Пали.) Вторая добродетель из десяти Парамит совершенства.
Совершенная гармония в словах и действиях.
ШИЛА
ШИЛА
Источник: Теософский словарь
ШИЛА
санскр.), сила (пали) — 1) привычка, поведение, природа,характер (напр., адана-шила — скупость, папа-шила — греховность); 2) моральные предписания, моральный кодекс;отсюда «Панча-шила» — «Пять заповедей», «Даша-шила» —«Десять заповедей». В будд. учении особо выделяется триада моральных качеств: щедрость (дана), благонравие (шила), очищение и упражнение ума (бхавана). Считается, что из этой триады вытекает мудрость (праджня). 10 будд. заповедей: не убивай, не укради, не потакай чувств. желаниям, не лги, не пьянствуй, не клевещи и не оскорбляй других, не восхваляй себя и не веди фривольных разговоров, избегай жадности и зависти, избегай вражды и злорадства, избегай ереси и не высмеивай Будду, дхарму и сангху — перекликаются с этич. правилами христ-ва. Н. А. Канаева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ШИЛА
санскр. sfla — поведение, нравственность, добродетель) — основной буддийский термин, обозначающий нравственное поведение и мораль. В палийских текстах реализация нравственного тренинга рассматривается как осуществление действий, соответствующих нравственному сознанию, культивирующих это сознание и направленных на уничтожение самих «корней» безнравственного поведения — алчности (лобха), ненависти (доса) и «ослепления» (моха). Совокупность же нравственных предписаний систематизируется буддийскими классификаторами в виде возрастающей прогрессии обетов и самоограничений. Начальная «нравственная практика» соответствует 5 обетам (райса-sila): воздержание от причинения вреда живым существам (см. Ахимса), нечестности, полового невоздержания, лжи и спиртных напитков. Для желающих продвинуться дальше надстраиваются дополнительные обеты (вершина самоусовершенствования — следование 311 правилам «уставного» текста Виная-питаки «Патимоккха» для монахов и 272 правилам для монахинь). В неканоническом буддизме (обычно называемом махаянским) различаются добродетель воздержания (нивритти-шила) и добродетель положительная (правритти-шила). В «Бодхисаттва-бхуми» (1.9) ставится вопрос о природе шилы и выясняется, что она содержит четыре момента: 1) стыд в связи с другими; 2) чистота намерений и скромность; 3) самоисправление после нарушения правил; 4) постоянное держание в уме «закона» — дхармы. В том же неканоническом буддизме определяется и иерархический ряд ступеней шилы: 1 ) мораль как таковая (сарвашила) — накопление заслуги для себя, действия, направленные на обращение «внешних»; 2) «трудная мораль» (духкхашила) — оставление даже высокого социального статуса ради принятия обетов бодхисаттвы; 3) «всесторонняя мораль» (сатпуршашила) — не только совершение добродетельных поступков, но и побуждение к ним других. Шила находится в отношении взаимокоординации с мудростью-праджней: каждая из них «очищается» через другую.
В. К. Шохин
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия
ШИЛА
(санскр. sila, пал. sila — поведение, нравственность) - основной буддийский термин, обозначающий нравственное поведение, мораль в целом.
В пал. текстах он означает: а) нравственный тренинг адепта, б) нравственное воление, в) совокупность нравственных предписаний для мирян и монахов. Задача буддиста в реализации нравственного тренинга связана с осуществлением действий, соответствующих нравственному сознанию, культивированием в себе нравственного сознания и, наконец, с искоренением самих «корней» безнравственного поведения и сознания в виде вожделения, ненависти и «ослепления» (см. Доши) и самоукоренением в противоположных внутренних интенциях. Правильное нравственное усилие предполагает внимательное хранение трех «дверей» - ума, тела и речи. Совокупность же нравственных предписаний систематизируется буддийскими классификаторами в виде возрастающей прогрессии обетов (см. Врата) и самоограничений. Начальная нравственная практика соответствует панча-силе: воздержанию от убийства (ср. Ахимса), от нечестности, от сексуальной невоздержанности, от лжи и от употребления спиртных напитков. Для желающих «продвинуться» по пути нравственного самосовершенствования предполагается следующая ступень — atthasfla: к пяти названным обетам добавляются еще три — воздержание от вневременного питания, от танцев, музыки и зрелищ, а также от употребления венков, косметики и т.п. На следующей стадии — dasasllа — воздержание от высоких лож (признак богатства и предмет роскоши) и от принятия в дар серебра и золота. Практически речь идет о подготовке к монашеской жизни. Для монахов же предполагается дисциплина (patimokhasamvaraslla) — 311 правил по «уставному» тексту Виная-питаки «Патимокха» (жизнь монахинь регулируется 272 правилами). Помимо этих основных «групп» в систему Ш. включаются некоторые дополнительные обеты. «Похвальные деяния» (mangalasila) — требование бывать только в обществе «достойных», говорить благожелательно и учтиво, служить родителям, развивать в себе воздержание. Своеобразный обет disapuja означает благие деяния, адресаты к-рых символизируются странами света (главными и промежуточными): подразумеваются благодеяния родителям, учителям, сыновьям, жене, друзьям, родственникам, рабам и работникам, шраманам и брахманам. Indriyasamvarasila — это контроль над пятью органами чувств и умом, santosasila — культивирование умеренности в желаниях, чувства удовлетворенности тем, что есть, ajivaparisuddhisila - воздержание от неправедных способов зарабатывать на жизнь и нечестности разного рода. Основные добродетели, «поддерживающие» Ш., — вера, внимание, твердость (см. Вирья), необходимые по причине постоянного натиска аффектов и силы желаний; дополнительные — чувство чести и стыда.
В махаяне различаются две основные разновидности Ш.: добродетель воздержания (nivrttisila) и положительная добродетель (pravrttisila).
В «Бодхисаттвабхуми» (1.9) указывается, что Ш. заключается в ненарушении правил и содержит: а) «стыд» в связи с другими, б) чистоту намерений и скромность в связи с собой, в) исправление себя после нарушения правил, г) постоянное держание в уме закона, дхармы. У махаянистов различаются также три вида Ш.: а) мораль «всеобщая» (sarvaslla): соблюдение правил для мирян и монахов, накопление спасительной заслуги для себя — преданность учению, рефлексии, медитации и т.д.; действия, направленные на обращение других — общение с ними в благополучии и бедах, наставление, утешение и т.д., б) «трудная мораль» (duhkarasila): когда кто-то оставляет даже высший социальный статус, чтобы принять обеты бодхисаттвы, культивирует высочайшее внимание и т.д., в) «совершенная мораль» (satpurusasila): совершение добродетельных поступков, побуждение к ним других, восхваление добродетели, симпатия к сходно мыслящим, должное самовосстановление после проступков. После щедрости (дана) Ш. — второе совершенство (парамита) вставшего на путь бодхисаттвы. Как и в буддизме хинаяны, в махаяне Ш. и мудрость рассматриваются как два столпа «практического учения», тесно взаимосвязанные: мудрость очищается через Ш., а Ш. — через мудрость. Лит.: Prebish C.S. Buddhist Monastic Discipline. University Park, Pa: Pennsylvania State U.P., 1975; Shukla H.S. Panca Sila // Buddhist Studies. The Journal of the Department of Buddhist Studies University of Delhi. 1989. Vol. 13. P. 80-88; Tiwary M. Sila // Ibid. P. 60-79. В.К.Шохин
В пал. текстах он означает: а) нравственный тренинг адепта, б) нравственное воление, в) совокупность нравственных предписаний для мирян и монахов. Задача буддиста в реализации нравственного тренинга связана с осуществлением действий, соответствующих нравственному сознанию, культивированием в себе нравственного сознания и, наконец, с искоренением самих «корней» безнравственного поведения и сознания в виде вожделения, ненависти и «ослепления» (см. Доши) и самоукоренением в противоположных внутренних интенциях. Правильное нравственное усилие предполагает внимательное хранение трех «дверей» - ума, тела и речи. Совокупность же нравственных предписаний систематизируется буддийскими классификаторами в виде возрастающей прогрессии обетов (см. Врата) и самоограничений. Начальная нравственная практика соответствует панча-силе: воздержанию от убийства (ср. Ахимса), от нечестности, от сексуальной невоздержанности, от лжи и от употребления спиртных напитков. Для желающих «продвинуться» по пути нравственного самосовершенствования предполагается следующая ступень — atthasfla: к пяти названным обетам добавляются еще три — воздержание от вневременного питания, от танцев, музыки и зрелищ, а также от употребления венков, косметики и т.п. На следующей стадии — dasasllа — воздержание от высоких лож (признак богатства и предмет роскоши) и от принятия в дар серебра и золота. Практически речь идет о подготовке к монашеской жизни. Для монахов же предполагается дисциплина (patimokhasamvaraslla) — 311 правил по «уставному» тексту Виная-питаки «Патимокха» (жизнь монахинь регулируется 272 правилами). Помимо этих основных «групп» в систему Ш. включаются некоторые дополнительные обеты. «Похвальные деяния» (mangalasila) — требование бывать только в обществе «достойных», говорить благожелательно и учтиво, служить родителям, развивать в себе воздержание. Своеобразный обет disapuja означает благие деяния, адресаты к-рых символизируются странами света (главными и промежуточными): подразумеваются благодеяния родителям, учителям, сыновьям, жене, друзьям, родственникам, рабам и работникам, шраманам и брахманам. Indriyasamvarasila — это контроль над пятью органами чувств и умом, santosasila — культивирование умеренности в желаниях, чувства удовлетворенности тем, что есть, ajivaparisuddhisila - воздержание от неправедных способов зарабатывать на жизнь и нечестности разного рода. Основные добродетели, «поддерживающие» Ш., — вера, внимание, твердость (см. Вирья), необходимые по причине постоянного натиска аффектов и силы желаний; дополнительные — чувство чести и стыда.
В махаяне различаются две основные разновидности Ш.: добродетель воздержания (nivrttisila) и положительная добродетель (pravrttisila).
В «Бодхисаттвабхуми» (1.9) указывается, что Ш. заключается в ненарушении правил и содержит: а) «стыд» в связи с другими, б) чистоту намерений и скромность в связи с собой, в) исправление себя после нарушения правил, г) постоянное держание в уме закона, дхармы. У махаянистов различаются также три вида Ш.: а) мораль «всеобщая» (sarvaslla): соблюдение правил для мирян и монахов, накопление спасительной заслуги для себя — преданность учению, рефлексии, медитации и т.д.; действия, направленные на обращение других — общение с ними в благополучии и бедах, наставление, утешение и т.д., б) «трудная мораль» (duhkarasila): когда кто-то оставляет даже высший социальный статус, чтобы принять обеты бодхисаттвы, культивирует высочайшее внимание и т.д., в) «совершенная мораль» (satpurusasila): совершение добродетельных поступков, побуждение к ним других, восхваление добродетели, симпатия к сходно мыслящим, должное самовосстановление после проступков. После щедрости (дана) Ш. — второе совершенство (парамита) вставшего на путь бодхисаттвы. Как и в буддизме хинаяны, в махаяне Ш. и мудрость рассматриваются как два столпа «практического учения», тесно взаимосвязанные: мудрость очищается через Ш., а Ш. — через мудрость. Лит.: Prebish C.S. Buddhist Monastic Discipline. University Park, Pa: Pennsylvania State U.P., 1975; Shukla H.S. Panca Sila // Buddhist Studies. The Journal of the Department of Buddhist Studies University of Delhi. 1989. Vol. 13. P. 80-88; Tiwary M. Sila // Ibid. P. 60-79. В.К.Шохин
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001