Вселенная – понятие заимствовано из старославянского «въсєлѥнаѩ», оно было образовано (по методу кальки) от греческого термина «oikoumene», которое является страдательным причастием к «oikeo» – «обитаю, населяю, живу». Вселенная буквально значит «обитаемая». Самое общее определение для «Вселенной» среди древнегреческих философов, начиная с пифагорейцев, было «το παν» (Все), включавшее в себя как всю материю (το ολον), так и весь космос (το κενον).
В древности слово «вселенная» означало населенная, обитаемая часть Земли. В дальнейшем, по мере развития науки и в особенности астрономии, понятие вселенная стало изменяться и расширяться. Теперь термин «Вселенная» в широком смысле (включая и философский) обозначает весь материальный, объективно существующий мир, универсум в целом, сотворенное бытие и т. п. А в узком смысле оно является фундаментальным понятием астрономии, выражающим часть материального мира, доступного для изучения с помощью естественно-научных методов.
Вселенная является объектом исследования фактически всех естественных наук, каждая из которых рассматривает данный объект со своей стороны. Однако особую роль всегда играла именно астрономия, изучающая макрокосмос в целом, то есть общее строение Вселенной. Поэтому астрономию и определяют как наука о вселенной, изучающую расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. Это одна из древнейших областей знания, известная уже первым цивилизациям. Представления о вселенной в ходе истории трансформировались.
В архаике возникновение, процесс формирования и структура Вселенной объяснялись различными космолого-космогоническими мифами. Так, в Древнем Египте верили, что вселенная – это тело богини неба Нут, склоненное над землей, покрытое мириадами ее бессмертных золотых детей, которые плывут на ладьях по водам Вселенной. Небо – это и предвечный океан Нун, и богиня Нут, и великая корова, которая выносит на рогах солнечный диск прямо из тьмы космоса. Каждый день по телу богини Нут странствует в ладье бог Солнца Ра. Небесные воды несут его ко рту Нут, через который он попадает в загробный мир – Дуат. На смену богу солнца Ра приходитЛуна, деканы заполняют созвездия или звезды, которые указывают на наступление нового «часа» – одного из 12 частей ночи. По представлениям вавилонян, весь мир окружен безбрежным космическим океаном. Кроме него существует и земной океан, в центре которого помещается населенная людьми Земля, имеющая вид круглой горы с семью уступами. Под земным океаном располагаются два подземных царства. Небеса, густо населенные богами и всевозможными духами, простираются над землей людей наподобие свода и состоят из трех слоев. Для древних славян Вселенная имела образ Мирового Древа. Священное дерево славянского язычества – это не только уменьшенная копия мироздания, но и его стержень, опора, без которой мир рухнет. К Мировому Дереву славян весьма близок космический Ясень – Иггдрасиль (от швед. Yggdrasills, Yggdrasil) из скандинавской мифологии. Считалось, что в его тени пасет своих чудесных коней высшее божество древних скандинавов – Один. Корнями и кроной Иггдрасиль объемлет весь мир, именно на нем держатся небо, облака и звезды. У него три корня, один простерся на небо, второй – в средний мир, третий – в преисподнюю; под каждым из корней бьет чудесный источник. У этого Мирового Ясеня стоит великолепный храм, из которого выходят Норны – богини, ведающие судьбой. Там же собираются на свой совет боги, чтобы вершить дела мира. У основания дерева живет космический змей Нидхегг, на макушке сидит мудрый орел, а по стволу вверх и вниз бегает вещая белка. Таковой Вселенную изображает мифология.
Научная картина Вселенной начинает формироваться только в Древней Греции, где она предстает изначально в виде натурфилософской картины мира. Для обозначения вселенной, древнегреческие философы использовали термин «космос» (от греч. κόσμος – порядок, строй, мир). Вселенная, понимаемая как космос – это упорядоченное, организованное и единое целое, гармония, совершенство и красота. Согласно древнегреческой мифологии, космос возникает из первородного хаоса, который олицетворяет собой бесформенную, неорганизованную материю, беспорядок и нерасчлененность. Одним из первых, кто применил понятие «космос» для характеристики вселенной, был Пифагор в своем учении о музыкальной гармонии небесных сфер. Древнегреческие представления о космосе, как о разумной и прекрасной упорядоченности выражаются в идее космического логоса, впервые сформулированной Гераклитом Эфесским (544–483 гг. до н. э .). Согласно Гераклиту, космический логос существует не сам по себе, а в виде разумного небесного огня, воплощениями которого являются молнии и Солнце. Идея мирового логоса – это идея мирового закона, рациональности и, следовательно, познаваемости бытия. Таким образом, впервые становится возможным поиск универсальных закономерностей, в соответствии с которыми развивается вселенная.
Еще одним открытием в области исследований Вселенной, совершенным древнегреческими мыслителями, стало установление шарообразности Земли (Пифагор VI в. до н. э., Аристотель IV в. до н. э., Эратосфен III в. до н. э.) . Также в древнегреческой философии складываются предпосылки формирования двух противоположных систем мира: гелиоцентрической и геоцентрической. В основу первой легло учение Пифагорейцев. Так, пифагорейцы полагали, что в центре вселенной находится неподвижный Очаг – центральный огонь (Гестия), вокруг которого вращаются десять божественных сфер, среди которых Земля, Луна и Солнце. Движение и обращение светил упорядочены в отношении друг друга определенной музыкальной пропорцией. Десять движущихся сфер с небесными телами отделены друг от друга гармоническими интервалами. Их скорость движения пропорциональна расстояниям между ними и центральным очагом. При движении планеты издают звуки различной высоты. Движение небесных тел равномерно и постоянно воспроизводится, тона их звучат одновременно, создавая благотворное согласие космических элементов. Согласно Пифагорейцам, Луна освещается Солнцем, отражает его свет, но сама не светит и не греет. Пифагорейцы также полагали, что затмения Луны происходят в результате отражения света и загораживания ее Землей. Аристотель же, опираясь на планетарную теорию древнегреческого математика Евдокса Книдского (ок. 408 г. до н. э. – ок. 355г. до н. э.), считал, что вокруг Земли, как неподвижного центра мироздания, вращаются прозрачные сферы, к которым прикреплены Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. На восьмой сфере он поместил все звезды. В те времена нелегко было допустить, чтобы сферы вращались вокруг Земли сами собой, и Аристотель вышел из трудного положения, придумав девятую сферу, самую дальнюю, Аристотель назвал ее «перводвигателем». Этот своего рода «небесный мотор» и вращал остальные сферы. На основании этой концепции Клавдий Птолемей во II в. н. э. утвердил геоцентрическую систему мира. Эта система просуществовала довольно долго, вплоть до XVI–XVII вв. Гелиоцентрическая система мира была создана Николаем Коперником (1473–1543). Известно его сочинение «Об обращении небесных сфер», изданное в 1543 г. Основой для этих исследований стали работы пифагорейцев (Филолая и Никиты Сиракузского), чьи идеи не были признаны современниками в виду их исключительного расхождения с христианской традицией. Последующая история астрономии связана с уточнением, обоснованием и развитием идей Коперника, а также с исследованием Солнечной системы, Млечного пути, нашей Галактики, Метагалактики и Вселенной в целом. В. А . Сухарева