Евр.) Десять эманаций Божества; высшая сотворена
концентрацией Эйн Соф Аура, или Беспредельного Света, и каждая
Сефира производит эманацией другую Сефиру. Имена Десяти Сефиротов
следующие - 1. Кэтер - Венец; 2. Хокма - Мудрость; 3. Бина -
Понимание; 4. Хезет - Милосердие; 5. Гебура - Власть; 6. Тиферет
- Красота; 7. Нецах - Победа; 8. Ход - Великолепие; 9. Иесод -
Основание; и 10. Малкут - Царство.
Концепция Божества, воплощенного в Десяти Сефиротах, очень
возвышенная , и каждая Сефира представляет для каббалиста группу
возвышенных идей, титулов и качеств, которые лишь бледно отражены
в названии. Каждая Сефира называется активной или пассивной, хотя
это может привести к заблуждению; пассивная не означает
возвращение к негативному существованию, и эти два слова выражают
только отношение между отдельными Сефиротами, но не какое-либо
абсолютное качество.
СЕФИРОТЫ
СЕФИРОТЫ
Источник: Теософский словарь
СЕФИРОТ
множественное число от сефира, происходит от древнееврейских слов «сефер» — книга — и «миспар» — число. Известны десять сефирот: 1. Венец — «Кетер»; 2. Мудрость — «Хокма»; 3. Распознавание — «Бина»; 4. Милость — «Хесед»; 5. Сила — «Гебура»; 6 . Великолепие — «Тиферет»; 7. Победа — «Нецах»; 8. Величие — «Ход»; 9. Основание — «Иесод»; 10. Царство — «Малкут». Сефиротдерево — важнейший принцип и символический компонент каббалистики. По различным сефиротам запечатлены десять атрибутов самопознающего божества: семь божественных атрибутов и три божественных принципа. Для каждой цивилизации существует свое дерево-сефирот. По сути дела, перед нами и «десять заповедей», и десять основных элементов, характеризующих «абсолютного человека». То есть человека, взявшего от своего Создателя самые лучшие свойства, те самые, которые позволяют ему сохранить в мире и согласии взаимоотношения в среде себе подобных существ. Имена Бога, наделенные силой, образуются, например, из трех первых сефирот, которые проповедники произносили с уважением, благословляя людей. Имя Бога из 42 букв, содержащее 10 сефирот, знали только посвященные. В маздеизме известно десять прародителей (десять сефирот Каббалы). В индуистской мифологии Бхригу несет в себе десять сефирот (или десять эманаций божества). Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
СЕФИРОТ
единств, число Сефира) — центральное понятие каббалистической теософии (см. Каббала}: десять божественных ипостасей, опосредующих акт творения. Предложено множество толкований термина: «числа» (от «сафар» — считать), «сияния» (ср. Исх. и Пс.), «границы», «сферы». Термин появляется впервые в Сефер Иецира (2—3 вв.), где Сефирот напоминают божественные числа пифагорейцев и поздних неоплатоников. Другой источник — представления о десятерице творящих речений Бога, заповедей и т. д. (Хагига). Десятерица Сефирот разбивается на троицу высших и семерицу низших Сефирот, что, возможно, указывает на контаминацию различных ранних традиций. В книге Бахир (известна с конца 12 в.) впервые появляются названия и описания большинства отдельных Сефирот. Совокупность Сефирот именуется здесь «полнотой» (ср. плерому гностиков), или древом, или антропосом (см. Адам Кадмон). Названия Сефирот приняты большинством каббалистов: Кетер (корона), Хохма (мудрость), Бина (понимание), Хесед (милость), Гвура (могущество), Тиферет (красота), Нецах (вечность или победа), Ход (слава), Иесод (основа), Малхут (царство). С каждой из Сефирот связан ряд символов, на основании которых любой священный текст получает теософское прочтение. Системе Сефирот присуща (вневременная) динамика: Сефирот эманируют из Эйн Софа и друг из друга, служат «каналами» для передачи благодати от Бога к миру; единение Сефирог приобретает в некоторых концепциях («Зогар», Лурия Ицзсак) черты иерогамии. Вопрос об онтологическом статусе Сефирот интересовал не столько самих каббалистов, сколько их критиков из числа философов-рационалистов. Согласно одному из таких критиков (Элиягу бен Элиезер из Кандии, кон. 14 в.), некоторые каббалисты видят в Сефирот сущность Бога, другие — божественные атрибуты, третьи — тварные сущности; первые воспринимают заблуждение христиан, вторые — мусульман, воззрение третьих приемлемо с точки зрения философии.
Помимо роли в каббалистической картине мира Сефирот служат предметом медитации в молитвенной практике. Исполнение заповедей осмысляется как теургический акт единения Сефирот. В каббале Ицхака Лурии (16 в.) Сефирог группируются в «лики», «персоны»: «Великий лик», «Отец», «Мать», «Малый лик», «Жена»; процесс эманации осложняется драматическими перипетиями («разбитие сосудов», «смерть древних царей», ср. падшие зоны в гностицизме). В хасидизме Сефирот толкуются как различные аспекты души, их динамика выражает развитие души и восхождение ее к Богу (прецеденты подобной психологизации Сефирот встречаются гораздо раньше). См. лит. кет. Каббала.
М. Шнейдер
Помимо роли в каббалистической картине мира Сефирот служат предметом медитации в молитвенной практике. Исполнение заповедей осмысляется как теургический акт единения Сефирот. В каббале Ицхака Лурии (16 в.) Сефирог группируются в «лики», «персоны»: «Великий лик», «Отец», «Мать», «Малый лик», «Жена»; процесс эманации осложняется драматическими перипетиями («разбитие сосудов», «смерть древних царей», ср. падшие зоны в гностицизме). В хасидизме Сефирот толкуются как различные аспекты души, их динамика выражает развитие души и восхождение ее к Богу (прецеденты подобной психологизации Сефирот встречаются гораздо раньше). См. лит. кет. Каббала.
М. Шнейдер
Источник: Новая философская энциклопедия