греч.) - тело; соматический - относящийся к телу; соматология - наука о теле.
СОМА
СОМА
Источник: Философский энциклопедический словарь
Сома
от греч. soma — тело) — тело организма; совокупность клеток многоклеточного организма, исключая половые (клетки зародышевой плазмы).
Сома
Ведический бог, соответствующий неустановленному жертвенному растению и его соку, который, вероятно, обладал психотропными или даже психоделическими свойствами.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
Сома
растение, в древнем индуизме считавшееся священным. Упоминается в ведической литературе; растение ценили брахманы за его галлюциногенные свойства и употребляли в своих ритуалах.
Источник: Новые религиозные движения.
СОМА
1) опьяняющий напиток, приносимый в жертву богам в Др. Индии; 2) один из богов ведич. пантеона, посредник между небожителями и людьми, бог жертвен. питья и жертвы вообще.
Источник: Атеистический словарь
СОМА
амрита - в ведцч. религии - свящ. опьяняющий напиток из сока растения (того же названия), растущего на горных склонах. С. использовалась для ритуального питья и жертвоприношения богам. Считалось, что С. дает бессмертие богам и людям. Одновременно С. отождествляли с божеством Луны, к-рому приписывали управление произрастанием растений.
СОМА
Санскр.) Луна, а также сок одноименного растения,
используемый в храмах для целей транса; священный напиток. Сома,
луна, есть символ Тайной Мудрости. В "Упанишадах" слово это
употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с
влагой), которая способна производить жизнь под воздействием
тепла. (См. "Сома-напиток".)
используемый в храмах для целей транса; священный напиток. Сома,
луна, есть символ Тайной Мудрости. В "Упанишадах" слово это
употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с
влагой), которая способна производить жизнь под воздействием
тепла. (См. "Сома-напиток".)
Источник: Теософский словарь
Сома
др. – инд.) – «выжатый» – божественный напиток и бог этого напитка. Напиток имел не хмельное, а галюциногенное действие, и вызывал экстатическое состояние. Его готовили из стеблей одноименного растения, которые вымачивали в воде, выжимали с помощью давильных камней, процеживали через сито из овечьей шерсти, разбавляли водой и смешивали с молоком или ячменем. Бог С. является также богом луны и покровителем растительности, лока-палой (хранителем) северо-востока, его происхождение неоднозначно: его приносит для Ману орел или сокол со скалы или с неба; его приводят гандхарвы или дочь бога Сурьи; его отцом называют Атри, второго сына Брахмы, иногда Дхарму. Брахма отдает во власть С. планеты, звезды, растения, жертвоприношения и жрецов. С. первым совершает обряд посвящения на царство. Нарушив обеты, он похищает у своего брата Брихаспати жену Тару, у которой вскоре рождается сын Будха. В некоторых мифах говорится о 27 дочерях Дакши, женах С, иногда его отождествляют с Ямой. Известен миф о вражде С. с демоном Раху, возникший на основе наблюдения лунных затмений.
Источник: Мифологический словарь
СОМА
ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Культ С , восходящий к индоиранской эпохе (ср. культ хаомы в древнем Иране), вместе с культом огня занимал центр, место в ритуале и религии др. ариев. Ритуальное выжимание сока С. и состояние религ. экстаза, происходящее от его наркотического воздействия, описываются гиперболически в гимнах "Ригведы". Растение С. также обожествляется в гимнах, воспевается небесный С. "Ригведа" упоминает миф об орле, похитившем С. с небес и принесшем его на землю, где Ману совершил первое жертвоприношение Индре. Гимны 9-й кн. "Ригведы" обращены к С. — персонификации свящ. напитка, в раннем пантеоне С. по значению занимает 3-е место после Индры и Агни, но образ его слабо антропоморфизован и целиком подчинен ритуальному аспекту; С , как и Агни, считается жрецом богов. Но уже в Ведах С. начинает отождествляться с луной и возникает представление о том, что луна состоит из С ; она убывает по мере того, как боги и предки поглощают из нее С , и прибывает, вновь наполняемая солнцем. В послеведийской мифологии С. почитается как бог луны, сын Атри, внук Брахмы, супруг 27 дочерей Дакши, олицетворяющих накшатры, созвездия лунного зодиака. Значение С. в пантеоне умаляется, он включается в число 8 локапалов. В эпосе упоминается миф о войне богов, вступившихся за своего наставника Брихаспати, у к-рого С. похитил жену, с асурами, защищавшими похитителя. Сыном С. и похищенной им Тары (тоже олицетворение звезды) был Будха (персонификация планеты Меркурий), чей сын Пуруравас стал родоначальником Лунной династии царей.
В. Эрман
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь