СОСЛОВИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Сословие
социальная группа, обладающая закрепленными в обычаях или законах и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Сословие

/D/ Stand; /E/Cast; /F / Etat; /Еsр./ Estamento.
Элемент социальной структуры общества, представляющий собой общественные группы людей, различающиеся по месту и положению в обществе, располагающие закрепленными юридическими сословными привилегиями, передаваемыми по наследству: право занимать определенные должности или виды занятий, учиться в специальных учебных заведениях и иметь соответствующие знания, носить особые виды одежд и т.д. Сословное деление общества наиболее характерно для рабовладельческой и феодальной социальных структур. В настоящее время в большинстве демократических государств сословные привилегии имеют лишь символическое значение.

Источник: Философия, практическое руководство

СОСЛОВИЕ
(Stand) — группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и претендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом. Сословное сознание — сознание принадлежности к какому-нибудь определенному сословию. Принадлежность эта осознается преимущественно как «честь сословия», основу которой составляет чувство долга соблюдать обязательства, вытекающие из особых задач, стоящих перед сословием. Сословное сознание, которое было весьма развито во времена сословного государства (с конца средневековья и приблизительно до конца XVIII в.) у духовенства, дворянства и бюргерства (в вопросах внутренней политики все они были противниками князей), было сильно развито у ремесленников, и поныне еще встречается (правда, в весьма ослабленной форме) у некоторых групп людей, например у дворянства, духовенства, в мире ученых, военных, юристов, врачей, издателей и книготорговцев, журналистов и деятелей сцены.
М. Weber. Wirtschaft und Gesellschaft, 1922; F. Lütge. Dt. Sozialund Wirtschaftsgesch., 1956.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СОСЛОВИЕ
понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной стратификации обществ доиндустриального типа, атрибутом которых правомерно полагать иерархию определенной совокупности С, базирующуюся на неравенстве их экономического и политического положения, качественно различающихся привилегиях, а также их не одинаковом правовом статусе в государстве. (В отличие от кастовой - с предельно жестким принципом наследственной трансляции принадлежности - сословная может быть приобретена на тех или иных условиях, дарована либо изъята верховной властью и т.д.). Тем не менее С. не являются общественными корпорациями, членство в которых обусловливается в основном итогами личных усилий входящих в них индивидов. Разрушение С. традиционно связывается со становлением социально-экономических структур индустриальной цивилизации, а также формированием гражданского общества. В настоящее время понятием "С." нередко обозначают группы людей, объединяемых между собой сходными обычаями и нравами, а также ориентированными на определенное общественное признание (аристократия, артисты, ученые, книгоиздатели, журналисты, офицеры, юристы, врачи и т.д.). Сословная самоидентификация - ощущение собственной принадлежности к конкретному С, предполагающее готовность соблюдать соответствующие поведенческие долженствования ("честь С").
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

СОСЛОВИЕ
социальная группа в рабовладельческом и феодальном обществе, отличающаяся закрепленным обычаем, религией или правом общественным положением, обусловленным принадлежностью к тому или иному классу. "Сословия предполагают деление общества на классы, будучи одной из форм классовых различий" (Ленин В. И., Соч., т. 2, с. 431, прим.). Сословное деление общества характерно для социально-экономич. формаций, где эксплуатация основана на внеэкономич. принуждении, к-рое предполагает открытое признание различия обязанностей и прав разных классов (см. тамже, т. 6, с. 97, прим.). Каждый класс в таком обществе неизбежно является и С. Но реальное число С. в рабовладельч. и феод. обществах превышает число классов и определяется разной степенью внеэкономич. принуждения различных групп угнетенных классов, а также разделением социальных функций между группами господствующего класса. С. может совпадать с классом – рабы (формально рабы стояли вне общества, однако объективно их положение носило сословный характер), может являться частью его – сервы, дворянство, духовенство. В нек-рых странах одно С. включало низшие социальные группы, отличные друг от друга в условиях многоукладности обществ. строя. С. и сословное право складываются стихийно и постепенно, что находит выражение в обычаях и местном праве. В начале формирования С., как выражения процесса складывания классов, формально не исключался переход из одного С. в другое. Замкнутость С. становится важным их признаком после окончат. оформления состава господствующего класса и ограничения материальных возможностей его расширения (напр., исчерпание свободных земель). Она более четко выражена в обществе с устойчивым натуральным хозяйством и стабильным имуществ. расслоением. Разделение господствующего класса на С. определялось либо социальным положением и политич. влиянием каждого из них, связанным с материальным положением (сенаторы, всадники, дворянство), либо выполняемой социальной функцией (духовенство). Сословное право поручает или закрепляет определ. функции как право, предоставляемое только лицам определ. социальной группы, определ. С. В странах Востока деление на С. осложнялось различением их по проф., этнич. и др. признакам, напр. касты. Одним из средств обеспечения относит. замкнутости С. служила наследственность привилегий и обязанностей. Однако наследственность не является обязат. признаком С. Так, духовенство – высшее С. в ср.-век. Европе – систематически кооптировалось из разных социальных групп, при значит. преимуществах для знати. В данном случае С. выступало как коллективная корпорация, принадлежность к к-рой определяла социальные функции ее членов. Наследственность прав лица подменялась преемственностью прав корпорации. Сословное право при феодализме было по видимости безразлично к имуществ. положению лиц, входивших в определ. С. Однако при сословном характере прав-привилегий возможно и подразделение привилегий внутри одного С. в соответствии с материальным положением отд. лиц и групп (высшая знать, рыцари). Борьба между С., принадлежащими к разным классам, была классовой борьбой. Часто шла борьба между С. одного класса (защита сословных материальных интересов). Однако эта борьба отодвигалась на второй план, когда возникала угроза общим классовым интересам. Консолидация С., т.е. превращение их в социальные группы, осознающие свое единство, закрепленное общегос. правом, – явление относительно позднее и для рабовладельч., и для феод. строя. С разложением обществ. строя, для к-рого характерно сословное деление, происходят изменения в составе каждого С., связанные с изменением имуществ. положения и отношения к средствам произ-ва. Так, среди рабов появляются торговцы, владельцы мастерских и земельных участков, пользующиеся рядом привилегий. Однако они не составляли новые С., ибо их привилегии имели функциональный характер, т.е. зависели от положения отд. рабов. Сословный строй наиболее ярко выражен в феод. обществе, зарождение в к-ром С. определялось различием имущественного и социального положения различных слоев населения. С возникновением бурж. отношений происходит разложение сословного строя. Первоначально подрывалась замкнутость как низших, так и высших С. Крепостные крестьяне становились свободными, буржуазия "прорывалась" в ряды дворянства и высшего духовенства, часть феод. дворянства становилась буржуазной. Однако сословные перегородки, закрепленные правом, консервировали социальную структуру общества. Сословный строй с его исключительностью прав и привилегий в основе своей не приемлем для бурж. общества, где условия конкуренции требуют соответствия социального положения личности ее материальному положению. Бурж. революция ликвидирует сословный строй и только его пережитки сохраняются в ряде бурж. стран (напр., в Англии). В России они существовали до 1917, т.к. сохранялись "наиболее глубокие корни сословности, именно: остатки феодализма и крепостничества в землевладении..." (там же, т. 33, с. 30–31). Этим же объясняется сохранение каст и С. в ряде колониальных и освободившихся от колониального гнета странах. Лит.: Маркс К и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа рус. социал-демократии, Соч., 4 изд., т. 6; его же, О государстве, там же, т. 29; Ключевский В. О., История С. в России, 3 изд., ?., 1918; Солнцев С. И., Обществ. классы, 2 изд., ?., 1923; Видьяланкар С., Происхождение кастовой системы в Индии, "ВИМК", 1958, No 2, 3; Гahlbeck ?. ?., Die Klassen und die Gesellschaft, Jena, 1922; Zimmermann ?., Die st?ndische Idee in der katholischen Sozialphilosophie, K?ln, 1928, ?intze ?., Typologie der st?ndischen Verfassungen des Abendlandes, "Historische Zeitschrift", 1929, Bd 141, ?. 2, S. 229–48, Lousse ?., La soci?t? d´ancien regime, v. 1 – Organisation et repr?sentation corporatives, [Louvain], 1943 И. Лернер. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Универсальные характеристики и национальные особенности бытия сословий: концепция Б. Н. Чичерина

Лобеева Вера Михайловна
В статье анализируются основные идеи учения Б. Н. Чичерина о сословиях.

Похожие термины:

  • СОСЛОВИЯ

    одна из форм классовых различий, характерная для рабовладельческого и феодального строя. С. представляли собой общественные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в об-