аристотель, отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал С. характеристику направленности. В средневековой философии источником и одновременно целью всякого С. становится Бог.
Описание мира как С. предполагает особую систему категорий, отличную от той, на которой основывается описание мира как бытия. С. описывается в координатах абсолютных категорий, в то время как бытие нуждается для своего описания в сравнительных категориях (см.: Абсолютные категории и сравнительные категории).
Источник: Философия: энциклопедический словарь
СТАНОВЛЕНИЕ
(Werden) — переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Отношение бытия к становлению представляет собой старую метафизическую проблему. У Парменида становление растворяется в бытии, у Гераклита — бытие в становлении. Позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он другой причиной — целью. Благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. Последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun, на место которого схоластика ставит Бога. В соответствии с этим Бог становится источником и одновременно целью всякого становления, причем здесь, однако, не предполагается, что может быть становление конечной причины; см. Ничто.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СТАНОВЛЕНИЕ
В условиях современного глобального кризиса из всех форм движения (функционирование, развитие, становление) на первый план выдвигается С., как доминанта социокультурных процессов. Если в процессах функционирования какой-либо системы осуществляется поддержание ее в активном, действующем состоянии, а в процессах развития происходит движение системы из ее элементарной формы в органическую целостность, то С. предполагает процесс, в котором предмет осуществляет пробег от «нуля» к «единице». из которой впоследствии разовьется новая органическая целостность. В обстоятельствах современного социокультурного кризиса, когда противоречия человеческой сущности обнажились и вышли на поверхность, понятие С. наполняется особой актуальностью и приобретает категориальный статус. Процессы С. особенно органичны для культуры. Они требуют максимального напряжения жизненных сил и способностей человека. В С. проявляется максимальное творчество. В этой связи понятие С. является методологически важной категорией для философского и культурологического исследования.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
СТАНОВЛЕНИЕ
философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход, превращение в др. Классическим представителем концепции С. был Гераклит, понимание к-рым действительности можно выразить в формуле “все течет”. Категория С. органически связана с диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит взгляд на любую вещь, явление как на единство противоположностей — бытия и небытия; она несовместима с метафизическим представлением о возникновении и развитии как о простом количественном увеличении и уменьшении. Диалектическое содержание категории С. подробно развил Гегель; в его философии категория С. выступает в качестве “первой истины”, составляющей “стихию” всего последующего развития логических определений идеи (категории). С. как единство бытия и ничто представляет собой абстрактное выражение возникновения, порождения вещей и явлений: не существует ничего такого, “что не было бы средним состоянием между бытием и ничто” (Гегель). Ленин в “Философских тетрадях” подчеркнул важное значение приведенного здесь гегелевского положения.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СТАНОВЛЕНИЕ
категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л. материального или идеального объекта. Всякое С. предполагает переход возможности в действительность в процессе развития. Др.-греч. натурфилософия сформировала учение о С. как возникновении и уничтожении вещей, порождаемых космическим первоначалом, к-рое перевоплощается в разл. формы бытия. В онтологии Платона «идея» выступала как предел чувственно-материального С. В философии Аристотеля характеристикой направленности С. явл. энтелехия. Аристотелевская и неоплатоническая (см. Неоплатонизм) трактовка С. сохранялась в ср.-век. философии и в новой форме развивалась в эпоху Возрождения (Бруно, Николай Кузанский). Особое место категория «С.» заняла в философии Гегеля, где она понимается как движение, в к-ром первоначальные антитезы мыслящего духа — «чистое бытие» и «ничто» — переходят друг в друга, благодаря чему С. оказывается границей их взаимоотношения. В гегелевской системе С. явл. процессом перехода мысли из неопределенности в определенность, развертыванием, развитием абсолютной идеи. В неклассич. философии XIX—XX вв. развита идея «чистого С.», т.е. С. вне линейно-логич. закономерности и/или без умопостигаемой цели. Инициаторами этой идеи явл. Шопенгауэр и Ницше. Лит.: Гордон В.М. Категория становления в марксистской диалектике // Философские науки. 1968. № 4; Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970. Т. 1; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
СТАНОВЛЕНИЕ
понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению природных и общественных систем. Вместе с понятиями изменения, возникновения, преобразования, обновления, формирования, воспроизводства понятие С. входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия бытия, движения, процесса. С. фиксирует некую .парадоксальность бытия: вещь (организм, событие, идея) уже определилась, но ее еще нет; ее еще нет, но она уже оказывает воздействие на окружающую среду, меняет совокупность условий и течение событий. Парадоксальность С. переводит это понятие в ранг характеристик человеческого бытия, его единства и разнообразия, его проблемности и противоречивости. Само формирование человеческой личности дает весьма выразительный пример С. Стадия С. личности - это период складывания и оформления элементарных структур самостоятельной деятельности ребенка; эти структуры еще являются отчасти внешними - включенными в совместно-разделенную деятельность со взрослыми, - но отчасти уже "слитыми" с индивидуальными силами ребенка, обосновывают его самостоятельные действия, ориентации, решения, расширяют круг его общения с миром. С. как указание на проблемность человеческой деятельности и раскрывающегося в ней бытия, подчеркивает "незавершенность" самого человека, необходимость для него "достраивать" формы своего мышления, познания и общения с миром (см. "Движение", "Бытие", "Процесс").
В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь
СТАНОВЛЕНИЕ
категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л. материального или идеального объекта. Всякое С. предполагает переход возможности в действительность в процессе развития. В идеалистич. философии С. обычно рассматривалось телеологически - как направленная реализация нек-рой внутр. цели.
Др.-греч. натурфилософия выдвинула учение о С. как возникновении и уничтожении вещей, порождаемых космич. первоначалом, к-рое перевоплощается в различные формы бытия. Гераклит, рассматривая мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое, развивал вместе с тем учение о логосе - как нерушимом законе и установленной мере С., объединяющего предел и беспредельность. В онтологии Платона «идея» выступала как предел чувственно-материального С. В философии Аристотеля характеристикой направленности С. является энтелехия. У Плотина и Прокла принципом С. является третья ступень неоплатонич. триады - «мировая душа». Аристотелевская и неоплатонич. трактовка С. сохранялась в ср.-век. философии и в новой форме развивалась в эпоху Возрождения (Бруно, Николай Кузанский).
Во время господства ньютоновской механистич. концепции Вселенной идея об изменяющемся, становящемся мире возрождается в учениях Лейбница, Гердера и получает развитие в классич. нем. философии. В натурфилос. учении Шеллинга природа толкуется как разум в процессе С. (т. е. бессознательное, имеющее своею конечной целью сознание). Условием всякого С., по Шеллингу, служит ограничение или предел: бесконечность С. означает постоянное расширение предела, что обусловливает для духа возможность быть бесконечным в ряду своих самоограничений.
В логич. учении Гегеля С. трактуется как движение, в к-ром первоначальные антитезы мыслящего духа - «чистое бытие» и «ничто» - переходят друг в друга, благодаря чему С. оказывается границей их взаимного соотношения. С. у Гегеля выступает как процесс формирования предмета, как переход мысли из неопределенности в определенность, т. е. переход «чистого бытия» в к.-л. определенную его форму («наличное бытие»). В его идеалистич. системе С. есть развертывание, раскрытие абс. идеи. Само абсолютное (истина) определяется Гегелем как осуществляемое, становящееся целое, к-рое включает в себя опосредствование всеми моментами и ступенями своего осуществления.
В марксистской лит-ре понятие «С.» употребляется в контексте понятия «развитие» и обычно отождествляется с последним. См. также Возможность и действительность.
Источник: Советский философский словарь
СТАНОВЛЕНИЕ
понятие, обретающее собственный денотат и философскую размерность в философском постмодернизме (суть вопроса излагается в работе Делеза и Гваттари "Тысяча плато": термин "С.", как правило, употребляется ими во множественном числе). В указанном тексте речь идет о "С.-животным", "С.-интенсивностью", "С-молекулой". В отличие от традиционного содержания понятия "С." его постмодернистская версия отвергает понимание "С." в качестве эволюционного перехода субъекта, предмета, явления, обозначения от одного состояния к другому, от одного типа существования к другому, более или менее совершенному. Делез и Гваттари утверждают реальность, объектность собственно С., а не тех состояний, типов существования, которые оно связывает. Лишенными денотата могут быть, по версии Делеза и Гваттари, даже исходный пункт и "цель" С., но никак не оно самое. Согласно Делезу и Гваттари, "становление-животным человека реально, даже если нет реального животного, каким человек становится; и одновременно, реально становление-иным животного, даже если это иное не реально. Нужно внести ясность: как у становления нет субъекта, отличного от самого становления, так у становления нет и термина, поскольку его термин, в свою очередь, существует только будучи заимствованным из другого становления, субъектом которого он является и которое сосуществует с первым [становлением], формирует с ним блок". Содержательная ипостась С., по мысли Делеза и Гваттари, состоит в симбиозах между существами, принадлежащими к различным видам и не связанными какой-либо преемственностью. Так, сосуществование осы и орхидеи не предполагает встречного С., сопряженного с трансформацией осы в орхидею и наоборот; не происходит также С. нового качественного образования, соединяющего осу и орхидею: есть реальное С., вовлекающее в себя и орхидею, и осу. По Делезу и Гваттари, эволюционное С. не обязательно должно сопровождаться возникновением чего-то более дифференцированного; речь должна идти скорее о коммуникации "инфекционного типа". Или — соответственно — об "инволюции" (понятии, отличном как от "эволюции", так и от "регресса"). Согласно Делезу и Гваттари, в основу понимания С. должен быть положен принцип ризомы (см. Ризома), оно должно быть вынесено за пределы оппозиций "прогресс — регресс", "тождественное — нетождественное". С. не является процессом "производства преемственности" либо "производства посредством преемственности". У Делеза и Гваттари С. есть "глагол со всей его консистенцией; оно не сводится и не возвращает нас к [словам-глаголам] "проявлять", "быть", "уравнивать" или "производить". В ходе анализа философского творчества Бергсона — см. "Бергсонизм" (Делез) — Делез отмечает, что необходимо разграничивать два главных типа различия: "различие по степени" и "различие по природе". Первое из них является уделом утилитарно ориентированного интеллекта, второе же — сфера собственно С. По мысли Делеза, о С. возможно говорить (как во временном, так и в динамическом аспектах) только в рамках бергсоновской "длительности", в границах целостного виртуально-реального мира С. A.A. Грицанов
Источник: Постмодернизм. Энциклопедия
СТАНОВЛЕНИЕ
движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть». В этом определении становления, в котором анонимные последователи Платона весьма точно передали платоновское понимание становления, схвачена суть становления как единства бытия и небытия. Действительно, «становление» еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию, к возникновению. Но, как совершенно справедливо писал Аристотель, ничто не может возникнуть из несущего. Иными словами, то, что в становлении движется к бытию, не может быть не-сущим. Процесс становления новых объектов кажется простым и понятным, когда речь идет о создании человеком новой вещи из каких-то реально существующих материалов. Здесь доступен непосредственному чувственному восприятию весь процесс преобразования человеком исходных материалов и их интеграции в новую вещь. Однако при этом возникает сложный вопрос о природе и характере существования идеи новой вещи и его чувственного образа, руководствуясь которыми человек создает новую, ранее несуществовавшую, вещь. Процесс становления выступает здесь как объединение человеком в новой вещи материального субстрата, из которого создается эта вещь, с существующей в сознании человека ее идеальной формой. По сути дела, результатом философских обобщений подобного рода представлений и являются философские учения Платона и Аристотеля, согласно которым любая вещь состоит из материального субстрата и идеи (Платон) или идеальной формы (Аристотель). Вопрос о природе сознания и его роли в создании человеком новых вещей вполне разрешается материалистически. Однако проблема становления и безотносительно к человеческому сознанию сама по себе оказывается весьма сложной в связи с тем, что в иерархически организованном материальном мире элементарные акты становления объектов и процессов данного иерархического уровня формируются на других, иерархически более низких и более фундаментальных уровнях, в силу чего при попытках динамического описания во времени процессов становления наиболее важные элементарные акты этих процессов оказываются скрытыми в «бесконечно малых» интервалах длительности и представляют собой продукты интеграции процессов более фундаментальных иерархических уровней. В результате протекающие на стыке, по крайней мере, двух иерархических уровней процессы становления оказываются недоступными для теоретического описания ни на основе теорий того иерархического уровня, на котором возникают новые объекты и процессы, ни на основе теорий объектов и процессов иерархически более низкого уровня. Таким образом, сложность познания процессов становления связана с трудностью проникновения в структуру этих процессов, выявления составных элементов и материальных механизмов, раскрытия основных этапов этих процессов. Чаще всего мы знаем «исходные материалы» и конечные результаты процесса становления, но не знаем, что происходит с этими «исходными материалами» и как они интегрируются в объекты и элементарные акты процессов макромира непосредственно в момент качественного скачка от «исходных материалов» к конечным результатам, т.е. собственно в момент становления. Становление предстает как не имеющий материальных механизмов результат течения времени. Именно с трудностями познания процессов становления связана, идущая от Платона традиция тесно связывать, а подчас и отождествлять становление со временем. Наиболее ярко это проявилось в христианской религиозной философии, ведущей свою родословную от Платона, Плотина и неоплатоников. Так, например, известный русский религиозный философ С. Франк пишет, что «во всякой точке бытия внимательному, проникающему в подлинное существо взору открывается неизмеримая и неопределимая бездна трансфинитного», и далее поясняет, что он имеет в виду «время, или становление»1. При таком подходе к проблеме становления время оказывается каким-то загадочным потоком, течение которого приводит в движение весь материальный мир, вызывает к жизни новое, заставляет все существующее претерпевать количественно-качественные изменения и в конечном итоге увлекает все существующее в какую-то бездну, именуемую «прошедшим временем». В русле отождествления времени и становления лежат и дискуссии вокруг понятия становления, вызванные идеями Мак-Таггарта. В рамках заданной Мак-Таггартом дискуссии о том, какие временные отношения (отношения «раньше (позже), чем» или «прошлоенастоящее-будущее») более полно и непосредственно отражают свойства времени и должны быть положены в основу определения времени, важное место занял вопрос о становлении, поскольку при определении времени через отношения «раньше (позже), чем» становление оказывается несуществующим в силу статичности времени, а при определении времени через отношение «прошлое-настоящее-будущее» само время оказывается чем-то противоречивым, а следовательно, чем-то нереальным. Таким образом, становление - это весьма сложный, противоречивый результат самодвижения материи, представляющий собой процесс возникновения принципиально новых, непосредственно не выводимых из «исходных материалов» объектов, процессов и явлений. В общих чертах диалектика становления раскрыта в философском учении Гегеля, многие аспекты становления как диалектического процесса превращения возможности в действительность развиты в рамках диалектического материализма. В разработку категории становления внесли вклад и многие другие философские школы. Так, например, процессы становления человеческого бытия рассматриваются в философии жизни и экзистенциализме. Однако процессы становления конкретных материальных объектов и процессов при всей их сложности и противоречивости поддаются изучению средствами естественных и гуманитарных наук. лит.: Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986. Франк С. Сочинения. - М.: Правда, 1990. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. - М.: ИПКгосслужбы, 1998. Ильгиз А. Хасанов
Источник: Время как объективно-субъективный феномен