ШАН ЯН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШАН ЯН

род. 400 - ум. 338 до Р. X.) - древнекит. философ; один из основоположников философской школы фацзя ("школы законников"). В своем учении о государстве развивал мысли о суверенном праве, в соответствии с которыми станет возможным управление народом не с помощью богатства, а только с помощью строгих законов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШАН ЯН
(Schang Yang; собственно Гун-сунь Ян) [Kung-sun-Yang] — китайский философ; р. ок. 400 — ум. 338 до н. э.; принадлежал к «фацзя» («школа законников») и в своем учении о государстве развивал мысли о суверенном праве, в соответствии с которыми станет возможным управление народом не с помощью богатства, а только с помощью строгих законов.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШАН ЯН
Гунсунь Ян, Вэй Ян (390- 338 до н. э.), др.-кит. гос. деятель, один из основоположников легизма. Происходил из обедневшего аристократич. рода из царства Вэй. Был первым советником циньского царя Сяогуна (361-338 до н. э.), провел серию реформ, основанных на концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя.
Учение Ш. Я. изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), составленном его учениками в 3 в. до н. э. Ш. Я. первый в истории кит. политич. мысли создал теорию деспотич. гос-ва и разработал осн. концепции легизма об управлении обществом и гос-вом: концепция равных возможностей, гос. регулирование экономич. процессов, теория единого (сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как гл. сферы деятельности народа, система рангов знатности, теория «клещей» - наделение общинников правом контроля над деятельностью чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу же после смерти Сяогуна по настоянию наследств. аристократии был казнен вместе с семьей.
 Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 210-23.

Источник: Советский философский словарь

ШАН ЯН
Гунсунь Ян, Вэй Ян. 390, царство Вэй, - 338 до н.э. Гос. деятель и реформатор, правитель обл. Шан царства Цинь. Традиция приписывает ему авторство на один из основополагающих памятников легизма - "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя обл. Шан"). Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), в 361 был вынужден бежать в царство Цинь, правитель к-рого Сяо-гун увлекся предложенными им планами реформ, способствовавшими усилению власти монарха. После смерти Сяогуна Ш.Я. был казнен. Экономич. программа Ш.Я. предусматривала приоритетное развитие земледелия. Это должно было обеспечить создание централизованного бюрократич. аппарата, чиновники к-рого получали бы от казны натуральное жалованье зерном и к-рый бы заменил аппарат местного управления, находившийся в руках наследственной знати. Ш.Я. предлагал серию мер, нацеленных на приостановку процесса разорения свободных земледельцев и уменьшения, т.о., налоговых поступлений. По его мнению, этому могли содействовать всеобщая подворная перепись (позволяющая выявить тех, кто "уклоняется" от земледелия или оказался в личной зависимости и перестал платить налоги), а также введение прогрессивного налога на урожай ("Шан цзюнь шу", гл. 2, 4, 19). Не решаясь на экспроприацию земель у богатых общинников - союзников центр, власти в противостоянии аристократии, Ш.Я. рассчитывал разрешить аграрные проблемы за счет освоения целинных земель (гл. 6). Для увеличения числа налогоплательщиков он предлагал правителю Цинь расселять на пустующих землях безземельных общинников из соседних царств (гл. 15). Ш.Я., возможно, был первым гос. деятелем древнего Китая, предложившим продажу гос. должностей и рангов знатности. Он настаивал на запрещении частной скупки зерна у земледельцев, чтобы пресечь ростовщичество и спекуляцию продовольствием в неурожайные годы, полагал, что этому может содействовать и разумный режим гос. закупок, позволяющий регулировать рыночные цены. Повышение торговых пошлин, согласно Ш.Я., должно ограничить развитие торговли и число купцов, что приведет к уменьшению оттока работников из сельского хоз-ва, остановит разорение земледельцев (гл. 2). В то же время торговля, хотя и под должным контролем, необходима: "Земледелие, торговля и управление - три основы [жизни] гос-ва" (гл. 20). Предложенная Ш.Я. идея гос. монополии на разработку естеств. богатств, призванная укрепить могущество царствующего дома, ограничить экономич. активность населения вне сферы сельского хоз-ва, была впоследствии реализована в империях Цинь и Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.). В политич. программе Ш.Я. универсальным инструментом упорядочения жизни гос-ва выступает юридич. закон (фа [1]). Конф. концепцию "гуманного правления" Ш.Я. полагал нереальной: "Гуманный м.б. гуманным к др. людям, но он не может заставить людей быть гуманными" (гл. 18). Творец законов - правитель, не обязанный ни с кем обсуждать свои планы, не подлежащий критике и тем более наказанию за нарушение закона. В то же время при составлении законов он обязан учитывать уже сложившиеся обычаи, а при решении важных вопросов - мнения руководителей общин и глав семей (гл.5). В системе законодательства важное место Ш.Я. отводил праву частной собственности (гл. 26). Ш.Я. предлагал правителю лишить аристократию традиц. права наследования высших администр. должностей и рангов знатности, пожалование к-рых должно быть прерогативой государя: "Метод поощрения рангами знатности и жалованьем - ключ к жизни или гибели страны". Идея ограничения прав аристократии выражалась у Ш.Я. в формуле: "Бедный станет богатым, а богатый бедным, и гос-во будет сильным" (гл. 5). Здесь под "богатыми" имелись в виду те, кто "получил ранги знатности и жалованья в нарушение закона", т.е. по праву наследования. Т.о. предполагалось создать управленческий аппарат, зависимый только от государя. Эта зависимость должна была подкрепляться системой взаимной слежки и доносительства: доносчик, сообщивший о совершенном либо готовящемся преступлении, имел право наследовать должность, ранг знатности, земельные наделы и жалованье чиновника-преступника (гл. 17). Новая система назначений и предоставления рангов знатности была призвана сосредоточить усилия подданных на земледелии и войне, что рассматривалось как "сосредоточение на едином" (и [2]) - некой интегральной функции гос-ва (гл. 3). Земледелие и война - гаранты и внутриполитич. "спокойствия", и "почета", оказываемого государю, а "сосредоточение [народа] на едином" обеспечивает его подчинение единовластию (гл. 3). Длительное отсутствие войн, по Ш.Я., ведет к разложению страны внутр. "ядом" и "рождению шести паразитов": стремления беспечно пожить на склоне лет, бездумной траты зерна, пристрастия к красивой одежде и вкусной еде, любви к предметам роскоши, пренебрежения своими обязанностями, стяжательства (гл. 4). Осн. требование Ш.Я. к "совершенномудрому" (шэн [1]) правителю - умение заставить народ заниматься земледелием и "помышлять о войне". Войны и убийства позволительны, если они направлены на благо гос-ва. Чтобы сделать эту мысль более убедительной для современников, над сознанием к-рых довлели нормы жизни родового коллектива, Ш.Я. представлял гос-во как некий аналог патронимии, а победу над внеш. врагом - как выполнение долга перед близкими. Важное средство усиления гос. контроля над народом Ш.Я. усматривал в ограничении образования: "Если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить трудно" (гл. 6). В число гибельных для страны "паразитов" он включал помимо указ, выше шести также ритуальную "благопристойность" (ли [2]), музыку, классич. памятники - "Ши цзин", "Шу цзин", "сыновнюю почтительность и братскую любовь" (сяо ти), "гуманность" (жэнь (2]), бескорыстие, красноречие, острый ум и т.п., т.е. нормы обычного права, культурные традиции и конф. этич. принципы. По Ш.Я., жадность, своекорыстие и тщеславие - осн. черты человеч. природы, поэтому правитель может опираться прежде всего на непреходящее стремление человека к "выгоде" (ли [3]). Принцип "наград и наказаний", предложенный Ш.Я., подразумевал акцент на наказание, к-рое должно быть предельно строгим даже за малую провинность (гл.5). Гл. основанием для получения рангов знатности и должностей должна быть воинская доблесть. Кроме того, ранги знатности могут предоставляться землевладельцам за плату после сдачи гос-ву излишков зерна, а также доносчикам. Важным элементом гос. власти должна стать система круговой поруки внутри семьи, соседской общины, любой группы людей, временно объединенных общим делом, а также в армии, где за проступок одного воина должно отвечать все низшее подразделение (пяток). Нек-рые из предложенных Ш.Я. мер он получил возможность осуществить; в части., систему круговой поруки в группах по пять и десять семей; порядок получения рангов знатности от правителя за воинские заслуги и лишения их членов знатных домов, не имеющих таких заслуг, четкое определение имуществ. и иных прерогатив носителей различных рангов знатности; освобождение земледельцев от трудовых повинностей и обложение ими торговцев и ремесленников, превращение в гос. рабов тех, кто "беден из-за собств. лени". Кроме того, он ввел двойной налог на семьи, имевшие двух и более мужчин, но не разделившие между ними хоз-во. Это должно было способствовать дроблению больших патриархальных семей и, т.о., как и др. реформы Ш.Я., - ограничению роли общинного самоуправления и наследств, знати, усилению контроля централизованной администрации над об-вом. Ш.Я. провел также указ, запрещающий отцам и взрослым сыновьям и братьям проживание в одном доме, ввел регулярное администр. деление на уезды, узаконил право частной собственности на пахотные земли, добился принятия законов об охране др. видов частной собственности (тяглового скота и т.п.), унифицировал меры длины, веса, объема и т.п. Реформы Ш.Я. способствовали усилению единоличной власти правителя царства Цинь, к-рое превратилось в 4 - 3 вв. до н.э. в одно из самых могущественных древнекит. гос-в. Теоретич. построения Ш.Я. содействовали оформлению легизма в целостный идейный комплекс, завершенный в 3 в. до н.э. Хань Фэем, и легли в основу гл. направлений гос. строительства в первой кит. централизованной империи Цинь (221 -207 до н.э.). "Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в полит, истории Китая. М., 1981; Илюшечкин В.П. Конфуций и Ш.Я. о путях объединения Китая // 16-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1985; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Ян Куань. Ш.Я. бянь фа (Реформы Ш.Я.). Пекин, 1956; См. также лит-ру к ст. "Шан цзюнь шу", Легизм. Л.С. Переломов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
488.19 кб

КОМЕДИИ ЖУМАТА ШАНИНА

Кобланов Жоламан Таубаевич
Встатье анализируются художественное мастерство казахского драматурга Ж. Шанина в жанре комедии. В статье также расматриваются вопросы новизны и эстетические взгляды этого писателя.
Читать PDF
101.83 кб

Утерянный шанс России?

Луценко А. В.
Рассматривается эволюция российской либеральной идеологии конца ХХ века, оценивается историческая связь реформ 1990+х гг.
Читать PDF
159.07 кб

Народные песни провинции Шаньси

Чан Лиин Чан Лиин
Статья посвящена вопросам классификации, специфики и музыкального своеобразия народных песен различных регионов провинции Шаньси.
Читать PDF
454.88 кб

Шри Шанкарачарья. Жизнь и учение

Бутор Ю.
Читать PDF
451.35 кб

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОГО ШАНХАЯ

Ван Александр Чжичэн
Читать PDF
80.26 кб

Мировой кризис как шанс для России

Чумаков А. Н.
На фоне обостряющегося финансового кризиса становится очевидно, что мировой системой невозможно управлять из единственного центра.
Читать PDF
895.08 кб

Шаньшу как жанр китайской литературы

Корнильева Татьяна Игоревна
В данной статье рассматривается класс китайской простонародной религиозной литературы под названием «книги добра», или шаньшу (кит. [цюань]шаньшу, ).
Читать PDF
320.81 кб

Шансы России в постамериканском мире

Ефременко Дмитрий
Читать PDF
914.00 кб

ИДЕЯ «ВЕЛИКОЙ АЛБАНИИ», ИЛИ ШАНТАЖ ЕС

Игнатович Д.С.
Актуальность статьи обоснована важностью изучения проблемы безопасности Балкан, которые занимают особое место во внешней политике ЕС и России.
Читать PDF
331.34 кб

2020 год - последний шанс для Кавказа?

Малашенко Алексей
Читать PDF
8.91 мб

Шанс для империи и современный социогенез

Секацкий А.К.
Современное состояние социальной эволюции побуждает нас к ревизии укоренившихся моделей государства и его отношения к структурам гражданского общества. Эффекты «мировой паутины», такие как фанфик, флэш моб и т. д.
Читать PDF
312.81 кб

Интересы и шансы России в Центральной Азии

Малашенко Алексей
Читать PDF
257.24 кб

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914)

Громыко Галина Леонтьевна, Громыко Валентина Викторовна
Читать PDF
176.15 кб

Мираж и реальность в романах Ван Аньи о Шанхае

Семенюк Мария Владимировна
В статье рассматриваются художественные принципы изображения Шанхая в романах Ван Аньи.
Читать PDF
547.34 кб

Дискурс «Агонистической демократии» Шанталь Муфф

Иванова Е.А.

Похожие термины:

  • ШАНА

    Евр.) Лунный Год.
  • Шанс

    [фр. chance (первоначально – род игры в кости)] – возможность возникновения благоприятной ситуации или удачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой и/или инновационной деятельности. Ша
  • ШАНДИ

    В архаической традиции верховное божество, образ которого постепенно слился с образами Тянь и Тяньди. У даосов Шанди — великий предок Дао. В поздней мифологии имя этого божества стало титулом Неф
  • ШАНГНА

    Санскр.) Таинственный эпитет, данный платью или "одеянию" в метафизическом смысле. Облечься в "одеяние Шангна" означает приобрести Тайную Мудрость, и Посвящение. (См. "Голос Безмолвия", с. 81 и 82, Словар
  • ШАНКХА

            раковина; широко употребляется в ритуальном обиходе индуистов, является одним из инструментов, с помощью к-рых призывают божество (наряду с колокольчиком и нек-рыми др.). В иконографии Ш. —
  • ШАНТАЖ

    1. В специальном смысле главная скрепка социума (социобиоценоза). Ограниченность конкретного Ш. как социального мезона - в полишантажированности самого индивида, осуществляющего какой-либо здесь-
  • ФУ ШАНЬ

    Фу Цинчжу, Фу Динчэнь, прозв. Чжэньшань, Чжоувэн, Ши-жэнь и др. 1607, Янцюй пров. Шэньси, - 1684. Мыслитель-даос. Преподавал в академии Саньли ("Трех устоев"). После падения дин. Мин в 1644 жил отшельником в гора
  • ШАНЬДАО

    613—681)—будд. кит. монах, основатель школы «чистой земли» (Цзинту-цзун). Стал монахом в молодости;в 641 встретился с будд. наставником Даочо, к-рый впервые проповедовал ему сутры, посвященные культу бу
  • ШАНКАРА

    Санскр.) Имя Шивы. Также великий ведантийский философ.
  • Мяо Шань

    в китайской буддийской мифологии одна из трех дочерей правителя Мяо Чжуана. Когда Мяо Шань выросла, то вопреки воли отца она отказалась выходить замуж и сообщила ему, что решила посвятить себя сам
  • ШАНМУКХА

            (Шестиликий) — одно из имен Сканды, имевшего шесть матерей.А. Дубянский
  • ШАНЬУВЭЙ

    кит.) —см. Шубхакарасимха.
  • Шанявский

    депутат от почтовотелеграфного союза, член Исполнительного Комитета Совета Рабочих Депутатов 1905 г. Как члену бюро почтово-телеграфного союза, ему были поручены сношения с Советом Рабочих Депутат
  • ШАНТИДЕВА

    691-743) -представитель инд. школы прасангика. Таранатха писал, что Ш. был наследником трона царя Кальянавармана из Саураштры, но ушел в монахи в Наланду. Его осн. сочинения: «Шикшасамуччая» — компенди
  • КИВЕР-ШАНС

    Кит.) Астрал или "Тело Мысли".