СРЕДСТВО

Найдено 1 определение
СРЕДСТВО
центр. звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определ. цель человеческой деятельности. Предметы или действия, с к-рыми человек имеет дело как со С., объективно, т.е. в качестве налично данных предметов или действий, вовсе не необходимо есть С. Лишь в силу отношения к какой-то цели, т.е. в силу телеологич. определения, они приобретают значение С. Обычно после этого объективное определение предмета заслоняется той телеологич. зависимостью, в к-рой этот предмет получает определение С., оказываясь как бы лишь тем, что "служит" цели и имеет смысл лишь в связи с ней. Первую попытку филос. трактовки проблемы С. предпринял Аристотель. Он еще не анализирует понятие С., но рассматривает "все то, что существует ради цели" (фактически С.) как "соответствующую цели причину", как нечто "среднее" между целью и тем, что ею причинено. Из др. попыток следует упомянуть разработку т.н. вульгарной телеологией формального отношения цели и С., хотя понятие С. еще не получило здесь самостоят. значения. Обстоят. анализ С. был дан нем. классич. философией, особенно Гегелем, к-рый выступил не только против логич. недостаточности вульгарного понимания С., но и против тех социальных сил, к-рые обосновывают на нем практич. иезуитизм, исходящий из известного тезиса – "цель оправдывает С.". Рассматривая акт целеполагания как своего рода "умозаключение" от цели к результату деятельности ("выполненной цели"), Гегель отмечает, что роль С. в "умозаключении действования" лишь внешне подобна роли среднего термина формального умозаключения. На деле С. есть не только определенность объекта через цель, но и определенность самой цели. Как невозможно определение С. безотносительно к цели, так и сама цель, помимо отношения к С., есть не определ. цель, а лишь абстрактное стремление, при к-ром результат и вся совокупность последствий деятельности могут оказаться чем-то совершенно неожиданным и непостижимым. В этой связи необходимо достаточно четко различать в С. то содержание, к-рое соотносится с целью, т.е. С. определения цели, и то реальное содержание, к-рое включается в акт человеч. деятельности и является С. реализации. Именно из-за отсутствия такого различения нередко на деле реализуются совсем не те цели, к к-рым стремились. По мнению Гегеля, так происходит потому, что С. принимается за всего лишь механич. объект, подведенный под определение цели, а собственное (вне цели и целеполагания) бытие этого предмета остается где-то "по ту сторону" его телеологич. определения. В действительности же "...цель сама по себе есть безжизненное всеобщее...", "...голый результат есть труп...", и "суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением" (Соч., т. 4, М., 1959, с. 1–2). Как показывает Гегель, С. обладает существ. преимуществом перед целью – "...всеобщностью наличного бытия...", к-рого лишена "...субъективная единичность цели..." (там же, т. 6, М., 1939, с. 202). Поэтому С. есть нечто "более высокое", чем "цели конечной целесообразности", и "плуг почтеннее", чем те цели, достижению к-рых служит его применение. "В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей" (там же, с. 205). Гегелю, т.о., удалось показать взаимную необходимость в отношении цели и С. ее определения. Этим, однако, решается только часть проблемы. Еще более важно проследить взаимную необходимость в отношении С. реализации, цели и результата деятельности. Результат должен быть понят как продукт и функция деятельности, в конечном счете – как функция С. реализации. Именно поэтому тезис "цель оправдывает С.", этич. порочность к-рого была показана Кантом, а логическая – Гегелем, оказывается реально несостоятельным. Если результат деятельности человека есть функция С., то применение "не благих", "не гуманных" С., к-рое оправдывается стремлением к "благой цели" и "идеалу", может означать лишь попытку спрятать под неопределенностью их содержания отличную от них действит. цель. К идеалу, к общей цели может приблизить лишь такая частная деятельность, к-рая всякий раз в нек-ром особенном воплощает всеобщность содержания этого идеала. Только в этом случае С. не нуждается в оправдании, в соотнесении с сущностями, лежащими за пределами его собств. содержания. Там же, где частная деятельность и общая цель не совпадают, где С. нуждаются в оправдании, там имеет место такая особенная цель, к-рая может быть соотнесена с идеалом лишь формально, а С. обособляются, превращаются в независимые от цели сущности, в самоцель (см. К. Маркс, К критике гегелевской философии права, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 219–368). Процесс обособления С., превращение его в самоцель, в ранних его формах подмеченный Руссо и Гегелем, а в более развитый период проанализированный Марксом, приобрел особенно резкий характер на рубеже 19–20 вв., когда мир человеч. действительности стал превращаться во все более развитый и могуществ. мир С., к-рый живет по своим особым законам и все более подчиняет им цели человека. В попытках понять этот процесс мн. мыслители поставили под сомнение всю европ. научно-технич. культуру. Они указывали, что научно-технич. развитие и вообще мир С., как таковые, лишены гуманистич. оснований и нравств. критериев. Многие из критиков новейшей научно-технич. магии усматривали выход из этого тупика в возвращении вспять к простоте и ясности прошлого, к идеалам народности и нецерк. христианства (Толстой), народности и православия (Достоевский) и т.д. По сути дела к этому сводилась и выдвинутая Гуссерлем идея постоянной "реактивации" первичных интенций и целей человеч. жизни, постоянного возвращения к ее истокам, с тем чтобы на этом пути восстановить утерянную иерархию целей и С. Однако надо иметь в виду, что совр. мир уже не мог бы существовать одними непосредств. целями и в одних определениях настоящего, т.е. по существу вне врем. измерений. Человек выносит свои цели все дальше вперед и, работая на будущее, определяет свое настоящее. Поэтому проблема состоит не в возрождении уже потерявших свою силу целей, а в выяснении актуальной, специфической для данного уровня социально-историч. развития иерархии целеполагания. Для совр. эпохи важнейший аспект проблемы С. заключается в том, что разум человека, изыскивая хитрые и могущественные С., часто забывает, что в результате включения предмета в человеч. деятельность создается своеобразная "вторая природа", принципиально новый вид необходимости. Предмет изымается из его природной связи и включается в сверхприродную связь человеч. бытия. Связь причин и действий трансформируется здесь в телеологич. связь целей, С. и результатов, необходимость природы – в свободу, а то и в произвол человеч. деятельности. Структура естеств. бытия удваивается в структуре человеч. деятельности, иногда совмещаясь с ней, а иногда сталкиваясь. Т.о., включение предмета в связь человеч. деятельности не только пробуждает дремлющие в нем силы, но и порождает новые. Незнание размеров и могущества первых и особенно вторых может приводить и нередко действительно приводит к конфликту внутр. необходимости деятельности с внешней необходимостью, т.е. к конфликту структуры деятельности и структуры бытия. Лит. см. при ст. Цель. Н. Трубников. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Образовательная функция научной установки сознания как средство воспроизводства науки в обществе

Самойлов С. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

М. О. Меньшиков: свобода цель или средство?

Вахнина Е. А.
Существует мнение, что консерватизм якобы отрицает свободу. Русский консерватор М. О. Меньшиков полагал, что свобода, достойная великого народа, возможна в рамках социального неравенства.
Читать PDF
0.00 байт

Понятия «цель» и «средство» в аксиологии И. О. Лосского

Краснов А. М.
Статья посвящена одной из самых актуальных проблем в аксиологии и этике: проблеме понимания и взаимоотношения таких категорий, как «цель» и «средство». Н. О.
Читать PDF
0.00 байт

Миф как средство манипулирования «Человеком-массой»

Даринская Е. В.
в статье предпринимается попытка рассмотрения проблемы возникновения такого феномена, как «человек-масса». Анализируются причины возрождения мифологических составляющих в современном социальном пространстве.
Читать PDF
0.00 байт

Понимание как цель и средство РR деятельности

Гавриленко Карина Игоревна
РR-деятельность это поддержание понятного, благоприятного имиджа, понятного именно для целевой аудитории.
Читать PDF
0.00 байт

Вопрос как средство фиксации проблемной ситуации

Иванова Ксения Валерьевна
Читать PDF
0.00 байт

Обман как средство манипулирования сознанием (к постановке проблемы в сфере управления персоналом)

Хохолева Е. А.
В статье поставлена проблема обмана как средства манипулирования сознанием. Кратко изложена история изучения вопроса, охарактеризованы виды и формы обмана.
Читать PDF
0.00 байт

П. А. Флоренский: философско-логические идеи как средство экспликации философско-теологических воззр

Бирюков Борис Владимирович, Прядко Игорь Петрович
В статье обсуждаются методологические и логические идеи П.А. Флоренского.
Читать PDF
0.00 байт

Новая идеология как средство разрешения противоречий информационного общества

Ерофеева Ксения Леонидовна
Отстаивается тезис о необходимости новой планетарной идеологии, называются и обосновываются ее основные принципы универсальности и антропокосмизма.
Читать PDF
0.00 байт

Язык как «Идеальное» средство познания

Береснева Наталья Ириковна, Мишланова Светлана Леонидовна
Рассматриваются проблемы создания искусственных универсальных языков для обслуживания сферы научного познания мира.
Читать PDF
0.00 байт

Цветовые сравнения как средство описания облика человека и его оценки

Прохорова Майя Евгеньевна
В статье рассматривается образное сравнение как средство описания некоторого признака объекта сравнения через сближение с другим предметом или явлением, а также как способ сообщения дополнительной информации об объективно восприни
Читать PDF
0.00 байт

Метафора как средство познавательной деятельности

Тарасов О. В.
В статье рассматриваются актуальные проблемы когнитивного статуса метафоры.
Читать PDF
0.00 байт

Дизайн как средство ресакрализации вещи (научное и философское в дизайне)

Шиповская Людмила Павловна, Амансахатов Сердар Бердикулыевич
В XXI веке стили из прошлого ста ли не только источником вдохновения для дизайнеров, но и полноправной составляющей современной визуаль ной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Знакомые модели как средство пропедевтики учебного процесса

Новоселов Виктор Геннадьевич
Данная статья посвящена анализу знаковой функции как средства пропедевтики образовательного процесса. На основании анализа делается вывод, что знак может отображать реальность только в процессе человеческой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Тендерные универсалии как средство изучения гендерной культуры

Швецова Анастасия Владимировна
Статья посвящена определению гендерной культуры личности и анализу системы родственных категорий с применением методологии структурного функционализма.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЦЕЛЬ-СРЕДСТВО

    - обоснование позитивной ценности средства путем ссылок на позитивную ценность цели и наличие причинной связи между средством и целью. Таковым является, напр., обоснование внесения удобрений тем,
  • УСЛОВИЯ, СРЕДСТВО, ЦЕЛЬ

    логические ступени процесса осмысления, движения мысли и одновременно характеристики, модальности культуры, составляющие как элементы ее структуры, так и стороны, необходимые атрибуты любого ку
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА

    понимается как система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Но техника является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве  экономящего усилия, посредника.
  • Средство, снадобье, сила, могущество, власть, свойство, способность

    Философский смысл термина: Власть богов (Эврипид); значение, смысл имен (Платон, Лисий); силы как воплощения стихий - идей (Платон); свойство зрения (Аристотель), возможность (Аристотель о том, что суще
  • СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЙ

    техническое средство, предназначенное для измерений и имеющее нормированные метрологические характеристики.
  • Благодати, средства

    (Grace, Means of). Средства получения благодати различны. Наипервейшие среди них в Св. Писании; оно источник всех наших знаний о христианской вере, а его главная цель в том, чтобы сообщать нам спасительну
  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

    категории, отражающие системообразующий момент программы (Ц.)  и то, что служит ее реализации, воплощению Ц. в результат (С.). Ц., направляя деятельность, отвечает на вопрос «для чего?» или «зачем?», яв
  • Средства массовой коммуникации, государственные

    совокупность институтов, коммуникационных каналов, связанных с массовой коммуникацией, находящиеся в ведении государства; по сравнению с другими типами массовых коммуникаций обладают особыми п
  • Средства массовой информации и пропаганды 

    социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, кино, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе на основе за
  • Средства массовой информации

    один из институтов управления большими массами людей; в современном мире, где они в общем-то и появились, средства массовой информации являются одним из основных механизмов удовлетворения второй
  • Исходная точка, опора, средства, капитал

    Философский смысл термина: Причина, повод, основание (Полибий); отклонение или запрещающий логос как акт воли (стоики)
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

    система исторически сложившихся, особых в каждом виде иск-ва, материальных средств и приемов создания худож. образа (Язык искусства). Напр., в живописи это линия, цвет, пластическая форма, пространс
  • СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ

    это все материальные образования, которые использует субъект для познания объекта. Познавательная деятельность человека в минимальном  объеме  представлена  прямым  отношением  субъекта  и  о
  • СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

    орудия и предметы производственной, трудовой деятельности людей; основные средства (производственные здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы) и оборотные средства (сырье, м
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде дистанционного обучения.
  • ИСПЫТАНИЕ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

    совокупность операций, проводимых для определения степени соответствия средств измерений установленным нормам с применением к объектам испытаний различных испытательных воздействий.
  • ИЗНОС (ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ)

    старение, изнашивание зданий, оборудования в процессе их производственного использования. Различают физический износ, характеризующийся износом материалов, из которых созданы основные средства
  • КАЛИБРОВКА СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

    совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений, и соответствующим значением величины, определенным с помощью этало
  • МОРАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ (МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ)

    старение и обесценение основных средств (оборудование, машины, техника, технологии, методики и др.) в связи с тем, что их параметры, технико-технологические показатели не соответствуют запросам вре
  • НАКОПЛЕННЫЙ ИЗНОС (ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АКТИВОВ)

    совокупный износ, аккумулированный за период эксплуатации, использования основных средств, долгосрочных активов, определяемый суммированием износа за предыдущие периоды.