ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.).
Источник: Тематический философский словарь
ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
нем. Grenzsituation) – категория философии экзистенциализма, введенная Ясперсом, означающая моменты глубочайших потрясений (страх, страдание, борьба, смерть и др.), в к-рые человек познает себя как нечто безусловное.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
ситуация, в к-рой человек непроизвольно познает себя. Согл. К.Ясперсу, П.с. возникают перед лицом смерти, как следствие ощущения вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Это ситуации, побуждающие человека опираться на свои сущностные силы и служащие источником рефлексии. П.с. — важные моменты саморазвития личности, стимулы деятельности; в то же время они могут вызвать чрезмерное напряжение, способны стать причиной невротизации и психол. травм. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Пограничная ситуация
(нем. die Grenzsituation) — категория этического учения Ясперса. П. с. (страх, страдание, виновность, борьба, неудовлетворенность, смерть и др.) сведают, согласно Ясперсу, рамки внутренней духовной жизни и практической деятельности человека. Они якобы образуют «пределы» существования, за к-рыми простирается «небытие». Поскольку П. с. обладают характером фатальности и всеобщности, человек не может их избежать, а их преодоление означает потерю «существования». По Ясперсу, человек может принять подлинно нравственное решение для действия в том случае, если он осознал роковой характер П. с. Учение о П. с. деморализует людей, обрекает их на безволие и пессимизм.
Источник: Философский словарь. 1963
ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
нем. die Grenzsituation) — понятие философии Ясперса. П. с.— смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием. Оказавшись в П. с., человек, согласно Ясперсу, освобождается от всех ранее сковывавших его условностей, внешних норм, общепринятых взглядов, к-рые характеризуют сферу “Ман”, и тем самым впервые постигает себя как экзистенцию. П. с., позволяя человеку перейти от “неподлинного” бытия к подлинному, вырывает его из пут обыденного сознания, чего, согласно экзистенциализму, не в состоянии сделать теоретическое, научное мышление. Все то, чем прежде жил человек, предстает перед ним в П. с. как иллюзорное бытие, как мир видимостей; в такой ситуации он начинает понимать, что этот мир отделял его от реального бытия, трансцендентного по отношению к эмпирическому миру. Т. обр., П. с. позволяет личности соприкоснуться с трансценденцией, богом.
Источник: Философский энциклопедический словарь