ШАКТИ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШАКТИ
Санскр.) Активная женская энергия богов; в народном
Индуизме - из жены и богини; в Оккультизме - венец астрального
света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенная Энергия.

Источник: Теософский словарь

Шакти
индуист.) – «сила» – творческая энергия божества. олицетворяемая в образе его супруги. В первую очередь это относится к Шиве и его супруге, одна из ипостасей которой называется Ш. н считается воплощением супружеской верности и сексуальной, оплодотворяющей страсти.

Источник: Мифологический словарь

ШАКТИ
У индийцев творческая энергия божества, «воспроизведенная» в образе его супруги. В первую очередь о шакти говорится применительно к Шиве и его супруге. Шактистские культы трактуют Шакти как верховное божество и как одну из ипостасей жены Шивы (Деви, Сати, Дургу, Парвати и т. д.).

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ШАКТИ
санскр. - сила, энергия) — женское творчески-энергетич. начало в индуизме, торизме, в т. ч. буддийском. Шактизм — почитание Ш., получил наибольшее развитие в шиваиз-ме, где Ш. персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы (Парвати, Дурге, Кали). Все наименования Ш. связаны с богиней-матерью Махашакти, или Деви. Наиболее ревностные последователи культа Ш. составляют секту шактиев.

Источник: Атеистический словарь

ШАКТИ

        божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а Ш. — его имманентная активная ипостась. Ш. может принимать разл. формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги, Кали, Умы, Парвати). Иконографически богиня изображается в двух гл. аспектах: благостном, в виде молодой красивой женщины, и гневном, в виде многорукой вооруженной демоницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения бога со своей Ш. — Ардханари. Гл. объект почитания богини в культе — ее женский символ — йони, иногда в соединении с лингамом.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ШАКТИ
сс. Сила. Энергия. Мощь. Способность. Сила творческая, персонифицированная как богиня Шакти. Энергия потенциальная и кинетическая. Женский аспект Шивы, воплощение его женского начала. Вместе Шива и Шакти олицетворяют единство мужского и женского начал. Присутствие двух начал порождает в системе напряженность, в связи с чем происходит сс. развитие или свертывание. Как жизненная сила, или праническая энергия, шакти предстает в образе кундалини (Кундалини). Мужской и женский аспекты имеют все боги индуизма. Женское начало представлено их супругами, каждая из которых обладает определенными чертами женского характера. Шакти представляет активное начало. Её культ называют шактизмом, или шактой. Деревенский шактизм связан с магией и оргиями. Тантрический шактизм — с эзотерическими ритуалами. Универсальный шактизм входит в учения йоги, веданты и других школ. Воплощения Шакти: Дурга, Махешвари, Кали, Карала, Кундалини, Парвати, Ума и др.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ШАКТИ
(санскр. - сила, могущество) - в индуизме - творч. сила богов, олицетворяемая в виде женщины. Богиня Сарасвати рассматривается как Ш. бога Брахмы, Лакшми - как шакти Вишну. Другим богам также приписываются особые Ш. Наибольшее развитие культ Ш. получил у шиваитов, у к-рых бог Шива выступает в качестве бога-оплодотворителя, а в образе ого супруги, известной под именами Парвати, Дурга, Кали, Ума и др., олицетворяется женское начало. Все названные имена связаны с богиней-матерью Махашакти, или Деви. Культ Махашакти - один из древнейших в Индии и вошел в индуизм из нар. верований, восходящих, повидимому, к матриархату. Особо ревностно последователи культа Ш. составляют секту шактиев (шактистов). Она распадается на ряд толков. Основные среди них - дакшиначары, или «следующие правым путем» («культ правой руки»), к-рые поклоняются как Дурге, так и Шиве, и вамачары («культ левой руки»), к-рые поклоняются исключительно женскому материнскому началу.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ШАКТИ
санскр., букв.- мощь, сила), в инд. религ.-филос. мысли божеств. сила, энергия, с помощью к-рой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной ипостасях. Особенно известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в ее жен. форме (в шиваизме); почитается шиваитами под разными именами и в разных формах, в шактизме почитается как богиня, практически совпадающая с брахманом. Если Шива выступает как чистое сознание, а материя как чистая бессознательность, то воздействие божеств. силы на материю возможно только с помощью Ш., к-рая понимается как сознат. сила, посредствующее звено между чистым сознанием и материей, как причина становления, то, посредством чего божество воздействует на мир. Поэтому Шива отличается от Ш. как абсолютное в самом себе от абсолютного в отношении к объектам мира [в этом последнем аспекте Шива характеризуется рядом признаков - сознанием, интеллектом (чит), знанием (джняна), творч. силой (крия), волей (иччха), блаженством (ананда) и т. п.]. В «Бхагавадгите» Ш. понимается как энергия творца ишвары, сочетающего в себе неизменность брахмана и изменчивость становления и создающего изменчивую природу с помощью особой силы - майи, сливающейся с Ш. В шактизме подробно разработана классификация принципов, связанных с Ш. (тридцать шесть таттв).

Источник: Советский философский словарь

ШАКТИ
(сила, возможность) — универсальная божественная энергия, активное женское начало бытия. В Ригведе Ш. — безличная сила, присущая какомулибо божеству. В индуистской мифологии Ш., или Деви, — божественная супруга, чаще всего упоминается в связи с Шивой. В качестве супруги Шивы Ш. выступает в двух обличьях: либо как благожелательная богиня (Парвати, Ума и др.) либо как жестокая и грозная (Дурга). Второй аспект Ш., в котором она становится верховной Богиней, оказался плодотворным для формирования шактизма и тантризма в целом. Мифологически Ш. в этом аспекте — энергичная воительница, рожденная из совокупной ярости богов, защитница мира от посягательств демонов. Символическое толкование характеристик Ш. смягчает их внешне отталкивающий характер (см. Кали). Ш. в тантризме — вечная энергия высшего Бога, направленная на творение, сохранение или растворение мира. Это и та сила милосердия, которой Бог награждает верных ему. Когда отсутствует мироздание, Ш. пребывает в нераздельном единстве с Шивой, иконографически это состояние изображается как тесное соединение божественной пары в любовном экстазе. Тогда в Ш. мир пребывает как возможность. Реализуя творческий замысел Бога, Ш. разворачивает из себя мир, вплоть до наиболее плотных его форм. Однако благодаря Ш. мир не теряет сущностной связи с первоисточником. Ш. может представать как пракрити (материальная сила), как майя (сила множества и ограниченности) или как кундалини (сила творения и растворения). Весь мир предстает пронизанным всевозможными шакти, разной степени тонкости, и тантрист стремится овладеть этими энергиями с целью окончательного освобождения от мира. В кришнаизме различается несколько видов Ш., все они подчинены воле Бога. Высшей Ш. является Радха (см. Гаудия). Более активную роль Радха-Ш. играет в некоторых школах кришнаизма, испытавших на себе влияние тантризма (см. Сахаджия).

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ШАКТИ
санскр. sakti, от глагольного корня sak— мочь, быть способным) — «потенция», «сила», «энергия». В индийской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому творческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти — супруги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-веданте Шанкары, где основой мира выступает высший Брахман, с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шакти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брахмана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии — майе. Однако в других системах, монизм которых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, ответственным за творение мира. В кашмирском шиваизме в основе реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шакти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое созерцание — «пракаша», тогда как Шакги представляет активный, динамичный аспект сознания — «вимарша», т. e. его внутреннюю интенциональность, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выступает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика» они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) — Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все потенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенциональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприятиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация сознания, постоянно порождающая новые формы, представлена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы которого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива — та единственная осевая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отождествляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего сущего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, создающей буквы алфавита и священные тексты в виде парадигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пульсирующая сила становления, которая проявляется в человеческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях тантризма с Кундалини, или эротической энергией. Соответственно единственная возможность достигнуть освобождения состоит в умении направить эту энергию к ее истинному источнику и опоре — Шиве. Это обратное движение, использующее в качестве средства спасения все ту же Шакти, призвано даровать адепту то мгновение внезапного озарения (пратибха), в котором реализуется нерасчлененное единство Шивы и Шакти. Сотериологическая ориентация на Шакти приводила к тому, что в отдельных направлениях тантризма верховным началом считалась именно женская ипостась — богиня (Парамешвари), почитаемая под именами Шакти, Дэви, Кали илиДурги; такие варианты тантризма известны как «шакгизм» (шакта-сиддханта).
Лит.: PadouxA. LEnergie de la Parole. P., 1980; Silbum L. La Kundalini u lenergie des profondeurs. P., 1983; Idem. Hymnes aux Kali. La Roue des energies divines. P., 1995; Mackenzie Brown C. The Triumph of the Goddess. Albany, 1990; Cobum Т. В. Encountering the Goddess. Albany, 1991.
H. В. Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • АДИ-ШАКТИ

    Санскр.) Первичная, божественная Сила; женская творческая сила, и аспект в каждом и каждого бога. Шакти в индусском Пантеоне всегда является супругой какого-либо бога.
  • ШАКТИ-ДХАРА

    Санскр.) Букв., "держатель Меча", титул, данный Карттикее за то, что он убил Тараку, дайтью или великана-демона. Последний хотя и был демоном, видимо был настолько великим Йогом, благодаря своему суров
  • ДЖНАНА ШАКТИ

    Санскр.) Сила разума.
  • ИЧЧХА ШАКТИ

    Санскр.) Сила воли; мощь желания; одна из оккультных Сил в природе. Та сила воли, которая, развитая оккультными упражнениями, создает нервные токи, необходимые для приведения в движение некоторых му
  • КУНДАЛИНИ ШАКТИ

    Санскр.) Сила Жизни; одна из Сил Природы; та сила, которая зарождает определенный свет в тех, кто сосредоточенно занимается развитием духовности и ясновидения. Это есть сила, известная лишь тем, кто
  • МАНТРИКА ШАКТИ

    Санскр.) Сила или оккультная мощь мистических слов, звуков, чисел или букв в этих Мантрах.