СТАНОВЛЕНИЕ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТАНОВЛЕНИЕ
возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Становление
переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Становление
1. Синоним изменения. 2. Внутренняя континуальная сторона изменения, схватываемая переживанием («алогическое становление» по А.Ф. Лосеву).
Ист.: Сагатовский В.Н. Диалектическая логика или алогическое становление? / Creo new/2011. № 2. См.также: http://vasagatovskij.narod.ru

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СТАНОВЛЕНИЕ
категория философии в целом и диалектики в частности. Характеризует процесс перехода от возникновения предмета к его развитому состоянию. Чаще понимается как наполнение первоначальной "пустоты" и бессодержательности объекта каким-то содержанием и превращением его во что-то определенное. В процессе становления первоначальное "ничто" превращается в "нечто": становление мира, становление общества, становление личности и т.д.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СТАНОВЛЕНИЕ
категория, выражающая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним категории развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляющий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется переход от старого к новому, его рост, упрочение и превращение в целостную развитую систему.

Источник: Тематический философский словарь

Становление
Изменение, рассматриваемое как глобальное явление. Следовательно, это само бытие, поскольку оно пребывает в постоянной изменчивости. «Panta rhei» («Все течет»), – сказал Гераклит. Действительно, все течет, все изменяется, все проходит и ничто не стоит на месте. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; мало того, как уточняет Кратил, в одну и ту же реку нельзя войти даже единожды: пока ты в нее входишь, она уже становится другой.
В философии Гегеля становлением называется единство бытия и ничто; переход первого во второе и второго в первое. Вот почему становление – первое конкретное выражение мысли (тогда как бытие и ничто суть пустые абстракции), а следовательно, и первичная истина. Гегель верен Гераклиту и реальности. Истинное, пишет он, есть то, что является становлением самого себя.

Источник: Философский словарь.

СТАНОВЛЕНИЕ
момент, сторона всеобщего изменения, развития явлений, промежуточное состояние между возможностью и действительностью. Как всеобщий принцип бытия С. выступило еще у древнегреческого философа Гераклита, к-рый представлял действительность в виде вечного, никогда не останавливающегося потока. В философии Гегеля категория С. рассматривается в качестве первого определения развивающейся идеи, мысли, к-рое характеризует нераздельность бытия и небытия, когда явление лишь направляется к бытию и его еще нет и вместе с тем, начавшись, оно уже есть. Как одна из простейших основных категорий С. входит в материалистическую диалектику. Выражая такой момент всякого развития, когда явление уже возникает, но еще полностью не развилось, эта категория помогает понять процесс формирования и утверждения нового, обогащения его содержания, усложнения структуры, процесс зарождения ряда возможностей и превращения одной из них в действительность.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

СТАНОВЛЕНИЕ
постоянное, охватывающее все изменение, возникновение или исчезновение. Противопоставление С. бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в антич. философии. Гераклит растворял бытие в С. и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Парменид, напротив, считал С. кажимостью и подлинное существование приписывал только бытию. В онтологии Платона вечно существующий умопостигаемый мир идей является парадигмой для вечно становящегося чувственно воспринимаемого мира. Аристотель, отказавшийся от бытия в форме особого мира идей, придал С. характеристику направленности. В средневековой философии источником и одновременно целью всякого С. становится Бог.
Описание мира как С. предполагает особую систему категорий, отличную от той, на которой основывается описание мира как бытия. С. описывается в координатах абсолютных категорий, в то время как бытие нуждается для своего описания в сравнительных категориях (см.: Абсолютные категории и сравнительные категории).

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СТАНОВЛЕНИЕ
(Werden) — переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Отношение бытия к становлению представляет собой старую метафизическую проблему. У Парменида становление растворяется в бытии, у Гераклита — бытие в становлении. Позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он другой причиной — целью. Благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. Последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun, на место которого схоластика ставит Бога. В соответствии с этим Бог становится источником и одновременно целью всякого становления, причем здесь, однако, не предполагается, что может быть становление конечной причины; см. Ничто.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СТАНОВЛЕНИЕ
В условиях современного глобального кризиса из всех форм движения (функционирование, развитие, становление) на первый план выдвигается С., как доминанта социокультурных процессов. Если в процессах функционирования какой-либо системы осуществляется поддержание ее в активном, действующем состоянии, а в процессах развития происходит движение системы из ее элементарной формы в органическую целостность, то С. предполагает процесс, в котором предмет осуществляет пробег от «нуля» к «единице». из которой впоследствии разовьется новая органическая целостность. В обстоятельствах современного социокультурного кризиса, когда противоречия человеческой сущности обнажились и вышли на поверхность, понятие С. наполняется особой актуальностью и приобретает категориальный статус. Процессы С. особенно органичны для культуры. Они требуют максимального напряжения жизненных сил и способностей человека. В С. проявляется максимальное творчество. В этой связи понятие С. является методологически важной категорией для философского и культурологического исследования.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СТАНОВЛЕНИЕ
философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход, превращение в др. Классическим представителем концепции С. был Гераклит, понимание к-рым действительности можно выразить в формуле “все течет”. Категория С. органически связана с диалектическим воззрением на мир: в ее основе лежит взгляд на любую вещь, явление как на единство противоположностей — бытия и небытия; она несовместима с метафизическим представлением о возникновении и развитии как о простом количественном увеличении и уменьшении. Диалектическое содержание категории С. подробно развил Гегель; в его философии категория С. выступает в качестве “первой истины”, составляющей “стихию” всего последующего развития логических определений идеи (категории). С. как единство бытия и ничто представляет собой абстрактное выражение возникновения, порождения вещей и явлений: не существует ничего такого, “что не было бы средним состоянием между бытием и ничто” (Гегель). Ленин в “Философских тетрадях” подчеркнул важное значение приведенного здесь гегелевского положения.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СТАНОВЛЕНИЕ
категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л. материального или идеального объекта. Всякое С. предполагает переход возможности в действительность в процессе развития. Др.-греч. натурфилософия сформировала учение о С. как возникновении и уничтожении вещей, порождаемых космическим первоначалом, к-рое перевоплощается в разл. формы бытия. В онтологии Платона «идея» выступала как предел чувственно-материального С. В философии Аристотеля характеристикой направленности С. явл. энтелехия. Аристотелевская и неоплатоническая (см. Неоплатонизм) трактовка С. сохранялась в ср.-век. философии и в новой форме развивалась в эпоху Возрождения (Бруно, Николай Кузанский). Особое место категория «С.» заняла в философии Гегеля, где она понимается как движение, в к-ром первоначальные антитезы мыслящего духа — «чистое бытие» и «ничто» — переходят друг в друга, благодаря чему С. оказывается границей их взаимоотношения. В гегелевской системе С. явл. процессом перехода мысли из неопределенности в определенность, развертыванием, развитием абсолютной идеи. В неклассич. философии XIX—XX вв. развита идея «чистого С.», т.е. С. вне линейно-логич. закономерности и/или без умопостигаемой цели. Инициаторами этой идеи явл. Шопенгауэр и Ницше. Лит.: Гордон В.М. Категория становления в марксистской диалектике // Философские науки. 1968. № 4; Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970. Т. 1; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СТАНОВЛЕНИЕ
понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению природных и общественных систем. Вместе с понятиями изменения, возникновения, преобразования, обновления, формирования, воспроизводства понятие С. входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия бытия, движения, процесса. С. фиксирует некую .парадоксальность бытия: вещь (организм, событие, идея) уже определилась, но ее еще нет; ее еще нет, но она уже оказывает воздействие на окружающую среду, меняет совокупность условий и течение событий. Парадоксальность С. переводит это понятие в ранг характеристик человеческого бытия, его единства и разнообразия, его проблемности и противоречивости. Само формирование человеческой личности дает весьма выразительный пример С. Стадия С. личности - это период складывания и оформления элементарных структур самостоятельной деятельности ребенка; эти структуры еще являются отчасти внешними - включенными в совместно-разделенную деятельность со взрослыми, - но отчасти уже "слитыми" с индивидуальными силами ребенка, обосновывают его самостоятельные действия, ориентации, решения, расширяют круг его общения с миром. С. как указание на проблемность человеческой деятельности и раскрывающегося в ней бытия, подчеркивает "незавершенность" самого человека, необходимость для него "достраивать" формы своего мышления, познания и общения с миром (см. "Движение", "Бытие", "Процесс").
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

СТАНОВЛЕНИЕ
категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л. материального или идеаль­ного объекта. Всякое С. предполагает переход возмож­ности в действительность в процессе развития. В идеалистич. философии С. обычно рассматривалось телео­логически - как направленная реализация нек-рой внутр. цели.
Др.-греч. натурфилософия выдвинула учение о С. как возникновении и уничтожении вещей, порождае­мых космич. первоначалом, к-рое перевоплощается в различные формы бытия. Гераклит, рассматривая мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое, развивал вместе с тем учение о логосе - как нерушимом законе и установленной мере С., объединяющего пре­дел и беспредельность. В онтологии Платона «идея» выступала как предел чувственно-материального С. В философии Аристотеля характеристикой направлен­ности С. является энтелехия. У Плотина и Прокла принципом С. является третья ступень неоплатонич. триады - «мировая душа». Аристотелевская и неопла­тонич. трактовка С. сохранялась в ср.-век. философии и в новой форме развивалась в эпоху Возрождения (Бруно, Николай Кузанский).
Во время господства ньютоновской механистич. кон­цепции Вселенной идея об изменяющемся, становящем­ся мире возрождается в учениях Лейбница, Гердера и получает развитие в классич. нем. философии. В натурфилос. учении Шеллинга природа толкуется как разум в процессе С. (т. е. бессознательное, имеющее своею конечной целью сознание). Условием всякого С., по Шеллингу, служит ограничение или предел: бесконеч­ность С. означает постоянное расширение предела, что обусловливает для духа возможность быть бесконечным в ряду своих самоограничений.
В логич. учении Гегеля С. трактуется как движе­ние, в к-ром первоначальные антитезы мыслящего ду­ха - «чистое бытие» и «ничто» - переходят друг в дру­га, благодаря чему С. оказывается границей их взаим­ного соотношения. С. у Гегеля выступает как процесс формирования предмета, как переход мысли из неопре­деленности в определенность, т. е. переход «чистого бытия» в к.-л. определенную его форму («наличное бы­тие»). В его идеалистич. системе С. есть развертывание, раскрытие абс. идеи. Само абсолютное (истина) опреде­ляется Гегелем как осуществляемое, становящееся целое, к-рое включает в себя опосредствование всеми моментами и ступенями своего осуществления.
В марксистской лит-ре понятие «С.» употребляется в контексте понятия «развитие» и обычно отождествля­ется с последним. См. также Возможность и действи­тельность.

Источник: Советский философский словарь

СТАНОВЛЕНИЕ
понятие, обретающее собственный денотат и философскую размерность в философском постмодернизме (суть вопроса излагается в работе Делеза и Гваттари "Тысяча плато": термин "С.", как правило, употребляется ими во множественном числе). В указанном тексте речь идет о "С.-животным", "С.-интенсивностью", "С-молекулой". В отличие от традиционного содержания понятия "С." его постмодернистская версия отвергает понимание "С." в качестве эволюционного перехода субъекта, предмета, явления, обозначения от одного состояния к другому, от одного типа существования к другому, более или менее совершенному. Делез и Гваттари утверждают реальность, объектность собственно С., а не тех состояний, типов существования, которые оно связывает. Лишенными денотата могут быть, по версии Делеза и Гваттари, даже исходный пункт и "цель" С., но никак не оно самое. Согласно Делезу и Гваттари, "становление-животным человека реально, даже если нет реального животного, каким человек становится; и одновременно, реально становление-иным животного, даже если это иное не реально. Нужно внести ясность: как у становления нет субъекта, отличного от самого становления, так у становления нет и термина, поскольку его термин, в свою очередь, существует только будучи заимствованным из другого становления, субъектом которого он является и которое сосуществует с первым [становлением], формирует с ним блок". Содержательная ипостась С., по мысли Делеза и Гваттари, состоит в симбиозах между существами, принадлежащими к различным видам и не связанными какой-либо преемственностью. Так, сосуществование осы и орхидеи не предполагает встречного С., сопряженного с трансформацией осы в орхидею и наоборот; не происходит также С. нового качественного образования, соединяющего осу и орхидею: есть реальное С., вовлекающее в себя и орхидею, и осу. По Делезу и Гваттари, эволюционное С. не обязательно должно сопровождаться возникновением чего-то более дифференцированного; речь должна идти скорее о коммуникации "инфекционного типа". Или — соответственно — об "инволюции" (понятии, отличном как от "эволюции", так и от "регресса"). Согласно Делезу и Гваттари, в основу понимания С. должен быть положен принцип ризомы (см. Ризома), оно должно быть вынесено за пределы оппозиций "прогресс — регресс", "тождественное — нетождественное". С. не является процессом "производства преемственности" либо "производства посредством преемственности". У Делеза и Гваттари С. есть "глагол со всей его консистенцией; оно не сводится и не возвращает нас к [словам-глаголам] "проявлять", "быть", "уравнивать" или "производить". В ходе анализа философского творчества Бергсона — см. "Бергсонизм" (Делез) — Делез отмечает, что необходимо разграничивать два главных типа различия: "различие по степени" и "различие по природе". Первое из них является уделом утилитарно ориентированного интеллекта, второе же — сфера собственно С. По мысли Делеза, о С. возможно говорить (как во временном, так и в динамическом аспектах) только в рамках бергсоновской "длительности", в границах целостного виртуально-реального мира С. A.A. Грицанов

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

СТАНОВЛЕНИЕ
движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть». В этом определении становления, в котором анонимные последователи Платона весьма точно передали платоновское понимание становления, схвачена суть становления как единства бытия и небытия. Действительно, «становление» еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию, к возникновению. Но, как совершенно справедливо писал Аристотель, ничто не может возникнуть из несущего. Иными словами, то, что в становлении движется к бытию, не может быть не-сущим. Процесс становления новых объектов кажется простым и понятным, когда речь идет о создании человеком новой вещи из каких-то реально существующих материалов. Здесь доступен непосредственному чувственному восприятию весь процесс преобразования человеком исходных материалов и их интеграции в новую вещь. Однако при этом возникает сложный вопрос о природе и характере существования идеи новой вещи и его чувственного образа, руководствуясь которыми человек создает новую, ранее несуществовавшую, вещь. Процесс становления выступает здесь как объединение человеком в новой вещи материального субстрата, из которого создается эта вещь, с существующей в сознании человека ее идеальной формой. По сути дела, результатом философских обобщений подобного рода представлений и являются философские учения Платона и Аристотеля, согласно которым любая вещь состоит из материального субстрата и идеи (Платон) или идеальной формы (Аристотель). Вопрос о природе сознания и его роли в создании человеком новых вещей вполне разрешается материалистически. Однако проблема становления и безотносительно к человеческому сознанию сама по себе оказывается весьма сложной в связи с тем, что в иерархически организованном материальном мире элементарные акты становления объектов и процессов данного иерархического уровня формируются на других, иерархически более низких и более фундаментальных уровнях, в силу чего при попытках динамического описания во времени процессов становления наиболее важные элементарные акты этих процессов оказываются скрытыми в «бесконечно малых» интервалах длительности и представляют собой продукты интеграции процессов более фундаментальных иерархических уровней. В результате протекающие на стыке, по крайней мере, двух иерархических уровней процессы становления оказываются недоступными для теоретического описания ни на основе теорий того иерархического уровня, на котором возникают новые объекты и процессы, ни на основе теорий объектов и процессов иерархически более низкого уровня. Таким образом, сложность познания процессов становления связана с трудностью проникновения в структуру этих процессов, выявления составных элементов и материальных механизмов, раскрытия основных этапов этих процессов. Чаще всего мы знаем «исходные материалы» и конечные результаты процесса становления, но не знаем, что происходит с этими «исходными материалами» и как они интегрируются в объекты и элементарные акты процессов макромира непосредственно в момент качественного скачка от «исходных материалов» к конечным результатам, т.е. собственно в момент становления. Становление предстает как не имеющий материальных механизмов результат течения времени. Именно с трудностями познания процессов становления связана, идущая от Платона традиция тесно связывать, а подчас и отождествлять становление со временем. Наиболее ярко это проявилось в христианской религиозной философии, ведущей свою родословную от Платона, Плотина и неоплатоников. Так, например, известный русский религиозный философ С. Франк пишет, что «во всякой точке бытия внимательному, проникающему в подлинное существо взору открывается неизмеримая и неопределимая бездна трансфинитного», и далее поясняет, что он имеет в виду «время, или становление»1. При таком подходе к проблеме становления время оказывается каким-то загадочным потоком, течение которого приводит в движение весь материальный мир, вызывает к жизни новое, заставляет все существующее претерпевать количественно-качественные изменения и в конечном итоге увлекает все существующее в какую-то бездну, именуемую «прошедшим временем». В русле отождествления времени и становления лежат и дискуссии вокруг понятия становления, вызванные идеями Мак-Таггарта. В рамках заданной Мак-Таггартом дискуссии о том, какие временные отношения (отношения «раньше (позже), чем» или «прошлоенастоящее-будущее») более полно и непосредственно отражают свойства времени и должны быть положены в основу определения времени, важное место занял вопрос о становлении, поскольку при определении времени через отношения «раньше (позже), чем» становление оказывается несуществующим в силу статичности времени, а при определении времени через отношение «прошлое-настоящее-будущее» само время оказывается чем-то противоречивым, а следовательно, чем-то нереальным. Таким образом, становление - это весьма сложный, противоречивый результат самодвижения материи, представляющий собой процесс возникновения принципиально новых, непосредственно не выводимых из «исходных материалов» объектов, процессов и явлений. В общих чертах диалектика становления раскрыта в философском учении Гегеля, многие аспекты становления как диалектического процесса превращения возможности в действительность развиты в рамках диалектического материализма. В разработку категории становления внесли вклад и многие другие философские школы. Так, например, процессы становления человеческого бытия рассматриваются в философии жизни и экзистенциализме. Однако процессы становления конкретных материальных объектов и процессов при всей их сложности и противоречивости поддаются изучению средствами естественных и гуманитарных наук. лит.: Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986. Франк С. Сочинения. - М.: Правда, 1990. Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. - М.: ИПКгосслужбы, 1998. Ильгиз А. Хасанов

Источник: Время как объективно-субъективный феномен

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
123.92 кб

Становление единства философской и научной рациональности в аспекте концепции детерминизма

Степанищев А. Ф.
Рассматривается коэволюция теоретической грани философской и научной рациональностей на классическом, неклассическом и постнеклассическом уровне их развития.
Читать PDF
58.89 кб

Кризис современного рационализма и становление коэволюционно-инновационной рациональности

Никитина Юлия Анатольевна, Корниенко Анатолий Васильевич
Исследованы особенности кризиса действующей концепции рациональности. Показано, что современный системный кризис социума явился отражением более глубокого кризиса кризиса рационализма.
Читать PDF
101.57 кб

Комическое в эстетике и философии рубежа XIX-XX веков и становление авангардной драмы

Киричук Елена Владиленовна
Статья посвящена анализу категории комического в европейской философии и драматургии рубежа XIX-XX веков. На материале творчества Ф. Ницше, А. Бергсона, С.
Читать PDF
108.07 кб

Становление рефлексии в сфере литературной деятельности в Древней Греции

Сычева Людмила Сергеевна
В рамках разрабатываемой группой новосибирских и московских исследователей теории «социальных эстафет» в статье рассматривается появление литературных теорий в работах философов Древней Греции в качестве индикатора становления реф
Читать PDF
1.34 мб

Становление и методологические проблемы синергетического подхода

Мальцева Н. Н.
Читать PDF
399.59 кб

Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря

Позднева Светлана Павловна
Читать PDF
614.49 кб

Становление кантовской концепции идеализма

Васильева Марина Юрьевна
На диссертацию Иммануила Канта «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» 1770 г.
Читать PDF
133.13 кб

Становление гедонистической парадигмы: опыт рефлексии изнутри

Мулявка Н. В.
В статье раскрываются социальные основания проявления многообразных гедонистических интенций субъекта не только как процесса самодостраивания сущности человека, но и как переход к парадигме ризоморфности в определении модусов «под
Читать PDF
300.05 кб

Становление философского образования и проблема рациональности

Горьков Игорь Александрович
В рамках социально-философского дискурса рассматривается взаимосвязь феномена философского образования и проблемы рациональности.
Читать PDF
82.21 кб

Становление коммуникативно-информационного общества и трансформация статуса знания

Корниенко Анна Анатольевна, Корниенко Анатолий Васильевич
Обосновывается тезис о том, что становление коммуникативно информационного общества представляет собой, по сути, процесс распространения преобразованного в информацию прикладного научного знания на все сферы социальности.
Читать PDF
154.38 кб

Становление экологического сознания: поиск ценностных оснований

Лосев Виталий Сергеевич
Читать PDF
107.98 кб

Становление идеи аксиологического универсализма в философии В. С. Соловьева

Чернышев А. М.
Читать PDF
3.17 мб

От философии Канта - к «Педагогике культуры»: становление философско-педагогической концепции Си. Ге

Лещинский В. И., Седова Е. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Становление и развитие понятия интуиции

Бондаренко А. В.
Статья посвящена актуальной историко-философской проблеме анализу философских концепций понятия интуиции.
Читать PDF
267.29 кб

Феномен детства в русской культуре XIX В. : становление философии образования

Ганина Светлана Александровна
Статья посвящена становлению парадигмы детства в русской культуре XIX в. на примере взаимовлияния и взаимопроникновения философско-эстетического и музыкально-педагогического осмысления детства.

Похожие термины:

  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм

    монография М.А.Можейко (Минск, БГЭУ, 1999), посвященная выявлению культурного статуса феномена постмодернизма в современной культуре. Центральной гипотезой, выдвинутой в данной работе, является гип
  • Бытие и становление. Знание о бытии и истине в античности

    В основании всякой самой изощренной теории и самой утонченной культуры лежит изначальное простое видение или понимание того, что есть нечто данное, самостоятельное, открытое нашему взору. Но и уд
  • СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

    Впервые мысль о создании философии техники, точнее – философии механики, была высказана английскимхимиком и физиком Робертом Бойлем, который в своей книге «Механические качества»  (1675)  попыталс
  • ФИЛОСОФИЯ В СССР: СТАНОВЛЕНИЕ

    1917 кон. 20-х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества, философские журналы. Настойчивое стр
  • РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ. Гегель и становление социальной теории

    Reason and Revolution. Hegel and the rise of social theory", 1941) - работа Маркузе. По мысли автора, "возникновение фашизма заставляет по-новому осмыслить философию Гегеля". Целью автора выступает стремление показать "несовме
  • ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

    Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике относится к совсем недавнему времени, а выделение философии техники в особую философскую дисциплину произошло буквально на наших глаз
  • ВСЕЛЕННАЯ: СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА

    Вселенная – понятие заимствовано из старославянского «въсєлѥнаѩ», оно было образовано (по методу кальки) от греческого термина «oikoumene», которое является страдательным причастием к «oikeo» – «обита
  • НАУКА СТАНОВЛЕНИЯ

    тип видения мира и постановки научных проблем, при котором главным объектом исследования становятся нестабильность, перестройка и изменение систем, кризис старого и зарождение нового.
  • КУЛЬТУРА РОССИИ В ЕЕ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ

    аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время. Складывание — становление русской культуры (примерно до XI—XIII вв.) проис ходило в условиях
  • ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

    это основные периоды развития философии техники, каждый из которых имеет свои специфические черты. Философия техники как особая область знаний возникла в 60-70-е гг. XX в. в Германии и в своем формиров