ШРАМАНА
ШРАМАНА
(санскр. sraman a, тиб. dge sbyong, нищенствующий аскет, занимающийся духовной работой) — так в древности и во времена Будды называли святых, мудрецов, искавших самостоятельные пути духовного освобождения.
ШРАМАНА
Санскр.) Буддийские жрецы, аскеты и кандидаты на
Нирвану, "те, которые должны обуздать свои мысли". Слово Саман,
теперь "Шаман", является искаженным вариантом этого
первоначального слова.
Нирвану, "те, которые должны обуздать свои мысли". Слово Саман,
теперь "Шаман", является искаженным вариантом этого
первоначального слова.
Источник: Теософский словарь
ШРАМАНА
(от корня "шрам " — утруждаться, стараться) — в VI—III вв. до н. э. профессиональный искатель духовной истины, порвавший связи с мирским об-вом, с хозяйств, деятельностью, живущий милостыней, нередко странствующий. Ш. объединялись вокруг видных учителей и наставников. Традиц. брахманство относилось к ним настороженно-неприязненно. Большая часть шраманских школ и групп вымерла уже в древности, нек-рые вылились в духовные традиции: адживши (до XIII в.), буддисты, джайны. Все шраманские учения не были ортодоксально-ведическими (ср. частика). Ш. впервые в Индии опробовали на себе монашеский статус и создали соотв. социальный институт, в индуизме позже отраженный в саннъясе. Из несохранившихся шраманских учений известны в древности были имморализм, материализм, фатализм, скептицизм.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ШРАМАНА
пали. Отшельник. Нищенствующий монах. Искатель истины, прилагающий усилия для освобождения. Шраманами считали тех, кто порвал связи с привычным образом жизни, с семьей. Многие шраманы не признавали веды священным писанием. Оказавшись среди бездельников, разбойников, больных и немощных нищих, шраманы вели бродячую аскетическую жизнь, знакомились с новыми учениями, размышляли и занимались духовной практикой. Они пользовались уважением у простых людей (притхагджана) и правителей (раджа). Шраманское движение VIII—V вв. до н.э. оказало такое большое влияние на формирование общества, что этот период стали называть шраманской эпохой. Шесть великих учителей того времени: Ад-жита Кесакамбала (Кешакамбалин), Маккхалипутта Гошала (Макхали, Маккхали Гошала), Пурана Кассапа, Пакудха Каччана, Санджая Белахипутта (Белаттхипутта), Нигантха Натапутта. Среди шраманов были аскеты (муни, тапасины), еретики, совершающие неведийские ритуалы (вратья), нищенствующие проповедники (бхикшу), странники (алгари), философы-скептики (прасангики, прасангхики), эрудиты, которые «много слышали» (бахушрутийя), искусные полемисты — «расщепители волоса» (велаведхирупа), окказионалисты, признающие вмешательство во все божественных сил (адхиччасамутпаника), избегающие прямых ответов «скользкие угри» (амаравик - кхепика), мудрые отшельники (яти), странствующие монахи (паривраджаки), сторонники течения адживики и другие. Шраманами называли первых буддийских монахов. Будду Шакьямуни в молодости называли шраманой Готамой. При формировании буддийских общин многие шраманы входили в них. Того, кто более десяти лет вел жизнь бхикшу называли старейшим (тхера). В общине их авторитет был так высок, что одну из школ, а затем направление ортодоксального буддизма стали называть тхеравадой. Статус всех, чей образ жизни не соответствовал варновой структуре, был разработан только в конце I тыс.до н.э. и законодательно закреплен в «Артхашастре».
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003