Шлейермахер, Фридрих

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шлейермахер, Фридрих

1768-1834) - нем. богослов, филосов и обществ, деятель. Признавал существование некоего мир. единства, бога, в к-ром примиряются все противоположности и к-рый открывается лишь непосредств. знанию. Критиковал как Ветхий, так и Новый заветы, но с позиций религ. мировоззрения. Религию Ш. выводил из внутр. переживаний субъекта. Его учение оказало влияние на развитие протест. теологии в 19 в.

Источник: Атеистический словарь

Шлейермахер, Фридрих

немецкий теолог (Бреслау, 1766 — Берлин, 1834). Представитель религиозного духа, характерного для философского романтизма в Германии, автор книг «Речи о религии» (1799), развивающей мысль Спинозы, и «Монологи» (1800), опирающейся на философию Фихте и подчеркивающей важность человеческой личности. Его «Изложение христианской веры» (1821) содержит окончательный вариант его идей, которые можно свести к спиритуализму, двумя основными особенностями которого являются, с одной стороны, чувство природы как выражения божества, с другой стороны, чувство духовной общности душ как реализации духа (Христа).

Источник: Философский словарь

ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих
21. 11. 1768, Бреслау, - 12. 2. 1834, Берлин), нем. протестантский теолог и философ. Ок. 1800х гг. был близок кружку йенских романтиков. В рапсодическивосторженных «Речах о религии» (1799, рус. пер. 1917) и «Монологах» (1800, рус. пер. 1911) Ш. создал целостный образ религ.-эстетич. мировоззрения в духе раннего романтизма; личное внутр. переживание - основа религии, к-рую Ш. определяет как «созерцание универсума», позднее - как «чувство зависимости» от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом трудов по философии («Диалектика» - «Dialektik», 1804, изд. 1839): этике, эстетике, психологии, протестантской догматике. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш., его убеждение в первенствующей роли внутр. чувства в познании, в непостижимости высшего начала (бога) для разума (влияние пиетизма, а также Якоби) были подвергнуты резкой критике Гегелем. Ш. оказал большое влияние на либеральный протестантизм 19 в., на развитие истории философии и педагогики в Германии, филос. герменевтики.

Источник: Советский философский словарь

Шлейермахер, Фридрих

нем. протестантский теолог и философ, много лет занимался проповеднической деятельностью, был проф. Берлинского ун-та. Воззрения Ш. сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии преобладали романтические, антипросветительские тенденции. Религию, нравственность он выводил из внутреннего настроения субъекта. Основу бесконечного бытия, с т. зр. Ш., образует мировое единство, или бог, в к-ром примиряются все противоречия и к-рый может открыться непосредственному знанию. Ш. продолжил идущую от Спинозы критику Ветхого завета, распространил ее на Новый завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех источников христианства (Младогегельянцы). Однако вся эта критика не выходила за рамки религиозного мировоззрения. Религиозно-философские взгляды Ш. оказали значительное влияние на идеологию протестантизма в 19 в.; его трактовка религии подверглась критике со стороны представителей совр. протестантизма (Диалектическая теология). Попытки выявить единство духовно-душевной жизни философа или писателя (Ш. явился зачинателем т. наз. платоновского вопроса — вопроса об авторстве, подлинности и последовательности соч. Платона посредством реконструкции его текстов) сближают Ш. с герменевтикой. Осн. соч.: “Речи о религии” (1799), “Монологи” (1810).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Шлейермахер, Фридрих

род. 21 нояб. 1768, Бреслау - ум. 12 февр. 1834, Берлин) - нем. теолог и философ. В тесной связи с нем. идеализмом и романтикой он создал имеющую протестант, уклон философию созерцающего мышления, связанного с Богом и миром. Смягчая идеалистические спекуляции Канта и Фихте, требовал обратить большее внимание на духовно-исторические реальности, однако не в их изолированности, а в единстве с Целым и Вечным. Религия - ощущение единства с этим Вечным. Она основывается на чувстве "простой" зависимости, а именно зависимости от Бога. В идее Бога мыслится абсолютное единство идеального и реального и исключаются всякие противоречия, в понятии же мира полагается относительное единство идеального и реального в противоречивой форме. Поэтому Бог мыслится не как тождественный миру и не как отделенный от мира (см. Панентеизм). Вещи считаются зависимыми от мира в такой мере, в какой они обусловлены естественной связью; поэтому непосредственное восприятие Бога, т.е. чудо, невозможно. Человек включен в божественную природную связь, и поэтому между нравственным законом и законом природы нет никакого радикального различия. Каждому индивиду присуще собственное значение, так что каждый индивид призван развивать свой собственный прообраз. В осуществлении индивидуальности, заложенной в личности идеально, состоит свобода личности. Этику Шлейермахер рассматривает как учение о добре, добродетели и долге. Всеобщий закон долга, согласно ему, гласит: действуй в каждый момент, собрав все нравственные силы и стремясь ко всем нравственным целям. Осн. произв.: "Reden ьber die Religion an die Gebildeten unter ihren Verдchtern", 1799 (рус. пер. "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим". М., 1911); "Monologe", 1810 (рус. пер. "Монологи". М., 1911); "Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre", 1803; "Entwurf einer Systems der philosophischen Ethik", 1835; "GrundriЯ der philosophischen Ethik", 1841; "Dialektik", 1839; "Platons Werke" (перевод), 6 Bde., 1804-1828; "Psychologie" (оставленные после смерти материалы и лекции), 1862.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ (
1768-1834) – немецкий историк, философ и протестантский  теолог,  современник немецкого романтизма, основатель герменевтики как самостоятельной научной дисциплины, который рассматривал ее как«искусство понимания» и переориентировал герменевтику с разработки правил истолкования конкретных  текстов на анализ общих принципов их понимания, предложив следующие принципы герменевтического  анализа: 1) диалогичностигуманитарного мышления; 2) диалектического взаимодействия части  и  целого при понимания текстов; 3) зависимость понимания от знания внутренней и внешней жизни автора текста; 4) единство грамматической и психологической интерпретации; 5) сотворчество (конгениальности) автора и интерпретатора. Он также предложил основные методы герменевтического анализа: а) перевод интерпретатором бессознательного пласта из жизни автора в план  знаний; б) построениеинтерпретирующих гипотез, основанных на предварительном понимании. Шлейермахер дал  определение термину «понимание», которое является обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе  грамматической и психологической интерпретации. При грамматической интерпретации акцент делается на  знаниеязыка, на котором написано произведение (объективная сторона понимания), при психологической  интерпретации внимание уделяется тому, как написано произведение, т.е. личности автора, его внутренней и  внешней жизни (субъективнаясторона понимания текста). Шлейермахер видит задач герменевтики в том, чтобы понять труд автора лучше,  чем он это делает сам, для чего необходимо как бы заново повторить творческий путь создания данного текста  его автором. С этойцелью он  вводит понятие «вхождение  в  герменевтический  круг», который он представляет как отношение  целого и части: чтобы понять целое, необходимо понять его отдельные части, но для их понимания требуется  представление осмысле целого. Понимание рассматривается как процесс движения от целого – к частям, а затем от частей – к целому: от интуитивного предпонимания целого к выявлению значения частей, а затем возвращение к пониманию целого (на практике истолкование текста зависит от контекста, а понимание контекста – от трактовки содержания текста).  

Источник: Философия науки и техники: словарь

Шлейермахер, Фридрих (1768-1834)

немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф.Г.Якоби, в теологической - такого направления, как пиетизм. В 1787 он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет служил в должности проповедника в Ландеберге и в Берлине. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духовном развитии. Особенно заметным оказались его отношения с романтиками и, в частности, дружба с Ф. Шлегелем. В 1802 за противоречия с протестантской церковью, Ш. переводят придворным проповедником в Штольпе. Из этого изгнания его освободило через два года приглашение занять место экстраординарного профессора философии и богословия в Халле. После закрытия университета в Халле, Ш. отправился в Берлин, где он получил место проповедника и профессора университета (учрежденного по его плану). Результатом его академической деятельности явилась богословско-философская школа, названная по имени своего учителя. Наряду с Шеллингом и Гегелем, Ш. - равноправный представитель универсалистского образования, положенного в то время в основание философской работы. Как богослов с успехом действовал в пользу протестантской унии. Ш. был выдающимся теоретиком-филологом, автором многочисленных трудов по истории греческой философии, а своим мастерским переводом произведений Платона заложил основы немецкой школы антиковедов. Специфика работы Ш. с текстом в такой сфере теологии, как экзегетика, позволяет констатировать, что Ш. стоит у истоков современной философской герменевтики. В истории герменевтики Ш. принадлежит концепция универсальной герменевтики и конструирование ее как науки. У него проблемой становится понимание как таковое. В своих лекциях и докладах по герменевтике Ш. придерживался следующего принципа: "Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор". Однако искусство герменевтики не выступало у Ш. "органом предметного исследования". В этом смысле Ш. отличает искусство герменевтики от диалектики. Именно поэтому герменевтика имеет служебную функцию и подчиняется предметному исследованию. В своем миросозерцании он оригинальным образом синтезировал принципы немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг) и обосновал на них собственные убеждения. Теоретические основы учения Ш. изложены по преимуществу в сочинении "Диалектика", которое было издано на основании его лекций посмертно. Философия, по Ш., должна показать, каким образом мышление в качестве познания может приближаться к своему идеалу. В этом смысле она - диалектика и логика познающего бытия. Как кантовская трансцендентальная логика, так и диалектика Ш. является одновременно и логикой и метафизикой. В философии религии Ш. также занимает особенное и оригинальное положение. Бог как тождество мышления и бытия, идеального и реального, представляется недостижимой целью, к которой стремится все научное познание. Ш. не богослов Откровения, т.к., по его мнению, о деятельности откровения Божества мы также мало можем что-либо знать, как и о его Сущности. В то же время Ш. - противник рационализма, потому что, согласно его убеждению, Божество непознаваемо. Но он и против кантовского нравственного богословия. Его философия религии основывается не на теоретическом, не на практическом, но на эстетическом разуме. Так как Бог не может быть познан, то и философия религии является не учением о Боге, а учением о религиозном чувстве. В своей этике Ш. самым выразительным образом подчеркивает идею личности. Нравственная задача состоит в законченном развитии индивидуума, который в равновесии своих различных сил должен изжить свою внутреннюю сущность. Однако нравственное развитие индивидуума, по Ш., возможно только на широком базисе общей культурной жизни и состоит исключительно в индивидуальной переработке всех моментов, составляющих содержание целого. Нравственно зрелый индивид должен чувствовать свое единство с целым, принявшим в нем индивидуальную форму. Занимая эту этическую точку зрения, Ш. рассматривал государство, общественность, университет и церковь. Он дал в своем учении совершенный образ собственной личности, хотя и замкнутой в самой себе, но все же соприкасающейся с общей жизнью. Корпус сочинений Ш. достаточно велик и разнообразен. Большинство из них было опубликовано после смерти мыслителя. Важнейшие их них: "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" (1799), "Монологи" (1800), "О различии между законами природы и законами морали" (1825), "Диалектика" (1839), "Эстетика" (1842), "Учение о государстве" (1845), "Психология" (1864), "Философия этики" (1870) и др.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Шлейермахер, Фридрих

(21 нояб. 1768 – 12 февр. 1834) – нем. философ, богослов и обществ. деятель. Был близок к Ф. Шлегелю и раннему нем. романтизму. В годы оккупации Германии войсками Наполеона выступил вместе с Фихте как активный проповедник нац. возрождения. Проф. Берлинского ун-та со времени его основания (1810). В период политич. реакции подвергся опале. В ф и л о с о ф и и, осн. идеи к-рой изложены Ш. в соч. "Диалектика" ("Dialektik", В., 1903), Ш., в отличие от Фихте, исходил из единства бытия и мышления. Но это единство, или тождество (в понимании, близком Шеллингу), составляет, по Ш., только предпосылку знания, но не его предмет (как у Шеллинга). Движение познания есть восхождение мысли по лестнице родов и видов реального бытия, низшую границу к-рой составляет чистое многообразие без единства, т.е. материя, а вершину – чистое единство без многообразия, или бог, верховное бытие, снимающее все кроющиеся в бытии противоположности, высшая среди к-рых – противоположность предметного и духовного бытия. Будучи единством без противоположностей, бог, по Ш., не может быть постигнут отвлеченной мыслью в этой своей абс. сущности, ибо всякое познание имеет непременным условием наличие противоположностей. Это абс. единство мышления и бытия, или бог, может открыться лишь непосредственному знанию, или глубокому внутр. чувству зависимости от конкретной целостности объемлющего его бытия. В этом чувстве зависимости Ш. усматривал источник и основу религии. Учение Ш. в ряде моментов приближалось к воззрениям Спинозы, к-рого Ш. усердно изучал и пропагандировал. Продолжая начатую Спинозой историч. и текстологич. критику книг Ветхого завета, Ш. распространил ее на книги Нового завета, усовершенствовав самый метод библейской критики и тем предугадав пути, по к-рым она пошла затем в работах Д. Штрауса и др. В э т и к е Ш. стремился преодолеть дуализм необходимости и свободы, природы и нравственности, долга и склонности, введенный в этику Кантом и Фихте. Двигаясь в направлении, близком Шеллингу и Гегелю, Ш. усматривал в бытии проявления нравственной воли (уже на стадии неорганич. природы, мира растений и животных, далее – в человеч. жизни и истории). Этика, согласно Ш., является учением о развитии, в процессе к-рого деят. разум подчиняет себе пассивную природу. Т.о. этика предполагает наличие конкретного развивающегося бытия, в к-ром разум и природа, свобода и необходимость существуют как противоположности и в то же время уже объединены. Это осуществляется в человеч. жизни, и этика становится по существу у Ш. учением о развертывании разума в человеч. истории. В этом же плане объединения противоположностей Ш. объявляет традиц. противоположность добра и зла не имеющей значения для этики: т.н. моральное зло есть лишь разъединение элементов, подлежащих объединению. В отличие от Канта и Фихте, Ш. энергично подчеркивает значение индивидуальности: универсальное, общее не исчерпывает сущности отд. человека, нравств. ценность к-рого состоит в том, что он совершенно своеобразно выражает общую человеч. природу. В эстетике Ш. считает основной специфически эстетич. категорией не прекрасное, а художеств. совершенство, или выразит, мастерство, в к-ром исчезает различие прекрасного и безобразного, больших и малых произв. иск-ва перед лицом мастерства человеч. выразит. деятельности, вырастающей из темной области непосредств. сознания. Независимость мысли, проницательность и смелость библейской критики, диалектич. понимание Ш. противоречивой природы конкретного бытия – эти особенности его философии оказали раскрепощающее интеллектуальное действие на молодое поколение Германии 30-х гг. 19 в. В критич. период преодоления религии это действие испытал на себе и Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 304, 310, а также Соч., 2 изд., т. 1, с. 482). С др. стороны, мистико-психологич. подход к религии, акцентирование Ш. роли индивидуального внутр. переживания в религии оказали влияние на протестантскую теологию 19 в. В 20 в. с резкой критикой Ш., в частности его психологизма в трактовке религии, выступили представители теологии диалектической. Ш. – один из зачинателей т.н. платоновского вопроса (филологич. и историко-филос. исследования, посвященные проблеме подлинности и историч. последовательности написания соч. Платона), а также автор превосходного перевода на нем. яз. сочинений Платона. Соч.: S?mtliche Werke, Bd 1–33, В., 1835–64; Briefe, Jena, 1906; в рус. пер. – Речи о религии и образованным людям, ее презирающим. Монологи, М., 1911. Лит.: Ориатский Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Гайм Р., Романтическая школа, пер. с нем., М., 1891, кн. 3, гл. 3, с. 346–473; Ибервег Ф., Гейнце М., История новой философии в сжатом очерке, СПБ, 1899 (имеется библ.); Siegeried Th., Das romantische Prinzip in Schleiermachcrs Reden ?ber die Religion. В., 1916; Wehrung G., Die Dialektik Schleiermachers, T?bingen, 1920; Dilthey W., Leben Schleiermachers, [2 Aufl.], В.–Lpz., 1922; Reble ?., Schleiermachers Kulturphilosophie, Erfurt, 1935; Sсhultz W., Das Verh?ltnis von Ich und Wirklichkeit in der religi?sen Anthropologie Schleiermachers, G?tt., 1935; его же, Die Grundlagen der Hermeneutik Schleiermachers, "Z. Theol. und Kirche", 1954, Jg 50, S. 158–84; Вrandt R. В., The philosophy of Schleiermacher, N. Y.–L., [1941]; Neglia F., La filosofia della religione di Schleiermacher, Torino, 1952. В. Асмус. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Шлейермахер, Фридрих

21 сентября 1768, Бреслау — 12 января 1834, Берлин) — немецкий философ, протестантский теолог. В 1794—1802 — проповедник, был близок кружку йенских романтиков (Ф. Шлегель и др ). С 1804 — профессор философии и теологии в университете Галле, после его закрытия в 1807 вернулся в Берлин В 1810 в новообразованном Берлинском университете получает место профессора теологии. В 1811 становится членом, а в 1814— секретарем Академии наук. В наибольшей степени Шлейермахер считал себя обязанным Платону, Спинозе, Канту, Шеллингу и Фихте. В Дилътей выделяет четыре периода духовного развития Шлейермахера 1) ранний этап, 2) период интуитивизма (1796—1802). «Речи о религии», «Монологи», 3) критический период (1802—06). труды по этике, переводы Платона, 4) систематический период (1806—34) углубленные занятия проблемами герменевтики.
В «Речах о религии к образованным людям, ее презирающим» (Uber die Religion, Reden an die Gebildeten unter ihren Verachtern, 1799, рус пер 1911) Шлейермахер ставит задачу выявить природу религии Первые две речи посвящены сущности религии вообще, 3-я — религиозному воспитанию, 4-я — общественному началу в религии, 5-я — различным ее формам. В религии Шлейермахер видит абсолютное начало духовной жизни, научигь религии невозможно — она может только рождаться изнутри, а не сообщаться извне Поэтому религиозное наставничество должно путем психологического анализа чувств и настроений, присущих противникам религии, показать, что религиозное чувство живет и в тех, кто его отвергает Религия не умещается ни в одну из сфер деятельности духа она не есть ни теоретическое знание, ни нравственное учение, ни искусство, ни практическая деятельность, ни их соединение На этом основании противники религии вообще исключают ее из системы отношении чечовека с миром, но своим отрицанием религии ояи как раз свидетельствуют о том, что религия является самобытной реальностью. В религии Шлейермахер выделяет два момента: отношение к бесконечному и чувство. Интуиция бесконечности есть точка опоры для всякой деятельности сознания, из нее рождаются и живут наука и практическая деятельность человека. Чувство противоположно познанию и действованию, поскольку ни знание, ни действие сами по себе не составляют цельной жизни, но лишь взаимно дополняют друг друга. Они укоренены во внутренней жизни, данной человеку в чувстве. Чувство есть область подлинной религиозности, в нем дана связь между практической и теоретической стороной жизни, между человеком и миром; чувство есть процесс раскрытия души, выявление ее внутренней связи со вселенной и в качестве такового — «высшее ведение». Отождествляя религию с чувством, Шлейермахер характеризует ее как жизнь сознания, неотделимую от полноты переживания. С этих позиций он считает, что религия не нуждается в догматах, религиозная жизнь — не воспроизведение какого-либо объекта, но живое слияние с ним, в ней снимается традиционное противопоставление субъекта и объекта. Многообразие религии — необходимое выражение самой природы религии как связи сознания с целым; понятие «заблуждение» (как и прочие рациональные критерии) к религии неприменимо.
Позиция Шлейермахера по отношению к классической рационалистической традиции, сформулированная в период «интуитивизма», сохраняется и в период разработки им герменевтики. Если «разум» более не выполняет функцию гаранта вневременной значимости, если он не создает универсальной «грамматики», «всеобщности», которая объединила бы вовлеченных в процесс понимания партнеров, то такой «общностью» может быть только язык. Язык как общность охватывает и мышление, которое всегда является речью, внешней или внутренней. Каждый акт понимания есть обратное движение акта речи, выявление того мышления, которое лежало в ее основе. Объектом понимания является язык. «1рамматическая интерпретация» устанавливает «буквальный смысл» (sensus litteralis) произнесенной или написанной речи; поскольку языков много и единого языка не существует, кроме того, с течением времени тексты могут стать частично непонятными, «грамматическая интерпретация» охватывает исторические и социокультурные традиции, присутствующие в языковом выражении интерпретируемого, снимая чуждость текста в его реконструкции, «переводе» (при необходимости — опираясь на грамматику соответствующей эпохи). Выражение — не анонимный носитель надындивидуального языка, но есть проявление индивидуальной души. Если бы люди мыслили (и говорили) одно и то же одними и теми же словами, то существовала бы только «грамматика». Но язык есть индивидуальное всеобщее, поэтому «грамматика» дополняется «риторикой», выявляющей индивидуума в расположении слов, стиле и ритме речи. Если «грамматическая интерпретация» рассматривает язык с точки зрения языковой целостности, то второй аспект герменевтики — «техническая» (или «психологическая») интерпретация — рассматривает языковое выражение как проявление внутреннего. Именно «психологическую интерпретацию» Шлейермахер считает наиболее важной задачей герменевтики, именно с ней связано его понимание герменевтики как «искусства», что связано с творческой природой языка. Не случайно, что, сформулировав множество правил (канонов) интерпретации, Шлейермахер не дал правил применения этих правил: в рамках психологической интерпретации большое значение имеет «дивинапия», «отгадывание». Это — особая позиция интерпретирующего, соответствующая стилистической продуктивности автора (в особенности в случае, когда речь идет о поэтическом творчестве). Поскольку понимание не может опереться здесь на некую готовую «технику», оно должно быть конгениальным творчеством, «искусством». Шлейермахер не утверждает, что «дивинация» может стать основой «объективного» знания. Цель психологической интерпретации может быть достигнута только путем «приближения»; полное понимание Другого является утопией («полное» понимание достижимо только в аспекте грамматической интерпретации). Далее, толкование герменевтики как «искусства» связано с общим подходом Шлейермахера к герменевтике. Прежде исходной и всеобъемлющей была ситуация понимания, а «непонимание» было исключением из правила; герменевтика требовалась лишь там, где человек сталкивался с проблемой, нарушающей континуальность понятного. Шлейермахер, напротив, исходит из «непонимания» как фундаментального феномена. Крменевтика должна поэтому быть искусством: общей нацеленностью на понимание речи с самого начала, а не только с того момента, когда понятность исчезает. Замысел «герменевтики» дополняется тем, что Шлейермахер называет «критикой». Критика представляет собой диалектическую противоположность герменевтической «техники»: если последняя конструирует отдельное языковое выражение как свободную модификацию и воплощение «правила», то критический метод, наоборот, соотносит отдельное с более общим понятием.
Соч.: Samtliche Wrke, Bd 1—30. В., 1835-64; Hermeneutik, hrsg. v. H. Kimmerle. Hdib., 1959; Hermeneutik und Kritik, hrsg. v. M. Frank. Fr./M., 1977; в рус. пер.: Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М., 1994. Лит.: lthey W. Leben Schleiermachers, Bd 1-2. В., 1922-66.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Шлейермахер, Фридрих

Эрнст (Schleiermacher, Friedrich Daniel Ernst, 17681834). Крупнейший теолог XIX в., часто называемый отцом либеральной протестантской теологии или теологии религиозного опыта. Родился в 1768 г.в Бреслау, в семье военного капеллана (реформата), образование получил в школах Моравских братьев, поразивших его своим мистическим пиетизмом. В 1787 г. поступил в Университет Галле, где изучал труды Канта иСпинозы. Решающим в интеллектуальном развитии Шлейермахера стало его знакомство в 1796 г. в Берлине с процветавшим тогда движением романтизма, отрицавшим классические нормы в литературе и в искусстве и сухой рационализм Просвещения. Под влиянием лидера этого движения Ф.Шлегеля Шлейермахер написал "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" (1799), адресованные романтикам. В этой работе он утверждал, что романтики отвергли религию по вине рационалистов, крые сводили суть религии либо к знанию, приобретенному посредством разума и выраженному в доктринах, либо к морали, осознанной через совесть и проявленной в поведении. Это привело к пренебрежению чувством, тогда как чувство  основа романтизма  составляет истинную суть религии. Сам он определял религию как уникальный элемент человеческого опыта, основанный не на познавательных и моральных способностях, крые дают лишь непрямое и опирающееся на вывод знание о Боге, а на чувстве, к-рое дает непосредственный опыт богообщения. Такое определение, не сводя религию к психологии и мистическому погружению, все же делало ее чем-то глубоко субъективным. Вторя основной теме романтизма, Шлейермахер утверждал, что благочестие возникает из опыта Бога (как Бесконечного) через опыт мира (как конечного), а не из рациональной метафизики или доктринальных размышлений. Люди постигают мир, в к-ром они живут, скорее через воображение и интуитивный опыт природы, чем на основе рационального анализа и научных методов. Поскольку Шлейермахер подчеркивал имманентность Бога, Его присутствие в мире и субъективный религиозный опыт человека, а не трансцендентность Бога и объективную реальность, традиционалисты постоянно обвиняли его в пантеизме. "Речи..." Шлейермахера важны тем, что в них сформулирована новая концепция религии, предполагающая радикальную переоценку традиционных теологических методов. Согласно этой концепции, религиозный опыт не вырастает из доктринальных формулировок или церковной жизни, но сама религия есть уникальный, первичный опытчеловека. В 1804 г. Шлейермахер переехал из Берлина в Галле. Широта его познаний была такова, что в тамошнем университете он стал преподавать все теологические дисциплины (к-ром е ВЗ). В 1807 г. Шлейермахер вернулся в Берлин, чтобы читать там лекции по греческой философии. К-ром е того, он проповедовал в Берлинской церкви Троицы, причем последнюю проповедь произнес всего за две недели до своей смерти (1834). Шлейермахер был одним из основателей Берлинского университета и с первого года его существования (1810) преподавал там теологию. Если Кант субъективировал знание, сведя его к категориям человеческого рассудка, а впоследствии в работе "Религия в пределах только разума" интерпретировал христианство как деистический морализм, то Шлейермахер дал в работе "Вероучение" (1821)своютрактовку христианской теологии, соответствующую его подходу к религии, крый сформировался под влиянием романтизма. Позднее Шлейермахер определил религию как "чувство абсолютной зависимости", или "богосознание". Он полагал, что теология неспособна объективно описать Бога, но способна соотнести с Богом христианское чувство абсолютной зависимости. Теология  историческая дисциплина, фиксирующая религиозный опыт каждого нового поколения. Вопреки реформатской традиции, а также учению Августина и ап. Павла, Шлейермахер отрицал историческое грехопадение. Он полагал, что описанное в Быт грехопадение  не реальное событие, но аллегория, показывающая, что греховные поступки обусловлены греховной природой человека. Первородный грех  не наследуемая растленность; нельзя считать, что Адам был создан праведным и своим греховным выбором привел человечество ко греху. Человеческая природа всегда была смешением "первородной праведности" (потенциальное "богосознание")с "первородной греховностью" ("богозабвение"). Праведность и грех сосуществуют в человеке с самого начала, и с этой точки зрения ситуация до падения Адама ничем не отличается от ситуации после падения. Грех, описанный в Быт 3,  это не сознательный мятеж против всесильного Творца, а лишь ошибка человека, подчинившего свое чувство абсолютной зависимости таким преходящим обстоятельствам, как удовольствие и страдание. Несмотря на свой потенциал "богосознания ", люди не могут сами спасти себя. Христианство (и в этом его превосходство над другими религиями) предлагает получить искупление через Иисуса Христа. Шлейермахер критиковал все традиционные взгляды на личность и дела Христа за то, что они сосредоточены на вере в некие идеи о Христе, а не на самом опыте искупления. Христос как Искупитель  идеальный пример и источник "богосознания", побеждающего грех. Шлейермахер считал, что возрождения (" богосознания ") можно достигнуть, участвуя в жизни современной Церкви, а не просто через веру в смерть и воскресение Христа, произошедшие в истории. Он отмечал, что ученики Христа были приобщены к Его "богосознанию" еще до того, как уверовали в Его воскресение. Свой взгляд на искупление Шлейермахер называл мистическим, чтобы отличить его от реформатского взгляда, крый сосредоточивается на заместительной смерти Христа, т.е. на отношениях между Христом и Богом Отцом, не соприкасающихся с религиозным опытом человека. Такой взгляд Шлейермахер критиковал за чрезмерный объективизм и индивидуализм, а также за то, что он не учитывает посреднической роли сообщества верующих в процессе искупления. В то же время он отвергал естественные подходы, напр. подход Канта, сводившего искупление к моральным обязательствам. Шлейермахеровский пересмотр христианской теологии особенно радикален в том, что касается авторитета. Никакой внешний авторитет, будь то Св. Писание, Церковь или историческая вероисповедная формулировка, нельзя поставить над непосредственным опытом верующих. Из такого мнения следовали более критический подход к Библии, сомнение в ее богодухновенности и авторитете и отрицание доктрин о непорочном зачатии, Троице и Втором пришествии. Шлейермахер был убежден, что эти догматы никак не связаны с человеческим опытом искупления и предполагают лишь интеллектуальное, непрямое знание, а не непосредственное "богосознание". В XIX в. эти идеи получили широкое распространение. Влияние Шлейермахера проявилось и в закате рожденного Просвещением европейского деизма, и в возникновении либеральной теологии в Америке, где 1920е гг. были отмечены ожесточенным спором модернистов и фундаменталистов о божественной природе и воскресении Христа. После Первой мировой войны идеи Шлейермахера подверг критике неоортодоксальный теолог К. Барт, усмотревший в них не только новую интерпретацию основных христианских доктрин, но и отрицание уникальности христианства, трактуемого как одна из многих форм религии. W. A. Hoffecker (пер. А.Г.) Библиография: Schleiermacher, Brief Outline on the Study of Theology: K. Barth, Protestant Thought from Rousseau toRitschl; R.R. Brandt, The Philosophy of Schleiermacher; J. Hick, Evil and the God of Love; H. R. Mackintosh, Types of Modern Theology; R. R. Niebuhr, Schleiermacher on Christ and Religion; М. Redeker, Schleiermacher: Life and Thought; C. Welch, Protestant Thought in the Nineteenth Century, I. См. также: Либерализм в теологии; Романтизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.36 мб

Социальная философии науки: немецкая версия. Фридрих Шлейермахер о реформе немецкого университета и

Антоновский А.Ю.
Во введении к переводу работы Фридриха Шлейермахера рассматривается его концепция социальной философии науки.

Похожие термины:

  • Шлейермахер Фридрих Даниэль Эрнст

    немецкий протестантский богослов и основоположник современного либерального богословия. Шлейермахер стал знаменитым после публикации его книги «Речи о религии к образованным людям, ее презираю