Сионизм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сионизм
от названия горы "Сион" в Палестине) - еврейское националистическое политико-социальное движение, возникшее в XIX веке, призывавшее всех евреев, разбросанных по свету, собраться в едином национальном государстве. Сионизм имел светское (Герцль) и религиозное (Ахад Хам) направления.

Источник: Философия политики: глоссарий

Сионизм
(от горы Сион, на к-рой, согласно ветхозаветным рассказам, был построен Иерусалимский храм) — националистическое движение еврейской буржуазии, возникшее в конце 19 в. и имеющее целью создание «правоохраняемого убежища» для евреев в Палестине. Совр. С. — это идеология шовинизма и политика антикоммунизма крупной евр. буржуазии, тесно связанной с империалистическими кругами капиталистических стран. С. проповедует реакц. идею «богоизбранности» евр. народа, «братства всех евреев» независимо от их социального положения. Тем самым С. стремится отвлечь трудящихся евреев от общей борьбы рабочего класса различных национальностей против буржуазии, внести раскол по национальным признакам в рев. движение масс. Еще на заре С. его адепты заявляли, что они придают огромное значение иудаизму, т. к. он сохранил «самобытность» евреев и может стать основой будущего обновления их духовной жизни. В наст. вр. сионисты в своей деятельности максимально используют догматы иудаизма. В гос-ве Израиль, возглавляемом сионистами, иудаизм является гос. религией. Клерикальные партии стремятся навязать израильскому об-ву ветхозаветные и талмудические уложения и предписания. При министерстве культуры Израиля действует департамент по распространению Библии и Талмуда. В его ведении находится ряд школ и курсов, где молодые люди изучают талмудическую «мудрость», приспособленную к требованиям господствующих классов. Вместе с тем в Израиле имеются демократические силы, возглавляемые коммунистической партией и рабочим классом, к-рые ведут борьбу против эксплуатации и духовного гнета, против буржуазного национализма, С. за политику, отвечающую интересам всех трудящихся страны.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СИОНИЗМ
от названия горы Сион в окрестностях Иерусалима) - идеология, политика и система орг-ций крупной евр. буржуазии, сросшейся с империали-стич. кругами Запада, в первую очередь США. С. является одним из самых воинств, отрядов импе-риалистяч. реакции и занимает откровенно антикоммунистич. и антисов. позиции. Возникновение политич. программы С. связывается с брошюрой «Еврейское государство» (1896) австр. бурж. журналиста Т. Герцля, еврея по происхождению. В 1897 состоялся I сионист, конгресс (Базель, Швейцария), на к-ром С. конституировался как политич. движение. Конгресс создал т. н. всемирн. сионист, орг-цию (ВСО), к-рая в наст. вр. включает в себя политич. партии, действующие более чем в 50 бурж. странах. С. провозгласил расист, идею «исключительности» т. н. «всемирн. евр. нации», к-рой якобы противостоит «врожденный» антисемитизм всех др. народов. С этими ложными, реакц. постулатами С. связывает лозунг «исхода» евреев из стран фактич. проживания и «нац. объединения» в собственном гос-ве. Особую роль в пропаганде и реализации этого лозунга международ. С. отводит клерик.-сионист. верхушке Израиля. Пытаясь скрыть свою империалистич. сущность, С. объявляет себя нац.-освободит, движением евреев, реализующим якобы программу «соц. справедливости» ветхозаветных пророков. Тем самым С. стремится необоснованно отождествить не только понятия «еврей» и «сионист», но также «еврей» и «иудей». Используя в своих целях иудаизм, С. тем не менее имеет политич. характер. Союз С. и иудаизма в бурж. странах оформился в 30-х гг. 20 в. и с тех пор постоянно усиливался. Реакц. содержание этого союза, особенно наглядно проявившееся в антинародной, аннексионист. политике правящих сионист.-клерик. кругов Израиля, все более осознается трудящимися, в т. ч. верующими, и вызывает их возрастающее сопротивление.

Источник: Атеистический словарь

СИОНИЗМ
реакц. националистич. течение, организованное идеологами евр. буржуазии в конце XIX в. и проповедующее собирание всех евреев в Израиле, у «свящ.» г. Сиона. Под видом пропаганды идеи собирания «богоизбранного» «единого евр. народа» и возрождения израильского гос-ва евр. буржуазия стремилась насаждать представление о «классовом единстве» всех евреев и т. о. отвлекать евреев-трудящихся от общей борьбы рабочего класса разл. национальностей против капиталистов. В. И. Ленин писал, что «сионистская идея - совершенно ложная и реакционная по своей сущности» (Соч. Изд. 5. Т. 8, с. 72). Распространение С. начал парижский фельетонист из купеч. семьи Т. Герцль, использовавший план Наполеона III о создании евр. гос-ва под эгидой франц. буржуазии. В осуществлении сионистского плана Герцль пытался заинтересовать султана Абдул-Хамида II, кайзера Вильгельма II, папу Пия X, итальянского и английск. королей. В 1903 Герцль обратился к царскому министру Плеве с просьбой о легализации сионистов в России, обосновывая свою просьбу тем, что С. отвлекает евр. молодежь от участия в рев. движении. Царизм ответил согласием на развитие сионистского движения. После первой мировой войны С. был использован английскими, а после второй мировой войны - америк. империалистами для поддержания напряженности на Бл. Востоке, чтобы затруднить развитие нац.-освободит. движения в этом районе. В 1948 было создано буржуазное, сионистское гос-во Израиль.
По существу все партии в Израиле, за исключением коммунистической, являются сионистскими; из них наиболее реакционны клерик. партии «Мизрахи», «Агудат Исраэл», «Паолей Агудат Исраэл». В стране религия не отделена от гос-ва, а школа от религии. Правовые религ. нормы, сформулированные более тысячи лет назад, во многом возрождены (напр., в вопросе о браке и разводе, о наследстве и т. п.). Роли г. фанатизм и непримиримость насаждаются государством. Сионисты враждебны коммунизму. Коммунисты, в т. ч. и в Израиле, ведут борьбу против сионизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Сионизм
националистическое движение еврейской буржуазии, направленное к созданию самостоятельного еврейского государства в Палестине. Первый конгресс сионистов, на котором были объединены все разрозненные до того палестинофильские группы, был открыт 29 августа 1897 г. в Базеле. На этом конгрессе была впервые выработана программа сионистов, основные задачи которой были определены следующим образом:
"Сионизм стремится создать для еврейского народа обеспеченное законом убежище в Палестине. Для достижения этой цели конгрессом рекомендуется: 1) целесообразное поощрение колонизации Палестины евреями - землепашцами, ремесленниками и рабочими; 2) группировка и сплочение всего еврейства посредством общих и местных учреждений, устроенных на законных основаниях; 3) укрепление еврейского национального чувства и народного самосознания; 4) предварительные меры для получения согласия правительств на осуществление задач сионизма".
Второй Базельский конгресс состоялся в августе 1898 г. На нем было принято постановление об организации еврейского колониального банка, который должен был финансировать массовое переселение евреев в Палестину. Третий Базельский конгресс, происходивший в августе 1899 г., выдвинул вопрос о получении права на колонизацию Палестины. Право на колонизацию должно было быть получено от турецкого султана, так как Палестина входила в состав Турецкой империи. Четвертый и пятый конгрессы провозглашают необходимость развития и укрепления национального чувства в массах еврейского народа и ставят в центр сионистской деятельности ведение культурнической работы среди евреев во всех государствах. До четвертого конгресса какая бы то ни была работа среди евреев в диаспоре считалась недостойной сиониста. Все должно было быть подчинено единой мысли о Сионе. На шестом Базельском конгрессе (1903 г.) вождь сионизма, Герцль, разочаровавшись в возможности колонизации Палестины, внес предложение о замене Палестины Угандой (в восточной Африке). Это предложение встретило резкий протест со стороны сторонников палестинской территории и раскололо конгресс на два лагеря.
Вопрос об Уганде был передан на рассмотрение специально избранной комиссии, которая на седьмом конгрессе (1905 г.) высказалась против плана колонизации Уганды. Конгресс, после долгой борьбы, вынес резолюцию о необходимости строго придерживаться первой Базельской программы, признающей Палестину единственной территорией, пригодной для создания еврейского государства. Внутреннее разложение в сионизме, так ярко проявившееся на шестом конгрессе, с тех пор уже не прекращалось.
Сионизм был одно время сильно распространен среди еврейских масс в России, особенно в среде мелкой буржуазии, торговцев, ремесленников и т. д. Октябрьская Революция, одним ударом разрешившая национальный вопрос, лишила сионизм всякого влияния в России.
Часть еврейской буржуазии, заселившая Палестину, образовала там под покровительством Англии "самостоятельное государство". /Т. 4/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СИОНИЗМ
реакционная форма еврейского буржуазного национализма. С.— идеология и политическая практика правящих кругов Израиля и крупной буржуазии еврейского происхождения, сросшейся с монополистическим капиталом США и др. империалистических держав. Будучи союзником и подручным империализма, С. в то же время стремится преследовать и свои собственные цели, среди них достижение при помощи США гегемонии на Ближнем Востоке, установление идеологического, политического и организационного контроля над еврейским населением стран капитала. Сущность сионистской идеологии и политики, осуществляемой правителями Израиля и лидерами С. характеризуют крайний шовинизм и расизм, оголтелый антикоммунизм и антисоветизм, культ войны, вседозволенности и безнаказанности, ставка на государственный террор и противодействие разрядке международной напряженности.
Политика израильских властей на оккупированных арабских территориях и во время агрессивной войны против Ливана в 1982, по существу, во многом повторяет методы нацистов. В руководимом сионистами Израиле постоянно возрастает угроза фашизма. Как и антикоммунисты др. мастей, сионисты при помощи лжи и инсинуаций стремятся дискредитировать непреходящие ценности социализма, активно участвуют едва ли не во всех клеветническо-провокационных пропагандистских кампаниях Запада, направленных против СССР и др. социалистических стран. Сионистская пропаганда — неотъемлемая часть империалистической пропаганды.
С целью обмана еврейских трудящихся и введения в заблуждение мировой общественности сионисты широко используют лозунги о «возвращении евреев к земле, физическому труду», установлении в Израиле «образцовой демократии» и т. п. Сионистские идеологи активно манипулируют общественным сознанием, спекулируя не только на утопическо-романтических, либеральных и религиозно-мессианских и псевдосоциалистических концепциях и мифах. Сионисты утверждают, что евреи всего мира составляют экстерриториальную «всемирную еврейскую нацию» — совершенно особое образование, в к-ром нет-де классовых противоречий, классовой борьбы. В чисто расистском духе сионисты заявляют, что «еврейская нация» — самая выдающаяся в истории человечества, несет на себе печать «избранности»(или богоизбранности), играет «уникальную роль» в истории и т.д. Наряду с политизированными и модифицированными догматами иудаизма одной из основ идеологии С. является догма о «вечном антисемитизме», к-рый якобы присущ всем народам. В качестве «решения» еврейского вопроса С. провозглашает консолидацию евреев под сионистским знаменем и их переезд в Израиль.
С. имеет централизованную и широко разветвленную организационную структуру, включающую большое число партий и объединений (осн. среди них —«Всемирная сионистская организация» и «Всемирный еврейский конгресс»), рекрутирующих своих сторонников в различных социальных слоях еврейского населения ок. 70 капиталистических и развивающихся стран. Это прежде всего буржуазия, однако сионисты оказывают влияние и держат под своим контролем значительную часть еврейского населения (особенно в Израиле). Марксисты-ленинцы последовательно разоблачают реакционную сущность С., показывают, в частности, какую опасность представляют сионисты для народа Израиля и еврейского населения др. стран. Борьба с С. неотделима для коммунистов от борьбы с антисемитизмом и любыми др. националистическими проявлениями.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

СИОНИЗМ
(Zionism). Название, к-рое получила философская концепция возрождения еврейского народа на "Сионе", издревле отождествлявшемся в еврейской истории с Иерусалимом. После изгнания евреев из Иерусалима римлянами в 135 г. н.э. идея "Сиона" всегда составляла неотъемлемую часть еврейской мысли; в еврейских молитвах (индивидуальных и совместных) особое значение придавалось возвращению на родину. Верующие евреи мечтали, что их жизни в рассеянии, на землях чужих народов придет конец и они вернутся в Землю обетованную. Небольшая часть евреев всегда оставалась в Палестине; она увеличилась за счет тех, кто спасся в 1492 г. от испанской инквизиции. И все же для многих евреев идея физического возвращения в Палестину казалась почти иллюзорной, если не несбыточной, мечтой.
В XIX в. подъем еврейской литературы, рост еврейского национализма и, самое главное, новая вспышка антисемитизма способствовали возникновению организаций, подобных "Ховевей Цион" ("Любящие Сион"), крые начали собирать средства для переселения евреев в Палестину. Погромы в царской России после 1881 г. привели к тому, что тысячи охваченных паникой людей поняли: Палестина  это самое надежное убежище на земле. Сельскохозяйственные поселения строились в т.ч. и на деньги жертвователей, таких, как барон Э. де Ротшильд.
Ранние сионисты делали основной упор на религиозную мотивацию и мирный земледельческий труд поселенцев. Однако опубликование в 1896 г. брошюры Т. Герцля "Еврейское государство" ознаменовало рождение политического сионизма, а с ним и современной концепции сионизма. Новая эра в еврейской истории началась с того момента, когда австрийский журналист Герцль, прежде защитник еврейской ассимиляции, пришел к убеждению: пока большинство евреев живут вне родины, антисемитизм неизбежен. Он стал предпринимать усилия в экономической, политической, технической сферах, необходимые, с его точки зрения, для создания действующего еврейского государства. В 1897 г. состоялся Первый сионистский конгресс, на к-ром более двухсот делегатов со всего мира приняли Базельскую программу. В программе подчеркивалось, что сионизм считает своей целью создание в Палестине законного дома для еврейского народа, поощряет переселение в Палестину, создает международные организации, крые объединили бы евреев, укрепили национальное еврейское сознание и добились признания со стороны правительств других стран.
Мыслью Герцля двигали исключительно секулярные мотивы; фактически, он был агностиком. Большинство его последователей, однако, составляли ортодоксы из ЮгоВост. Европы. Хотя и противясь превращению сионизма в культурную, религиозную или смешанную общность поселенцев, Герцль был вынужден все же пойти на уступки сторонникам соответствующих тенденций. Хрупкий альянс выявил множество граней сионизма в XX в. Для Герцля главная цель сионизма состояла в достижении политических гарантий, крые предоставляли бы евреям суверенные права на своей родине. Вскоре после его смерти в 1904 г. около семидесяти тысяч евреев приехали в Палестину; большинство (по крайней мере 60%) жили в городах. В массовое движение и политическую силу сионизм превратился во время Первой мировой войны. В 1917 г. Британия приняла декларацию Бальфура, в крой признавалось право евреев на основание в Палестине еврейского национального очага.
Сионизм представлял собой движение меньшинства и встретил оппозицию даже внутри самой еврейской общины. К примеру, американские иудеиреформисты полагали, что евреи не приспособлены к жизни в трудных условиях Палестины, где нередки болезни и голод. К-ром е того, они считали, что Палестина  уже не еврейская земля, "Сион" же  это Соединенные Штаты. С точки зрения этих " несионистов ", сионизм разрушает всю конструкцию иудаизма и разве что вызывает раздражение у русских. Только убийство ста тысяч евреев частями русской армии в 191921 гг. и, в конечном итоге, ужас нацистского холокоста во время Второй мировой войны, когда были уничтожены шесть миллионов евреев, объединили сионистов и несионистов в поддержку еврейского государства в Палестине, убежища гонимых и бездомных. В нояб. 1947 г. Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла план раздела Палестины, одобренный Соединенными Штатами и Советским Союзом. Государство Израиль считается официально провозглашенным 14 мая 1948 г., когда закончилось британское правление. По мере становления молодого государства в рамках Всемирной сионистской организации горячо обсуждалось определение сионизма, его цели и перспективы. Начиная с 1968 г. многие стали видеть конечную, хотя и не лишенную противоречий, цель сионизма в алие (иммиграции в Израиль).
В XIXXX вв. сионизм получил поддержку "христианских сионистов". Разделяя идеи премилленаристской эсхатологии, особенно поддерживали возвращение еврейского народа в Израиль (а в XX в.  и сам Израиль) евангеликифундаменталисты.
D.A. RAUSCH(nep. Ю.Т.) Библиография: W. Laqueur,/4 History of Zionism; A. Hertzberg, The Zionist Idea: A Historical Analysis and Reader; N. W. Cohen, American Jews and the Zionist Idea; I.Cohen, Theodor Herzl: Founder of Political Zionism; EJ, XVI, 10311162.
См. также: Сионизм христианский.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Сионизм христианский

    (Zionism, Christian). Христиане внесли большой вклад в поддержку возвращения еврейского народа на "Сион". Вмилленаристской традиции вера в необходимость возвращения евреев на Сион составляет важное догма
  • Иудаизм и сионизм

    Вопреки широко распространенному мнению эти понятия не являются идентичными. В течение почти всей своей четырехтысячелетней истории евреи считали себя единым народом, потомком патриархов Авраа