СИНЕРГИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Синергизм
от греч. synergos - вместе действующий) - совместное действие двух или нескольких оринов или агентов в одном и том же направлении.

Источник: Человек и общество. Культурология

СИНЕРГИЗМ
учение о наличии свободы во «внутреннем человеке» на его спасительном пути к Богу под действием благодати Святого Духа, о том, что с помощью сил, дарованных ему благодатью, человек сам должен содействовать своему спасению.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

СИНЕРГИЗМ
от греч. synergeia - содействие, соучастие) - восходящее к апологетам и отцам церкви учение о наличии свободы во "внутреннем человеке" на его спасительном пути к Богу под действием благодати Святого Духа. "И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32) - евангелистская основа С. На Руси это учение, начиная с митрополита Илариона, получило распространение прежде всего как ключевой фактор внутреннего духовного просвещения, к-рый обуславливал онтологическое обожение человека - согласно Богочеловеческой природе Христа. В рамках православной философии С. приобрел логико-гносеологическое значение. Московский митрополит Платон (Левшин) и его школа претворили С. в принцип антиномической достаточности при анагогическом познании Бога (см. Анагогия). Тем самым была "оттенена" идея трансцендентной "свободное" Бога, по образу и подобию к-рой полагалась и сугубо внутренняя свобода человека. Славянофилы, особенно в лице Хомякова, развили антиномические черты С., подчеркнув его православную особенность. Мн. рус. писатели приняли духовный аристократизм "тайной" (Пушкин), т. е. сугубо внутренней, свободы человека за кардинальный принцип художественного творчества. В 1-й пол. XX в. усилилось гносеологическое осмысление С. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, Бердяев, Булгаков, Франк, Н. А. Васильев, Эрн заложили фундамент антиномической, или "воображаемой" (Васильев), логики. Но т. к. она базировалась на синергической событийности Бога и человека, то С. стал источником развития и собственно анагогии с ее цельным "вчувствованием в сокровенный духовный смысл" бытия (напр., в творчестве Булгакова и И. А. Ильина). Отсюда наметились пути для создания целостных метафизических построений, допускающих трансцендентную свободу Бога и, как следствие, "религиозную автономию" (Ильин) человеческого духа (напр., в творчестве Е. Н. Трубецкого, Булгакова, Ильина, Франка, Карсавина).

Источник: Русская философия: словарь

Синергизм
(Synergism).
От греч. synergia  "соработничество". Учение о совместных усилиях Бога и человека в процессе христианского обращения. Синергизм стремится примирить две, казалосьбы, несовместимые истины: абсолютное владычество Божье и моральную ответственность человека. Нигде больше обе эти истины так не переплетены, как в теологии обращения. Августиновская христианская традиция подчеркивает здесь безраздельную власть Бога ("монергизм" или "божественный монергизм "). Эту же традицию развивали Кальвин и Лютер. В Малом катехизисе Мартин Лютер писал: "Верую, чточерез собственный разум и усилия не могу поверить в Иисуса Христа, моего Господа, и прийти к Нему. Но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере". В другой, пелагианской,традиции подчеркивалась моральная ответственность человека. Получившая развитие у некрых католиков (Эразм Роттердамский) и протестантов (Якоб Арминий, Дж. Уэсли), она выдвигает на первый план свободу воли: по словам Эразма, " свободная воля есть сила приобщения к благодати". Синергистская полемика развернулась в период лютеранской Реформации. До сих пор исследователи спорят, можно ли считать Филиппа Меланхтона синергистом. Действительно, он утверждал, что "человек совершенно неспособен делать добро" и что свободная воля проявляется во "внешних" (мирских), а не во "внутренних" (духовных)вопросах. Однако во втором издании своей книги "Общие принципы теологии" (1533) Meланхтон писал, что в христианском обращении "соприсутствуют три причины: Слово, Святой Дух и Воля, которая вовсе не безучастна, а, напротив,сопротивляется собственной слабости... Бог притягивает, но притягивает того, кто желает... воля не есть неподвижный истукан, и духовное чувство не прикладывается механически к воле, как если бы она была истуканом". Последователи Меланхтона получили название филиппистов, а их оппоненты  гнесиолютеран ("истинных лютеран"). Позиция Меланхтона получила подтверждение в Лейпцигском интериме (1548); Иоанн Пфеффингер( 14931573), первый лютеранскай суперинтендент Лейпцига, развил филиппистскую позицию в трактатах "Освободной воле человека" и "Свободе суждения" (1555), определив в качестве соперничающих движущих сил христианского обращения "Святой Дух, действующий через Слово Божье, человеческий ум в процессе мышления и волю  не сопротивляющуюся, а подчиняющуюся всему, что исходит от Святого Духа". С критикой Пфеффингера и синергизма выступил в 1558 г. Николас Амсдорф, друг Лютера, прозванный "тайным епископом Лютеранской церкви". В полемику с ним вступили профессор из Йены Викторин Штригель (152469) и Иоганн Штольц (ок. 151456), проповедник из Веймара. Еще один профессор из Йены, Маттиас Флаций, стал главным противником филиппистов. Он учил, что " природный человек " подобен куску дерева или камню и враждебен действию Божьему. Использовав свое влияние, Иоганн Фридрих II издал веймарскую "Книгу опровержений" (155859), в результате чего Штригель, критиковавший книгу, оказался в тюрьме. Однако под сильным давлением духовенства Иоганн Фридрих II запретил пасторам проводить в жизнь рекомендации книги, оставив такое право за веймарской консисторией. Флаций выступил с протестом против новой политики и в 1561 г. был изгнан из Йены, в то время как Штригель подписал довольно двусмысленный документ и вновь занял профессорскую кафедру; Иоганн Штессель (152478), пытавшийся оправдать позицию Штригеля, только добавил масла в огонь. В 1567 г. курфюрстом стал Иоганн Вильгельм. Желая разрешить спор, 16 янв. 1658 г. он издал эдикт, в соответствии с крым филиппистам предписывалось покинуть Йену, а флацианцам (но не самому Флацию) вернуться. На Альтенбургском коллоквиуме (156869) сторонам договориться не удалось. Однако в 1571 г. в "Окончательном отчете и Декларации теологов обоих университетов " (Лейпцигского и Виттенбергского) было подтверждено, что "осмысление и принятие Слова Божьего, а также первый шаг к покорности Богу в душе человека произрастает из того, что Бог насадил в нас по милости своей ". Формула согласия (1577) отвергла синергизм и одобрила августинианство; при этом ее составителям удалось избежать как риторичности флацианцев, так и филиппистских тенденций: "...через... проповедь и слышание Его Слова Бог действует, проникает в наши сердца и ведет человека, так что через проповедь закона человек учится узнавать свои грехи... и испытывает подлинный ужас, раскаяние и печаль... и через проповедь... святого Евангелия... в нем вспыхивает искра веры, которая принимает прощение грехов во имя Христово".
C.G. Fry (пер. Ю.Т.) Библиография: Т. G.Tappert.ed., The Book of Concord; С. Manschreck, Melanchthon: The Quiet Reformer; H.L.J. Heppe, Geschichtederlutherischen Concordienformel and Concordie und Geschichte des deutschen Protestantismus in denjahren 15551581; G.F. Schott, The Encyclopedia of the Lutheran Church, 111,231314. См. также: Формула согласия; Флаций, Маттиас; Меланхтон, Филипп; Монергизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Синергизм в русской культуре и философской мысли

Семаева И.И., Гуляев П.С.
Статья посвящена изучению идей синергизма в русской культуре и религиозной философии. Синергизм в переводе с греческого языка означает сотрудничество, согласованное действие.