СЛУЧАЙНОСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЛУЧАЙНОСТЬ
см. Необходимость и случайность.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЛУЧАЙНОСТЬ
то, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Случайность
то, что может произойти, а может и нет. Случайность имеет причину своего существования во внешних обстоятельствах.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Случайность
философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую четко обозначенной регулярностью и устойчивостью (см. Необходимость и случайность).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Случайность
категория диалектики, обозначающая, в противоположность необходимости, необязательность, возможность, единичность связей между явлениями действительности.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СЛУЧАЙНОСТЬ
непредвиденность, непредполагаемость, ней ред у смотрен ность чего-то. В философии — категория, выражающая зависимость процесса возникновения объекта от бесконечного числа разнообразных нспредугадываемых заранее условий,

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Случайность
категория методологии науки и теории познания, означающая нетипичную конкретную причинную связь для выделенного (фиксированного) явления. Говорить о случайности можно только с точки зрения познающего субъекта. В мире же все причинно обусловлено, так как в нем нет выделенных объектов - мир един.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СЛУЧАЙНОСТЬ
непредвиденное событие. Философское понятие, противоположное субстанции: случай — это то, что может появляться или исчезать, не разрушая субстанцию. Так, например, к жизненному случаю можно отнести-событие, не способное изменить нашу личность: индивид рассматривает его как второстепенный и сугубо материальный факт, не связанный с глубинным смыслом его жизни.

Источник: Философский словарь

Случайность

/D/Zufalligkeit /E/ Chance /F/ Hasard /Esp/ Casualidad.
Философская категория, отражающая такой тип связей и отношений, который обусловлен внешним фактором, жестко не связанным с сущностью взаимодействующих объектов. Случайность есть то, что в данных условиях может совершаться, а может и не совершаться, может произойти так или иначе.
В самоорганизующихся системах существует несколько альтернативных путей развития. Выбор одного из них во многом зависит от случайности. В точках такого выбора случайность подавляется необходимостью, которая связывает настоящее с прошлым и будущим развивающихся процессов. Поэтому случайность есть проявление и дополнение необходимости.

Источник: Философия, практическое руководство

Случайность
 
Обычно случайность определяют как противо положность необходимости. Случайно все то, поясняет Лейбниц, что допускает возможность противоположного. Иначе говоря, все то, чего могло бы не быть. Сослагательное (условное) наклонение в данном случае очень важно. Какое условие оно предполагает? Такое, что реальность могла бы быть не такой, какая она есть. Поэтому во времени случайно все (включая небытие или иную реальность), так же как в настоящем времени все необходимо (то, что есть, не может не быть на протяжении того времени, в какое оно есть). Но если время и настоящее время суть одно и то же, как я думаю, тогда приходится допустить, что случайность и необходимость являются противоположностями только в нашем воображении – если мы сравниваем то, что есть, было или будет (реальность) с чем‑то другим, что могло бы быть (с возможным, которое остается возможным только до тех пор, пока не является реальностью). В настоящем и sub specie aeternitatis (в вечности) возможно только реальное: все случайное необходимо, а все необходимое случайно. В этом вопросе сходятся Спиноза и Лукреций.

Источник: Философский словарь.

СЛУЧАЙНОСТЬ
характер, того, что существует как случайный факт, т.е. того, что могло бы не быть. Термин создан Фихте для обозначения вообще всего, что дано без причины. (Например, реальность мира — это «случайная данность», поскольку мы не выводим ее из рационального умозаключения; случайность противостоит генезису или рациональной дедукции; источник случайности — человеческая свобода.) Термин был подхвачен экзистенциальной философией (Хайдеггер, Сартр): случайность экзистенции выражает тот факт, что наша экзистенция недоказуема, непонятна в самой себе. Случайность существования сводится к двум основным характеристикам: 1) Мы даны самим себе, т.е. мы рождаемся до того, как себя осознаем, и открываем для себя свое существование как факт, который можно лишь констатировать, а не объяснить (то, что Хайдеггер называет Geworfenheit); 2) Мы свободны в ориентировании нашего существования в том или ином направлении; нет закона, нет предназначения, данных нам заранее и необходимо регулирующих течение нашей жизни. Все, что. мы делаем, остается «случайным». См. Абсурд.

Источник: Философский словарь

СЛУЧАЙНОСТЬ
тип отношения между объектами и высказываниями, характеризуемый тем, что при наличии одного другое «может быть, а может и не быть». Второе называют случайным по отношению к первому. Таким образом, никакое событие не является случайным (равно и необходимым) само по себе (в силу своей природы), а только лишь по отношению к другому, вполне определенному типу событий или высказываний. Случайность как отношение может иметь числовое значение в интервале от 0 (невозможность) до 1 (необходимость), исключая крайние значения как характеристики качественно иных типов отношений между объектами и высказываниями. При реализации большого числа однородных случайных событий величина (степень) их случайности определяется с помощью частоты их появления при повторении одних и тех же начальных условий. Общие модели случайных отношений и количественные методы определения их степени исследуются в математической статистике и теории вероятностей. В современной науке случайность рассматривается не только как проявление необходимости, но и как равноправный с ней и даже более массовый и фундаментальный по сравнению с необходимостью тип отношений между объектами и высказываниями (и шире — информационными единицами). Таким образом, можно утверждать, что современная наука — «не враг, а друг случайности». (См. синергетика, квантовая механика, генетика, вероятность).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Случайность
В философии – категория, выражающая отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). При этом полагается, что случайность имеет свое основание не в сущности явления, а в воздействии на него других явлений; что это то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе. В ряде концепций рассматривается как форма, за которой скрывается непознанная закономерность. В математике рассматривается как определение класса событий, которые при осуществлении некоторого комплекса условий иногда происходят, а иногда не происходят. В алеатике (науке о случайности) рассматривается как атрибут объектов материального мира, отражающий континуальность параметров и фрактальность систем отсчета, а также имеющий следующие возможные причины: 1) непонятая закономерность; 2) скрещение несогласованных процессов; 3) уникальность; 4) неустойчивость движения; 5) относительность знания; 6) имманентная случайность; 7) произвольный выбор. При исследовании объектов техноценологического типа мы, в той или иной степени, имеем дело с причинами пятого и седьмого типов. Случайным в широком смысле является сочетание (именно фиксированное сочетание) видов технических изделий, составляющих техноценоз, если мы его рассматриваем среди большого количества других подобных техноценозов. Судить о статистическом (и далее – вероятностном) распределении данных сочетаний можно лишь полномасштабно исследовав поведение техноценозов в более общем таксономическом образовании – метаценозе (доступной для исследования в данный момент времени совокупности техноценозов). В узком смысле случайной является форма видового распределения, описывающего номенклатуру техноценоза, что делает случайной величиной значение соответствующего формального параметра. С другой стороны, если рассматривать совокупность одноименных параметров технических изделий (особей) отдельного техноценоза как выборку из параметрического пространства, то значение фиксированного параметра конкретного технического изделия может рассматриваться как случайная величина, а саму выборку в этом случае можно описать как статистическое распределение.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

СЛУЧАЙНОСТЬ
категория для выражения таких связей действительности, при которых между событиями отсутствуют непосредственные, прямые, постоянные, одна другую определяющие зависимости. С. выражает наличие разнообразия в мире, придаёт черты неповторимости эволюционным процессам. С. — это всё то, что может при данных условиях как произойти, так и не произойти. Демокрит полагал, что причину имеет всё и что С. люди ввели, «чтобы оправдать свою глупость». Однако он же положил в основание своей натурфилософии беспорядочное движение атомов, изза которого явления
фактически приходится рассматривать как случайные. Вероятность — математическое понятие, мера С., о которой можно говорить только в отношении одного класса случайных явлений, того, в котором наблюдаются устойчивые частоты (стохастические явления). Теория вероятности описывает лишь явления вероятностнослучайные с определяемыми распределениями вероятностей. С. можно группировать в семь типов: непонятая закономерность, скрещение несогласованных процессов, уникальность, неустойчивость движения, относительность знания, имманентная (внутренне присущая явлению, сущностная) С., произвольный выбор. Степень неупорядоченности (хаотичности) колеблется от детерминированного причинноследственного акта, природа которого известна, до «истинного хаоса», не поддающегося описанию. Стандартная стохастическая С. занимает среднюю ступень, так как обладает жесткой характеристикой — вероятностью. В природных, технических, информационных и социальных ценозах возникают зависимости, в которых С. налицо, а средства математической статистики не работают. Факт непредсказуемости в точке не зависит от точности измерения, полноты знания, начальных условий, так как заключен в ценологичности, что придает феномену статус объективной реальности. Случайные явления, для которых неприменим закон больших чисел называют негауссовыми. Их наиболее важное свойство — медленная (гиперболическая) сходимость. Здесь нет чёткой воспроизводимости массовых опытов, поскольку нет устойчивых частот (т.е. частот, у которых относительные дисперсии с ростом объема выборки уменьшаются). При математическом описании рассматривают класс устойчивых распределений. Среди устойчивых распределений только одно — гауссово — относится к миру вероятностных явлений, а все остальные принадлежат миру неустойчивых частот.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

случайность
СЛУЧАЙНОСТЬ — понятие, противопоставляемое понятию необходимости. Выступает в трех смыслах: общеметодологическом, эпистемологическом, математическом. С. в общеметодологическом смысле определяется как следствие, имеющее внешнюю причинную обусловленность, в отличие от необходимости, имеющей внутренние причины. Выделяются пять контекстов, в которых говорят о С. Это, во-первых, С. как акциденция, т.е. то, что составляет внешний, неопределяющий признак предмета в рассматриваемом отношении. Во-вторых, это случай как «тихе», т.е. побочный результат действия, который способен вызвать неожиданные и нежелательные следствия. В-третьих, С, которой наиболее отвечает французский термин «chance», т.е. результат процесса, начальные условия которого содержат неопределенность. В-четвертых, это С. как «Hazard», т.е., прежде всего, абсолютный случай, наподобие клинамена у Эпикура. К этому классу С. относят, кроме того, и относительную С, обусловленную совпадением действия двух или более взаимонезависимых причинных цепей или линий. Пятый контекст, в котором употребляется понятие причинности, выводит непосредственно к эпистемологическому смыслу понятия С. В этом смысле случайно то, что невыводимо из рационального умозаключения, что противостоит дедукции (И.Г. Фихте). Этот смысл дал начало толкованию чувственных опытных данных как иррационального в познании (А. Бергсон, Э. Мах, Э. Мейерсон и др.). Необходимое в этом контексте то, что может быть доказано, т.е. дедуктивно выведено из посылок. Случайно то, истинность чего может быть установлена только опытным путем, и в этом смысле не доказывается, а констатируется. Этот смысл был принят так же в экзистенциализме, как характеристика экзистенции: мы свое существование лишь фиксируем как факт, а не выводим дедуктивно как следствие; наши поступки произвольны. По Р. Рорти, этот аспект трактовки С. всецело зависит от принятия философией нового времени дуализма Р. Декарта, его противопоставления материального и идеального в антитезисной форме. В методологии физико-математических наук и в прикладной математике понятие С. является базовым для теории вероятностей (понятия вероятности случайного события и математического ожидания случайной величины), теории случайных процессов и теории предсказания случайных процессов. При этом понятие вероятности, которое в общей философии трактуется в тридеме с понятиями возможности и действительности, в данном, математическом, контексте прочно заняло свое место в паре с понятием С. Идея возможности квантификации С. возникла впервые в 16—17 вв. В 18 в. выяснилась органическая связь С. и вероятности в расчетах. Первые попытки определения этих понятий имеют место в середине 19 в. Процесс формирования теории вероятностей дал богатые результаты, но еще не завершен.         В. Г. Иванов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СЛУЧАЙНОСТЬ
филос. категория для обозначения таких связей между явлениями реального мира, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других — нет. В противоположность этому, когда такая связь осуществляется неизбежно и всегда, то ее определяют как необходимую (см.: Необходимость). Отсюда следует, что С. и логически, и исторически нельзя рассматривать в отрыве от необходимости, а тем более противопоставлять ей. Такое противопоставление всегда приводило к одностороннему, а следовательно, ошибочному взгляду на мир.
В истории философии подход к определению С. зависел от характера или типа того мировоззрения, в рамках которого она рассматривалась. Так, в механистической картине мира, где господствовала концепция «жесткого» детерминизма, случайные явления либо отрицались вообще, либо под ними подразумевались явления, причины которых были неизвестны. Считалось, что как только эти причины будут найдены, явления автоматически окажутся необходимыми. Напр., П. Гольбах категорически утверждал: «Ничего в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами». Такой взгляд на С. находился в полном согласии с научными представлениями и картиной мира естествознания 17—18 вв. Классическое естест-вознание и прежде всего механика анализировали только такие процессы, результаты которых можно было предсказать с полной достоверностью. Хотя уче-ные осознавали приближенный характер подобных представлений в применении к действительности, в теории продолжали придерживаться концепции «жесткого» детерминизма. Наиболее ясно ее выразил П. Лаплас, по фамилии которого такой детерминизм часто называют лапласовским: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказал- ся достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной, наряду с движением легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее, также как и прошедшее, предстало бы перед его взором».
Однако концепции «жесткого» (лапласовского) детерминизма и механистического мировоззрения в целом все больше и больше приходили в противоречие с реальными явлениями и событиями, которые стали изучаться в физике, биологии и социальных науках. С. все настойчивее вторгалась в науку и требовала своего исследования. Если считать все явления, процессы и связи между ними только необходимыми, остается непонятным, как может возникать новое в мире. О такой возможности догадывались еще некоторые антич. материалисты. Так, Лукреций в поэме «О природе вещей» вынужден был допустить произвольное отклонение в движении атомов, т.е. С., чтобы сохранить возможность появления новых вещей в мире. В настоящее время конструктивная роль С., ее значение для объяснения возникновения нового в развитии находят все большее признание в науке.
Количественным анализом случайных событий занимается математическая теория вероятностей, которая оценивает степень возможности появления таких событий. Практика показывает, что чем чаще появляется событие при данных условиях наблюдения, тем выше степень его вероятности. На этом исходном положении основывается статистическая интерпретация вероятности, которая рассматривает не отдельные случайные события, а случайные события массового, повторяющегося характера. Именно такие события исследуют современное естествознание и общественные науки. Хотя поведение отдельного элемента или некоторого ансамбля остается при этом случайным, но совокупное взаимодействие большого числа случайностей дает возможность оценить вероятность устойчивого поведения всего их ансамбля в целом. Т.о., именно в результате взаимодействия множества случайностей возникает определенная регулярность и устойчивость в поведении или функционировании совокупности или системы, которую называют статистической закономерностью.
О Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. М, 1908; Гольбах П. Избр. антирелигиозные произв. М., 1934. Т 1; Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. М., 1999. Г. И. Рузавин

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СЛУЧАЙНОСТЬ
тип связи, определяемый внешними, побочными для данного явления, процесса, причинами. Случайные связи характеризуются неустойчивым, временным характером, относит. безразличием к форме своего проявления, неопределенностью возникновения в пространстве и времени. Категория С. соотносительна с категорией необходимости. Осн. борьба в понимании С. в философии происходила и происходит между детерминизмом и индетерминизмом, причем водораздел между ними лежит в понимании связи С. с причинностью. Метафизич. детерминисты понимали С. как явление, причина к-рого неизвестна; когда же причина познается, "мнимая" С. исчезает и все оказывается необходимым. Родоначальником такой т. зр. является Демокрит (см. "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 69). В новое время ее разделяли Спиноза (см. "Этика", М.–Л., 1932, с. 23), Гольбах (см. "Система природы", М., 1940, с. 44–45), Л. Бюхнер (см. "Сила и материя", СПБ, 1907, с. 129) и др. Отрицание объективного существования С. характерно и для линии агностицизма (Юм, Кант), хотя он, естественно, опирался на иные основания. Понимание С. как результата незнания из философии широко проникло в естествознание, где его разделяли Галилей, Гюйгенс, Д. Бернулли и особенно Лаплас, утверждавший, что "среди бесконечного разнообразия явлений, беспредельно следующих одно за другим..., кривая, описанная легким атомом, который как бы случайно носится ветром, направлена столь же точно, как и орбиты планет" ("Изложение системы мира", СПБ, 1861,с. 175). Несостоятельность механистич. понимания С. была показана Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 532–36). Своеобразной реакцией на такое механистич. понимание С., низводящее личность до уровня простого механизма, явилась т. зр. индетерминизма, согласно к-рой в мире есть только С. Этот взгляд развивался особенно в тех системах, в к-рых значит. место занимали этич. проблемы. Напр., Эпикур считал, что лучше находиться во власти случая, чем быть рабом слепой необходимости. Аналогичную позицию занимал Гельвеций, а в новейшее время Бутру построил на этих основаниях т.н. "философию С.". От метафизич. противопоставления С. и необходимости первым в истории философии отказался Гегель (хотя элементы такого подхода были уже у Аристотеля; см., напр., "Об истолковании", СПБ, 1891, с. 30). Согласно Гегелю, нечто становится случайным не в силу беспричинности, а потому, что оно не может быть объяснено из самого себя; поэтому С. является вполне правомерным объектом науки (см. Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 245). В совр. бурж. философии преобладает альтернативное рассмотрение С. и необходимости. Центр. место С. (под названием контингентности) занимает в неотомизме, для к-рого посюсторонний мир является контингентным, т.к. в силу своей неполноценности и ограниченности он не содержит в себе бога как чистой и абс. необходимости; поэтому контингентное не есть действительно сущее, оно есть лишь способное к действит. бытию, лишь ожидающее случая воспринять его извне. Под влиянием развития теории вероятностей распространяется т. зр., согласно к-рой законы природы и общества есть лишь вероятностные отношения, отражающие господство в мире С. (неопозитивизм). Диалектич. материализм в трактовке С. опирается как на достижения филос. мысли (особенно диалектику Гегеля), так и на успехи естеств. и обществ. наук. Уже в сер. 19 в. теория вероятностей показала объективный характер статистич. закономерностей; в теории Дарвина С. использовалась для объяснения биологич. эволюции; статистич. термодинамика начала изучение тепловых процессов, трактуемых как хаотич., случайное движение молекул; наконец, развитие обществ. наук показало, с одной стороны, огромную роль С. в историч. процессе, а с другой – причинную обусловленность случайных явлений. В основе диалектико-материалистич. понимания С. лежит анализ характера причин, вызывающих то или иное явление. В необходимом процессе причина есть нечто внутреннее, а в случайном – нечто внешнее по отношению к нему. Поскольку каждое реальное явление порождается как внутренними, так и внешними причинами, не может быть "абсолютно чистой" ни необходимости, ни С. Отсюда вытекает относительность противопоставления С. и необходимости: то, что случайно в одном отношении, в одном ряду причин, оказывается необходимым в другом отношении, в другой причинной цепи. "Случайность есть нечто относительное. Она является лишь в точке пересечения необходимых процессов" (Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 323). Обладая объективным существованием, С. не есть результат нашего незнания. Т. к. возникновение каждого явления зависит от множества факторов, причин, условий, их перекрещивающееся действие приводит к тому, что явление может реализовываться по мн. вариантам, причем в каждом случае превращение возможности в действительность включает в себя как закономерное, так и случайное. Поэтому действительность как реализованная возможность обладает множеством случайных черт, а каждая конкретная реализация возможности объективно выступает как С. Случайное и необходимое диалектически сплетены в каждом единичном явлении, но доминировать в нем может либо одно, либо другое. Напр., в броуновском движении доминирует С., хотя движение каждой частицы строго детерминировано; здесь необходимость выступает в форме статистич. закономерности. Наоборот, в тех единичных явлениях, возникновение к-рых обусловлено внутр. причинами, доминирует необходимость, а С. – лишь форма их существования, "дополнение и форма проявления" необходимости (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1947, с. 470). По типу связи с необходимостью С. можно разделить на "ч и с т у ю" (к-рая не связана с данным процессом развития, а вторгается в него извне), к-рую Плеханов называл С. второй степени, приводя в пример появление европейцев в Америке и истребление там коренного населения (см. Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 323), и "в н у т р е н н ю ю", когда С. выступает как адекватная форма воплощения данной необходимости (примером таких С. является формирование необходимых признаков в биологич. эволюции в результате случайных мутаций и их последующего закрепления). Утверждение коммунистич. обществ. строя ведет к тому, что влияние С. на практич. деятельность людей сводится к минимуму. Однако это не значит, что при коммунизме в обществ. развитии полностью исключается С.; случайные явления сохраняются и должны учитываться и регулироваться обществом. Несостоятельной является формула "Наука враг С.", провозглашенная на сессии ВАСХНИЛ (1948) и основанная на непонимании того, что необходимость проявляется через С. Конечно, наука не останавливается на С., а стремится познать закономерность, необходимость. Но, признавая объективное существование С., надо признать и необходимость ее изучения. Случайные явления и процессы составляют спец. предмет исследования ряда совр. наук, в т.ч. физики, биологии, социологии и др. Такие разделы совр. математики, как теория вероятностей, теория случайных функций, теория стохастич. процессов, целиком посвящены изучению количеств. характеристик С. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 141–50; Пилипенко Н. В., Необходимость и С., М., 1965. См. также лит. при ст. Необходимость, Закон, Статистические и динамические закономерности. О. Яхот. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СЛУЧАЙНОСТЬ
философская категория, выражающая один из предельных видов (классов) взаимосвязей и взаимоотношений в мире, характеризующийся отсутствием прямых закономерных связей в поведении и функционировании объектов и систем. В основе случайности лежат представления о независимости, что ведет к непредсказуемости соответствующих явлений и процессов. Другим предельным видом взаимосвязей в мире выступает необходимость.
Представления о случае зародились в древности, при самых первых попытках осознания человеком своего бытия. Они относились к характеристике поведения человека, его судеб. И сразу же выяснилось, что случай сопоставлен с необходимостью. Поэтический язык древних воплотил соответствующие представления в образах богинь человеческих судеб: Ананке — неумолимая необходимость, Тихе — слепой случай. Вне случая невозможно понять жизнь человека во времени. Более того, случайность характеризовалась как «регулятор» жизненных процессов.
В дальнейшей истории культуры представления о случае также преимущественно соотносились с раскрытием основ поведения человека, его деятельности. Наиболее концентрированным образом они высвечивались при раскрытии представлений о свободе воли человека. Свобода воли прерывает те жесткие неумолимые связи и воздействия, в которые вплетен человек, и тем самым позволяет ему стать творцом нового и осознать свою силу и самостоятельность.
Становление естествознания означало и становление новых подходов к анализу случайного: природа случайности стала рассматриваться через призму ее вхождения в структуру научных методов исследования. Однако, первоначально естествознание отторгало случай. В структуре классической механики как первой относительно целостной и замкнутой научной теории не было места для случая. Конструктивную роль в познании играла лишь необходимость. «Ничего в природе, — писал П. Гольбах, — не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами. Говорить о случайном сцеплении атомов либо приписывать некоторые следствия случайности — значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются либо разъединяются» (Избр. антирелигиозные произв. М., 1934, т. 1, с. 34—35). Другими словами, представления о случае есть выражение того, чем можно пренебречь в конкретных исследованиях.
Более углубленные подходы к анализу случайности стали возможны в процессе разработки теоретико-вероятностных методов исследования, становления статистических закономерностей в науке. В структуру научных теорий вошла случайность. Однако, фундаментальный характер случайности в развитии познания долгое время не признавался. Статистические теории рассматривались как неполные, т. е. как основывающиеся на неполноте знаний о соответствующих явлениях и процессах. Такой подход к анализу случайности был обусловлен господствовавшей в период становления классической статистической физики концепцией жесткой детерминации с отрицанием объективной природы случайного.
По мере осознания фундаментального характера теоретиковероятностных методов исследования и статистических закономерностей вырабатывалось и конструктивное понимание случайности. Исходными, наиболее типичными материальными системами, исследование которых породило статистическую физику, являются газы, газообразное состояние вещества. Через представления о случайности характеризуются взаимоотношения между молекулами газа, поведение которых взаимонезависимо. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых или квазинезависимых сущностей. Состояния и поведение элементов в таких системах не зависят одно от другого, не коррелированы друг с другом. Подобная структура систем наиболее емко характеризуется словом «хаос». Наиболее хаотическим состоянием газа является состояние с максимальной энтропией, состояние термодинамического равновесия. Соответственно, структура газа в состоянии термодинамического равновесия и есть идеальное воплощение действия случая.
Дальнейшее существенное развитие представления о случайности получили в ходе разработки квантовой теории. В классической физике вероятность соотносилась с массовыми процессами. Согласно квантовой механике отдельные элементарные физические процессы являются принципиально вероятностными, т. е. неоднозначными в своих проявлениях. Подобное, случайностное поведение квантовых объектов свидетельствует о тайнах их внутреннего строения: следует исходить из признания богатства внутренних свойств и наличия внутренней динамики в квантовых объектах, что и обусловливает случайностный характер их поведения на квантовом уровне.
Наиболее полное раскрытие природы случайности возможно, когда анализируется ее «вписанность» в эволюционные процессы. Здесь прежде всего надо иметь в виду теорию эволюции Дарвина. В его учении сформулированы лишь исходные понятия феноменологического порядка — «изменчивость», «наследственность» и «естественныйотбор». Структура взаимоотношений между этими понятиями включает в себя идею случайности. Последняя прежде всего относится к характеристике индивидуальной изменчивости организмов, В дальнейшем, в ходе разработки генной теории эта идея по лучила развитие и привела к представлениям о мутациях, s случайностной природе. Мутации обусловливают разнообразие генетического материала, что служит предпосылкой эволюционного процесса.
Для современного уровня развития эволюционного учения важнейшее значение имеет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации, становление синергетики. В анализ эволюционного процесса стали включаться такие понятия и представления как «неравновесность», «неустойчивость», «бифуркации», «нелинейность», «информация» и ряд других. Новые подходы обогащают как само понимание случайности, так и представления о механизмах ее действия. Случайность стала характеризовать точки бифуркации — точки ветвления путей эволюции открытых нелинейных систем. Тем самым, случайность «порождает» разнообразие возможностей в эволюционных процессах, а осуществившаяся возможность делает процесс эволюции необратимым.
Общий взгляд на развитие идеи случайности показывает, что она все сильнее проявляет себя при переходе исследований к анализу внутреннего мира сложных систем. В классической физике случайность «раскрывает» особенности внутренней структуры систем подобных газовым. В квантовой теории случайность соотносится со структурой «мира возможностей», порожденных внутренними свойствами микрообъектов. В биологии случайность характеризует внутренние процессы развития живых систем и их сообществ. Идея самоорганизации также направлена на анализ внутренней динамики соответствующих систем: самоорганизующимися являются системы, которые перестают быть игрушками в действиях внешних сил. Наконец, в социальных науках «наследницей» случайности широко рассматривают идею свободы.
Т о., случайность является составной частью структуры мира, играет важную роль в его эволюции и познании. Это начало ответственно за наличие пластичности, гибкости, изменчивости, порождения в процессах эволюции истинно нового. Тем самым случайность символизирует собою открытость мира, открытость будущего, встречи с ранее неизвестным.
Ю. В. Сачков

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

СЛУЧАЙНОСТЬ, ЧИСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ:КОНТИНГЕНТНОСТЬ В ГЕГЕЛЕВСКОЙ ЛОГИКЕ

Джонстон Эдриан
Уже при жизни Гегеля возниклии переплелись между собой две полемические стратегии в отношении его философии, превратившиеся затемв постоянный рефрен его критики.
Читать PDF
0.00 байт

Тайсумов М.У. Два лика необходимости: случайность и свобода. Ростов н/Д, 2010. 120 с.

Келигов М. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Онтологические категории «необходимость» и «случайность» в древнерусских представлениях о природе зл

Щеглов Андрей Петрович
Данная статья исследует философские категории необходимость и случайность в понимании древнерусской философии.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода как познанная случайность

Гаджиев Ровшан Сабир Оглы
В статье рассматриваются два исторических этапа в философском понимании свободы. На первом этапе вопрос о свободе решается на основе определения «свобода как познанная необходимость». Со второй половины XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Случайность и закономерность в научном открытии

Блашенков Алексей Николаевич
В данной статье исследованы особенности развития естественно-научного знания, проявляющиеся как в случайном характере появления научных открытий, так и в закономерностях, выражающихся при развитии науки.
Читать PDF
0.00 байт

97. 02. 007 Смит Н. Случайность и самоидентичность. Герменевтика Тэйлора против постмодернизма Рорти

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Случайность в естествознании

Самойлова Ольга Александровна
Статья представляет собой краткий обзор представлений о категории случайности в естественных науках на трех этапах научного познания – классическом, неклассическом и постнеклас сическом.
Читать PDF
0.00 байт

Случайность – это характеристика объективных процессов или феномен человеческой экзистенции?

Магомедов Камиль Магомедович
В статье раскрываются разные подходы к определению случайности, приводятся онтологические и гносеологические характеристики случайных процессов, а также устанавливаются основные отличия в понимании случайности в классической, некл
Читать PDF
0.00 байт

Случайность в природе: единое и многое

Самойлова Ольга Александровна
В статье рассматриваются некоторые проблемы современногоестествознания, осмысленные в контексте онтологических категорий «случайность и необходимость», «единое и многое».
Читать PDF
0.00 байт

Начение категорий «Случайность» и «Спонтанность» в научно-естественном и постмодернистском дискурсах

Репина Евгения Александровна
Рассматриваются общие методологические проблемы современного научного познания, его онтологические, гносеологические, логические и аксиологические основания в свете кризиса современного общества и с приложением к сфере архитектурн
Читать PDF
0.00 байт

Слепая случайность или промысел божий: христианский взгляд на развитие жизни

Иеромонах Афанасий (Букин)
Читать PDF
0.00 байт

Вероятность и случайность в контексте постнеклассического дискурса

Попов Виталий Владимирович, Щеглов Борис Сергеевич, Лойтаренко Максим Владимирович, Усатова Юлия Николаевна
В статье рассматриваются особенности исторического процесса с позиции современной социосинергетики с учетом категорий вероятности и случайности.
Читать PDF
0.00 байт

Случайность в системе динамических категорий

Попов Виталий Владимирович, Щеглов Борис Сергеевич, Усатова Юлия Николаевна
В статье рассматривается категория случайности в рамках развития исторического процесса с учетом его альтернативности.
Читать PDF
0.00 байт

Необходима ли случайность? - размышления французских просветителей

Длугач Тамара
В статье выясняется соотношение необходимости и случайности в историческом плане, оно рассматривается сквозь взгляды видных французских просветителей материалистов Гольбаха, Гельвеция и Дидро. Гольбах одним из первых в XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Роль случайности в альтернативах развития социума*

Аверина Наталия Вадимовна
В статье исследуется роль случайности в контексте альтернатив общественного развития, анализируется специфика соотнесения случайности с различными динамическими понятиями и категориями.

Похожие термины:

  • СЛУЧАЙНОСТЬ, ИРОНИЯ И СОЛИДАРНОСТЬ

    Contingency, Irony and Solidarity". Cambridge, Mass., 1989) - работа Рорти, представляющая собой попытку философского осмысления проблемы соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия. Решение этой проб
  • НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

    проблема соотношения необходимого, закономерного и случайного в природе и обществе. См. Необходимость, Случайность.
  • СЛУЧАЙНОСТЬ в историческом процессе

    философская категория для выражения таких связей действительности, когда между событиями отсутствуют непосредственные, прямые, постоянные, друг друга определяющие зависимости; С. выражает налич
  • СЛУЧАЙНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ

    - одна из модальных характеристик высказывания наряду с возможностью, необходимостью и невозможностью; высказывание случайно, когда и оно само, и его отрицание являются возможными. Случайно то, ч