Шлейермахер Фридрих Даниэль Эрнст
Шлейермахер Фридрих Даниэль Эрнст
немецкий протестантский богослов и основоположник современного либерального богословия. Шлейермахер стал знаменитым после публикации его книги «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (Speeches on Religion to Its Cultural Despises, 1799), в которой он дает определение религии как «чувства» или «ощущения» абсолютной зависимости, а также проводит разграничение между религиозными исследованиями и исследованиями в научных или других академических кругах. Руководители многих новых религий Германии, например Якоб Хауэр, черпали свое вдохновение из трудов Шлейермахера.
Источник: Новые религиозные движения.
Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниэль
(1768—1834) — нем. протестантский теолог и философ, много лет занимался проповеднической деятельностью, был проф. Берлинского ун-та. Воззрения Ш. сочетали в себе идеи Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Якоби и др. В его философии преобладали романтические, антипросветительские тенденции (Романтическая школа).Религию, нравственность он выводил из внутреннего настроения субъекта. Основу бесконечного бытия, с т. зр. Ш., образует мировое единство или бог, в к-ром примиряются все противоречия. В противоположность Гегелю он отрицал всеобщность законов диалектики, считал, что диалектика выражает только движение познания. Он также продолжил идущую от Спинозы критику Ветхого завета, распространил ее на Новый завет. Его идеи стимулировали дальнейшую критику всех источников христианства (Младогегельянцы). Однако вся эта критика не выходила из рамок религиозного мировоззрения. Религиозно-философские воззрения Ш. оказали значительное влияние на идеологию протестантизма. Осн. соч. Ш.: «Речи о религии» (1799), «Монологи» (1810).
Источник: Философский словарь. 1963
ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих Эрнст Даниель
теолог и философ; р. 21. 11. 1768 (Бреслау) — ум. 12.2.1834 (Берлин). В тесной связи с немецким идеализмом и романтикой он создал имеющую протестантский уклон философию созерцающего мышления, связанного с Богом и миром. Смягчая идеалистические спекуляции Канта и Фихте, требовал обратить большее внимание на духовно-исторические реальности, однако не в их изолированности, а в единстве с целым и вечным. Религия — ощущение единства с этим вечным. Она основывается на чувстве «простой» зависимости, а именно зависимости от Бога. В идее Бога мыслится абсолютное единство идеального и реального и исключаются всякие противоречия, в понятии же мира полагается относительное единство идеального и реального в противоречивой форме. Поэтому Бог мыслится не как тождественный миру и не как отделенный от мира (см. Панентеизм). Вещи считаются зависимыми от Бога в такой мере, в какой они обусловлены естественной связью; поэтому непосредственное вмешательство Бога, т. е. чудо, невозможно. Человек включен в божественную природную связь, и поэтому между нравственным законом и законом природы нет никакого радикального различия. Каждому индивиду присуще собственное значение, так что каждый индивид призван развивать свой собственный прообраз. В осуществлении индивидуальности, заложенной в личности идеально, состоит свобода личности. Этику Шлейермахер рассматривает как учение о добре, добродетели и долге. Всеобщий закон долга, согласно ему, гласит: действуй в каждый момент, собрав все нравственные силы и стремясь ко всем нравственным целям. Осн. соч.: Über die Religion
Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern, 1799 (рус. пер.: Речи о религии к образованным людям, ее презирающим, 1911); Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre, 1803; Monologe, 1806 (pyc. пер.: Монологи, 1911); Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche, 2 Bde., 1821; Entwurf eines Systems der Sittenlehre, 1835; Dialektik, 1839; Grundriß der philosophischen Ethik, 1841; Sämtliche Werke, 30 Bde., 1835—1864; Kritische Gesamtausgabe, 1980 и далее. — Библиография: T. Tice (ed.). Schleiermacher-Bibliography. Princeton, 1966. W. Dilthey. Das Leben S.s, 1870 (Repr. 1970); F. Flückinger. Philos. und Theologie bei S., 1947; P. H. Jörgenson. Die Ethik S.s, 1959; H.-J. Birkner. S.s christliche Sittenlehre, 1964; G. Vattimo. S. — Filosofia dell'interpretazione, 1968; F. Beisser. S.s Lehre von Gott, 1970; J. Schnurr. S.s Theorie der Erziehung, 1975; J. Forstmann. A Romantic Triangle S. and Early German Romanticism. Missoula, 1977; H. Burbach. Das ethische Bewußtsein, 1984; G. Scholtz. Die Philos. S. s., 1984; M. Frank. Das individuelle Allgemeine Textstrukturierung und Textinterpretation nach S., 1985; K. W. Clements. F. S. London, 1987; W. H. Pleger. S.s Philos., 1988; R. Rieger. Interpretation und Wissen, 1988.
Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern, 1799 (рус. пер.: Речи о религии к образованным людям, ее презирающим, 1911); Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre, 1803; Monologe, 1806 (pyc. пер.: Монологи, 1911); Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche, 2 Bde., 1821; Entwurf eines Systems der Sittenlehre, 1835; Dialektik, 1839; Grundriß der philosophischen Ethik, 1841; Sämtliche Werke, 30 Bde., 1835—1864; Kritische Gesamtausgabe, 1980 и далее. — Библиография: T. Tice (ed.). Schleiermacher-Bibliography. Princeton, 1966. W. Dilthey. Das Leben S.s, 1870 (Repr. 1970); F. Flückinger. Philos. und Theologie bei S., 1947; P. H. Jörgenson. Die Ethik S.s, 1959; H.-J. Birkner. S.s christliche Sittenlehre, 1964; G. Vattimo. S. — Filosofia dell'interpretazione, 1968; F. Beisser. S.s Lehre von Gott, 1970; J. Schnurr. S.s Theorie der Erziehung, 1975; J. Forstmann. A Romantic Triangle S. and Early German Romanticism. Missoula, 1977; H. Burbach. Das ethische Bewußtsein, 1984; G. Scholtz. Die Philos. S. s., 1984; M. Frank. Das individuelle Allgemeine Textstrukturierung und Textinterpretation nach S., 1985; K. W. Clements. F. S. London, 1987; W. H. Pleger. S.s Philos., 1988; R. Rieger. Interpretation und Wissen, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961