название мифич. страны-хранительницы буддизма. Учение о Ш. занимает важное место в тантрийском буддизме (см. Тантризм) и тесно связано с таким его направлением, как кала-чакра («колесо времени»). Пророчества о «шамбалинской войне», к-рую поведет один из царей Ш. против еретиков, входят составной частью в эсхатологию ламаизма.
ШАМБАЛА
ШАМБАЛА
Источник: Атеистический словарь
ШАМБАЛА
Санскр.) Исключительно таинственное место, вследствие
его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в "Пуранах",
откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. "Калки"
- это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя Будда
буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан (см. "Откровения").
Одни говорят, что все эти "вестники" должны появиться "перед
разрушением мира"; другие - что перед концом Кали Юги. Именно в
Шамбале будет рожден грядущий Мессия. Некоторые востоковеды
отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде
(северо-западные провинции), тогда как Оккультизм помещает ее в
Гималаях. Произносится Шамбала (Shambhala).
его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в "Пуранах",
откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. "Калки"
- это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя Будда
буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан (см. "Откровения").
Одни говорят, что все эти "вестники" должны появиться "перед
разрушением мира"; другие - что перед концом Кали Юги. Именно в
Шамбале будет рожден грядущий Мессия. Некоторые востоковеды
отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде
(северо-западные провинции), тогда как Оккультизм помещает ее в
Гималаях. Произносится Шамбала (Shambhala).
Источник: Теософский словарь
ШАМБАЛА
в буддизме и ряде мистических учений - легендарная страна, располагающаяся к северу от реки Тарим (Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи), либо в великих горных системах Азии. Впервые упоминается в текстах 10 в. Цари Ш., правившие и правящие в соответствии с учением мудреца Шакьямуни (по преданию, их 32), призваны сохранять Ш. до момента великой битвы ее сил с полчищами зла. В результате этого противоборства должна родиться новая эпоха - эпоха будды Майтрейи. У приверженцев теософских миропредставлений, Ш. - местопребывание Великих учителей Человечества В 20 в. осуществлялись неоднократные попытки (например, семья Рерихов) обнаружить местонахождение Ш. в Гималаях, на Памире и т.п. В некоторых школах медитации состояние посещения Ш. или пребывания в ней идентично особому состоянию психики, достижимому специальными методиками.
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
ШАМБАЛА
метафизический центр мира и место обитания царя мира. Шамбала остается таинственной страной, жители которой знают законы управления природой и человечеством, а потому получили уважительное прозвище Учителя. Шамбала, согласно преданиям, расположена в труднодоступных районах Тибета. Однако вход, благодаря учителям, можно найти повсюду. Она остается тем самым объектом, который разыскивают все, кто подвержен страсти открыть неизведанное, открыть тайны законов природы — от простых авантюристов до талантливых ученых и представителей спецслужб мировых держав. Широкую известность получили поиски Шамбалы Н. К. Рерихом во время трансазиатской экспедиции, когда научные поиски переплетались с действиями советских разведчиков и английских колониальных властей, стремившихся сохранить свой контроль не столько за таинственными странами, сколько за территориями, принадлежавшими Великобритании. Шамбала, таким образом, превращалась еще и в символ борьбы за мировое господство. Источ.: Весть Шамбалы. Воронеж, 1998; Рерих Н. О Вечном… М., 1991; Энциклопедий символов, знаков, эмблем. М., 1999; Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
Шамбала
(Шамбхала, Шамбара). Страна, с которой в ваджраяне связано учение о космических циклах (сс. калачакра). В Тибете сс. отождествляют со страной Тарсиг, выходцами из которой считают себя исповедующие религию бон. Учение о калачакре занимает центральное место в школе гелук (гелуг-па). Его описание составляет пять томов канонических текстов «Ганджура». Согласно одной версии, Будда Шакьямуни проповедовал учение о калачакре в Шамбале, согласно другой версии, правитель Шамбалы Сучандра передал его Будде. Предполагают, что Шамбалой называлась небольшая страна в древнем Китае, расположенная между реками Янцзы и Хуанхэ. В тантрическом буддизме считается, что она находится высоко в горах севернеё реки Сита (Шита). В ней скрыт тайный центр управления миром и пребывают великие души (махатма, махасиддха). Ею правит Ригдендапо (Ригденджапо, Ригден Дагпо, Хормо-чэн). Столица Шамбалы — г. Калава. С Шамбалой связывают предсказание о грядущем распространении буддизма во всем мире после страшной войны. Путь к Шамбале лежит через медитации и трансформацию сознания, а сама она представляет одно из полей Будды, т.е. на уровне высшей истины Шамбала относится к категории идеального, обозначая область надиндивидуального сознания или один из уровней измененного состояния сознания.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ШАМБАЛА
(правильнее — Шамбхала) — название одной из «счастливых земель» буддизма. Образ Шамбалы восходит к древнеиндийскому эпосу «Рамаяна», но в буддийском контексте появляется только в XI в. в «Калачакра тантре» (см.). В «Калачакре» Шамбала выступает как некая страна к северу от Индии, для царя которой Сучандры Будда проповедовал эту тантру и который увез с собой ее текст. С тех пор цари Шамбалы стали хранителями тайн «Калачакры» и гарантами процветания буддизма в мире. В XI в. туда, как утверждает традиция, прибыл махасиддха Чилупа (Цилупа), который и принес сокращенный текст тантры обратно в Индию. Согласно «Калачакре» и комментаторской традиции этого текста, цари Шамбалы носят титул калки-раджи (устаревшее чтение: кулика-раджа). Этот титул отсылает к индуистской доктрине аватаров (воплощений) бога Вишну, последний из которых — аватар Калки (Калкин) выступает как бог-воитель, уничтожающий зло и злодеев и восстанавливающий на земле торжество истинной Дхармы (см.). «Калачакра тантра» повествует о том, что в будущем «варвары » (млеччха) «лало» (мусульмане) захотят завоевать весь мир и вторгнутся в Шамбалу, в результате чего начнется «шамбалинская война», которая завершится победой Шамбалы и торжеством буддизма. Этот сюжет указывает на время создания «Калачакры» — эпоху мусульманских завоеваний Индии, положивших конец существованию буддизма на его исторической родине. Не исключено и влияние средиземноморской апокалиптической литературы, ставшей известной буддистам через исламские тексты. Если в ранних «калачакринских» текстах Шамбала сохраняет черты реальной страны, то в поздней тибетской традиции она превратилась в мистическую державу счастья, процветания, духовного совершенства, защищающую буддизм и хранящую тайны Ваджраяны. Именно этот образ Шамбалы был использован Н. К. Рерихом в его теософском учении. Многие буддологи пытались и пытаются отождествить Шамбалу с одной из реально существовавших в XI в. стран (в качестве прототипов Шамбалы предлагались самые разные земли — от северной Индии до Уйгурии), однако окончательно доказать то или иное предположение до сих пор не удалось.
Источник: Буддизм. Карманный словарь
ШАМБАЛА
(санскр. sambhala, тиб. sham bha la) — мифическая страна, в которой Учение Будды хранилось в виде текстов Калачакра-тантры, являющейся одним из основных разделов сакрального знания (пять томов Кангьюра) школы гелук. Вероятно, в буддийской мифологии получил развитие вишнуитский миф (из «Махабхараты» и «Пуран») о Самбхале — месте последнего (десятого) воплощения (аватара) Вишну под именем Калкин, который будет уничтожать всех врагов индуизма в конце современной эры кали. В литературе Калачакры Самбхала превращается в сказочное царство, расположенное в центре огромной империи из 96 больших стран и 96 миллионов деревень, где в эру Кали правят последовательно 25 царей династии Калкин. Согласно пророчеству, в конце Кали-юги последний буддийский царь династии Раудрачакрин, воплощение бодхисаттвы Манджушри, поведёт великую армию Ш. против недругов и противников, чтобы восстановить буддийское Законоучение. В тантрах сказано, что эта мифическая битва является аллегорией сражений внутри собственного сознания, что царь — это истинное знание, его четырёхчастное войско есть четыре совершенных состояния (любовь, сострадание, радость, невозмутимость), а враги — яды и демоны ума, которых следует обратить в друзей и помощников на Пути к Просветлению. За последнюю тысячу лет в обыденных описаниях религиозной доктрины «страна счастья» Ш. неоднократно отождествлялась с различными географическими областями Центральной Азии: Северной горной Индии, Северного Тибета, Синьцзяна и даже Алтая, Памира, в связи с чем на её поиски уходили одиночки и коллективы мирян, монахов и энтузиастов Запада. Ш. — единственная чистая земля в этом мире, страна пребывания великих мудрецов и мистиков, таинственное средоточие духовной власти в мироздании, откуда после всемирной и всеразрушающей войны (по некоторым подсчётам она случится в 2425 г.) вновь распространится Закон Просветлённого, который поведает Будда Майтрея. Эта война станет следствием совокупной кармы человечества, отягощённого (переполненного) алчностью, ненавистью и духовным невежеством. Светлые и добрые же начала накапливаются великими «душами» (махатма) в «стране счастья», которые и спасут человечество в пучине войн и раздоров. На уровне же истины наивысшего смысла (парамартха-сатья) Ш. является одной из небесных стран Будды (буд дха-кшетра), для «посещения» или рождения в которой нужны особые способы (упайя-каушалья) совершенствования сознания через созерцание и культовые действа, описанные в тантрах и сообщаемые далайламой.