СПОНТАННОСТЬ
Спонтанность
свобода как основание изменения (развития).
СПОНТАННОСТЬ
проявление самости, самодеятельности, способность активно действовать, процесс саморазвития как следствие разрешения внутреннего противоречия.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Спонтанность
от лат. spontanius — добровольный, произвольный) — самопроизвольность, самодвижение, вызванное внутренними факторами. Спонтанный — возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного действия извне (например, распад радиоактивных ядер).
СПОНТАННОСТЬ
от лат. spontaneus произвольный) - самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный - возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии - из самого себя, из собственных побуждений.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СПОНТАННОСТЬ
самопроизвольность действий, самодеятельность, самоопределение. В широком смысле это такой характер действий, к-рый обусловлен внутренними движущими силами, не определяется вмешательством извне. В идеалистической философии С. приписывается только человеку и связывается с его мышлением. Диалектический материализм не отрицает С. в практической и познавательной деятельности человека, когда ему в связи с самыми разнообразными ситуациями приходится принимать самому то или иное решение, однако считает, что в конечном счете деятельность человека опирается на знание законов внешнего мира. Абсолютная С. (абсолютный произвол в действиях) может поэтому привести к гибели любое живое существо, а в процессе познания может стать препятствием на пути приобретения человеком знаний. Материалистическая философия считает абсолютно спонтанной только материю, обладающую самодвижением, т. е. заключающую источник своего движения в самой себе.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
СПОНТАННОСТЬ
лат. spontaneus самопроизвольный) — самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; также самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Философское понимание С. впервые разрабатывалось античными атомистами в связи с проблемами необходимости и случайности, возможности и действительности, вероятности. свободы воли. Напр., Эпикур, рассматривая самопроизвольное отклонение атома от прямой линии при падении, связывал это с обоснованием случайности и свободы воли, с отказом от механического детерминизма. Однако признание С. само по себе не исключает веры в предопределение, телеологического истолкования действительности. Так, в монадологии Лейбница каждая монада абсолютно спонтанная, представляет собой самодовлеющий мир, но в то же время все монады образуют мир предустановленной гармонии. Диалектический материализм рассматривает С. как специфическое свойство материи, проявление ее самодвижения. С т. зр. материалистической диалектики, указывал Ленин, “условие познания всех процессов мира в их “самодвижении”, в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей” (Т. 29. С. 317). Признание С. движения и развития не исключает необходимости учета внешних воздействий на развивающийся объект, его взаимосвязи со всем объективным миром. Идеалистическое понимание С. как независимой от объективного мира и недетерминированной “свободы воли” несостоятельно и не согласуется с данными науки.
Источник: Философский энциклопедический словарь