ШАБДА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШАБДА
Санскр.) Слово, или Логос.

Источник: Теософский словарь

ШАБДА
сс. Звук. Слово. Название. Речь. В индийской культуре звуку придается очень большое значение. Существует учение о звуке, согласно которому, поднимаясь в теле человека, звук проходит через несколько стадий. Его состояние меняется от запредельного, трансцендентного (пара) через срединное (мадхьяма) к состоянию, предшествующему проявлению (вьякти). На уровне голосовых связок в области чакры вишуддха звук становится слышимым. Эти состояния сравнивают с семенем, ростком, почками, листьями и цветами. Звук связывают со стихией эфира (акаша). В мимансе и веданте звук признают сущностью бога (Брахман), который через него развертывается в мир. Шабдартха — смысл, значение слова. Авьякта-шабда (шабда-рава) — непроявленный звук. В буддизме звук (шабда) относится ко вторичным формам материи (бхаутика), субстанциям, которые происходят от первоэлементов (бхута).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ШАБДА

        1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха.
        2) Членораздельный звук человеческой речи.
        Так, в слове "кот" Ш. есть последовательность, "к " — "о " — "т". В любом случае Ш. есть кач-во первостихии акаши. В философии большое значение имел многовековой спор между мимансой, полагавшей Ш. вечной, и прочими школами, считавшими звук (в т. ч. членораздельный) тварным. В мимансе этот тезис подкреплял утверждение об извечности и безавторстве Вед. Наблюдаемое начало и конец слышимых звуков речи в мимансе объясняли как проявление, но не появление. Согласно великому философу-языковеду Бхартрихари (V в.) сущность Ш. есть абсолют, разворачивающийся затем своими потенциями в мир. В общекультурном плане дискуссии о Ш. подобны спорам о Платоновых идеях в европ. философии, нек-рым теологическим проблемам и отражают также огромную роль устного — а не писаного — слова в традиционной культуре, передаваемого — воспроизводимого авторитетным лицом (гуру, брахманом и пр.).
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ШАБДА
санскр. eabda — слово, звук) — в индийской мысли широкий спектр явлений: звук, шум, фонема, звук речи, слово, фраза, язык в целом, речь. Практически все названные явления имели свои специфические названия (шум и звук — дхвани, или нала, фонема — варна, слово — пада, фраза — вакья, значимая единица — сплоти, речь — вач). Шабда — звук составляет объект слуха, понимаемый либо как вечная субстанция (миманса), либо как изменчивое качество (вайшешика). В последнем случае ее субстратом-носителем выступает акаша (физическое пространство, эфир).
В философии языка шабда имеет два аспекта: слышимые звуки и воспринимаемое слово (прежде чем понять смысл слова, мы распознаем формирующую его последовательность звуков). Согласно определению грамматиста Патанджали, слово — это то, посредством чего при его произнесении появляется представление об объекте. Звуки (дхвани), исчезающие сразу посде своего произношения, не могут служить стабильными носителями смысла слова, поэтому необходимо найти элемент, который сможет выполнить данную функцию. Эта логика привела грамматистов к введению понятия спхоты (носителя смысла).
Грамматисты и сторонники мимансы верили в вечность шабды, понимая под последней слово Вед. Однако между ними не было согласия относительно того, что именно в слове вечно. С точки зрения мимансы вечны звуки, или фонемы, смысловые же единицы — слова, фразы и т. п. — вечны только за счет входящих в них фонем. Фонемы в произношении не создаются, а лишь манифестируются, проявляются. Для грамматистов вечны смысловые единицы речи и то, что позволяет это объяснить, есть спхота. Кроме веры в вечность Вед, миманса и грамматисты разделяли постулат о неизменности и врожденности связи между словом и обозначаемым им объектом (артха). Врожденность связи слова и объекта была для мимансы способом оправдания отсутствия у Вед автора (апаурушея). Если для мимансаков вечное (nitya) — это никем не созданное и существующее как бы вне времени, то дня грамматистов — это прежде всего инвариантное, т. е. повторяющееся при разных употреблениях. Соединение грамматической теории вечного слова и идей адвайты дало оригинальную концепцию лингвистического монизма Бхартрихари (шабда-адвайта). В вопросе об эпистемологическом статусе шабды как авторитетного словесного свидетельства мимансаки, считавшие его основной промаши своей системы, спорили с вайшешиками, сводившими шабду к логическому выводу (анумана). См. также ст. Аптавачана.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ШАБДА-АДВАЙТА

    санскр. aabdadvaita— недвойственность слова) — религиозно-философская концепция индийского грамматиста Бхартрихарч. Изложена гл. о. в первой части («Брахма-канда» — «Глава о Брахмане») его трактата «В
  • АНАХАТА ШАБДА

    Санскр.) Мистические голоса и звуки, слышимые Йогом в начальной стадии своей медитации. Третье из четырех состояний звука, иначе называемое Мадхьямой, - четвертым состоянием будет его воспринимани
  • ШАБДА БРАХМАН

    Санскр.) "Непроявленный Логос." "Веды"; "Эфирные Вибрации, рассеянные по всему Пространству".
  • ШАБДА-СИДДХАНТА

            "теория членораздельной речи"; см. ВЬЯКАРАНА.А. Парибок
  • Шабда-прамана

    Слово как авторитетное свидетельство. Священное писание (веды). Откровения, полученные свыше (шрути). К авторитетным свидетельствам относят толкования вед, литературу преданий (смрити), свидетельс
  • Шабда-таттва

    Слово как вид бытия. Безатрибутное начало (Брахман) как сущность слова. Звук как независимая сущность, через которую Брахман развертывается в мир и поддерживает вселенную, которую признают проявл