произвольный") – внешне необусловленный, исходящий из собственных внутренних побуждений; самодеятельный, способный активно проявлять себя без внешнего вмешательства. Спонтанный значит способный к самоорганизации, к самодвижению на основе внутренних причин. Иногда спонтанность отождествляют со стихийностью, с непредусмотренностью, с тем, что заранее не определено, не запланировано.
СПОНТАННОЕ
СПОНТАННЫЙ (СПОНТАННОСТЬ)
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
СПОНТАННОЕ
от лат. spontaneus - произвольный, добровольный), самопроизвольные явления, возникающие без внеш. организующих воздействий. В философии С. связывалось с самодвижением природы (Спиноза), познания (Лейбниц, Гегель). Диалектич. материализм связывает С. с саморазвитием, самодвижением, с разрешением внутр. противоречий явлений (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 317). В социологии анализируются многообразные формы С. обществ. явлений (миграция, рыночные отношения и др.), различные типы самоорганизации и неорганизованных (непланируемых) изменений в социальных системах. По мере социального прогресса значение С. процессов уменьшается. См. также Сознательность и стихийность.
Источник: Советский философский словарь
СПОНТАННОЕ
от лат. spontaneus – произвольный, добровольный) – само- произвольное, возникающее без внешних воздействий. Понятие "С." приобретает филос. значение в новое время в связи с кризисом религ.-христ. мировоззрения и созданием науч. картины мира, в основе к-рой лежали принципы механики. Из рассмотрения мира в науке и философии исключаются все внешние ему силы, природа понимается как С. целое, как механизм, управляемый однозначно детерминистскими законами. Из-за ограниченности этого способа объяснения мн. материалисты были вынуждены обращаться к божеств. толчку, отстаивать деизм и т.д. В этот же период возникает иная концепция, считающая С. процессом лишь деятельность мышления, рефлексию. У Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля лишь познават. активность обладает внутр. самодвижением. Диалектич. материализм усматривает принцип самодвижения, С. развития в возникновении и разрешении противоречий. "Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Характеристика С. применительно к процессам, не инспирируемым сознательно, является синонимом стихийности. А. Огурцов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.