СЯО ТИ
СЯО ТИ
Сяо ди. "Сыновняя почтительность (благочестие) и почитание старшего брата". Категории конф. этики. Понятие "сяо" [1]-"сыновняя почтительность (благочестие)" встречается еще в "Я/у цзине", где Чжоу-гун применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека. В "Лунь юе" (5 в. до н.э.) С.т. толкуются как "корни гуманности (жэнь [2])" и гарант соблюдения обществ, установлений. В оппозиционном конфуцианству памятнике "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.) сяо [1]-доставление "пользы/выгоды" (ли [3]) исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь. "Дао дэ цзин" (гл. 19) возможность "возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию" связывает с решительным отказом от "гуманности" и "долга/справедливости" (и [1]) как факторов деградации мира. Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) усматривал в "сыновней почтительности" внутр. стимулятор заботы о благосостоянии родителей. В даос. соч. "Тай пин цзин" (1-6 вв.) человек как "сын Неба и Земли" (см. Тянь) объявляется "непочтительным сыном" (бу сяо) в том случае, если не стремится к гармонии с природой и служению ей (цз. 114). В последующей конф. традиции получил распространение тезис об "управлении/врачевании Поднебесной посредством сыновней почтительности", к-рая рассматривалась как гл. задача обучения и воспитания, осн. идеологич. устой об-ва.
СЯО ТИ
сяо ди) (кит. — сыновняя почтительность /благочестие и почитание старшего брата) — категории китайской философии, гл. о. конфуцианской этики. В «Лунь юе» сяо ти толкуются как «корни гуманности (жэнь)» и гарант соблюдения общественных установлений (I, 2), а также «[основа] управления» (II, 21). Понятие «сяо» встречается еще в «Шу цзине», где «совершенномудрый» Чжоу-гун (11 в. до н. э.) применяет его в качестве определения одного из непременных свойств человека. В 4—2 вв. до н. э. категории «сяо» был посвящен специальный трактат, во 2 в. до н. э. получивший статус канона, — «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»). В конфуцианской традиции он считается записью поучений, адресованных Конфуцием ученику Цзэн-цзы. Имел хождение в дву?с версиях — «школы текстов новых письмен» и «школы текстов старых письмен». Известная ныне версия «Сяо цзина» опирается на комментарий 10 — нач. 11 в., ее аутентичность сомнительна. Там сяо определяется как «корень добродетели», из которого «рождается всякое учение» (гл. 1). В оппозиционном конфуцианству памятнике «Мо-цзы» сяо интерпретируется как доставление «пользы/выгоды» исключительно старшим родственникам и исходящая из этого ущербная любовь. «Дао дэ цзин» возможность «возвращения народа к сыновней почтительности и милосердию» связывает с решительным отказом от «гуманности» и «долга/справедливости» как факторов деградации мироздания. В даосском трактате «Тай пич цзин» человек как «сын Неба и Земли» объявляется «непочтительным сыном» в том случае, если не стремится к гармонии с природой и служению ей. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об «управлении/врачевании (чжи) Поднебесной посредством сыновней почтительности», которая рассматривалась как главная задача обучения и воспитания, основной идеологический устой общества.
Лит.: ХуанДэши. Сяо цзин цзинь чжу цзинь и («Канон сыновней почтительности» с современным комм. и современным пер.). Тайбэй, 1979. А. Г. Юркевич
Лит.: ХуанДэши. Сяо цзин цзинь чжу цзинь и («Канон сыновней почтительности» с современным комм. и современным пер.). Тайбэй, 1979. А. Г. Юркевич
Источник: Новая философская энциклопедия