ШАН-ДИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Шан-ди
в древнекитайской мифологии верховное божество эпохи Инь. В средние века титул Шан-ди был пожалован императором Хуэй-цзуном (начало XII века) верховному владыке даосского и народного пантеона Юй-ди.

Источник: Словарь китайской мифологии

Шан-ди
кит.) – «верховный владыка» – верховный бог китайской народной религии. В даоистской философии Ш.-д. считается великим предком дао. Термин «Ш.-д.» используется для обозначения бога в китайских переводах христианской литературы.

Источник: Мифологический словарь

ШАН-ДИ
верховный владыка, высш. божество политеистич. народной религии др. китайцев. Представление о нем зародилось приблизительно во 2-м тысячелетии до н. э. В термине «ди», а затем и «Ш.» объединялись понятия божества и предков — покровителей царствующего дома. В 1-м тысячелетии до н. э. культ Ш. слился с культом неба, а понятия «Ш.», «Тянь» (небо) и «Тянь-ди» (небесный правитель) стали употребляться как синонимы. Божеству Ш. приносились жертвы, в т. ч. человеческие, чтобы обеспечить его содействие в любых начинаниях и их успех. После появления в Китае христианства термин «Ш.» стал использоваться для обозначения понятия «бог».

Источник: Атеистический словарь

ШАН-ДИ
(китайск. - верховный правитель) - в др.-китайской религии - «дух», олицетворявший небо. По мере развития классового общества в Др. Китае Ш.-д. превратился в религ. сознании в высшее божество, в представлении о к-ром были обожествлены черты вост. монарха-деспота. Ш.-д. приписывали роль безусловного распорядителя судеб всей страны («Поднебесной») - и гос-ва, и каждого человека в отдельности. Император именовался «сыном неба», получившим права на управление страной от Ш.-д. Был создан миф о том, что Ш.-д. пребывает на небесах в окружении подвластных ему («духов» и душ умерших государей, к-рые будто бы нужны Ш.-д. для помощи в управлении народом.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ШАН-ДИ
Верховный владыка", "Верховный государь", "Высший предок". Категория кит. культуры. Входящий в сочетание Ш.-д. иероглиф ди [ 1 ] ("государь", "предок"), возможно, первоначально служил обозначением жертвоприношения, затем - объекта поклонения, к-рому приносились жертвы, в т.ч. (а впоследствии гл. обр.) предка или предков царствующего дома, включая тотемных. Принято считать, что в эпоху Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) понятие Ш.-д. стало обозначением первопредка и покровителя всего гос. образования. После покорения Шан-Инь племенным союзом Чжоу в II в. до н.э. чжоуский культ Неба (тянь), как полагают, соединился с культом Ш.-д. и это понятие стало синонимом Неба, что отражено в текстах 1-го тыс. до н.э. Начиная с "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), где Ш.-д. коррелирует с дао, это слово стало использоваться в даосизме применительно к персонификациям высших божеств, сил, а в нач. 12 в. Хуэй-цзун, император, дин. Сун, пожаловал титул Ш.-д. верховному божеству даос, и нар. пантеонов Юй-ди (Юй-хуан Ш.-д.). Слово Ш.-д. применяется для передачи христианского понятия "Бог". Такое использование термина Ш.-д. было инициативой миссионеров-иезуитов. Они полагали, что в древности китайцы исповедовали монотеизм, схожий с ветхозаветным иудаизмом; хранителем остатков этой традиции является конфуцианство, а слово Ш.-д. синонимично еврейскому Яхве (Иегова). Ж.М. Амио даже считал, что начертание состоящего из трех черт первого иероглифа из бинома Ш.-д. - шан (верх, верхний, верховный) демонстрирует знакомство древних китайцев с христианским понятием Святой Троицы. Представители ордена доминиканцев и др. противники иезуитов утверждали, что в отличие от христианского Бога - несотворенной и всепроникающей сверхличной первосущности Ш.-д. в кит. традиции является вторичным порождением универсальной вселенской субстанции. В итоге осн. кит. обозначением Бога в католицизме стало слово "Тяньчжу" - "Хозяин Неба" (отсюда кит. назв. католицизма - Тяньчжу цзяо, "учение Хозяина Неба"). *Шаталов О.В. Представления о Китае в трудах западноевроп. и рус. миссионеров второй пол. XVIII века. Автореф. канд. дне. Л., 1987; Васильев Л.С. Проблемы генезиса кит. мысли. М., 1989. С. 18; Его же. О Шанди (Шан-ди?) // 22-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1991; Кучера С. Ш.-д. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Ду Эрвэй. Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Ш.-д. чжи бу (Исслед. древних религий Китая. Проблемы терминов Тянь, дао, Ш.-д.). Тайбэй, 1976.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь