СИНЕРГИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Синергия
греч. "sun", "с-" и "ergon", "делание", "дело") - "общее действие", "гармоничное взаимодействие, направленное к общей цели".

Источник: Философия политики: глоссарий

Синергия
от греч. synergeia — сотрудничество, содружество, кооперадия) — (в биологии) совместное действие каких-либо органов или систем.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СИНЕРГИЯ
от греч.-сотрудничество, содружество): совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В теологии – соучастие (по Лютеру, невозможное) человека в искупительных делах Божьих. В социологии совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности. В философии – создание целостного знания на основе соединения исторически сложившихся различных подходов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СИНЕРГИЯ

(СИНЭРГИЯ, греч. synergeia - совместное действие) - "соработничество" человека и Бога в реализации Божия замысла о спасении мира и человека; взаимодействие божественной благодати и человеческогой свободы. Учение о синергии опирается на опыт апостольской жизни по Евангелию - 1 Кор.3.9. Участие человека предполагает благодатный дар Бога, молитвенно-смиренное "хождение перед Богом", служение Ему и зрелую духовность, ответственные отношения, диалог с Богом, содействие Св. Духа. Лютеранская и кальвинистская мысль слишком низко оценивала значение человеческих усилий в деле спасения, чтобы соглашаться с синергией.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СИНЕРГИЯ
(от гр. synergeia – содружество, сотрудничество) – взаимодействие двух или более факторов, при котором эффект от их действия превосходит сумму эффектов каждого отдельного компонента. Например, синергия – вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или нескольких лекарственных веществ, характеризующейся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности [112, С. 456]. В системном анализе также используется термин «эмерджентность». Исследования синергических эффектов (возрастания эффекта в результате слияния частей в единое целое) ведутся в биологии, кибернетике, психологии, педагогике и других отраслях науки.
Литература: [89, 112].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

СИНЕРГИЯ
от греческого sin (совместно) - ergos (действующий) ) - новая в классификации форма материи,  совместно действующая с материей привычной нам электромагнитной и гравитационной природы. С. -   физический объект материальной неэлектромагнитной природы. С. проявляет свойства волны (лучевая форма), частицы (субстратная форма) и поля (градиент плотности субстратной формы и дистанционное ее проявление). С. обладает высокой проникающей способностью через вещество, демонстрируя специфичное "слабое" взаимодействие с материей электромагнитной природы. Влияние на биообъекты проявляется по принципу взаимодействия "подобного с подобным" влияя на синергокомплекс организма. Экспертными методами исследования с применением  приборов типа нивелира и секстанта установлена скорость распространения С. (982130525м/с) и ее высокая проникающая способность. Последнее подтверждается наблюдениями, а также астрофизическими и геофизическими экспериментами. 
С. - энергия жизни - системоорганизующая компонента сложноорганизованной структуры биологических объектов - синергокомплекса. Обладая специфическим биогенным влиянием, именно она определяет формирование, развитие и функционирование биообъектов. Посредством С. осуществляется контроль и управление процессами жизнедеятельности организма на общесистемном уровне. Биологические объекты выступают в роли избирательных "многокаскадных усилителей", отражая биогенную природу известного в практике и слабо представленного в современной науке физического фактора биогенной активации (ФБА) или С. 

Источник: Глоссарий по синергологии (дефиниции и толкования)

СИНЕРГИЯ
(греч. synergeia – совместное действие), синергизм – понятие, введенное святоотеческими философами-богословами и обозначающее богопознание, сотрудничество, соработничество человека с Богом на пути собственного спасения.
Божественное действие в христианстве именуется «энергией»: неописуемый, непознаваемый в своем существе, Бог действует вовне в своих «энергиях», предоставляя всем возможность богопознания, необходимого для получения «жизни вечной». Наличие в мире божественной благодати и одновременно зла может быть понято лишь на основе С., осмысливаемой как осуществление закона свободы, данного человеку Богом.
Поскольку Бог, создав человека, освободил его от Себя, постольку сам акт Его творчества был призывом к диалогу, коммуникации, сотворчеству, что и является объективной предпосылкой С.
Величие и трагедия человека в том, что ему дана свобода: призванный к обожению, он часто опускается во мрак зла и невежества. «Образ Божий» в человеке относится к его сущности, а «подобие» – к динамической способности стремления к Богу. Атрибуты человеческой духовности – разум, способность к любви, творчеству, самоопределению – есть элементы богоподобия и подлежат развитию в процессе созидания себя. Таким образом, богоподобие, данное человеку при его творении, является субъективным условием синергизма, общего для всех людей.
Осознание собственного богоподобия относится к самой сути человеческого бытия, это нечто, что дано ему и что «принято и не принято» им. Ответ человека имеет такое же решающее значение, как и сам дар Божий. Раб творит под страхом наказания, наемник-слуга не знает, чего хочет его господин, и ждет лишь оплаты. Но Бог призвал человека быть его соработником, соратником в творчестве иной реальности. Пока зло, смерть, грех не побеждены в нас, мы находимся в процессе становления, мы «в отечестве и в пути»: мы уже в церкви, и мы еще на пути к ней. С. – христианская философия индивидуального религиозного опыта человека, «взращивающего» в себе личность.
Церковь не говорит, кем должен быть человек, но – каким он должен быть. С. – один из принципов христианской антропологии, в которой выделяются три уровня человеческого бытия: природное бытие, ветхозаветное и евангельское. «Природный» человек, язычник включен в круговорот природы, в это вечное «колесо скорби» или радости. Язычник – всегда чужой на пиру природных сил. Если с объективной точки зрения (извне) он – «малое в большом», то по своему мироощущению он – «малое при большом», от которого разумнее отгородиться. Окультуренный слой мира, с помощью которого язычник защищается от разлитого в мире зла, весьма тонок. Языческое сознание не знает различий между обыденным, житейским, низким и «высоким», духовным. В критической ситуации природный человек или игнорирует реальность, конструируя в воображении иллюзорный образ сохранности нарушенного хода жизни, или принимает реальность «как есть», приспосабливая свои потребности к ней. И в первом, и во втором случае прошлое как «моя» реальность отбрасывается; природный человек имеет настоящее, но не имеет прошлого и будущего.
Для ветхозаветного человека отношения с Богом носят ярко выраженный договорный характер: ему были преподаны Закон, Слово Божье, заповеди, нарушение которых влечет за собой наказание, а их соблюдение гарантирует благоволение, покровительство Бога. Закон, согласно ап. Павлу , был дан в качестве воспитательного средства, он являлся «детоводителем ко Христу». Закон лишь ставил преграду греху, но не давал внутренних сил человеку для того, чтобы одолеть зло и приблизиться к Богу. Человек «Закона» имеет прошлое и настоящее, но не имеет будущего.
Христианство освобождает человека из плена фатальности, перед этикой христианства эстетика язычества, нормативность Закона отступают на второй план. Христианство открыло интимность внутреннего мира, в глубине которого открывается сущность человека как образа Божьего. Поскольку христианство положило в основу человеческих отношений культ человека, стоящего выше отдельной личности, постольку для индивида С. выражается в совокупности самостоятельно выбираемых способов восхождения к Человеку. Для того, кто стал на путь С., время стянуто в одну точку, в «сейчас», в котором присутствуют и прошлое, и настоящее, и будущее. Единство эссенции и экзистенции, сущности и существования, С. человека с Христом и есть смысл человеческого бытия. Формирование нового понимания бытия приводит к возникновению понятий, выражающих суть христианской С.: «кризис», «покаяние», «пост», «смирение», «подвиг», «послушание» и т. п.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Синергия и синергетика: категория исихазма и современная наука

Берсенева Татьяна Павловна
Прослеживается связь категории исихазма синергии и современного научного междисциплинарного направления синергетики, отмечается, что именно синергия в значении совместного действия, взаимодействия различных потенций или видов энер
Читать PDF
0.00 байт

Синергия, божественные энергии и свободная воля

Берсенева Татьяна Павловна
В статье рассматривается категория православного богословия — синергия, которая обозначает совместное действие Божественных энергий и свободной воли в деле спасения человека.
Читать PDF
0.00 байт

Синергия и диалектическое противоречие

Берсенева Т. П.
Сопоставление диалектики и синергетики возможно в разных аспектах. В статье выявлен концепт синергии в синергетике и показано, что синергия является базовой категорией синергетики.
Читать PDF
0.00 байт

Синергия в русской культуре XIX в

Берсенева Татьяна Павловна
Данная статья является логическим продолжением серии работ, посвященных обнаружению и исследованию феномена синергии в русской культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивные сети: интерактивность, интерсубъективность, синергия

Елена Князева
В статье обсуждаются некоторые свойства когнитивных сетей в контексте современных достижений науки о сетях (Network Science) Именно исследование сетевых структур и их удивительных свойств приоает сегодня новый импульс развитию тео
Читать PDF
0.00 байт

Философия в свете синергии метафоры

Ермоленко Г. А.
Читать PDF
0.00 байт

Д. С. Мережковский: идея андрогинизма как ключ к новому пониманию синергийности божественного и чело

Трубчанинов Алексей Леонидович
В статье исследуется учение об Эросе Д. С. Мережковского.
Читать PDF
0.00 байт

Синергийная антропология. Томские лекции

Хоружий Сергей Сергеевич
В конце сентября 2007 года, в дни празднования 20-летия со дня открытия философского факультета Томского государственного университета директор Института синергийной антропологии Сергей Сергеевич Хоружий прочёл двухдневный курс ле
Читать PDF
0.00 байт

Синергийная антропология. Томские лекции

Хоружий Сергей Сергеевич
Представлены исторические истоки и основания синергийной антропологии, её концептуальный аппарат и методология, определена её предметную область, а также её связь с актуальной антропологической и культурологической проблематикой,
Читать PDF
0.00 байт

Природа психологического познания в синергии «Языка»

Языков Константин Геннадьевич, Абушаева Магипервас Энверовна
Современная психология призывает к широкой антропологизации науки. В нашем понимании это свойство присуще имманентной эволюции особых живых систем. Естественным для них является язык ДНК.
Читать PDF
0.00 байт

Методология гештальта в синергийном исследовании человека. .

Гаранина Ольга Денисовна
Предлагается холистический подход к исследованию человека в контексте методологии гештальта и синергетики.
Читать PDF
0.00 байт

Синергийность мировосприятия византийцев как культурообразующий фактор

Исаева Виктория Викторовна
Статья посвящена анализу одной из ключевых категорий гуманитаристики синергийности культуры, рассмотренной сквозь призму византийской историко-культурной реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Категория синергии в теологической традиции

Берсенева Татьяна Павловна
В предлагаемой статье синергия рассматривается как основная категория мистического религиозного опыта и всего православного богословия в целом.
Читать PDF
0.00 байт

Синергийная этика и моральные основания правосознания

Аблеев Сергей Рифатович
Статья посвящена проблеме корреляции этических оснований общественной жизни и правосознания. Разрушение моральных основ личности и нравственных устоев социальной системы неизбежно порождает углубление кризиса правосознания.
Читать PDF
0.00 байт

Синергийная антропология в контексте современной культуры

Мельников Д. А.
Показан кризис западной антропологии, обусловивший возникновение синергийной антропологии и подобных неклассических моделей человека.

Похожие термины:

  • СИНЕРГИЯ (СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

    ) [от гр. synergos вместе действующий] – возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффек
  • СТИМУЛЯЦИЯ ПО СИНЕРГИИ

    дозированное целенаправленное воздействие синергией на биологические объекты для активизации их функций. Осуществляется в виде локальных воздействий на организмы, органы, ткани и препараты. Ист
  • ПОЛЕ СИНЕРГИИ

    пространство влияния и распространения субстратной и лучевой форм синергии, устанавливаемое по взаимодействию с другими объектами.  Взаимодействие обнаруживается только при наличии синергии в
  • СИНЕРГИЗМ

    от греч. synergos - вместе действующий) - совместное действие двух или нескольких оринов или агентов в одном и том же направлении.