СЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СЦИЕНТИЗМ
позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии правильной ориентации человека в мире.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Сциентизм
от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества, когда в качестве образца берутся естественные науки (особенно, физика — физикализация всего), математика (математизация всего).
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Сциентизм
мировоззренческая позиция, рассматривающая науку в качестве средства решения всех проблем общества. С. абсолютизирует роль науки в общественной жизни. Антисциентизм позиция, критически оценивающая возможности науки, обращающая внимание на разрушительные для общества последствия научной деятельности.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
СЦИЕНТИЗМ
(Szientismus; от лат. scientia — «наука») — переоценка роли науки, в соответствии с которой все имеющие смысл проблемы рассматриваются как научно разрешимые (см. Позитивизм), особенно это касается проблем из сферы социологии и культурной жизни, причем признаются достаточными такие естественно-научные метода и техника, которые в живой человеческой действительности и области наук о духе не имеют никакого значения.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Сциентизм
(от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание (естественно-математическое и техническое) является абсолютной ценностью, а наука в целом истолковывается как главная сила общественного развития. Сторонники сциентизма преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем, недооценивают возможности социальных (гуманитарных) наук, не видят негативных последствий научно-технического прогресса.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Сциентизм
(от лат. scientia – знание, наука) – 1) мировоззрение, характерное для философии и культуры 20 в., которому присуще убеждение в том, что наука является единственным видом достоверного и объективного знания и только на ее основе можно решить все социальные и другие проблемы; 2) течение в социологии 19–20 вв., в котором в качестве образца признаются достижения и методы точных, естественных и технических наук. Наиболее яркими его проявлениями являются культ точных наук в неопозитивизме и современные технократические концепции.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
СЦИЕНТИЗМ
позитивистское движение конца XIX в., считающее научное познание абсолютным познанием. Его лозунг — наука, удовлетворяющая все запросы человеческого разума. Его теория — прогресс науки устранит все ему чужда идея «непознаваемого» абсолюта, лежащего у истоков идеи Бога: понятие Бога, по сциентизму, охватывает собой все то, что наука еще не познала, но что она обязательно познает. Ярким примером сциентизма является первый вариант учения Конта (до 1845 г. и религия человечества, или позитивизм). См. Скептицизм.
Источник: Философский словарь
СЦИЕНТИЗМ
абсолютизация науки, забвение вненаучного знания, в разряд которого часто зачисляется и философия. Заметим, что изъяны С. не свидетельствуют против научно ориентированной философии. Против последней под флагом критики С. выступают сторонники теорий здравого смысла, равно как теологии и других форм вненаучного знания. Ими всячески подчеркивается широкая социальная распространенность вненаучных форм знания и, следовательно, их действенность, но при этом упускается из вида, что концептуальным ключом к их пониманию является исключительно наука и ее философия.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
СЦИЕНТИЗМ
философско-мировоззренческая ориентация, характерная для 17-20 вв. и рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума, как культурно-мировоззренческий образец, философское течение, уделяющее главное внимание теории познания, его формам, методам, методологии. Господство сциентизма привело к утрате способности к целостному знанию, стало преобладать частичное знание частичного человека, возобладал культ «рацио», культ знания, информации. Сциентизм вместе с технократическим мышление стали серьезным симптомами духовного нездоровья человечества на рубеже тысячелетий.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Сциентизм
(лат. scientia – знание) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца рассматриваются естественно-математические науки. Этот взгляд выводится из идеи позитивизма, считающего научными методами познания только те, которые опираются на методологию естественных наук. Только таким образом может быть достигнуто истинное знание. (О. Конт, Дж. Ст. Милль. Ч. Пирс). Некоторыми западными философами сциентизм был объявлен мировоззрением, и эта доктрина стала весьма популярной среди европейской интеллигенции конца XX в. Противопоставляется антисциентизму (см. Антисциентизм).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Сциентизм
от лат. scientia — знание, наука) — точка зрения, абсолютизирующая роль науки и, в частности, естественнонаучных знаний в развитии общественных процессов. Противоположная позиция — антисциентизм, напротив, рассматривает научный прогресс не только лишь как один из факторов социального прогресса, но и как источник опасных техногенных проблем, социальных потрясений, истребительных войн. Борьба между этими направлениями по реальной оценке роли науки в жизни общества актуализировалась в рамках научно-технической революции. Одним из ее результатов стало требование обязательной гуманитарной экспертизы всех инновационных научно-технических проектов, открытий, разработок.
Источник: История и философия науки
СЦИЕНТИЗМ
(от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как высшей культурной ценности и достаточном условии решения всех проблем в жизни человека. Направление это зародилось в европейской культуре эпохи Просвещения, а масштабный характер приобрело в западной культуре конца XIX в. Это поклонение науке породило альтернативную мировоззренческую позицию – антисциентизм, где подчеркивается ограниченность возможностей науки в решении всех социальных проблем. Антисциентизм считает науку враждебной человеческой природе силой и требует уравнять науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством.
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
Сциентизм
лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире. Сциентизм ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественно-научного знания и тем самым оставляет за наукой право и способность решать все социальные проблемы. Сциентизм утвердился в культуре в к. XIX в., породив противоположную мировоззренческую ориентацию – антисциентизм, который подчеркивает ограниченность возможностей науки, толкует ее как враждебную человеческой природе силу и требует уравнивать науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
СЦИЕНТИЗМ
Суеверие, получившее распространение особенно в XIX веке и все еще разделяемое многими людьми в отсталых странах; сциентизм является соединением двух заблуждений: позитивизма и веры в абсолютную достоверность, якобы достигаемую естественными науками. В действительности и то и другое — предрассудки. Если говорить о так называемых законах (результатах индукции первой степени), то в них мы нередко достигаем «моральной» достоверности, т. е. высокой степени вероятности. Но теории высокой степени обобщения, представляющие наибольший интерес для философии, никогда не бывают достоверными даже в этом смысле.
В настоящее время сциентизм потерял многих своих сторонников, и наметилась тенденция к заблуждению противоположного толка — скептицизму. Тем не менее сциентизм, распространяемый коммунистическими партиями и отсталыми людьми, которых сегодня предостаточно, остается опасным предрассудком.
См.: истина, наука, позитивизм.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
Сциентизм
Религия науки; наука, рассматриваемая как религия. Сциентист утверждает, что наука изрекает абсолютные истины, тогда как она сообщает лишь относительные знания; что наука призвана руководить всем на свете, тогда как она способна лишь описывать и (иногда) объяснять происходящее. Сциентист возводит науку в ранг догмы, а догму превращает в императив. Что же он оставляет нам от наших сомнений, нашей свободы, нашей ответственности? Науки не подчиняются ни индивидуальной воле, ни всеобщему голосованию. Что сциентист оставляет от нашей свободы выбора? От нашей демократии? Сциентизм – опасный вздор, и по этому поводу прекрасно высказался математик Анри Пуанкаре (228): «Наука выражается в изъявительном, а не в повелительном наклонении». Она говорит то, что есть, в лучшем случае, а чаще – то, что, как нам кажется, может быть, но никогда – что должно быть. Вот почему наука не способна заменить ни мораль, ни политику, ни тем более религию. Сциентизм утверждает обратное, и в этом его ошибка. Если уж на то пошло, я отдаю предпочтение позитивизму.
Источник: Философский словарь.
Сциентизм
(от лат. scientiа – наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а, скорее, идейной ориентацией, сциентизм может проявляться по-разному, с различной степенью и силой – от внешнего подражания точным наукам, выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-мировоззренческих и социально- гуманитарных проблем формы, характерной для этих наук, до абсолютизации естественных наук как единственно истинного знания и отрицания философско- мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения. В современной культуре сциентизму противостоят различные варианты антисциентизма, настаивающие на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования. Философию последовательный антисциентизм рассматривает как нечто принципиально отличное от науки, которая, по его мнению, носит чисто утилитарный характер и не способна подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
Сциентизм
(от лат. scientia – знания, наука) – мировоззренческая позиция, связанная с абсолютизацией позитивных аспектов влияния естественных наук на развитие культуры, абсолютизацией роли науки в развитии общества. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественно-научного познания. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в западной культуре в конце ХІХ века, причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция – антисциентизм. Конкретными проявлениями сциентизма служат концепции науки, разрабатываемые в русле неопозитивизма, технократические тенденции, свойственные некоторым слоям бюрократии и научно-технической интеллигенции, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук. В сциентизме происходит абсолютизация разума, но в его восприятии через науку, то есть отождествление разумности, рациональности с наукой. Соответственно наука воспринимается как высшая объективноупорядочивающая форма человеческой культуры.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
СЦИЕНТИЗМ
преувеличенная мировоззренческая оценка когнитивных, социальных и практических возможностей науки, ее роли в жизни общества, в основе которой лежит некритическое принятие ее сторонниками следующих утверждений: 1) научное познание дает объективную и несомненную истину;
2) только научное познание дает объективное знание;
3) наука является безусловным средством социального прогресса; 4) только на основе науки могут и должны решаться все существующие в обществе практические, социально-политические и духовно-мировоззренческие проблемы. Идеи сциентизма, вера его сторонников в безграничные возможности науки и только в ее прогрессивное предназначение родились в эпоху Просвещения, отлившись в формулу: «Наука — основа социального прогресса». Однако, как показало дальнейшее развитие самой науки и использование ее результатов в жизни общества, сциентистское понимание науки не выдержало проверку временем. Феномен «наука» оказался очень сложным, противоречивым и амбивалентным и в своем собственном бытии, и во взаимодействии с обществом в целом, и его различными подсистемами (экономикой, политикой, духовной жизнью). Оказалось, что развитие науки само по себе, однозначно не является источником прогресса и требует экономического, нравственного и правового контроля со стороны общества, демократической экспертизы с опорой на здравый смысл и императив увеличения адаптационного ресурса человечества. (См. антисциентизм).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
сциентизм
(от лат. «наука», «знания») – это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире, трактующая научное знание как единственно возможное и достаточное для полноценной ориентации человека в мире. Термин «с.» в философии употребляется, фактически в двух противоположных значениях. Сциентистами, с одной стороны, называют методологов, которые вообще отрицают специфичность и объективную значимость вненаучных форм знания (т.е., фактически – философского знания), рассматривают философию в качестве лишь служанки науки, в качестве общей методологии науки (см. Позитивизм). Именно в таком значении данный термин и был определен в данной статье выше. Однако иногда сциентистами называют философов, которые, наоборот, признают уникальность и необходимость собственно философского знания, но трактуют саму философию как «царицу наук» (аристотель), науку по образцу геометрии (спиноза), компендиума особых наук (гегель), «строгую науку» (гуссерль) и т.д. Альтернативой с. Является антисциентизм, напротив, недооценивающий роль науки в жизни людей и возлагающий на науку ответственность за все «беды» в мире (атомные войны, новые заболевания, разгул бездуховности и т.д.). Лозунгом антисциентистов в области гуманитарных дисциплин является тезис: «нельзя измерить философию масштабом науки». Наиболее отчетливо антисциентистские тенденции просматриваются в философии экзистенциализма (особенно религиозного, персоналистического).
Источник: Краткий философский глоссарий
СЦИЕНТИЗМ
концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества. Исторические предпосылки С. восходят к английскому материализму 16 в. (Р. Бэкон, Ф. Бэкон), к французским просветителям 18 в. Рациональный момент здесь был связан с защитой знания против религиозной веры. С. в совр. форме проявляется в переоценке т. н. точного знания и недооценке обществознания, в игнорировании значимости др. областей культуры. Сводя социальное к естественнонаучному, неформализуемое к формализованному, С. существенно обедняет как реальность, так и механизм ее многопланового отражения в сознании человека. В крайних формах своего проявления С., выдвигая нереализуемую программу, дискредитирует научное познание. С. противостоит др. крайность — антисциентизм. Обе крайности в оценке роли науки в развитии цивилизации умаляют определяющую роль практики в познавательном процессе. Если С. по своей направленности близок к техницизму, то антисциентизм по своей методологической и идеологической направленности родствен технофобии. Марксистско-ленинская концепция развития науки показывает несостоятельность обеих этих крайностей и характеризует науку как форму общественного сознания и непосредственную производительную силу общества, играющую важнейшую роль в социальном прогрессе. В то же время сама эффективность и гуманистичность использования науки, ее достижений зависят от характера социально-экономического строя. Марксистско-ленинская теория рассматривает развитие науки в качестве важнейшей предпосылки научно-технического и социально-экономического прогресса.
Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.
СЦИЕНТИЗМ
философско-социальная концепция абсолютизации и преувеличения роли науки и техники в жизни человека и общества, в системе культуры в целом; техницизм в духовной, идейной сферах бытия. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов и проявляется различно: как подражание методам точных наук, стремление использовать эти методы в гуманитарном и философском знании (например, попытки их формализации); как внедрение естественно-научной символики и понятийного аппарата в гуманитарные аспекты жизни; как позитивистские позиции, выраженные в отрицании значения философско-мировоззренческой проблематики; как преувеличение ценностной роли техники и предпочтение технизированных ценностей перед ценностью человека; как переход на машинизированные формы общения и пр. В современной культуре сциентистские тенденции вызывают опасения, связанные с изменением роли и места человека в мире, с возможностью вторичности его бытия перед лицом техники, частичного или даже полного порабощения ею. Поэтому сциентизму противостоят разные формы и концепции антисциентизма. Наиболее адекватно мыслящие антисциентисты не настаивают на прекращении научно-технического прогресса, на возвращении "назад, к природе", они только высказывают опасения по поводу абсолютизации науки и техники, расширительного ее толкования, излишнего механизирования мышления и жизнедеятельности человека, бездумного, вредного и опасного для существования человечества использования определенных технических достижений. Последовательный антисциентизм настаивает на ценностной специфике философии и принципиальном ее отличии от науки. Считает, что только философия, искусство, религия способны удовлетворять духовные запросы личности, удерживать человека в мире высших ценностей, не давать ему превратиться в автоматизированное существо, биоробот, аналог все той же машины.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
СЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia - знание, наука), мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит представление о науч. знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для С. выступает не всякое науч. знание, а прежде всего результаты и методы естеств.-науч. познания. В качестве осознанной ориентации С. утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причем одновременно возникает и противоположная мировоззренч. позиция - антисциентизм. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. С. выдвигает науку в качестве абс. эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует науч. знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями С. служат концепции науки, развиваемые в рамках совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции, свойственные нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. бурж. обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естеств. наук. Позиции антисциентизма защищают нек-рые направления современной буржуазной философии (прежде всего экзистенциализм), а также нек-рые представители буржуазной гуманитарной интеллигенции.
Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчеркивая исключит. роль науки в обществ. жизни, марксизм-ленинизм рассматривает ее в связи с др. формами обществ.
сознания и раскрывает сложный, многообразный характер этой связи. С этой т. зр. наука выступает как необходимый продукт развития человеч. культуры и вместе с тем - как один из гл. источников и стимуляторов историч. прогресса самой культуры. В марксистсколенинской философии оценка социальной роли науки дается в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль науч. знания в жизни общества. См. также Наука.
Источник: Советский философский словарь
СЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia — знание, наука) — идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. При этом в качестве идеала самой науки, как правило, рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием успехов которого в познании законов природы и связанного с этим научно-технического прогресса и возникает сциентизм. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее некоторой идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному в различных формах социокультурной деятельности. Так, в подходе к роли науки в жизни общества в целом сциентизм проявляется в абсолютизации этой роли, в некритическом отношении к получившим распространение научным концепциям, в недооценке необходимости их постоянной коррекции, сопоставления с другими возможными взглядами и позициями, учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов. Сциентизм в философии проявляется в игнорировании ее мировоззренческого характера, в непонимании ее специфики по сравнению со специально-научным знанием (Позитивизм, Неопозитивизм). В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и зачастую весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного ее тествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого реального научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки — в открытости, незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности. Избегая крайностей сциентизма, критически и непредвзято анализируя реальные возможности науки в контексте культуры в целом, вместе с тем опасно впадать в не менее одностороннее «наукоборчество» (см.Антчсциентизм). Наука является важнейшим стимулятором динамичного развития всех сторон жизни человеческого общества, а присущий ей дух научной рациональности представляет собой существенную культурную ценность, вырабатываемую и утверждаемую в сложном и драматическом процессе воспроизводства и развития культуры.
В. С. Швырев
Источник: Новая философская энциклопедия
СЦИЕНТИЗМ
[от лат. scientia знание, наука] – философско-мировоззренческая и жизненная позиция, основу которой составляет представление о научном знании кaк о наивысшей культурной ценности и достаточной основании ориентации человека в мире. Сциентизм является устойчивым компонентом духовной жизни научно-технической интеллигенции и массового сознания ХХ в. Эйфория, связанная с достижениями науки, привела к становлению особой социокультурной или мировоззренческой позиции, которую принято обозначать этим термином – сциентизм. На разных уровнях общественного сознания он проявляется как своеобразная вера в науку, ее могущество в решении всех проблем, которые стоят перед человечеством. На уровне теоретических построений сциентизм выступает в виде некоторой мыслительной конструкции, основанной на абсолютизации конкретно– научных критериев истины, методов познания и навязывания их в качестве единственно верной модели не только познания мира, но и наиболее истинного отношения к нему. Это не просто ориентация на рациональное постижение бытия, а на узко трактуемую рациональность. В 20-е гг. ХХ в. сциентизм выступает в своей развитой форме, которая основана на вере в результативность науки при решении любых проблем, в то, что именно наука обеспечит не только власть человека над природой, но и изменит общество в сторону реализации наиболее гуманистических ценностей. Для представителей данного умонастроения характерным является отождествление научно-технического и общественного прогресса. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественных и технических наук. Теоретическим выражением сциентизма, отражающим его двуединую форму, выступают технократические концепции и неопозитивизм.
Антиподом сциентизма выступает антисциентизм. Последний, подчеркивая ограниченность возможностей науки в обеспечении социального прогресса, доходит в своих крайних выводах до объявления ее силой, чуждой и враждебной подлинной сущности человека. В своих крайних формах антисциентизм заявляет о необходимости отказа от науки и связанной с ней техники, поскольку «сырьем» для последней становится сам человек, и возвращения к традиционным ценностям. Создатели современной техники должны понимать и чувствовать крайности сциентизма и антисциентизма и учитывать все ценности человеческой культуры и, в первую очередь, нравственность и совесть человека, нравственные основы научной деятельности.
Сциентизм и антисциентизм, т.о., выступают как ценностно-мировоззренческие ориентации на современной стадии развития культуры, в которых фиксируется возросшее значение науки и техники, получающее в сознании людей противоположную трактовку.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
СЦИЕНТИЗМ
(от лат. scientio – наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой особенности познавательной деятельности, характерные для естествознания, являются эталоном для любой формы познавательной активности. Так, например, если обыденное познание не удовлетворяет критериям научности, «работающим» в естественных науках, то его необходимо «онаучивать», подтягивать к эталону. С точки зрения С. философия – лишь «начальная наука». Единственное назначение искусства – решать в образной форме познавательные задачи. В социальной практике С. проявляет себя как стремление организовать жизнь общества на научной основе, верит в могущество научно-технического прогресса, стремится с помощью науки разрешать социальные конфликты.
Противоположная С. позиция получила название антисциентизма. Это признание ограниченности сферы влияния «научного разума». Антисциентизм указывает на принципиальную невозможность понять с помощью научно оснащенного разума феномен человеческой свободы, творчества, индивидуальности. Антисциентизм выступает против понимания научно-технического прогресса как определяющего начала социальной жизни, выступает против нивелирующего всех единого образа жизни, призывает к возврату к традиционным ценностям, к индивидуально-групповым формам общения, резко возражает против универсализации социальных связей.
Противостояние С. и антисциентизма сложилось в XX в. К сторонникам С. традиционно относят неопозитивистов, авторов концепций индустриального и постиндустриального общества. Отдельные аспекты философской доктрины марксизма позволяют причислить это направление (с существенными оговорками) к С. Антисциентистская ориентация воплощена в идеях экзистенциализма , философии Франкфуртской школы . Приверженцы этих течений усматривают в учении о человеке К. Маркса предпосылки антисциентистских взглядов. Антисциентистская направленность прослеживается в общественных движениях – феминизме, экологическом движении, молодежном движении, отчасти – в идеях неоконсерватизма.
Традиция современного С. имеет прочные корни. Он присутствует в многочисленных учениях древних о различении знания и мнения, в учении о методе Нового времени. Сциентистские представления можно обнаружить в утопии Фр. Бэкона «Новая Атлантида». Противоположная традиция в прошлом в виде самостоятельного течения не оформилась. В XIX в. в России антисциентистская направленность присутствовала в работах «любомудров», а позже проявилась в трудах большинства представителей русской религиозной философии. Прообразом взаимоотношений сциентистской и антисциентистской ориентаций может служить идея «двойственной истины» – особого взаимоотношения веры и разума в средневековой традиции.
Источник: Краткий философский словарь.
СЦИЕНТИЗМ
сайентизм,лат.зс1еп-tia и англ. science — знание, наука) — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни об-ва. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее идейной ориентацией, С. может проявляться по-разному, с различной степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам. выражающегося в искусственном применении математической символики или нарочитом придании анализу философско-мировоззренческих и социально-гуманитарных проблем формы, характерной для этих наук (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация и т. п.), до абсолютизации естественных наук как единственно научного знания и отрицания философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). С. в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с др. науками, в отрицании философии как особой формы общественного сознания, имеющей свою специфику по сравнению со специально научным знанием. С. в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми естественными науками, с игнорированием необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враждебным отношением ко всяким теоретическим построениям, имеющим выход в социально-философскую проблематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях. В совр. зап. культуре С. противостоят различные варианты антисциентизма, настаивающие на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивающие науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию последовательный антисциентизм рассматривает как нечто принципиально отличное от науки, носящей, по его мнению, чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека. Социально-гуманитарное знание антисциентизм трактует исключительно как сферу ценностного сознания, к к-рой не применим принцип объективности научного исследования. Отстаивая принципы научного подхода ко всякой мировоззренческой, философской и социально-гуманистической проблематике и отвергая попытки антисциентистского принижения роли науки, марксизм в то же время отрицает плоский С. с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, о взаимоотношении различных форм сознания. Подчеркивая исключительную роль науки в общественной жизни, он рассматривает ее в связи с др. формами общественного сознания и раскрывает сложный, многообразный характер этой связи. С этой т. зр. наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем — как один из гл. источников и стимуляторов исторического прогресса самой культуры. В марксистской философии оценка социальной роли науки дается в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль научного знания в жизни общества.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia — знание, наука) — термин (употребляемый обычно как негативный), обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре и обществе в целом. Обвинения в С. часто основываются на узкой, ограниченной концепции науки, якобы недоступной пониманию непосвященных, и противопоставлении ее искусству и др. формам общественного сознания. Критика С. с т.зр. философии науки может быть сведена к следующим тезисам.
1. Сторонники С. считают, что для понимания мира, в котором мы живем, наука имеет несравненно большее значение, чем искусство и др. формы общественного сознания. В современную эпоху научно-технической революции, когда достижения науки находят быстрое применение в технике и становятся непосредственной производительной силой, С. тесно смыкается с технократической т.зр. на развитие общества. Несомненно, наука играет всевозрастающую роль как в развитии технологии материального производства, так и в формировании рационального мировоззрения людей. Однако рациональное мышление нерасторжимо связано с эмоциональной и чувственной деятельностью, которые служат основой искусства, а тем самым художественного отображения мира. Недооценка, а тем более игнорирование этой стороны деятельности людей приводят к явно искаженному представлению о трудящихся как своего рода Homofaber или Homo euconomicus, все устремления которого направлены исключительно на производство материальных благ.
2. Сциентисты утверждают, что только научная методология является интеллектуально обоснованной, поэтому искусство, мораль и др. формы общественного сознания, чтобы стать подлинной частью человеческого сознания, должны адаптироваться к этой методологии. При этом сциентисты позитивистского толка считают методологию естествознания, в частности теоретической физики как наиболее развитой его отрасли, научной методологией. Однако такая программа унификации всего научного знания не могла не потерпеть неудачу, т.к. она не учитывала различия наук, изучающих природу и общество. В природе действуют слепые, стихийные силы, в обществе выступают люди, одаренные сознанием и волей, ставящие себе определенные цели. Законы общества не могут осуществляться помимо деятельности людей, и поэтому науки об обществе и их законы не могут не отличаться от естествознания и законов природы. Тем не менее все они изучают единый объективный мир, и методы его исследования в целом не должны противоречить друг другу. Критический подход к гипотезам и теориям, проверка их следствий на опыте, использование единых принципов образования понятий и гипотез, широкое применение методов анализа и синтеза, системного подхода и др. методологических средств — все это свидетельствует о принципиально едином подходе естествознания и общественных наук к исследованию хотя и различных, но взаимосвязанных частей единого объективно реального мира.
В философии науки наиболее типичными представителями С. были логические позитивисты, многие из которых после 1960 стали сторонниками аналитической философии. Придерживаясь верификационного принципа, позитивисты считали научными только такие утверждения, истинность или ложность которых можно верифицировать или проверить на опыте. Все др. утверждения, в т.ч. филос., они объявляли лишенными смысла псевдоутверждениями.
О Царский И.С. Современный позитивизм. М., 1961; Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М., 1981;А //Г. Scientism. London, 1991. Г. И. Рузавин
Источник: Философия: энциклопедический словарь
СЦИЕНТИЗМ (в социологии)
направление в бурж. социологии 19–20 вв., представители к-рого ориентируют социологич. исследование и социология, теорию на задачи и методологию естеств. наук. С. является одним из интегральных элементов концепций Конта, Спенсера и др. Первый этап С. характери- зуется разработкой натуралистически-эволюционистских концепций обществ. процессов (Спенсер, Тард, Гумплович, Уорд). Основой С. на этом этапе выступает размежевание социального знания и философии, стремление превратить социологию в позитивную науку. Второй этап в развитии С. наступает с 20-х гг. 20 в. в итоге развития социологии как эмпирич. знания. Программа "сциентистской" социологии, сформулированная в 30-х гг. "социологич. неопозитивизмом" (Дж. Ландберг) в США, включает оппозицию социологам- эволюционистам 19 – нач. 20 вв. Специф. чертой современной "сциентистской" социологии является акцент на прикладной, социально-инженерной функции социального знания. Согласно взглядам совр. "сциентистов": 1) социолог не определяет цели и проблемы исследования – это решает "руководство" обществом, 2) "руководство" получает из рук социологов "орудия" (т.е. данные, рекомендации, советы), к-рые оно может по своему усмотрению применять или не применять и если применять, то в любом направлении, 3) для выработки этих рекомендаций социология должна отрешиться от филос. взгляда на общество и от самостоят. определения тенденций обществ. развития. Это прагматич. понимание социальной функции науки связывается с местом, к-рое она занимает в системе социальных отношений. Гл. достижение своей дисциплины сторонники С. усматривают в том, что она стала на путь разработки способов частичной рационализации капиталистич. общества в области произ-ва, быта, политики и предоставляет в распоряжение монополистов и политиков информацию, необходимую для смягчения противоречий и конфликтов (преступность, расовая дискриминация, безработица и т.д.). Социология, последовательно и безотказно выполняющая заказы "руководства" (что якобы тождественно удовлетворению потребностей общества в целом), становится, согласно С., силой научного развития общества. Концепция С. в социологии тесно связана с бурж. утопич. теориями "научно организованного" общества, в к-рых тенденции роста бюрократич. организованности совр. капитализма выдаются за процесс ликвидации стихийности и формирование "нового типа" общества. Ряд либеральных социологов критикует программу С. как консервативную социальную утопию, миф. Р. Миллс, У. Уайт и др. характеризуют С. как обыденное представление бурж. социального ученого, выступающего в 20 в. в роли винтика монополистич. орг-ций и ищущего идеологич. оправдание своего положения и выполняемых им задач. В то же время С. подвергается критике с позиций иррационализма (Хайек). "Сциентистское" мировоззрение во многом является своего рода ширмой, за к-рую прячется бурж. интеллигент перед лицом социальных проблем, оправданием аполитичности. Лит.: Новиков Н. В., О "сайентистской" тенденции в совр. бурж. социологии, в сб.: Социальные исследования, М.. 1965; ?naniесki F., The method of sociology. N. Y., 1934; Lundberg G. ?., Foundations of sociology, N. Y., 1939; его же, Can science save us?, N. Y.–L.–Toronto, 1961; Hayek F. ?., The counter-revolution of science, Glencoe (III.), 1952; Lundberg G. ?., Schrag С. С., Larsеn ?. N.. Sociology..., N. Y.–L., 1954; Knox J. В., The sociology of industrial relations, N. Y., [1955]; Whyte W. H., The organization man, N. Y., 1956; Mills Ch. Wr., The sociological imagination, N. Y., 1959; An outline of man´s knowledge of the modern world, ed. by L. Bryson, N. Y., [1960]; Gella ?., Ewolucjonizm, a pocza.tki socjologii, Wr.–Warsz.–Kr., 1966. H. Новиков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
СЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia – знание, наука) – социально-культурная позиция, в целом представляющая собой убеждение в том, что конкретно-науч. знание в наличной совокупности его результатов и способов получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренч. ориентации человека. Возникновение сциентистской ориентации становится возможным тогда, когда мировоззренч. выводы, делаемые непосредственно из конкретно-науч. знания, начинают заметно отличаться от аналогичных выводов, получаемых путем умозрительного филос. рассуждения в духе традиц. "метафизики", к-рая не прибегает к данным науки как к решающему аргументу. Применительно к философии и ее проблематике позиция С. состоит в том, что философия должна ориентироваться на тот или иной тип мышления, к-рый сложился в конкретной науке. Как осознанная филос. позиция С. складывается в философии конца 19 – нач. 20 вв., когда развитие науки превращает ее в важнейший фактор обществ. жизни и со всей остротой ставит вопрос о роли и месте науки в системе культуры. В этих условиях и возникают С. как позиция, абсолютизирующая роль науки в составе мировоззрения, и в то же время – различные формы антисциентизма, стремящиеся подчеркнуть ограниченность возможностей науки и в нек-рых случаях рассматривающие науку и ее развитие как нечто чуждое и враждебное подлинной сущности человека. Особую актуальность споры вокруг С. приобретают в условиях совр. науч.-технич. революции, когда развитие науки открывает новые возможности в познании и преобразовании мира, а вместе с тем исключительно острой и ответственной становится проблема социальных последствий применения науки. В ряде направлений бурж. философии и в ревизионистских концепциях, претендующих на защиту гуманистич. принципов, со С. связывается вообще всякое последоват. проведение науч. подхода к философии и ее проблемам. В этой связи упреки в С. бросаются и в адрес марксизма-ленинизма. Подобные упреки беспочвенны уже потому, что научность марксистско-ленинской философии не имеет ничего общего с плоским С., игнорирующим сложную проблематику, связанную с местом и функциями науки в системе культуры, с отношением науки и практики, конкретно-науч. мышления и филос. мировоззрения. Твердо отстаивая принципы науч. подхода к любой проблематике, марксизм-ленинизм в то же время учитывает специфику теоретич. анализа филос.-мировоззренч. проблем по сравнению с теоретическим мышлением в конкретных науках. Хотя оформление С. как осознанной филос. ориентации характерно для новейшей философии, его истоки восходят к возникающему в новое время столкновению двух типов мышления – умозрительно-философского и конкретно-научного. В самой философии это выразилось, в частности, в появлении учений, четко и последовательно ориентирующихся на науч. мышление своего времени (Ф. Бэкон и др. представители англ. материалистич. эмпиризма, франц. материалисты). Имплицитно заложенные здесь постулаты С. поставили под сомнение Декарт и особенно Кант. Различив чистый и практич. разум, Кант впервые отчетливо указывает на различие норм, регулирующих каждый из этих двух типов мышления. Анализ норм теоретич. познания и деятельности практич. разума тесно связан у Канта с попытками выявить специфич. пределы мысли, полагаемые соответствующими типами норм постижения действительности. Переведя проблему из сферы гносеологии и методологии познания в более широкую сферу принципов отношения человека к окружающему миру, кантовская философия заложила основания для всех последующих постановок вопроса о том, каков наиболее высокий тип отношения человека к действительности. При этом дуализм системы Канта оставил почву для диаметрально противоположных решений, и в этом смысле из кантианства можно в равной мере выводить как С., так и антисциентизм. Фихте и Шеллинг отказываются от кантовского плюрализма и отдают приоритет, соответственно, этическому и эстетич. способам обоснования позиции человека. Гегель попытался снять кантонское противопоставление в единой системе, к-рая ориентирована на науч. способ построения знания, но не привязана к существующим нормам конкретно-науч. мышления, а напротив, предполагает их преодоление и построение принципиально новой логики. Это не позволяет рассматривать Гегеля как одного из предшественников С. Для всех крупных филос. направлений конца 19 – нач. 20 вв. характерна проблематика, выражающая борьбу С. и антисциентизма, причем иногда это обнаруживается в противоречивости внутр. тенденций соответствующей филос. школы (неокантианство, прагматизм). Так, для неокантианцев марбургской школы ключ к филос. осмыслению культуры лежит в раскрытии логич. оснований науки; с др. стороны, они ставят вопрос об основаниях самого факта науки в области, запредельной естеств.-науч. опыту, и приходят в конечном счете к телеологич. примату этич. начала, моральной цели, идеи блага, не говоря уже о прямом обращении к религии и метафизике в поздних работах представителей этой школы. Ограниченность позиции С. была продемонстрирована в позитивизме и нашла наиболее резкое выражение в неопозитивизме. Именно здесь естеств.-науч. знание, трактуемое в духе узкого эмпиризма и феноменализма, было объявлено эталоном всякого знания, а способы и нормы его получения – имеющими единственно объективное значение. Последоват. ограничение сферы этого эталона и стремление вычленить его в наиболее чистом виде породило концепцию физикализма – попыток построить все познание но образцу физики. И хотя эти попытки с очевидностью обнаружили свою несостоятельность даже в глазах неопозитивистов, отказ от редукционизма не привел их к отказу от С., к-рый лишь вновь принял менее жесткий и ультимативный характер. Аналогичные тенденции сциентистского редукционизма проявляются в понимании природы человеч. психики (бихевиоризм, классич. фрейдизм, физиологизм в психологии). Специфич. формы С. имеют место также в области социального знания. Защитниками антисциентизма в новейшей европ. философии являются русский "конкретный" идеализм, философия жизни, экзистенциализм и персонализм. При довольно значит. различиях в подходе и аргументации – от умеренного антисциентизма, связанного, напр., с отстаиванием независимости ценностного подхода, до открытого иррационализма и мистики – эти филос. системы объединяет непризнание ими всеобщности естественнонауч. мышления и его норм. Антисциентизм как таковой не тождествен иррационализму и интуитивизму, хотя, конечно, в нем заложены возможности их развития. Для крайних форм антисциентизма (Ницше, Хайдеггер, Ортега-и-Гасет, Бердяев и др.) характерно стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с враждебно противостоящим ему миром, причем среди этих враждебных сил находится и наука. В соответствии с этим самым высоким типом отношения к действительности признается религиозное или нравств. отношение. В русле борьбы С. и антисциентизма различие спекулятивно-философского и конкретно-науч. мышления приняло характер противоположности, когда обе стороны рассматривают по сути дела одну и ту же систему принципиальных положений, но с противоположными аксиологич. знаками; при этом на обоих полюсах фактически признается, что науч. методы недостаточны для решения коренных проблем человеч. бытия. В вопросе об отношении филос. сознания и науч. мышления марксизм-ленинизм исходит из тезиса о научности мировоззрения и решительно отвергает антисциентистское принижение роли науки. Последовательность и действенность марксистского гуманизма коренится в выявлении средств преобразования социального мира всецело на путях науч. познания. Вместе с тем, рассматривая науку как один из решающих факторов обществ. прогресса, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает существ. значения др. форм культуры. Суть позиции диалектич. материализма в этом вопросе наиболее полно и точно раскрывается в марксистском учении о практике как основании всех форм человеч. бытия. Т.о., за С. и антисциентизмом стоит более широкая проблема определения специфики разных типов элементов культуры с т. зр. их формирования и получения, их роли в обществ. процессах. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Проблемы идеализма, М., 1902; ?иккерт Г., Границы естеств.-науч. образования понятий, СПБ, 1903; его же, Философия жизни, П., 1922; Виндельбанд В., Прелюдии, пер. с нем., СПБ, 1904; Гуссерль Э., Философия как строгая наука, "Логос", 1911, кн. 1; Наторп П., Кант и марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913; Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914; Бергсон ?., Творческая эволюция, пер. с франц., М.–СПБ, 1914; Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963; ее же. Трагедия эстетизма, М., 1970; Мамардашвили М. К., К проблеме метода истории философии, "ВФ", 1965, No 6; Какабадзе З. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, Тб., 1966; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм и науч. познание, М., 1966; ?отрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологич. философии, М.. 1968; Копнин П. В., О природе и особенностях филос. знания, "ВФ", 1969, No 4; Ойзерман Т. И., Проблемы историко-филос. науки, М., 1969; Швырев B.C., Юдин Э. Г., О так наз. сциентизме в философии, "ВФ", 1969, No 8; Carnар R., Die ?berwindung der Metaphysik durch logische Analyse der Sprache, "Erkenntnis", 1931, Bd 2, H. 4; Jaspers K., Philosophie und Wissenschaft, Z., 1949; Heidegger M., Einf?hrung in die Metaphysik, T?b., 1953; Garaudy R., Perspectives de l´homme, P., 1959; Dilthey W., Einleitung in die Geisteswissenschaften, 4 Aufl., Stuttg., [1959]; Sartre J.-P., Critique de la raison dialectique, P., 1960; Natanson M., Literature, philosophy and the social sciences, The Hague, 1962. B. Швырев, Э. Юдин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.