ШАКЬЯМУНИ БУДДА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШАКЬЯМУНИ БУДДА
Санскр.) Имя основателя Буддизма; великого
Мудреца, Владыки Готамы.

Источник: Теософский словарь

ШАКЬЯМУНИ БУДДА

санскр. - мудрец из племени шакьев) - наиболее распространенное имя (прозвище) легенд. основоположника буддизма, применяемое к тому периоду его жизни, когда он уже получил «просветление», т. е. стал Буддой.

Источник: Атеистический словарь

ШАКЬЯМУНИ БУДДА

санскр.;досл. «мудрец из рода Шакья» - он же Будда, он же Сиддхартха Гаутама, в будд.мифологии - посл.земной будда, проповедовавший дхарму (Закон, Истину); учитель, указавший человечеству путь к спасению. Его проповедь положила начало распространению будд. учения на земле. По мнению большинства ученых, Ш. как основатель буддизма - реальное истор. лицо, прожившее всю свою жизнь в Сев. Индии ;нек-рые разночтения в датах его жизни и смерти незначительны (560 - 480, 566 - 476, 563 -473 до н.э.). Уже при жизни Ш. началась мифологизация его биографии, а к нач. н.э. его образ был окончательно канонизирован будд. текстами. (См. Будда).

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ШАКЬЯМУНИ БУДДА

будд.) – «мудрец (из племени) шакья» – основатель буддизма, реальное историческое лицо, подвергшееся мифологизации. Известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя). По легенде, Ш. в течение многих кальп перерождался в качестве бодхисаттвы, принимая облик всевозможных существ. Свое предпоследнее рождение он провел в небе тушита (место, где бодхисаттвы воплощаются перед тем, как стать буддами). Поскольку мир людей погрузился во мрак неведения, боги попросили Ш. родиться в облике человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Ш. выбрал местом своего рождения царскую семью племени шакьев в Северной Индии – царя Шуд-додхану и царицу Майядеву. Перед его рождением царице приснилось, что в ее лоно вошел белый слон. Ребенок имел все признаки будды, и брахманы предсказали, что он станет или буддой, или чак-равартином. Отец предпочитал второе – он дал сыну всестороннее образование и делал все, чтобы увлечь его светской стороной жизни. Ш.жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях, а войдя в брачный возраст, женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре. Ш. воспитывали так, что он не видел темных сторон жизни, но однажды он встретил в городе старика, больного, покойника и монаха. Первые три встречи заставили его задуматься о бренности мирской жизни, а последняя указала ему путь к освобождению. После рождения сына он покинул дворец и присоединился к аскетам, но через несколько лет понял, что их методы не ведут к спасению. Он оставил их и решил сидеть под деревом, пока не достигнет просветления. В возрасте 35 лет Ш. достиг просветления и стал буддой. Свою первую проповедь он произнес для пяти своих бывших сподвижников-аскетов, и они стали его первыми учениками. Впоследствии у него появилось множество учеников, лучшие из которых стали просветленными. В возрасте 84 лет Ш. покинул мир и ушел в полную нирвану.

Источник: Мифологический словарь