жизненные обстоятельства, становящиеся понятными (“размыкаемые”) в решимости. То есть это фактически это имеющиеся в жизни экзистенциальные факторы и обстоятельства, которые будут для тебя незаметны, если ты не обеспокоен экзистенциальной проблематикой.
СИТУАЦИЯ
Ситуация
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
СИТУАЦИЯ
общее отношение живого существа к его природному окружению, в частности человека, к его общественной и исторической среде. Ситуация — фундаментальное понятие экзистенциалистской философии, для которой любая мысль может быть понята лишь исходя из определенной ангажированности человека в мире и истории. Ситуация, в которой мы оказываемся, противоположна позиции, выражающей собой сознательную реакцию индивида на ситуацию (Ясперс); представим, например, ситуацию страдания: позиция человека может здесь принять форму вызова, безразличия, покорности судьбе, мужественного терпения и т.д.
Источник: Философский словарь
СИТУАЦИЯ
(Situation) (в этике) — придающие индивиду ценность «одноактность и неповторимость всех жизненных положений, открывающихся переживанию и деятельности. Разнообразие этих положений и создает всю полноту человеческой жизни... Чем более дифференцированным и индивидуализированным является чувство ценности индивида, находящегося в определенной ситуации, тем более интимным и существенным является его соучастие во множестве ее ценностей... Ситуации суть поле деятельности человека и даже содержательный базис всей его этической жизни вообще. Их разнообразие и образует всю полноту содержания его существования. Многогранность интересов, перекрещивающихся в ситуациях, является ключом к его чувству ценности. Каждая человеческая ситуация есть часть этического бытия. Совокупность ситуаций составляет содержание этической действительности» (N. Hartmann. Ethik, 1948). «Вся инициатива человека не только ситуационно определена, но и ситуационно оформлена... Человек должен действовать в ситуации, но как именно, она ему не указывает, и в этом и состоит его свобода... Ситуация суть принуждение к решению, свобода же состоит в самом решении» (N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1948); cp. Пограничные ситуации; Среда; Самоопределение.
J. R Sartre. Situations, 2 vol., 1948 u. 1949, dt. 1965.
J. R Sartre. Situations, 2 vol., 1948 u. 1949, dt. 1965.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СИТУАЦИЯ
нем. Situation) — понятие, введенное Ясперсам и получившее распространение в экзистенциализме, философии жизни, феноменологии. У Ясперса ситуация характеризует способ бытия человека в мире (Dasein, «здесь-бытие» — само слово указывает на то, что человек «уже есть» в мире, уже «здесь»).Изначально человек (Dasein) —невыделенная часть реального мира. На этом уровне он есть лишь событие, случай объективной природы, а не творец собственной судьбы. Однако, будучи такой невыделенной частью всеобщего «здесь», человеческое бытие (Dasein) обладает определенной исключительностью; во-первых, ему присуще «внутреннее беспокойство», отличающее способ его бытия от любого другого сущего; во-вторых, оно является центром сознания, благодаря которому может сделать предметом вопрошания факт своего «бытая-здесь». Когда неартикулированное внутреннее беспокойство превращается в отчетливое сознание, ситуация человека в мире изменяется, однако как Dasein человек всегда находится в той или иной ситуации (ср. «пограничную ситуацию» у Ясперса).
У Хайдеггера ситуация становится основой интерпретации вообще: усвоение прошлого, истории, всегда определяется тем, в какой мере «понимающим образом» освоено «живое настоящее», которое только и может «раскрыть» прошлое. Иначе говоря, понимание ситуации прошлого возможно вполне только тогда, когда мы понимаем себя и свою ситуацию.
Ситуация становится важной категорией в опытах обоснования логики у Миша и Липпса, поскольку реальное языковое выражение, из которого выводятся логические формы, всегда ситуативно. И именно ситуация определяет значение выражения.
И. А. Михайлов
У Хайдеггера ситуация становится основой интерпретации вообще: усвоение прошлого, истории, всегда определяется тем, в какой мере «понимающим образом» освоено «живое настоящее», которое только и может «раскрыть» прошлое. Иначе говоря, понимание ситуации прошлого возможно вполне только тогда, когда мы понимаем себя и свою ситуацию.
Ситуация становится важной категорией в опытах обоснования логики у Миша и Липпса, поскольку реальное языковое выражение, из которого выводятся логические формы, всегда ситуативно. И именно ситуация определяет значение выражения.
И. А. Михайлов
Источник: Новая философская энциклопедия