ШАСТРА
ШАСТРА
сс. Философский трактат. Научная дисциплина. Философский комментарий. В отличие от сутр, шастры рассчитаны на подготовленного читателя (адхикарин), способного воспринимать сложные учения в неадаптированном виде. Буддийские шастры содержат подробное изложение основ учения. К ним относят произведение Васубандху «Абхидхармакоша» (IV—V вв.). Шастр (учитель) — один из эпитетов Будды. Шастракара — ученый. Изучение шастр обязательно для буддийских монахов.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ШАСТРА
(санскр. sa–stra, тиб. khrims, поучение, специальная научная дисциплина, трактат, толкование на священный текст) — 1) те или иные направления буддийского знания, учебные дисциплины со своей терминологией и методами изложения; 2) самостоятельные трактаты буддийских мыслителей древности, в которых Закон Просветлённого освещается под некоторым мировоззренческим или доктринально-системным углом зрения (см. Закон буддийский); 3) трактаты основоположников буддийских школ, разъясняемые последователями в комментариях.
ШАСТРА
(от корня "учить; повелевать" с инструментальным суффиксом, т. е. как бы "законодательство (в сфере знаний)") — отрасли специальных теоретич. знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от "искусств и умений" (кала, видья) освоение Ш. требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII—XIII вв. разделения на теоретич. Трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму Ш. В основу Ш. как дисциплины кладется обычно очень краткий и емкий текст {сутры; карики — в стихах), малопонятный без разъяснений. Его заучивают. К нему прилагается первичный комментарий (бхашья), суммирующий практику преподавания сутр и имитирующий ее в тексте в виде диалога профессора и учеников. Проработка его с сутрами дает первичную компетентность в Ш. Затем в ходе веков в нек-рых шастрах появились целые цепочки надстроенных один над другим комментариев и иных текстов.
В адвайта-веданте и ньяе цепочки достигают 8 звеньев. Бьвают и более разветвленные иерархии текстов; иногда последовательное комментирование не развилось (в поэтике), и крупные авторы пишут осн. тексты заново. Язык Ш. — крайне специализированный санскрит; после освоения общеупотребительного языка Ш. надо учиться заново, еще раз. До сих пор знание Ш. в полном объеме остается достоянием традиционных ученых — пандитов. Европейцы и европейски образованные индийцы, как правило, остаются сравнительно с ними на положении хороших студентов, хотя и могут открыть немало нового в частностях. К числу важнейших Ш., помимо даршан, принадлежат: поэтика; грамматика; наука управления (артха-Ш.); законоуложения (дхарма-Ш.); эротика (кама-Ш.).
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь