один из богов тримурти - индуист. троицы; высш. бог для последователей шиваизма, согласно к-рому во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Ш., уничтожающего и возрождающего все существующее. Ш. в начале космич. цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает.
ШИВА
ШИВА
Источник: Атеистический словарь
ШИВА
Санскр.) Третье лицо индусской Троицы (Тримурти). Он - бог
первого порядка, и по своему характеру Разрушителя выше Вишну,
Охранителя, ибо он разрушает лишь для того, чтобы возродить на
более высоком плане. Он рожден как Рудра, Кумара, и является
покровителем всех Йогов, и как таковой называется Маха-Йогом,
великим аскетом. Его титулы многозначущи: Трилочана, "три-окий";
Махадэва, "великий бог"; Шанкара, и т.п., и т.п., и т.п.
первого порядка, и по своему характеру Разрушителя выше Вишну,
Охранителя, ибо он разрушает лишь для того, чтобы возродить на
более высоком плане. Он рожден как Рудра, Кумара, и является
покровителем всех Йогов, и как таковой называется Маха-Йогом,
великим аскетом. Его титулы многозначущи: Трилочана, "три-окий";
Махадэва, "великий бог"; Шанкара, и т.п., и т.п., и т.п.
Источник: Теософский словарь
ШИВА
У индийцев один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду (Тримурти). В шиваизме Шива — высшее существо, олицетворение созидательных и разрушительных сил мироздания.
Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, служит оргиастический танец «тандава».
Главный символ Шивы — лингам. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи — злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом.
Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, служит оргиастический танец «тандава».
Главный символ Шивы — лингам. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи — злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом.
ШИВА
сс. Дарующий благо. Имя индуистского бога. В индуистской троице (Тримурти) он выступает в конце кальпы как разрушитель мира, сотворенного Брахмой и сохраняемого богом Вишну. Его женский аспект персонифицирован как Шакти, Кундалини и др. Подобно богам глубокой древности, Шива обладает признаками андрогинии и вступает в интимные отношения с другими богами. С Агни они произвели Картикея, с Вишну — Харихару. Шиве свойственна двойственность во всем, он аскет и любовник, творец и разрушитель, каратель и нежный семьянин. В мифах, в живописи и архитектуре как знак его могущества выступает фаллос (лингам Шивы). Играя на барабане, Шива задает ритм вселенной. Он бог экстатического танца (Натарджи), построенного на символике и связанного с космологией. Танец имеет 108 поз и исполняется как ритуальный. Шива обладает третьим глазом, который видит сокрытое и может испепелять. Шиваизм, культ Шивы — одно из направлений индуистского (индусского) тантризма.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ШИВА
один из наиболее древних богов в др.-инд. религиях и ведущий бог индуистского пантеона (см. Индуизм). Шиваизм, по-видимому, восходит к древнейшему культу доарийского населения долины Инда, где прототип Ш. выступал в качестве бога-покровителя скотоводов и охотников. В ведич. религии этого бога начали отождествлять с богом Рудрой. Позднее Рудра под именем Ш. занял ведущее место сначала в брахманизме, потом в индуизме. Ш. считается милостивым созидателем жизни и в то же время страшным богом разрушения, одиноко блуждающим в местах сожжения трупов, одетым в шкуры и окруженным дикими зверями и призраками. Иконографически Ш. обычно изображается в виде четырехрукого человека в ожерелье из змей, танцующего в огненном кольце. Считается, что он создал мир в процессе танца и что в нем воплощен ритм движения Вселенной. С очень давнего времени Ш. почитается также в виде фаллич. символа (линга). Культ лингаятов и сейчас распространен в Индии. С культом III. связано почитание ряда других богов и учение о женском начале - шакти.
ШИВА
(благой) — один из центральных богов индуизма. В триаде божественных властителей вселенной он выполняет функцию разрушителя мира. Образ Ш. восходит к ведическому Рудре, богу грозных стихий. Первоначально Ш. был эпитетом Рудры, впоследствии же стал самостоятельным божеством, вобрав в себя всю символику Рудры и древние аборигенные верования. Образ Ш. сложен и многогранен, над благожелательными его аспектами преобладают грозные. Ш. часто сопровождает страшная демоническая свита. Он гневлив, коварен, жесток, его боятся все боги и демоны. Ш. — господин лекарственных трав, повелитель животных. Он выступает и в роли защитника, избавителя от зла: согласно мифу, разрушает город асуров (демонов) Трипуру, угрожавший благополучию богов. Также Ш. — бог танца и музыки (Натараджа), своими священными плясками он сотрясает мир и уничтожает ересь. Ш. — владыка йогинов, вечно пребывающий на горе Кайласа, углубившись в созерцание. Супругой и ближайшей сподвижницей Ш. является Парвати (см. Шакти), с которой он образует нераздельное целое. Иконографически это выражено в образе Ардханаришвари, одна половина которого — Ш., а вторая — его супруга. У Ш. множество эпитетов, например Бхайрава («ужасный»), Махешвара («великий Бог»), Махакала («великое время») и другие. Характерным признаком Ш. является третий глаз, расположенный на лбу, — символ мудрости и победы над врагами. Атрибуты Ш. — чаша для подаяния в виде черепа, трезубец, кобры в волосах, пепел на теле, ожерелье из черепов на груди. Ездовое животное Ш. — бык Нанди. Сыновьями Ш. традиция называет слоновоголового бога мудрости Ганешу и бога войны Сканду. Для шиваитов-тантристов Ш. — абсолютный Бог, который и творит, и охраняет, и разрушает мир с помощью своей энергии-Шакти. В шактизме Ш. не способен к самостоятельным действиям. Кришнаиты понимают Ш., наряду с Брахмой, как важнейшего «полубога», могущественного владыку вселенной, хотя и подчиненного воле Кришны. Его функция состоит в периодическом разрушении мироздания.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
Шива
индуист.) – «благой», «приносящий счастье» – один из верховных богов, вместе с Брахмой и Вишну входящий в божественную триаду (тримурти). В триаде он является богом-разрушителем, уничтожающим мир и богов в конце каждой кальпы. Он живет на вершине горы Кайласа со своей женой Парвати, имеющей множество ипостасей (Деви, Кали, Дурга, Ума и др.). У него два сына – бог войны Сканда и предводитель его свиты Ганеша, имеющий тело человека и голову слона. Его вахана (ездовое животное) – бык Нандин. Ш. изображают с пятью лицами и четырьмя руками. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхатвангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и др. Посреди лба у Ш. третий глаз, который появился, когда его жена Парвати подошла к нему сзади и закрыла его глаза ладонями. Пламя этого глаза губительно – Ш. сжег им бога Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскезы. Волосы Ш. украшает серп месяца, сквозь них протекает река Ганга, которую он принял на голову, чтобы она не разрушила землю во время падения с неба. Тело Ш. окружено огненным полукругом, горло – синего цвета (оно стало таким после того, как он выпил яд калакуту, полученный богами во время пахтанья и способный отравить и сжечь всю Вселенную). Наряду с разрушительной силой Ш. присуще также мощное созидательное начало, выражающееся в фаллическом культе. Изображения лингама (мужского полового органа) в виде каменной колонны, покоящейся на йони (женском половом органе), распространены по всей Индии и являются одним из главных объектов культа Ш. В «Махабхарате» мудрец Упаманью говорит, что знак творения – не лотос (символ Лакшми), не диск (символ Вишну), не ваджра (символ Индры), но лингам и йони, поэтому Ш. – верховный творец мира. Существует миф, в котором Брахма и Вишну поспорили, кого из них почитать творцом, но в это время передними вдруг возник пылающий лингам необозримой величины. Вишну в виде кабана спустился под землю, чтобы найти его основание, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, чтобы найти его верхушку, но оба потерпели неудачу, после чего признали Ш. величайшим из богов. Воплощением космической энергии Ш. является его оргиастический танец «тандава», который он в качестве Ната-раджи («царя танца») исполняет со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. В одной из легенд говорится, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал аскезу, чтобы быть допущенным к танцу Ш. По другой легенде, Ш. покорил своим танцем десять тысяч враждебных ему аскетов. Те сначала пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, который бросился на Ш, но тот содрал с него шкуру и сделал из нее себе накидку. Затем они наслали на него змею и антилопу, но Ш. надел змею на шею вместо ожерелья, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Ш.
Источник: Мифологический словарь
ШИВА
(первонач. Значение — благоприятный) — имя одного из важнейших богов индуизма, давшее название шиваитской ветви этой религии (см. ШИВАИЗМ). Ш. входит в состав верховной триады индуистских богов {Брахма, Вишну и Ш.) как исполнитель разрушительной функции. Историч. образ Ш. частично совпадает с образом Рудры; возможно, инкорпорирован в общий индуистский пантеон из дравидского источника. Собственно шиваиты считают Ш. не только разрушителем, но и творцом мира, воплощением всех функций тримурти. Ш. — бог-отшельник, аскет; в его природе подчеркиваются суровый, грозный, устрашающий, карающий аспекты; характеру его присущи экспансивность и гневливость, что, в части., проявляется, согласно мифам, в его отношениях с божеств, родственниками: так, он отрубил в припадке гнева и раздражения головы своему тестю Дакше и сыну Ганеше (но позже вернул их к жизни), а также одну из голов Брахмы. Иногда Шиву представляют повелителем духов и демонов, любителем кладбищ, бездомным скитальцем, сумасшедшим. В наборе присущих ему атрибутов сочетаются череп (капала), он же чаша для подаяний, и трезубец (тришула). Его вахана — белый бык Нанди. Однако Ш. выступает и как великий любовник, любящий супруг, отец семейства, к-рое включает кроме него его жену Парвати и двух сыновей — Ганешу и Сканду. Специфич. место обитания Ш. (также и вместе с семьей) — мифич. гора Кайласа. В иконографической традиции важнейшими чертами Ш. являются третий глаз во лбу, способный исторгать испепеляющий огонь (см. АНАНГА), высокая прическа, украшенная полумесяцем и ниспадающей струей воды (символизирует Гангу, принятую Ш. на свою голову при ее исходе с небес на землю), кобры в волосах, на шее и груди, иногда ожерелье из черепов, белый цвет покрытого пеплом тела и синий — шеи (см. НИЛАКАНТХА). Нередко он одет в набедренную повязку из звериной шкуры, на плечах — накидка из шкуры тигра, антилопы или слона, восседает на шкуре тигра или леопарда, в одной из рук (их у него изображается в разных иконографических вариантах от двух до десяти) Ш. держит антилопу (что символизирует его функцию пашупати). Среди др. атрибутов — лук, барабанчик в форме песочных часов, веревка. Ш. именуется не одним десятком эпитетов, связанных с его внешним обликом: Триамбака — Трехглазый, Джата-дхара — Нечесаный, Капала-малин (или Капалин) — Носящий гирлянду из черепов, Нилакантха — Синегорлый; с чертами его характера и природы: Агхора — Ужасный, Хара — Ловец, Бхагават — Божественный, Кала — Время, Махадэва — Великий Бог и т. д.; с его функциями или деяниями: Вишванатха — Повелитель мира, Лингараджа — Царь лингама, Тьягараджа — Царь тьяги, Трипурантака — Разрушитель трех градов асуров и т. д. Ш. почитается и в виде фаллич. символа — лингама. Самый значит, праздник, посвященный Ш. (шиваратра, или шиваратри), отмечается в месяце магхе (янв. — февр.) С Ш. символически связаны деревья бэль, или бильва (Aegle marmelos), и кадамба (Nauclea cadamba; Eugenia racemosa).
H. Краснодембская
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь